СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ОКЕАНОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
101 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 012800 - ОКЕАНОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ОКЕАНОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 012800 - Океанология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - океанолог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки океанолога по специальности 012800 - Океанология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Океанолог по специальности 012800 - Океанология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: океанолога (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 25288), младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (N 22446), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656), гидрохимика (N 20618), стажера-исследователя в области океанологии, инженера-лаборанта (N 22497) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля океанолог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность специалиста осуществляется в:
- органах Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- академических и научно-исследовательских институтах, связанных с изучением океанов и морей;
- органах охраны природы и управления природопользованием;
- организациях, учреждениях и предприятиях, связанных с эксплуатацией морских ресурсов;
- проектных, изыскательских, исследовательских институтах, бюро, фирмах и учреждениях различных форм собственности, зависящих в своей деятельности от состояния вод океанов и морей;
- учреждениях систем высшего и среднего специального образования.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по специальности 012800 - Океанология являются воды океанов и морей, их растительный и животный мир, морские транспортные средства и хозяйственные сооружения, а также взаимодействующие с океаном участки суши, дна океанов, устьевые области, пограничные слои атмосферы.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 012800 - Океанология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- оперативно-производственная;
- проектно-изыскательская;
- педагогическая (при условии освоения педагогической программы обучения).
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника:
в области научно-исследовательской деятельности океанолог подготовлен к:
- участию в проведении комплексных исследований вод океанов и морей;
- изучению физических, химических и биологических процессов, протекающих в морях и океанах, закономерностей круговорота веществ и энергии, взаимодействия океана с атмосферой, водами суши, литосферой и биосферой;
- исследованию состава, свойств, строения вод океанов и морей;
- оценке возможного изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера - океан - суша, вызванного естественными и антропогенными причинами;
в области оперативно-производственной деятельности:
- к обеспечению океанографической информацией государственных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности, создание специализированных баз данных и информационных систем;
- к организации и проведению режимных океанографических наблюдений;
- к составлению морских гидрологических прогнозов;
в области проектно-изыскательской деятельности к:
- океанологическому обеспечению строительства хозяйственных объектов;
- проведению экологической экспертизы;
в области педагогической деятельности к:
- преподаванию океанологических дисциплин в вузах и средних специальных учебных заведениях (при условии освоения педагогической программы обучения);
- учебно-вспомогательной работе в вузах.
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.4. Возможности продолжения образования.
Океанолог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 012800 - Океанология, подготовлен к:
- продолжению образования в аспирантуре по научной специальности 25.00.28 - Океанология и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология и родственным ему направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 012800 - Океанология
3.1. Основная образовательная программа океанолога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа океанолога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки океанолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки океанолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки океанолога
