НАПРАВЛЕНИЕ 520600 - ЖУРНАЛИСТИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЖУРНАЛИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
75 гум/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520600 - ЖУРНАЛИСТИКА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЖУРНАЛИСТИКИ
1. Общая характеристика направления 520600 - Журналистика
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - бакалавр журналистики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520600 - Журналистика при очной форме обучения - 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр журналистики по направлению 520600 - Журналистика подготовлен для работы в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах паблик рилейшнз (связи с общественностью).
В соответствии с полученной профессиональной подготовкой он должен быть способен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности.
1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).
2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и различных слоев аудитории).
3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).
4. Программирующая (участие на уровне своих должностных обязанностей в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).
5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы "в свет").
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр, имеющий базовое журналистское образование (бакалавр журналистики), подготовлен к продолжению образования в магистратуре (по направлению 520600 - Журналистика).
Бакалавр журналистики подготовлен к обучению в магистратуре и освоению в установленные сроки магистерских программ родственных направлений:
- филология 520300;
- менеджмент 521500;
- социальная работа 521100;
- политология 520900;
- социология 521200;
- психология 521000;
- культурология 520100;
- философия 520400;
- лингвистика 520500;
- книжное дело 520700;
- история 520800;
- юриспруденция 521400;
- экономика 521600;
- искусствоведение 521800;
- конфликтология 522700.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области журналистики предусматривается проведение вступительных испытаний профессиональной направленности (творческого конкурса).
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 520600 - Журналистика
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра и условиям ее реализации, а также сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативы.
Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 520600 - Журналистика
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1280 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Философия ¦100 ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления. Школы философии и этапы ее историче-¦ ¦
¦ ¦ского развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. Пространство.¦ ¦
¦ ¦Время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности. Научные, фило- ¦ ¦
¦ ¦софские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы;¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и цивилиза-¦ ¦
¦ ¦ционная концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представление о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Культурология (включая религиоведение) ¦54 ¦
¦ ¦ Структура и состав современного культурологи- ¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. Куль- ¦ ¦
¦ ¦тура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и социали- ¦ ¦
¦ ¦зация. ¦ ¦
¦ ¦ Журналистика как часть культуры. Роль СМИ в ¦ ¦
¦ ¦формировании культуры общества. ¦ ¦
