СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ОКЕАНОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
101 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ОКЕАНОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 012800 - Океанология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - океанолог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки океанолога по специальности 012800 - Океанология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Океанолог по специальности 012800 - Океанология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: океанолога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 25288), младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в области океанологии, инженера-лаборанта (N 22497) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля океанолог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в:
- органах Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- академических и научно-исследовательских институтах, связанных с изучением океанов и морей;
- органах охраны природы и управления природопользованием;
- организациях, учреждениях и предприятиях, связанных с эксплуатацией морских ресурсов;
- проектных, изыскательских, исследовательских институтах, бюро, фирмах и учреждениях различных форм собственности, зависящих в своей деятельности от состояния вод океанов и морей;
- учреждениях систем высшего и среднего специального образования.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по специальности 012800 - Океанология являются воды океанов и морей, их растительный и животный мир, морские транспортные средства и хозяйственные сооружения, а также взаимодействующие с океаном участки суши, дна океанов, устьевые области, пограничные слои атмосферы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 012800 - Океанология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-изыскательская;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника:
в области научно-исследовательской деятельности океанолог подготовлен к:
- участию в проведении комплексных исследований вод океанов и морей;
- изучению физических, химических и биологических процессов, протекающих в морях и океанах, закономерностей круговорота веществ и энергии, взаимодействия океана с атмосферой, водами суши, литосферой и биосферой;
- исследованию состава, свойств, строения вод океанов и морей;
- оценке возможного изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера - океан - суша, вызванного естественными и антропогенными причинами;
в области оперативно-производственной деятельности:
- к обеспечению океанографической информацией государственных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности, создание специализированных баз данных и информационных систем;
- к организации и проведению режимных океанографических наблюдений;
- к составлению морских гидрологических прогнозов;
в области проектно-изыскательской деятельности к:
- океанологическому обеспечению строительства хозяйственных объектов;
- проведению экологической экспертизы;
в области педагогической деятельности к:
- преподаванию океанологических дисциплин в вузах и средних специальных учебных заведениях (при условии освоения педагогической программы обучения);
- учебно-вспомогательной работе в вузах.
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.4. Возможности продолжения образования.
Океанолог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012800 - Океанология, подготовлен к:
- продолжению образования в аспирантуре по научной специальности 25.00.28 - Океанология и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология и родственным ему направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 012800 - Океанология
3.1. Основная образовательная программа океанолога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа океанолога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки океанолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки океанолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки океанолога
по специальности 012800 - Океанология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение но-¦ ¦
¦ ¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦ ¦
¦ ¦мого для общения в наиболее распространенных пов-¦ ¦
¦ ¦седневных ситуациях; различные виды речевой дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦ ¦
¦ ¦логической или диалогической), овладение лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс науч- ¦ ¦
¦ ¦но-технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦
¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа и стиля жизни; оздоровительные систе-¦ ¦
¦ ¦мы и спорт (теория, методика, практика); профес- ¦ ¦
¦ ¦сионально-прикладная физическая подготовка сту- ¦ ¦
¦ ¦дентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: общее¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. История России - неотъемлемая часть все- ¦ ¦
¦ ¦мирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус- ¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя Древней¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. Возвышение Москвы. Формирование сослов- ¦ ¦
¦ ¦ной системы организации общества. Реформы Пет- ¦ ¦
¦ ¦ра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического раз- ¦ ¦
¦ ¦вития России. Эволюция форм собственности на зем-¦ ¦
¦ ¦лю. Структура феодального землевладения. Крепост-¦ ¦
¦ ¦ное право в России. Мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство. Становление индустриального общест-¦ ¦
¦ ¦ва в России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения России¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альная трансформация общества. Столкновение тен- ¦ ¦
¦ ¦денций интернационализма и национализма, интегра-¦ ¦
¦ ¦ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ин-¦ ¦
¦ ¦дустриальной модернизации России. Российские ре- ¦ ¦
¦ ¦формы в контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, клас- ¦ ¦
¦ ¦сификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская эмиграция. Социально-экономическое разви-¦ ¦
¦ ¦тие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопар- ¦ ¦
¦ ¦тийного политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦но-экономическое развитие, общественно-политичес-¦ ¦
¦ ¦кая жизнь, культура, внешняя политика СССР в пос-¦ ¦
¦ ¦левоенные годы. Холодная война. Попытки осущест- ¦ ¦
¦ ¦вления политических и экономических реформ. НТР и¦ ¦
¦ ¦ее влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных яв- ¦ ¦
¦ ¦лений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. По-¦ ¦
¦ ¦пытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011000 - ХИМИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ХИМИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также