СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012500 - ГЕОГРАФИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОГРАФ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
104 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012500 - ГЕОГРАФИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОГРАФ
1. Общая характеристика специальности
012500 - География
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - географ.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки географа по специальности 012500 - География при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Географ по специальности 012500 - География может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999. М., 1999 (N 22446)), геохимика (20603), палеогеографа (N 25457), научного редактора (N 26039), экономиста (N 27728), экономиста-демографа (N 27726), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экономики (N 26638), экскурсовода (N 27765) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля географ может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности:
Сферой профессиональной деятельности специалиста по специальности 012500 - География являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности географа являются: географическая оболочка, ее строение, функционирование и развитие; природные, природно-антропогенные, социально-экономические и территориально-производственные системы на глобальном, региональном и локальном уровнях.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 012500 - География может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Географ по специальности 012500 - География подготовлен к решению следующих задач:
Научно-исследовательская деятельность:
Специалист должен быть подготовлен к участию:
- в проведении комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению;
- в выявлении природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения;
- в изучении закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества;
- в исследовании проблем международного и внутригосударственного разделения труда;
- в географическом прогнозировании;
- в организации экологического мониторинга;
- в анализе частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, в управлении природопользованием;
- в выявлении и диагностике проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы;
- в анализе и разработке рекомендаций использования зарубежного опыта в территориальной организации производительных сил, общества и природопользования;
- в проведении геополитических и геоэкономических оценок регионов, стран, мира в целом и транснациональных фирм.
Проектно-производственная деятельность:
Географ должен быть подготовлен для участия в:
- проектировании и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
- проектировании типовых природоохранных мероприятий;
- оценке воздействий на окружающую среду;
- обеспечении экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
- разработке географических аспектов маркетинговой и управленческой деятельности отдельных предприятий и фирм;
- проведении географической и экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.
Педагогическая деятельность:
Географ подготовлен для:
- педагогической работы в общеобразовательных школах и в вузах при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Географ, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012500 - География, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.23 - Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов, 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география, 25.00.25 - Геоморфология и эволюционная география, 25.00.31 - Гляциология и криология Земли, 25.00.35 - Геоинформатика, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 510800 - География, 510900 - Гидрометеорология, 511400 - География и картография и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования
к основной образовательной программе подготовки
выпускника по специальности 012500 - География
3.1. Основная образовательная программа специалиста-географа разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-географа, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа специалиста-географа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-географа должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы специалиста-географа должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
специалиста-географа по специальности
012500 - География
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Основные гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля жизни; ¦ ¦
¦ ¦оздоровительные системы и спорт (теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, практика); профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ¦ ¦
¦ ¦ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания российского¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦

НАПРАВЛЕНИЕ 511600 - ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ (утв. Минобразованием РФ от 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также