¦ ¦ Религия в контексте культуры. Основные мировые ¦ ¦
¦ ¦религии: христианство, ислам, буддизм. Течения ¦ ¦
¦ ¦религиозной мысли. Современная религиозная ¦ ¦
¦ ¦картина мира. Журналистика и религия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. ¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-про- ¦ ¦
¦ ¦мышленное производство. Становление индустри- ¦ ¦
¦ ¦ального общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX в. и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. НТР и ее влияние на ход общест- ¦ ¦
¦ ¦венного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Правоведение ¦28 ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦ Норма права и нормативно-правовые аспекты. ¦ ¦
¦ ¦ Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Источники российского ¦ ¦
¦ ¦права. ¦ ¦
¦ ¦ Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в Россий- ¦ ¦
¦ ¦ской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие гражданского правонарушения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦ Обязательства в гражданском праве и ответст- ¦ ¦
¦ ¦венность за их нарушение. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. Ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования професси- ¦ ¦
¦ ¦онально-трудовой деятельности. Трудовой договор ¦ ¦
¦ ¦(контракт). Трудовая дисциплина и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные информативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Социология ¦54 ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие социального статуса. Социальное нера- ¦ ¦
¦ ¦венство, стратификация и социальная мобильность. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные отно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Общественное мнение как институт граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социализация. ¦ ¦
¦ ¦Социальный контроль и девиация. Личность как ¦ ¦
¦ ¦деятельностный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. Место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦ Методика и методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦50 ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Роль и место политики в жизни современных ¦ ¦
¦ ¦обществ. Социальные функции политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая жизнь и властные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его сущность, происхож- ¦ ¦
¦ ¦дение и развитие. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика. ¦ ¦
¦ ¦ Политика, политология и средства массовой ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология (включая основы социальной психологии)¦54 ¦
¦ ¦ Психология ¦ ¦
¦ ¦ Предмет, объект и методы психологии. Место ¦ ¦
¦ ¦психологии в системе наук. История развития ¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦ Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦ Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦ Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦ Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦ Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Основы социальной психологии. ¦ ¦
¦ ¦ Предмет и специфика социальной психологии. ¦ ¦
¦ ¦История развития социально-психологических ¦ ¦
¦ ¦идей. Социально-психологические аспекты соци- ¦ ¦
¦ ¦альной структуры общества. Типы общностей и ¦ ¦
¦ ¦социально-психологические факторы их формирова- ¦ ¦
¦ ¦ния. Социальные общности, социальные группы. ¦ ¦
¦ ¦Нации и народности как особый вид социально- ¦ ¦
¦ ¦психологических общностей. Межгрупповые и ¦ ¦