по специальности 012800 - Океанология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение но-¦ ¦
¦ ¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦ ¦
¦ ¦мого для общения в наиболее распространенных пов-¦ ¦
¦ ¦седневных ситуациях; различные виды речевой дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦ ¦
¦ ¦логической или диалогической), овладение лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс науч- ¦ ¦
¦ ¦но-технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦
¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа и стиля жизни; оздоровительные систе-¦ ¦
¦ ¦мы и спорт (теория, методика, практика); профес- ¦ ¦
¦ ¦сионально-прикладная физическая подготовка сту- ¦ ¦
¦ ¦дентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: общее¦ ¦
¦ ¦и особенное. Методология и теория исторической ¦ ¦
¦ ¦науки. История России - неотъемлемая часть все- ¦ ¦
¦ ¦мирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус- ¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя Древней¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. Возвышение Москвы. Формирование сослов- ¦ ¦
¦ ¦ной системы организации общества. Реформы Пет- ¦ ¦
¦ ¦ра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического раз- ¦ ¦
¦ ¦вития России. Эволюция форм собственности на зем-¦ ¦
¦ ¦лю. Структура феодального землевладения. Крепост-¦ ¦
¦ ¦ное право в России. Мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство. Становление индустриального общест-¦ ¦
¦ ¦ва в России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения России¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альная трансформация общества. Столкновение тен- ¦ ¦
¦ ¦денций интернационализма и национализма, интегра-¦ ¦
¦ ¦ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ин-¦ ¦
¦ ¦дустриальной модернизации России. Российские ре- ¦ ¦
¦ ¦формы в контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, клас- ¦ ¦
¦ ¦сификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская эмиграция. Социально-экономическое разви-¦ ¦
¦ ¦тие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопар- ¦ ¦
¦ ¦тийного политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦но-экономическое развитие, общественно-политичес-¦ ¦
¦ ¦кая жизнь, культура, внешняя политика СССР в пос-¦ ¦
¦ ¦левоенные годы. Холодная война. Попытки осущест- ¦ ¦
¦ ¦вления политических и экономических реформ. НТР и¦ ¦
¦ ¦ее влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных яв- ¦ ¦
¦ ¦лений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. По-¦ ¦
¦ ¦пытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Ок- ¦ ¦
¦ ¦тябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной со-¦ ¦
¦ ¦циально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая деятель- ¦ ¦
¦ ¦ность в условиях новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в куль-¦ ¦
¦ ¦туре. Становление философии. Основные направле- ¦ ¦
¦ ¦ния, школы философии и этапы ее исторического ¦ ¦
¦ ¦развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические за- ¦ ¦
¦ ¦кономерности. Научные, философские и религиозные ¦ ¦
¦ ¦картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и цивилиза-¦ ¦
¦ ¦ционная концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Представле- ¦ ¦
¦ ¦ния о совершенном человеке в различных культурах.¦ ¦
¦ ¦Эстетические ценности и их роль в человеческой ¦ ¦
¦ ¦жизни. Религиозные ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ло- ¦ ¦
¦ ¦гика и язык. Научное и вненаучное знание. Крите- ¦ ¦
¦ ¦рии научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ре-¦ ¦
¦ ¦волюции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы совре- ¦ ¦
¦ ¦менности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии ¦ ¦
¦ ¦будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. Потреб- ¦ ¦
¦ ¦ности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической тео- ¦ ¦
¦ ¦рии. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребительские предпочтения и предельная полез- ¦ ¦
¦ ¦ность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный ¦ ¦
¦ ¦спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластич-¦ ¦
¦ ¦ность. Предложение и его факторы. Закон убывающей¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно кон-¦ ¦
¦ ¦курентной фирмы и отрасли. Эффективность конку- ¦ ¦
