НАПРАВЛЕНИЕ 511600 - ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА. СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ (утв. Минобразованием РФ от 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
122 ЕН/БАК
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 511600 - ПРИКЛАДНЫЕ МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА
СТЕПЕНЬ - БАКАЛАВР ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
1. Общая характеристика направления
511600 - Прикладные математика и физика
1.1. Направление 511600 - Прикладные математика и физика утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень выпускника: бакалавр прикладных математики и физики.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 511600 - Прикладные математика и физика - 4 года. Форма обучения - только очная.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Бакалавр прикладных математики и физики может под руководством более опытного специалиста разрабатывать системы математического обеспечения решения научно-технических и производственных задач; изучать и анализировать информацию по решаемой задаче, формулировать ее сущность, давать ее математическое описание; осуществлять приведение задачи к математической форме; разрабатывать технические условия и задания на программы и подпрограммы, входящие в состав общей программы; на основе математического анализа определять возможность и методы решения задачи наиболее рациональным способом; составлять алгоритм задачи и отдельных ее этапов, логическую схему программы; осуществлять разработку математической модели и выбор численного метода решения задачи; определять возможность использования готовых алгоритмов решения задач, разработанных другими организациями; выполнять работы по унификации вычислительных процессов; принимать участие в проектных работах по расширению области применения вычислительной техники, а также по совершенствованию методов математического обеспечения решения задач в области прикладных математики и физики;
на основе анализа математических моделей и алгоритмов решения физико-технических, естественнонаучных, экономических и других задач может разрабатывать программы, обеспечивающие возможность выполнения алгоритма и соответственно поставленной задачи средствами вычислительной техники, проводить их тестирование и отладку; разрабатывать технологию решения задачи по всем этапам обработки информации; осуществлять выбор языка программирования для описания алгоритмов и структур данных; определять информацию, подлежащую обработке средствами вычислительной техники, ее объемы, структуру, макеты и схемы ввода, обработки, хранения и вывода, методы ее контроля; определять объем и содержание данных контрольных примеров, обеспечивающих наиболее полную проверку соответствия программ их функциональному назначению; осуществлять запуск отлаженных программ и ввод исходных данных, определяемых условиями поставленных задач; проводить корректировку разработанной программы на основе анализа выходных данных; разрабатывать инструкции по работе с программами, оформлять необходимую техническую документацию; определять возможность использования готовых программных продуктов; осуществлять сопровождение внедренных программ и программных средств; разрабатывать и внедрять системы автоматической проверки правильности программ, типовые и стандартные программные средства, составлять технологию обработки информации; выполнять работу по унификации и типизации вычислительных процессов; принимать участие в создании каталогов и картотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих машинной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники;
обеспечивать правильную техническую эксплуатацию, бесперебойную работу электронного оборудования; участвовать в разработке перспективных и текущих планов и графиков работы, технического обслуживания и ремонта оборудования, мероприятий по улучшению его эксплуатации и повышению эффективности использования электронной техники; осуществлять подготовку электронно-вычислительных машин к работе, технический осмотр отдельных устройств и узлов, контролировать параметры и надежность электронных элементов оборудования, проводить тестовые проверки с целью своевременного обнаружения неисправностей, устранять их; производить наладку элементов и блоков электронно-вычислительных машин, радиоэлектронной аппаратуры и отдельных устройств и узлов; организовывать техническое обслуживание электронной техники, обеспечивать ее работоспособное состояние, рациональное использование, проведение профилактического и текущего ремонта; принимать меры по своевременному и качественному выполнению ремонтных работ согласно утвержденной документации; осуществлять контроль за проведением ремонта и испытаний электронного оборудования, за соблюдением инструкций по эксплуатации, техническому уходу за ним; участвовать в проверке технического состояния электронного оборудования, проведении профилактических осмотров и текущего ремонта, приемке его из капитального ремонта, а также в приемке и освоении вновь вводимого в эксплуатацию электронного оборудования; изучать возможность подключения дополнительных внешних устройств к электронно-вычислительным машинам с целью расширения их технических возможностей, создания вычислительных комплексов; вести учет и анализировать показатели использования электронного оборудования, изучать режимы работы и условия его эксплуатации, разрабатывать нормативные материалы по эксплуатации и техническому обслуживанию электронного оборудования; составлять заявки на электронное оборудование и запасные части к нему, техническую документацию на ремонт, отчеты о работе; осуществлять контроль за своевременным обеспечением электронной техники запасными частями и материалами, организовывать хранение радиоэлектронной аппаратуры;