¦ ¦внутригрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Механизмы формирования солидарности. Конфликты ¦ ¦
¦ ¦и их социально-психологическая природа. ¦ ¦
¦ ¦ Место и роль психологических аспектов социаль- ¦ ¦
¦ ¦ного окружения в формировании поведения соци- ¦ ¦
¦ ¦альных групп. ¦ ¦
¦ ¦ Методология и методы социально-психологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без- ¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические циклы. Макроэкономическое равновесие. ¦ ¦
¦ ¦Совокупный спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство. Теневая экономика. Рынок труда. Рас- ¦ ¦
¦ ¦пределение и доходы. Преобразования в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. Структурные сдвиги в экономике. ¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, профессиональная, обще- ¦ ¦
¦ ¦научная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых словосоче- ¦ ¦
¦ ¦таниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию без искажения смысла при письменном и ¦ ¦
¦ ¦устном общении общего характера; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие и особенности обиходно-литературного, ¦ ¦
¦ ¦официально-делового, научного стилей; стиль ¦ ¦
¦ ¦художественной литературы, средств массовой ¦ ¦
¦ ¦информации. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Диалогическая и монологическая речь с исполь- ¦ ¦
¦ ¦зованием наиболее употребительных и относительно ¦ ¦
¦ ¦простых лексико-грамматических средств в ¦ ¦
¦ ¦основных коммуникативных ситуациях неофициального¦ ¦
¦ ¦и официального общения. Основы публичной ¦ ¦
¦ ¦речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и моно- ¦ ¦
¦ ¦логической речи в сфере бытовой и журналистской ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦журналистской специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Виды речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦дайджест, тезисы, сообщения, информационная ¦ ¦
¦ ¦заметка, частное и деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Физическая культура ¦400 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Законо- ¦ ¦
¦ ¦дательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура человека. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦ Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль состояния организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦260 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦320 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика, информатика, современные компьютерные¦180 ¦
¦ ¦технологии ¦ ¦
¦ ¦ Роль математики в гуманитарных науках, основные ¦ ¦
¦ ¦черты математического подхода и мышления. ¦ ¦
¦ ¦ Элементы теории вероятности; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦математической статистики. ¦ ¦
¦ ¦ Информатика как научная дисциплина и теоретиче- ¦ ¦
¦ ¦ская основа информационной технологии. Определе- ¦ ¦
¦ ¦ние, основные понятия, современное состояние. ¦ ¦
¦ ¦ Определение и классификация информации. Ее ¦ ¦
¦ ¦виды и типы. Структура и свойства. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие информационного документа. Виды, типы; ¦ ¦
¦ ¦общая характеристика процессов сбора, обработки, ¦ ¦
¦ ¦накопления и передачи информации. ¦ ¦
¦ ¦ Процесс информационного поиска. Информационно- ¦ ¦
¦ ¦поисковые системы. Стратегия информационного ¦ ¦
¦ ¦поиска. Информационно-поисковый тезаурус. ¦ ¦
¦ ¦ Виды информационных систем. Базы и банки ¦ ¦
¦ ¦данных. Типы информационных потребностей. ¦ ¦
¦ ¦ Виды информационной технологии. Технические ¦ ¦