¦ ¦рентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Моно-¦ ¦
¦ ¦полистическая конкуренция. Олигополия. Антимоно- ¦ ¦
¦ ¦польное регулирование. Спрос на факторы произ- ¦ ¦
¦ ¦водства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рен-¦ ¦
¦ ¦та. Общее равновесие и благосостояние. Распреде- ¦ ¦
¦ ¦ление доходов. Неравенство. Внешние эффекты и об-¦ ¦
¦ ¦щественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. Располагаемый ¦ ¦
¦ ¦личный доход. Индексы цен. Безработица и ее фор- ¦ ¦
¦ ¦мы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Мак-¦ ¦
¦ ¦роэкономическое равновесие. Совокупный спрос и ¦ ¦
¦ ¦совокупное предложение. Стабилизационная полити- ¦ ¦
¦ ¦ка. Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и¦ ¦
¦ ¦налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налого- ¦ ¦
¦ ¦вая политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковс-¦ ¦
¦ ¦кая система. Денежно-кредитная политика. Экономи-¦ ¦
¦ ¦ческий рост и развитие. Международные экономичес-¦ ¦
¦ ¦кие отношения. Внешняя торговля и торговая поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. Привати-¦ ¦
¦ ¦зация. Формы собственности. Предпринимательство. ¦ ¦
¦ ¦Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и ¦ ¦
¦ ¦доходы. Преобразования в социальной сфере. Струк-¦ ¦
¦ ¦турные сдвиги в экономике. Формирование открытой ¦ ¦
¦ ¦экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦Психология: объект и предмет психологии; соотно- ¦ ¦
¦ ¦шение субъективной и объективной реальности; пси-¦ ¦
¦ ¦хика и организм; активность психики (души), пси- ¦ ¦
¦ ¦хика, поведение и деятельность; структура субъек-¦ ¦
¦ ¦тивной реальности; личность и межличностные отно-¦ ¦
¦ ¦шения; свобода воли; личностная ответственность; ¦ ¦
¦ ¦общее и индивидуальное в психике человека. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет педагогики; цели образования ¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его конкрет-¦ ¦
¦ ¦но-историческое воплощение; средства и методы пе-¦ ¦
¦ ¦дагогического воздействия на личность; общие ¦ ¦
¦ ¦принципы дидактики и их реализация в конкретных ¦ ¦
¦ ¦предметных методиках обучения; нравственно-психо-¦ ¦
¦ ¦логические и идейные взаимоотношения поколений; ¦ ¦
¦ ¦семейное воспитание и семейная педагогика; меж- ¦ ¦
¦ ¦личностные отношения в коллективе; нравствен- ¦ ¦
¦ ¦но-психологический образ педагога; мастерство пе-¦ ¦
¦ ¦дагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. Функ-¦ ¦
¦ ¦ции политологии. Политическая жизнь и властные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Роль и место политики в жизни совре- ¦ ¦
¦ ¦менных обществ. Социальные функции политики. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тория политических учений. Российская политичес- ¦ ¦
¦ ¦кая традиция: истоки, социокультурные основания, ¦ ¦
¦ ¦историческая динамика. Современные политологичес-¦ ¦
¦ ¦кие школы. Гражданское общество, его происхожде- ¦ ¦
¦ ¦ние и особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. Институциональные ас-¦ ¦
¦ ¦пекты политики. Политическая власть. Политическая¦ ¦
¦ ¦система. Политические режимы, политические пар- ¦ ¦
¦ ¦тии, электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и движе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая полити-¦ ¦
¦ ¦ка и международные отношения. Особенности мирово-¦ ¦
¦ ¦го политического процесса. Национально-государс- ¦ ¦
¦ ¦твенные интересы России в новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. Па-¦ ¦
¦ ¦радигмы политического знания. Экспертное полити- ¦ ¦
¦ ¦ческое знание; политическая аналитика и прогнос- ¦ ¦
¦ ¦тика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологичес- ¦ ¦
¦ ¦кого знания. Культурология и философия культуры, ¦ ¦
¦ ¦социология культуры, культурная антропология. ¦ ¦
¦ ¦Культурология и история культуры. Теоретическая и¦ ¦
¦ ¦прикладная культурология. Методы культурологичес-¦ ¦
¦ ¦ких исследований. Основные понятия культурологии:¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, функ-¦ ¦
¦ ¦ции культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, куль-¦ ¦
¦ ¦турные коды, межкультурные коммуникации, культур-¦ ¦
¦ ¦ные ценности и нормы, культурные традиции, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная картина мира, социальные институты культу-¦ ¦
