СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012700 - ГИДРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГИДРОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
102 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012700 - ГИДРОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ГИДРОЛОГ
1. Общая характеристика специальности
012700 - Гидрология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - специалист-гидролог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки гидролога по специальности 012700 - Гидрология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Гидролог по специальности 012700 - Гидрология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), гидролога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 20614), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в области гидрологии и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля гидролог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности специалиста по специальности 012700 - Гидрология являются:
- органы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- академические и научно-исследовательские институты, связанные с изучением вод суши;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- организации, учреждения и предприятия, связанные с эксплуатацией водных ресурсов;
- различные по формам собственности, зависящие в своей деятельности от состояния водных объектов суши проектные, изыскательские, исследовательские институты, бюро, фирмы и т.п.;
- учреждения высшего и среднего специального образования.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности гидролога по специальности 012700 - Гидрология являются воды суши.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Гидролог по специальности 012700 - Гидрология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-производственная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Гидролог по специальности 012700 - Гидрология подготовлен к решению следующих задач:
Научно-исследовательская деятельность:
Гидролог должен быть подготовлен к:
- участию в проведении комплексных исследований вод суши, форм их существования в природе, свойств, состава, качества, режима, закономерностей распределения в пространстве, взаимосвязей с атмосферой, океаном, литосферой и биосферой в процессе общего и регионального круговорота вещества и энергии;
- изучению физических, химических и биологических процессов, протекающих в различных водных объектах суши;
- анализу проблем водных ресурсов, оценке и прогнозу их количественных и качественных изменений, вызванных естественными и антропогенными причинами;
- участию в разработке рекомендаций по экологически безопасному использованию и охране вод суши от истощения и загрязнения.
Проектно-производственная деятельность:
Гидролог должен быть подготовлен к:
- проведению водно-технических изысканий;
- выполнению гидрологических и водохозяйственных расчетов для строительного проектирования и планирования водоохранных мероприятий;
- участию в проведении экологической экспертизы проектов.
Оперативно-производственная деятельность:
Гидролог должен быть подготовлен к:
- организации и проведению режимных гидрологических наблюдений;
- проведению оперативных гидрологических прогнозов.
Педагогическая деятельность:
Гидролог подготовлен к:
- преподаванию гидрологических дисциплин в вузах и средних специальных учебных заведениях (при условии освоения педагогической программы обучения);
- учебно-вспомогательной работе в вузах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Гидролог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012700 - Гидрология, подготовлен к:
- продолжению образования в аспирантуре по специальности 25.00.27 - Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
012700 - Гидрология
3.1. Основная образовательная программа гидролога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы гидролога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программ гидролога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы специалиста-гидролога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки гидролога
по специальности 012700 - Гидрология
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико- ¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале XX ¦ ¦
¦ ¦в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и пос- ¦ ¦
¦ ¦ледствия. Российская эмиграция. Социально-эко- ¦ ¦
¦ ¦номическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические преобразо- ¦ ¦
¦ ¦вания в 30-е гг. Усиление режима личной власти ¦ ¦
¦ ¦Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012600 - МЕТЕОРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕТЕОРОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также