¦ ¦средства хранения, поиска, передачи и использо- ¦ ¦
¦ ¦вания информации. ¦ ¦
¦ ¦ Электронно-вычислительные машины. Принципы ¦ ¦
¦ ¦действия. ¦ ¦
¦ ¦ Персональный компьютер. Периферийные устройства ¦ ¦
¦ ¦компьютера. ¦ ¦
¦ ¦ Языки программирования, технология програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования, программное обеспечение. Типы прог- ¦ ¦
¦ ¦рамм. Основы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦ Прикладные программы подготовки и редактирования¦ ¦
¦ ¦текстов. Система распознавания текста. ¦ ¦
¦ ¦"Понимание" текста на естественном языке. Системы¦ ¦
¦ ¦машинного перевода, электронные словари. ¦ ¦
¦ ¦ Компьютерное обеспечение редакционной работы. ¦ ¦
¦ ¦Автоматическая корректура текста. Форматирование.¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика. Работа с таблицами, ¦ ¦
¦ ¦рисунками. Электронные таблицы. Программа ¦ ¦
¦ ¦презентации. ¦ ¦
¦ ¦ Работа на компьютере в локальной и глобальной ¦ ¦
¦ ¦электронных сетях. Работа в Интернете. Исполь- ¦ ¦
¦ ¦зование поисковых программ в профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Становление и развитие информационных структур. ¦ ¦
¦ ¦Основные источники информации по тематике, ¦ ¦
¦ ¦отраслям знания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Концепции современного естествознания ¦68 ¦
¦ ¦ Естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод. ¦ ¦
¦ ¦ История естествознания; панорама современного ¦ ¦
¦ ¦естествознания; тенденции развития. ¦ ¦
¦ ¦ Корпускулярная и континуальная концепции ¦ ¦
¦ ¦описания природы; порядок и беспорядок в ¦ ¦
¦ ¦природе; хаос. ¦ ¦
¦ ¦ Структурные уровни организации материи; ¦ ¦
¦ ¦микро-, макро- и мегамиры; пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦ Принципы относительности; принципы симметрии; ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, взаимодействия; близкодейст- ¦ ¦
¦ ¦вие, дальнодействие; состояние; принципы супер- ¦ ¦
¦ ¦позиции, неопределенности, дополнительности; ¦ ¦
¦ ¦динамические и статистические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦природе. ¦ ¦
¦ ¦ Законы сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принципы возрастания энтропии; ¦ ¦
¦ ¦химические системы, энергетика химических ¦ ¦
¦ ¦процессов, реакционная способность веществ. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и ¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ¦ ¦
¦ ¦организмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция. ¦ ¦
¦ ¦ Человек: физиология, здоровье, эмоции, твор- ¦ ¦
¦ ¦чество, работоспособность; биоэтика. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, биосфера и космические циклы; ноосфера;¦ ¦
¦ ¦необратимость времени; самоорганизация в ¦ ¦
¦ ¦живой и неживой природе; принципы универсального ¦ ¦
¦ ¦эволюционизма; путь к единой культуре. ¦ ¦
¦ ¦ Синергетический подход к устройству мира и ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности сложных организмов. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование научного мировоззрения ¦ ¦
¦ ¦журналиста; роль средств массовой информации в ¦ ¦
¦ ¦популяризации науки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Экология ¦72 ¦
¦ ¦ Предмет и задачи экологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структура биосферы, эко- ¦ ¦
¦ ¦системы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека. ¦ ¦
¦ ¦ Глобальные проблемы окружающей среды, экологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие принципы рационального использования ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов и охраны природы. ¦ ¦