¦ ¦ры, культурная самоидентичность, культурная мо- ¦ ¦
¦ ¦дернизация. Типология культур. Этническая и наци-¦ ¦
¦ ¦ональная, элитарная и массовая культуры. Восточ- ¦ ¦
¦ ¦ные и западные типы культур. Специфические и "се-¦ ¦
¦ ¦рединные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции куль- ¦ ¦
¦ ¦турной универсализации в мировом современном про-¦ ¦
¦ ¦цессе. Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и функцио- ¦ ¦
¦ ¦нировании литературного языка. Речевое взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие. Основные единицы общения. Устная и ¦ ¦
¦ ¦письменная разновидности литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические аспекты ¦ ¦
¦ ¦устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов различ- ¦ ¦
¦ ¦ных языковых уровней в научной речи. Речевые нор-¦ ¦
¦ ¦мы учебной и научной сфер деятельности. Официаль-¦ ¦
¦ ¦но-деловой стиль, сфера его функционирования, ¦ ¦
¦ ¦жанровое разнообразие. Языковые формулы официаль-¦ ¦
¦ ¦ных документов. Приемы унификации языка служебных¦ ¦
¦ ¦документов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль коммер-¦ ¦
¦ ¦ческой корреспонденции. Язык и стиль инструктив- ¦ ¦
¦ ¦но-методических документов. Реклама в деловой ре-¦ ¦
¦ ¦чи. Правила оформления документов. Речевой этикет¦ ¦
¦ ¦в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств ¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной пуб-¦ ¦
¦ ¦личной речи. Оратор и его аудитория. Основные ви-¦ ¦
¦ ¦ды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель ¦ ¦
¦ ¦речи, поиск материала, начало, развертывание и ¦ ¦
¦ ¦завершение речи. Основные приемы поиска материала¦ ¦
¦ ¦и виды вспомогательных материалов. Словесное ¦ ¦
¦ ¦оформление публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной речи.¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных разно- ¦ ¦
¦ ¦видностей русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль внеязы- ¦ ¦
¦ ¦ковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совершенство-¦ ¦
¦ ¦вания навыков грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. Сов- ¦ ¦
¦ ¦ременные социологические теории. Русская социоло-¦ ¦
¦ ¦гическая мысль. Общество и социальные институты. ¦ ¦
¦ ¦Мировая система и процесс глобализации. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦ные группы и общности. Виды общностей. Общность и¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное не- ¦ ¦
¦ ¦равенство, стратификация и социальная мобиль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. Обществен-¦ ¦
¦ ¦ное мнение как институт гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. Взаимо-¦ ¦
¦ ¦действие экономики, социальных отношений и куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные револю-¦ ¦
¦ ¦ции и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ми- ¦ ¦
¦ ¦ровом сообществе. Методы социологического иссле- ¦ ¦
¦ ¦дования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского права. Закон и подзаконные акты. Система¦ ¦
¦ ¦российского права. Отрасли права. Правонарушение ¦ ¦
¦ ¦и юридическая ответственность. Значение законнос-¦ ¦
¦ ¦ти и правопорядка в современном обществе. Право- ¦ ¦
¦ ¦вое государство. Конституция Российской Федерации¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности федера-¦ ¦
¦ ¦тивного устройства России. Система органов госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственной власти в Российской Федерации. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие гражданского правоотношения. Физические и ¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обязатель-¦ ¦
¦ ¦ства в гражданском праве и ответственность за их ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности супругов,¦ ¦
¦ ¦родителей и детей. Ответственность по семейному ¦ ¦
¦ ¦праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дис-¦ ¦
¦ ¦циплина и ответственность за ее нарушение. Адми- ¦ ¦
¦ ¦нистративные правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. Эко- ¦ ¦
¦ ¦логическое право. Особенности правового регулиро-¦ ¦
¦ ¦вания будущей профессиональной деятельности. Пра-¦ ¦
¦ ¦вовые основы защиты государственной тайны. Зако- ¦ ¦
¦ ¦нодательные и нормативно-правовые акты в области ¦ ¦
¦ ¦защиты информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный компонент, включая ¦192 ¦