под руководством ведущего или ответственного исполнителя, или руководителя темы (задания), или экономиста выполнять научно-вспомогательную работу при проведении исследований или разработок в соответствии с методическими и рабочими программами; осуществлять сбор, накопление научно-технической информации и других необходимых материалов для выполнения плановой работы или отдельных заданий; систематизировать и обобщать статистические материалы и другие данные по теме (заданию) в целом, ее отдельным разделам или этапам; изучать специальную литературу по тематике проводимых исследований или разработок, составлять библиографию, аннотации, рефераты и обзоры; принимать участие в подготовке проектов перспективных и годовых планов исследований или разработок, мероприятий по повышению их экономической эффективности, научно-технических отчетов и другой технической документации; выполнять расчеты, необходимые для определения материальных и трудовых затрат проводимых исследований, разработок, экспериментов, составления планов, смет, заявок и т.п.; вести учет выполняемых работ, анализировать результаты деятельности учреждения (организации), отдельных подразделений, определять экономическую эффективность проводимых исследований и разработок, подготавливать различные обоснования, справки, составлять периодическую отчетность; принимать участие в рассмотрении методических и рабочих программ, вопросов организации выполнения работ, в обсуждении полученных результатов исследований, разработок и экспериментов, а также в подготовке и осуществлении мероприятий по их внедрению. Требования к знаниям и умениям выпускников, обеспечивающих удовлетворение приведенным квалификационным требованиям, приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей, выпускник бакалавриата по направлению 511600 - Прикладные математика и физика может занимать должности: математик, инженер-программист (программист), инженер-электроник (электроник), экономист (ВЦ, по планированию, по финансовой работе) и другие в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Должностные обязанности перечисленных выше должностей содержатся в приложении N 1 к настоящему Государственному образовательному стандарту <*>.
------------------------------------
<*> Не приводится.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к продолжению образования в магистратуре по направлениям:
511600 - Прикладные математика и физика;
510200 - Прикладная математика и информатика;
510300 - Механика;
510400 - Физика;
511200 - Математика. Прикладная математика;
511300 - Механика. Прикладная математика;
511500 - Радиофизика;
552800 - Информатика и вычислительная техника;
553300 - Прикладная механика;
550400 - Телекоммуникации;
550700 - Электроника и микроэлектроника.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки бакалавра по направлению 511600 -
Прикладные математика и физика
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки бакалавра
по направлению 511600 - Прикладные математика и физика
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1550 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦730 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, акцен- ¦ ¦
¦ ¦туации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля про- ¦ ¦
¦ ¦изношения, характерные для сферы профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ной коммуникации; чтение транскрипции. Лекси- ¦ ¦
¦ ¦ческий минимум в объеме 4000 учебных лексических¦ ¦
¦ ¦единиц общего и терминологического характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, обще- ¦ ¦
¦ ¦научная, официальная и другая). Понятие о сво- ¦ ¦
¦ ¦бодных и устойчивых словосочетаниях, фразеоло- ¦ ¦
¦ ¦гических единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, обес- ¦ ¦
¦ ¦печивающие коммуникацию общего характера без ¦ ¦
¦ ¦искажения смысла при письменном и устном обще- ¦ ¦
¦ ¦нии; основные грамматические явления, харак- ¦ ¦
¦ ¦терные для профессиональной речи. Понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной литературы.¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. Культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых ¦ ¦
¦ ¦лексико-грамматических средств в основных ¦ ¦
¦ ¦коммуникативных ситуациях неофициального и ¦ ¦
¦ ¦официального общения. Основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад). Аудирование. Пони- ¦ ¦
¦ ¦мание диалогической и монологической речи в ¦ ¦
¦ ¦сфере бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых произведе- ¦ ¦
¦ ¦ний: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, ¦ ¦
¦ ¦частное письмо, деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦450 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012700 - ГИДРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГИДРОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также