¦ ¦ Основы экономики природопользования; экозащитные¦ ¦
¦ ¦технологии и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Основы экологического права, профессиональная ¦ ¦
¦ ¦ответственность; международное сотрудничество в ¦ ¦
¦ ¦области окружающей среды. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое сознание человека и общества. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы экологического просвещения и образо- ¦ ¦
¦ ¦вания. Роль СМИ и коммуникационных технологий в ¦ ¦
¦ ¦этих процессах и реализации в целом концепции ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития общества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦40 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ¦40 ¦
¦ ¦ливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦5312 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦4252 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Логика ¦68 ¦
¦ ¦ Предмет и значение логики. ¦ ¦
¦ ¦ Мышление как логический процесс. Содержание и ¦ ¦
¦ ¦формы мышления. Структуры мыслительной деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦ Законы последовательного и доказательного ¦ ¦
¦ ¦мышления. Система логических законов традиционной¦ ¦
¦ ¦логики. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие как форма мышления. Языковые формы ¦ ¦
¦ ¦выражения понятий. Термины. Основные логические ¦ ¦
¦ ¦приемы формирования понятий. Роль понятий в ¦ ¦
¦ ¦познании. Содержание и объем понятий. ¦ ¦
¦ ¦ Определение, виды определений, правила их ¦ ¦
¦ ¦построения. ¦ ¦
¦ ¦ Суждение как форма мышления. Основные типы ¦ ¦
¦ ¦суждений. ¦ ¦
¦ ¦ Суждение и вопрос. Логические требования к ¦ ¦
¦ ¦правильной постановке вопросов. ¦ ¦
¦ ¦ Умозаключение как форма мышления. Логическая ¦ ¦
¦ ¦структура умозаключения. Роль дедуктивных ¦ ¦
¦ ¦умозаключений в познании. ¦ ¦
¦ ¦ Вероятностные умозаключения. Объективная и ¦ ¦
¦ ¦субъективная вероятность. Индукция и аналогия ¦ ¦
¦ ¦как виды вероятностных суждений. Индуктивные ¦ ¦
¦ ¦методы установления причинных связей. ¦ ¦
¦ ¦ Виды аналогий. Логические правила умозаключения ¦ ¦
¦ ¦по аналогии. ¦ ¦
¦ ¦ Логическое доказательство, его связь с процес- ¦ ¦
¦ ¦сами получения выводного знания. Логическая ¦ ¦
¦ ¦структура доказательства. Требования, предъ- ¦ ¦
¦ ¦являемые к элементам доказательства. Виды ¦ ¦
¦ ¦доказательств. ¦ ¦
¦ ¦ Сущность опровержения. Связь опровержения и ¦ ¦
¦ ¦доказательства. Опровержение тезиса, аргументов ¦ ¦
¦ ¦и демонстрации. ¦ ¦
¦ ¦ Логические правила и основные ошибки доказа- ¦ ¦
¦ ¦тельства и опровержения. Роль доказательства и ¦ ¦
¦ ¦опровержения в познавательном процессе. Логи- ¦ ¦
¦ ¦ческие основы теории аргументации. ¦ ¦
¦ ¦ Логика и язык. Логика и журналистика. Логический¦ ¦
¦ ¦анализ высказываний и письменных текстов. ¦ ¦
¦ ¦Логическая структура различных видов журналист- ¦ ¦
¦ ¦ского текста ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Основы теории литературы ¦72 ¦
¦ ¦ Происхождение искусства. Искусство в системе ¦ ¦
¦ ¦культуры. Место литературы в ряду других ¦ ¦
¦ ¦искусств. Место теории литературы в системе ¦ ¦
¦ ¦наук об искусстве. Предмет теории литературы. ¦ ¦
¦ ¦Научная природа литературоведения. ¦ ¦
¦ ¦ Литературная критика как синтез науки, искусства¦ ¦
¦ ¦и публицистики. Понятие о художественном ¦ ¦
¦ ¦мире произведения. Понятие об интерпретации. ¦ ¦
¦ ¦ Материал и прием. Язык произведения. Сюжет, ¦ ¦
¦ ¦фабула, композиция. Художественная речь и ее ¦ ¦
