СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012600 - МЕТЕОРОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕТЕОРОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
103 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012600 - МЕТЕОРОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - МЕТЕОРОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 012600 - Метеорология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - метеоролог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки метеоролога по специальности 012600 - Метеорология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), метеоролога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 24078), синоптика (N 26450), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), агрометеоролога (N 20038), аэролога (N 20246), стажера-исследователя в области метеорологии (N 26627), инженера-лаборанта (N 22497) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля метеоролог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности метеоролога по специальности 012600 - Метеорология являются:
- органы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- академические и научно-исследовательские институты, связанные с изучением атмосферы и с ее взаимодействием с океаном;
- органы охраны природы и управления природопользованием;
- организации, учреждения и предприятия, связанные с изменением погоды и климата;
- проектные, изыскательские, исследовательские институты, бюро, фирмы и т.п. различных форм собственности, зависящие в своей деятельности от состояния погоды и климата;
- учреждения высшего и среднего специального образования.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности метеоролога по специальности 012600 - Метеорология являются атмосфера Земли и воздушные массы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-производственная;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Метеоролог по специальности 012600 - Метеорология подготовлен к решению следующих задач:
Научно-исследовательская деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- участию в разработке физико-математических моделей общей циркуляции атмосферы и климата, включая взаимодействие атмосферы и океана, в их сопоставлении с наблюдениями, анализе чувствительности к различным природным факторам;
- изучению физических и химических процессов, протекающих в атмосфере и при ее взаимодействии с земной поверхностью и биосферой;
- осуществлению географического и физического анализа атмосферных процессов и явлений, их классификации, установлению эмпирических зависимостей и закономерностей;
- исследованию переноса, трансформации и выведению промышленных и других загрязнений, выбрасываемых в атмосферу.
Проектно-производственная деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- оценке влияния метеорологических факторов на состояние окружающей среды и разработке рекомендаций по их рациональному учету в целях охраны природы;
- метеорологическому обоснованию проектируемых сооружений, аэропортов, размещения строительства и др.;
- участию в экологической экспертизе проектов.
Оперативно-производственная деятельность.
Метеоролог должен быть подготовлен к:
- организации и проведению специальных метеорологических наблюдений;
- проведению оперативных прогнозов погоды различной заблаговременности и сбору необходимой информации;
- оценке влияния сложившихся и ожидаемых метеорологических условий на сельское хозяйство, рыболовство и производственную деятельность всех видов транспорта.
Педагогическая деятельность.
Метеоролог подготовлен к:
- преподаванию метеорологических дисциплин в вузах и средних специальных учебных заведениях при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля;
- учебно-вспомогательной работе в вузах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Метеоролог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012600 - Метеорология, подготовлен к:
- продолжению образования в аспирантуре по научной специальности 25.00.30 - Метеорология, климатология, агрометеорология и другим смежным научным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 012600 - Метеорология
3.1. Основная образовательная программа метеоролога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы метеоролога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа метеоролога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-метеоролога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки метеоролога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки метеоролога
по специальности 012600 - Метеорология
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы ¦ ¦
¦ ¦речи (устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико-грамматическим¦ ¦
¦ ¦минимумом; курс реферирования и аннотирования ¦ ¦
¦ ¦научной литературы, курс научно-технического ¦ ¦
¦ ¦перевода и т.п. ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля ¦ ¦
¦ ¦жизни; оздоровительные системы и спорт ¦ ¦
¦ ¦(теория, методика, практика); профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус-¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально-полити-¦ ¦
¦ ¦ческие процессы становления русской государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Принятие христианства. Распространение¦ ¦
¦ ¦ислама. Эволюция восточнославянской государст- ¦ ¦
¦ ¦венности в XI - XII вв. Социально-политические ¦ ¦
¦ ¦изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь ¦ ¦
¦ ¦и Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и авторита-¦ ¦
¦ ¦ризма. Россия в начале XX в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская вой-¦ ¦
¦ ¦на и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя¦ ¦
¦ ¦политика. Курс на строительство социализма в ¦ ¦
¦ ¦одной стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. Усиление¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ОКЕАНОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также