¦ ¦дисциплины и курсы по выбору студента, ¦ ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра, диф- ¦ ¦
¦ ¦ференциальное и интегральное исчисления; ряды; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения, элементы теории веро-¦ ¦
¦ ¦ятностей; элементы функционального анализа; ста- ¦ ¦
¦ ¦тистические методы обработки экспериментальных ¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика процес- ¦ ¦
¦ ¦сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; технические и программные средства реа-¦ ¦
¦ ¦лизации информационных процессов; модели решения ¦ ¦
¦ ¦функциональных и вычислительных задач; алгоритми-¦ ¦
¦ ¦зация и программирование; языки программирования ¦ ¦
¦ ¦высокого уровня; базы данных; программное обеспе-¦ ¦
¦ ¦чение и технологии программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации; ¦ ¦
¦ ¦компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦Физические основы механики, электричество и маг- ¦ ¦
¦ ¦нетизм, физика колебаний и волн, квантовая физи- ¦ ¦
¦ ¦ка, молекулярная физика и термодинамика; гидроме-¦ ¦
¦ ¦ханика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦200 ¦
¦ ¦Химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦150 ¦
¦ ¦Сущность жизни; происхождение и эволюция; уровни ¦ ¦
¦ ¦организации живых систем; биологическое разнооб- ¦ ¦
¦ ¦разие; функционирование организмов; гомеостаз; ¦ ¦
¦ ¦охрана биологических объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦География ¦250 ¦
¦ ¦Основные понятия географической науки; структура ¦ ¦
¦ ¦географической оболочки и этапы ее развития; фак-¦ ¦
¦ ¦торы пространственной физико-географической диф- ¦ ¦
¦ ¦ференциации; зональность, высотная поясность, ¦ ¦
¦ ¦секторность; основы экономической и социальной ¦ ¦
¦ ¦географии; человек и окружающая природная среда ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный компонент ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦3200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2600 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Физическая метеорология ¦200 ¦
¦ ¦Строение, состав, свойства атмосферы Земли, ста- ¦ ¦
¦ ¦тика атмосферы, солнечная и земная радиация; тер-¦ ¦
¦ ¦модинамика атмосферы; основные уравнения гидро- ¦ ¦
¦ ¦термодинамики атмосферы; пограничные слои; по- ¦ ¦
¦ ¦верхности раздела и фронты; синоптический анализ ¦ ¦
¦ ¦полей метеорологических величин; циклоническая ¦ ¦
¦ ¦деятельность; прогноз синоптического положения и ¦ ¦
¦ ¦погоды; влияние физического состояния атмосферы ¦ ¦
¦ ¦на полеты воздушных судов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Климатология ¦100 ¦
¦ ¦Методы климатической обработки метеорологических ¦ ¦
¦ ¦наблюдений; климатическая система, климатообразо-¦ ¦
¦ ¦вание, микроклимат; классификация климата: типы ¦ ¦
¦ ¦климата, их формирование, климатическое райониро-¦ ¦
¦ ¦вание; изменение климата, антропогенное влияние ¦ ¦
¦ ¦на климат Земли ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Гидрология суши ¦200 ¦
¦ ¦Общие закономерности гидрологических процессов на¦ ¦
¦ ¦Земле; географо-гидрологические особенности вод- ¦ ¦
¦ ¦ных объектов суши; химические и физические свойс-¦ ¦
¦ ¦тва природных вод, физические основы гидрологи- ¦ ¦
¦ ¦ческих процессов, круговорот воды в природе, вод-¦ ¦
¦ ¦ные ресурсы, гидрология ледников, подземных вод, ¦ ¦
¦ ¦рек, озер, водохранилищ, болот; основные проблемы¦ ¦
¦ ¦рационального использования и охраны водных объ- ¦ ¦
¦ ¦ектов суши ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Океанология ¦200 ¦
¦ ¦Мировой океан, его моря и основные водные массы; ¦ ¦
¦ ¦эволюция океанов; физические процессы, протекаю- ¦ ¦
¦ ¦щие в море: перемешивание и турбулентность, вол- ¦ ¦
¦ ¦ны, приливы, течения, ледообразование, связи с ¦ ¦
¦ ¦атмосферой, материковым стоком, литосферой; мето-¦ ¦
¦ ¦ды получения данных об океане ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Гидрометеорологические основы охраны ¦200 ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦Общегосударственная служба наблюдений и контроля ¦ ¦
¦ ¦за уровнем загрязнения природной среды; глобаль- ¦ ¦
¦ ¦ная система мониторинга, виды антропогенных изме-¦ ¦
¦ ¦нений окружающей среды и источники загрязнения ¦ ¦
¦ ¦атмосферы; расчет переноса, рассеивания и транс- ¦ ¦
¦ ¦формации примесей в атмосфере; виды и размеры ис-¦ ¦
¦ ¦пользования вод суши; методы оценки качества во- ¦ ¦