¦ ¦элементы. Тропы как средства предметной изобра- ¦ ¦
¦ ¦зительности и как принципы построения художест- ¦ ¦
¦ ¦венного мира. Проза и поэзия как принципы орга- ¦ ¦
¦ ¦низации художественного текста. ¦ ¦
¦ ¦ Содержание литературного произведения. Элементы ¦ ¦
¦ ¦художественного мира. Единство формы и ¦ ¦
¦ ¦содержания произведения. Пространство и время. ¦ ¦
¦ ¦Автор, повествователь, персонаж. Предметный мир ¦ ¦
¦ ¦произведения. Реализм и условность в литературе. ¦ ¦
¦ ¦ Основные категории стиховедения. Народный ¦ ¦
¦ ¦стих. Силлабическое стихосложение. Силлабото- ¦ ¦
¦ ¦ника: принципы организации. Неклассические ¦ ¦
¦ ¦размеры русского языка. Рифма, строфика, звуковая¦ ¦
¦ ¦организация. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о культурной и литературной традиции. ¦ ¦
¦ ¦Литературные роды. Жанры литературы. Понятие ¦ ¦
¦ ¦"памяти жанра". Литература и мифология: концепции¦ ¦
¦ ¦и гипотезы. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о литературном процессе. Литературные ¦ ¦
¦ ¦направления и течения. Литературные манифесты и ¦ ¦
¦ ¦творческая практика. Литература, беллетристика, ¦ ¦
¦ ¦паралитература. Массовая культура и литература ¦ ¦
¦ ¦постсоветского общества. Проблемы современной ¦ ¦
¦ ¦литературы. ¦ ¦
¦ ¦ Искусство и средства массовой информации. ¦ ¦
¦ ¦Литература и СМИ. Роль литературоведческих ¦ ¦
¦ ¦знаний в журналистской деятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История отечественной литературы ¦548 ¦
¦ ¦ Древняя русская литература (Х - ХII вв.): лите- ¦ ¦
¦ ¦ратурные памятники Киевской Руси. "Слово о ¦ ¦
¦ ¦полку Игореве". ¦ ¦
¦ ¦ Литература и национально-освободительная борьба;¦ ¦
¦ ¦образование единого Российского государства. ¦ ¦
¦ ¦ Поэтика древнерусской литературы; героический ¦ ¦
¦ ¦и национально-патриотический характер литературы ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XVIII в. Литература в эпоху реформ ¦ ¦
¦ ¦Петра I, классицизм, формирование национального ¦ ¦
¦ ¦облика русской литературы, просветительство. ¦ ¦
¦ ¦Литература и становление русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка, реформа стихосложения. Сентиментализм. ¦ ¦
¦ ¦Журналистика XVIII в. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XIX в. Возникновение и становление ¦ ¦
¦ ¦романтизма. "Золотой век" русской поэзии. А.С. ¦ ¦
¦ ¦Пушкин и поэты пушкинской плеяды. Движение ¦ ¦
¦ ¦декабристов и литература. Художественное свое- ¦ ¦
¦ ¦образие русского романтизма. М.Ю. Лермонтов. ¦ ¦
¦ ¦ Литературная критика, ее роль в развитии ¦ ¦
¦ ¦литературы. ¦ ¦
¦ ¦ "Натуральная школа" 1840-х гг. Литература в ¦ ¦
¦ ¦эпоху общественных реформ. Социальная заострен- ¦ ¦
¦ ¦ность, нравственные искания литературы второй ¦ ¦
¦ ¦половины XIX в. ¦ ¦
¦ ¦ Расцвет реализма, поэтика реалистической ¦ ¦
¦ ¦литературы. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. И.А. ¦ ¦
¦ ¦Аксаков. И.А. Гончаров. ¦ ¦
¦ ¦ Литература и религиозно-философская мысль. ¦ ¦
¦ ¦Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Мировое ¦ ¦
¦ ¦значение русской классики XIX в. ¦ ¦
¦ ¦ Литература конца XIX - начала XX вв. Новые ¦ ¦
¦ ¦тенденции в литературе рубежа веков. Взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие двух основных направлений - реализма ¦ ¦
¦ ¦(А.П. Чехов) и модернизма (Д.С. Мережковский, ¦ ¦
¦ ¦В.Я. Брюсов). ¦ ¦
¦ ¦ Литература и первая российская революция 1905 ¦ ¦
¦ ¦- 1907 гг. Обновление реалистической литературы. ¦ ¦
¦ ¦А.М. Горький. "Серебряный век" русской поэзии. ¦ ¦
¦ ¦Символизм, акмеизм, футуризм. ¦ ¦
