НАПРАВЛЕНИЕ 510900 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
11 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510900 - ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
510900 - Гидрометеорология
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр гидрометеорологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр гидрометеорологии по направлению 510900 - Гидрометеорология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: гидролога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ, по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999)) (N 20614), метеоролога (N 24078), океанолога (N 25288), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в области гидрологии и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля бакалавр гидрометеорологии может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Область профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность бакалавра гидрометеорологии осуществляется в организациях, учреждениях, предприятиях, научно-исследовательских институтах, специальных учебных заведениях, связанных в своей деятельности с атмосферой, водами суши и Мирового океана, с оценкой их возможного изменения, вызванного естественными и антропогенными причинами.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению 510900 - Гидрометеорология являются атмосфера, воды суши, Мировой океан.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- экспертная;
- проектно-изыскательская;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология подготовлен к решению следующих задач:
в научно-исследовательской сфере:
- мониторинг атмосферы, вод суши и Мирового океана;
- первоначальный анализ и контроль данных гидрометеорологических наблюдений;
- подготовка материалов для описания и прогноза погоды, климата, состояния рек, озер, водохранилищ, морей и Мирового океана;
- производство наблюдений за состоянием атмосферы и гидросферы;
в оперативно-производственной деятельности:
- обеспечение гидрометеорологической информацией государственных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности;
- обобщение режимной информации об атмосфере, водах суши и океане, составление баз данных;
- составление локальных краткосрочных гидрометеорологических прогнозов;
в экспертной деятельности:
- экспертная оценка антропогенных воздействий на состояние атмосферы, вод суши и морей;
- экспертиза проектов;
- обследование деятельности производственных предприятий;
в проектно-изыскательской деятельности:
- гидрометеорологическое обеспечение проектов;
в педагогической деятельности:
- преподавание гидрометеорологических дисциплин в средних специальных учебных заведениях;
- учебно-вспомогательная работа в вузах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр по направлению 510900 - Гидрометеорология подготовлен:
- к продолжению обучения по 5-летней программе и освоению образовательных программ по специальностям 012600 - Метеорология, 012700 - Гидрология, 012800 - Океанология в срок до одного года;
- к обучению в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению
510900 - Гидрометеорология
3.1. Основная образовательная программа бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 510900 - Гидрометеорология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Закрепление программы средней школы, ¦ ¦
¦ ¦изучение нового лексико-грамматического ¦ ¦
¦ ¦материала, необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования ¦ ¦
¦ ¦и аннотирования научной литературы, курс ¦ ¦
¦ ¦научно-технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы физической культуры; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа и стиля жизни; оздоровительные ¦ ¦
¦ ¦системы и спорт (теория, методика, практика); ¦ ¦
¦ ¦профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического ¦ ¦
¦ ¦источника. Отечественная историография в ¦ ¦
¦ ¦прошлом и настоящем: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Методология и теория исторической науки. ¦ ¦
¦ ¦История России - неотъемлемая часть всемирной ¦ ¦
¦ ¦истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого ¦ ¦
¦ ¦переселения народов. Проблема этногенеза ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. Основные этапы становления ¦ ¦
¦ ¦государственности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения ¦ ¦
¦ ¦в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема экономического роста и модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Революции и реформы. Социальная трансформация ¦ ¦
¦ ¦общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного ¦ ¦
¦ ¦политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма ¦ ¦
¦ ¦в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в ¦ ¦
¦ ¦30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651900 - АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также