¦ ¦ды, мониторинг загрязнения в реках и водоемах; ¦ ¦
¦ ¦основы водоохранного законодательства и принципы ¦ ¦
¦ ¦управления водными ресурсами; мониторинг загряз- ¦ ¦
¦ ¦нения морей и океанов; основные загрязнения, их ¦ ¦
¦ ¦трансформация в море; модели переноса пассивных ¦ ¦
¦ ¦субстанций в океане, влияние загрязнений на физи-¦ ¦
¦ ¦ко-химические свойства морской воды и биологичес-¦ ¦
¦ ¦кую продуктивность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Картография с основами топографии и геодезии ¦200 ¦
¦ ¦Топографическое изучение поверхности Земли, гео- ¦ ¦
¦ ¦дезические измерения, съемка местности, топогра- ¦ ¦
¦ ¦фические карты и планы. Математическая основа ¦ ¦
¦ ¦карт, способы картографических изображений, гене-¦ ¦
¦ ¦рализация, типы и виды карт, приемы и методы ис- ¦ ¦
¦ ¦пользования карт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Землеведение и ландшафтоведение ¦200 ¦
¦ ¦Происхождение Земли, ее возраст, внутреннее ¦ ¦
¦ ¦строение, происхождение материков и океанов, ¦ ¦
¦ ¦морфологические особенности материков, ложа ¦ ¦
¦ ¦океанов; геосистемы и природно-территориальные ¦ ¦
¦ ¦комплексы: структура, функционирование и динамика¦ ¦
¦ ¦геосистем; природные и природно-антропогенные ¦ ¦
¦ ¦ландшафты; ландшафтное моделирование ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Методы и средства гидрометеорологических ¦200 ¦
¦ ¦измерений ¦ ¦
¦ ¦Теория гидрометеорологических измерений, контакт-¦ ¦
¦ ¦ные и дистанционные методы и средства измерений, ¦ ¦
¦ ¦измерения с помощью искусственных спутников Зем- ¦ ¦
¦ ¦ли, метеорологические и гидрометрические приборы ¦ ¦
¦ ¦и установки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Методы статистической обработки и анализа ¦200 ¦
¦ ¦гидрометеорологических наблюдений ¦ ¦
¦ ¦Числовые характеристики рядов наблюдений; функции¦ ¦
¦ ¦распределения вероятностей, применяемых в гидро- ¦ ¦
¦ ¦метеорологии; статистическая проверка гипотез од-¦ ¦
¦ ¦нородности рядов; аппроксимация связей между гид-¦ ¦
¦ ¦рометеорологическими явлениями, методы анализа и ¦ ¦
¦ ¦интерпретации временных колебаний; методы прост- ¦ ¦
¦ ¦ранственного обобщения информации, статистические¦ ¦
¦ ¦методы предсказания гидрометеорологических про- ¦ ¦
¦ ¦цессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Гидрометеорологические информационные системы ¦100 ¦
¦ ¦Технология сбора и оперативной обработки гидроме-¦ ¦
¦ ¦теорологической информации; банки данных метеоро-¦ ¦
¦ ¦логических, гидрологических и океанологических ¦ ¦
¦ ¦наблюдений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Практическая океанология ¦130 ¦
¦ ¦Виды океанологических исследований, технические ¦ ¦
¦ ¦средства для проведения океанографических работ, ¦ ¦
¦ ¦приборы и методы наблюдений и измерений, автома- ¦ ¦
¦ ¦тизированные системы, обработка данных наблюдений¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Региональная океанография ¦100 ¦
¦ ¦Подразделение Мирового океана, принципы райониро-¦ ¦
¦ ¦вания, географическая зональность, комплексная ¦ ¦
¦ ¦характеристика океанов и морей, апвеллинги, гид- ¦ ¦
¦ ¦ротермы, глубоководные впадины, шельфовые районы,¦ ¦
¦ ¦проливы, фронтальные зоны, заприпайные полыньи ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Гидрология морей ¦100 ¦
¦ ¦Физико-географическая и гидрологическая характе- ¦ ¦
¦ ¦ристика морей, важнейшие проблемы исследований, ¦ ¦
¦ ¦хозяйственное использование морей России ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Методы морских прогнозов ¦100 ¦
¦ ¦Организация службы прогнозов, физические основы ¦ ¦
¦ ¦методов морских прогнозов, краткосрочные и дол- ¦ ¦
¦ ¦госрочные прогнозы, прогнозы уровня, течений, ¦ ¦
¦ ¦волнения, температуры воды, ледовых явлений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Гидрохимия моря ¦150 ¦
¦ ¦Химические свойства воды и водных растворов, ¦ ¦
¦ ¦главные компоненты, карбонатная система, раство- ¦ ¦
¦ ¦ренные газы, биогенные вещества, органическое ве-¦ ¦
¦ ¦щество в океане, вертикальная гидрохимическая ¦ ¦
¦ ¦структура океанов и морей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦Морская геология и геохимия ¦120 ¦
¦ ¦Основные черты рельефа дна океанов, тектоника ¦ ¦
¦ ¦океанов, осадконакопление в океане, геохимия ¦ ¦
¦ ¦осадков, береговая зона океана, эвстатические ко-¦ ¦