¦ ¦ 1917 г. - рубеж в развитии русской литературы. ¦ ¦
¦ ¦Судьба культурного наследия. Отечественная ¦ ¦
¦ ¦литература после 1917 г. Многообразие литера- ¦ ¦
¦ ¦турных направлений и программ в строительстве ¦ ¦
¦ ¦"нового искусства". Литературные журналы. ¦ ¦
¦ ¦ Литература в тоталитарном обществе 1930 - ¦ ¦
¦ ¦50-х гг. Связь отечественной культуры и ¦ ¦
¦ ¦литературы с коллизиями и драмами истории ¦ ¦
¦ ¦XX в. А.Н. Толстой. М.А. Шолохов. Особенности ¦ ¦
¦ ¦художественного освоения действительности конца ¦ ¦
¦ ¦1950 - 70-х гг. А.Т. Твардовский. А.П. Платонов. ¦ ¦
¦ ¦ Литература русского зарубежья. И.А. Бунин. ¦ ¦
¦ ¦В.В. Набоков. ¦ ¦
¦ ¦ Процессы развития отечественной культуры и ¦ ¦
¦ ¦литературы в посттоталитарное время. ¦ ¦
¦ ¦ Роль литературы в формировании демократического ¦ ¦
¦ ¦общества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦История зарубежной литературы ¦548 ¦
¦ ¦ История античной литературы. ¦ ¦
¦ ¦ Культура Древней Эллады. Значение мифа и ¦ ¦
¦ ¦обряда в становлении словесного искусства. ¦ ¦
¦ ¦Зарождение и становление основных видов древне- ¦ ¦
¦ ¦греческой литературы. ¦ ¦
¦ ¦ Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. ¦ ¦
¦ ¦Античная лирика, ее основные формы, образы и ¦ ¦
¦ ¦средства выразительности. ¦ ¦
¦ ¦ Формирование трагедии и комедии, философского ¦ ¦
¦ ¦диалога и исторического повествования в ¦ ¦
¦ ¦классическую эпоху греческой литературы. ¦ ¦
¦ ¦Развитие лирических и драматических жанров, а ¦ ¦
¦ ¦также басни и сатиры, любовной повести в эпоху ¦ ¦
¦ ¦эллинизма. ¦ ¦
¦ ¦ Продолжение эллинских традиций и новаторство ¦ ¦
¦ ¦литературы Древнего Рима. Новое представление о ¦ ¦
¦ ¦человеке и мире его чувств в лирике Катулла, ¦ ¦
¦ ¦эпосе Вергилия и Овидия. ¦ ¦
¦ ¦ "Новый завет" и зарождение христианской культуры¦ ¦
¦ ¦на закате античности. Новые ценности, герои и ¦ ¦
¦ ¦жанры. ¦ ¦
¦ ¦ Литература Средних веков и Возрождения. ¦ ¦
¦ ¦ Народная поэзия, мифы и предания раннего ¦ ¦
¦ ¦Средневековья. Христианская религиозная ¦ ¦
¦ ¦литература, ее герои и жанры. Основные направле- ¦ ¦
¦ ¦ния и формы литературы XII - XIV вв. Куртуазная ¦ ¦
¦ ¦лирика и роман: темы и жанры городской ¦ ¦
¦ ¦литературы. Философско-поэтический синтез ¦ ¦
¦ ¦средневековой культуры в поэме Данте "Божест- ¦ ¦
¦ ¦венная комедия". ¦ ¦
¦ ¦ Литература эпохи Возрождения в западноевро- ¦ ¦
¦ ¦пейских странах. ¦ ¦
¦ ¦ Лирика Ф. Петрарки и П. Ронсара, новеллистика ¦ ¦
¦ ¦Дж. Бокаччо и его последователей, народный ¦ ¦
¦ ¦смеховой роман в творчестве Ф. Рабле и ¦ ¦
¦ ¦М. Сервантеса, расцвет драматургии на рубеже ¦ ¦
¦ ¦XVI - XVII вв. и произведения У. Шекспира. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XVII - XVIII вв. ¦ ¦
¦ ¦ Классицизм и барокко в литературе Франции и ¦ ¦
¦ ¦Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и ¦ ¦
¦ ¦басня. Религиозные образы в литературе XVII в. ¦ ¦
¦ ¦ Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и ¦ ¦
¦ ¦персонажи просветительского романа и ¦ ¦
¦ ¦философской повести. Д. Дефо, Дж. Свифт и ¦ ¦
¦ ¦Г. Филдинг, Вольтер, Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо. ¦ ¦
¦ ¦Драматургия XVIII в. Г.-Э. Лессинг, ¦ ¦
¦ ¦П.-О. Бомарше, Ф. Шиллер и И.-В. Гете. Народная ¦ ¦
¦ ¦лирика Р. Бернса. "Фауст" Гете - художественно- ¦ ¦
¦ ¦философское обобщение опыта Возрождения и ¦ ¦
¦ ¦Просвещения. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XIX в. Романтизм. ¦ ¦
¦ ¦ Теоретические постулаты раннего романтизма и ¦ ¦
¦ ¦философия рубежа XVIII - XIX вв. Стремление к ¦ ¦
¦ ¦универсализму в творчестве первых романтиков. ¦ ¦
¦ ¦У. Блейк, Новалис и другие. Романтическая ¦ ¦
¦ ¦лирика, ее основные темы, образы и формы. Жанры ¦ ¦
¦ ¦легенды и сказки в романтической прозе. Разно- ¦ ¦
¦ ¦видности романтической повести и романа: ¦ ¦
¦ ¦исповедальный, готический и исторический. ¦ ¦
¦ ¦Романтический герой в творчестве Дж. Байрона, ¦ ¦
¦ ¦П. Шелли и Г. Гейне. Особенности американского ¦ ¦
¦ ¦романтизма, его основные темы и жанры. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XIX в. Реализм. ¦ ¦
¦ ¦ Истоки и пути формирования классического ¦ ¦
¦ ¦реализма XIX в. Народная песня Беранже. ¦ ¦
¦ ¦Открытия психологического и социального романа ¦ ¦
¦ ¦Стендаля и О. Бальзака, развитие новеллы в ¦ ¦
¦ ¦творчестве П. Мериме. Своеобразие творческой ¦ ¦
¦ ¦манеры Ч. Диккенса и У. Теккерея. Развитие ¦ ¦
¦ ¦реализма в произведениях Г. Флобера. Поэзия ¦ ¦
¦ ¦середины века и Ш. Бодлер. Поздний американский ¦ ¦
¦ ¦романтизм. Художественно-философское творчество ¦ ¦
¦ ¦Ф. Эмерсона и Г. Торо, романы Н. Готорна и ¦ ¦
¦ ¦Г. Мелвилла, поэзия У. Уитмена. ¦ ¦
¦ ¦ Литература конца XIX в. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие декаданса и отражение переломной эпохи ¦ ¦
¦ ¦в литературе рубежа веков. Течения натурализма ¦ ¦
¦ ¦(Э. Золя) и символизма (П. Верлен и А. Рембо) ¦ ¦
¦ ¦во Франции и их продолжение в других литературах.¦ ¦
¦ ¦Становление реализма в литературе США и ¦ ¦
¦ ¦своеобразие национального юмора. Марк Твен и ¦ ¦
¦ ¦Г. Джеймс. Эстетизм О. Уайлда. Неоромантизм в ¦ ¦
¦ ¦литературе Англии (Р. Стивенсон, Р. Киплинг и ¦ ¦
¦ ¦др.), Норвегии (К. Гамсун) и Америки ¦ ¦
¦ ¦(Дж. Лондон). Развитие философского и ¦ ¦
¦ ¦фантастического романа в творчестве А. Франса и ¦ ¦
¦ ¦Г. Уэллса, О. Уайлда и Марка Твена. Рождение ¦ ¦
¦ ¦новой драмы во второй половине XIX в. Г. Ибсен, ¦ ¦
¦ ¦О. Уайлд, Б. Шоу, Г. Гауптман и А. Стриндберг. ¦ ¦
¦ ¦ Литература XX в. ¦ ¦
¦ ¦ Рождение модернизма в литературе XX в. Услож- ¦ ¦
¦ ¦нение форм повествования и психологического ¦ ¦
¦ ¦письма, сочетание мифологии с особой детализа- ¦ ¦
¦ ¦цией, техника "потока сознания" в творчестве ¦ ¦
¦ ¦М. Пруста и Дж. Джойса, логика сновидения и ¦ ¦
¦ ¦абсурда в прозе Ф. Кафки. Авангардистские ¦ ¦
¦ ¦течения 1910 - 20-х гг. Поэзия и драматургия ¦ ¦
¦ ¦немецкого экспрессионизма, идеи и формы ¦ ¦
¦ ¦итальянского футуризма, французский сюрреализм; ¦ ¦
¦ ¦"поэзия отчаяния" Т.С. Элиота. Сатира и новые ¦ ¦
¦ ¦формы типизации в романах Г. Манна "Вернопод- ¦ ¦
¦ ¦данный" и Я. Гашека "Похождение бравого солдата ¦ ¦
¦ ¦Швейка". Осмысление опыта Первой мировой войны ¦ ¦
¦ ¦и проза писателей "потерянного поколения" ¦ ¦
¦ ¦(Э. Хемингуэй, Ф.-С. Фитцджералд, Э.-М. Ремарк, ¦ ¦
¦ ¦Р. Олдингтон). Различные формы эпопеи в лите- ¦ ¦
¦ ¦ратуре США тридцатых годов. Романы Дж. Дос ¦ ¦
¦ ¦Пассоса, Т. Вулфа, Э. Хемингуэя и Дж. Стейнбека. ¦ ¦
¦ ¦Новаторство У. Фолкнера. Интеллектуально- ¦ ¦
¦ ¦философский роман в творчестве Т. Манна и ¦ ¦
¦ ¦Г. Гессе, Ж.-П. Сартра и А. Камю, У. Голдинга ¦ ¦
¦ ¦и А. Мердок. Исторический роман в литературе ¦ ¦
¦ ¦XX в. Братья Манны, Л. Фейхтвангер и другие. ¦ ¦
¦ ¦Антифашистская борьба в литературе 1930 - ¦ ¦
¦ ¦40-х гг. (А. Зегерс и Б. Брехт, Г. Белль и ¦ ¦
¦ ¦Г. Грасс). Драматургия Б. Брехта и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на развитие

НАПРАВЛЕНИЕ 520600 - ЖУРНАЛИСТИКА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЖУРНАЛИСТИКИ (утв. Минобразованием РФ от 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также