¦ ¦лебания уровня ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17¦Взаимодействие океана и атмосферы ¦100 ¦
¦ ¦Масштабы процессов взаимодействия, радиационный и¦ ¦
¦ ¦тепловой балансы поверхности океана, природные ¦ ¦
¦ ¦тепловые машины, влагообмен, конвекция, планетар-¦ ¦
¦ ¦ный погранслой атмосферы, механическое воздейс- ¦ ¦
¦ ¦твие ветра, газообмен, модели взаимодействия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный компонент ¦500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦812 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД ¦Факультативные дисциплины ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.02 ¦Цикл психолого-педагогических дисциплин ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8262 ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Практики ¦1620 ¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Итого ¦9882 ¦
L----------------------------------------------------------+------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 012800 - Океанология
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при очной форме обучения составляет - 260 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая - 180 недель,
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
а также экзаменационные сессии
- практики: - 30 недель,
учебная - 14 недель,
производственная - 6 недель,
предквалификационная - 10 недель,
- итоговая государственная аттестация, - 16 недель,
включая подготовку и защиту
выпускной квалификационной работы
- каникулы (включая 8 недель - 34 недели.
последипломного отпуска)
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки океанолога по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 012800 - Океанология
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы специалиста по специальности 012800 - Океанология.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста-океанолога на основе настоящего Государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по согласованию с Научно-методическим советом по географии УМО университетов.
6.1.2. При реализации своей основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных дисциплин, - в пределах 10%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме 340 часов и "Физическая культура" в объеме 408 часов. Объем часов по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамках цикла ДС;
- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- при формировании основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:
по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30% объема часов;
в составе регионального (вузовского) компонента - половину количества часов на дисциплины по выбору студента;
- реализовывать основную образовательную программу по специальности 012800 - Океанология в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование гидрометеорологического профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы дипломированного специалиста по специальности 012800 - Океанология производится на кафедре океанологии вуза, имеющей заведующим кафедрой профессора доктора наук по специальности 11.00.08 - Океанология и другим смежным специальностям, профессорами кафедры и доцентами кандидатами наук по этим специальностям. Преподаватели дисциплин гидрометеорологического профиля должны иметь ученую степень по указанным специальностям. Преподавание остальных дисциплин должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
6.3.1. Для подготовки высококвалифицированного океанолога в дополнение к теоретическим курсам необходима организация лабораторно-практических работ. Перечень лабораторных и практических работ определяется содержанием программ учебных курсов математики, физики, химии и других дисциплин в блоках ЕН, ОПД и СД п. 4 настоящего образовательного стандарта.
6.3.2. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-методической и учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий.
6.3.3. Вуз предоставляет студенту, обучающемуся по специальности 012800 - Океанология, возможность пользоваться:
а) научными журналами, издающимися в России: "Известия РАН, серия Физика атмосферы и океана", "Океанология", "Метеорология и гидрология", "Вестник МГУ, серия География";
б) атласами и картами по атмосфере, океану и отдельным морям;
в) базами данных на электронных носителях;
г) реферативными журналами "География" и "Геофизика".
6.3.4. Вуз обеспечивает доступ обучающегося к оперативной гидрометеорологической информации.
6.3.5. Вуз обеспечивает возможность пользоваться учебно-методическими изданиями по полному перечню дисциплин основной образовательной программы из расчета 0,5 экземпляра на одного обучающегося, а также научной литературой по океанологии и смежным дисциплинам.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Вуз обеспечивает обучающегося стандартной океанологической аппаратурой и приборами, компьютерной техникой, пакетами прикладных программ и лабораторным оборудованием, реализующим образовательную программу специалиста по специальности 012800 - Океанология. Вуз должен располагать помещениями и оборудованием, соответствующими действующим санитарно-техническим нормам.
6.5. Требования к организации практик.
6.5.1. Учебная практика бакалавра проводится на учебно-научных базах вуза, имеющих необходимое оборудование и стандартный набор гидрометеорологической аппаратуры и приборов для выполнения утверждаемых УМО типовых программ практик.
6.5.2. Прохождение учебной практики и научно-исследовательской и научно-педагогической практики в:
- институтах РАН;
- научных или оперативно-производственных учреждениях государственных органов по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, охране природы и управлению природопользованием;
- рыбохозяйственных учреждениях Госкомитета по рыболовству;
- вузах, ведущих научно-исследовательскую работу в области гидрометеорологии;
- проектных, изыскательских институтах, бюро, фирмах всех форм собственности, связанных с состоянием океанов и морей;
- научных экспедициях (в том числе на научных судах), организуемых для исследования океанологических процессов.
Научно-методический совет по географии УМО университетов рекомендует вузу обеспечить на факультативной основе освоение дополнительной квалификации педагогического профиля в соответствии с утвержденной государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для ведения педагогической деятельности.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 012800 - Океанология
7.1. Требования к океанологу по профессиональным дисциплинам.
Океанолог должен иметь представление о:
- сфере применения знаний об атмосфере, водах суши и Мирового океана в производственной, социальной и экономической деятельности человеческого общества;
- значении метеорологических, гидрологических и океанологических знаний в смежных науках о Земле;
- тенденциях развития метеорологии, гидрологии и океанологии;
- основных центрах океанологической науки и подготовки кадров, о вкладе российских океанологов в развитие современной океанологии.
Океанолог должен знать:
- основные закономерности явлений и процессов, протекающих в атмосфере, речных системах и океане;
- методы подготовки и обобщения режимной информации, создания специализированных баз данных и использовать существующие стандартные базы данных;
- методы оценки водных ресурсов отдельных водных объектов;
- методы обеспечения гидрометеорологической информацией государственных учреждений и коммерческих структур, связанных с использованием водных ресурсов;
- основные закономерности превращения и переноса примесей в Мировом океане.
Океанолог должен уметь:
- использовать основные методы статистического анализа рядов метеорологических, гидрологических и океанологических данных;
- оценить влияние антропогенных воздействий на состояние атмосферы, вод суши и Мирового океана;
- оценить основное влияние метеорологических факторов, гидрологических процессов на состояние окружающей среды и дать рекомендации в целях охраны природы, рационального использования и воспроизводства ресурсов;
- провести океанологическое обоснование и экспертизу проектов гидротехнических сооружений, объектов марикультуры.
Океанолог должен владеть:
- методами физико-статистического и гидродинамического анализа и прогноза процессов в океанах и морях различной заблаговременности;
- приемами оценки абиотических факторов, формирующих биологическую продуктивность акваторий;
- методами проведения судовых океанологических наблюдений и их обработки, а также анализа данных дистанционного зондирования океана;
- методами океанографического анализа водных масс, их классификации, районирования акваторий и поиска основных географических закономерностей формирования структуры вод Мирового океана.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация океанолога включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности океанолога к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в магистратуре по направлению 510900 - Гидрометеорология в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной дипломной работе специалиста.
Дипломная работа океанолога должна быть представл

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011000 - ХИМИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ХИМИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также