СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040900 - МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ-БИОФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
136 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040900 - МЕДИЦИНСКАЯ БИОФИЗИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ-БИОФИЗИК
1. Общая характеристика специальности
040900 - Медицинская биофизика
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач-биофизик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки врача-биофизика по специальности 040900 - Медицинская биофизика (обучение проводится только по очной форме) - шесть лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Врач-биофизик подготовлен для внедрения и эксплуатации современной электронной медицинской диагностической и вычислительной техники, для внедрения количественных методов диагностики для научно-исследовательской деятельности с целью разработки и внедрения в медицинскую практику достижений медико-биологических наук, а также для педагогической деятельности в медицинских вузах.
Врач-биофизик предназначен для работы в лечебно-профилактических, клинико-диагностических, научно-исследовательских и учебных учреждениях системы Министерства здравоохранения РФ, РАМН и других ведомств в должностях врача функциональной диагностики, врача лучевой диагностики, врача ультразвуковой диагностики, врача-лаборанта, старшего лаборанта, научного сотрудника, преподавателя.
Специалист должен знать:
- теоретические и методические основы фундаментальных наук (биологии, математики, физики, химии), медико-биологических наук (морфологии, физиологии, общей патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, фармакологии, радиобиологии, медицинской генетики, биофизики, биохимии), клинических (хирургии, терапии, неврологии, педиатрии) и прикладных (вычислительная техника, медицинская электроника) дисциплин, необходимых для самостоятельной работы в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, для совместной работы с врачами-лечебниками по постановке диагноза с целью совершенствования существующих и разработки новых методов диагностики, для внедрения новой электронной и вычислительной техники; разработки современных медицинских технологий;
- методологические принципы изучения живых систем, включая принципы теории и практики планирования медико-биологического эксперимента, его технического и математического обеспечения;
- качественные и количественные различия между здоровьем и болезнью, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, лечения, а также общие закономерности нарушений функций систем организма;
- основы обработки диагностической и медико-биологической информации с помощью современных компьютерных технологий;
- принципы действия, область применения современной биофизической аппаратуры и методических подходов для проведения научного эксперимента и клинической диагностики;
- принципы организации здравоохранения и документы, принимаемые в этой области, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы правоведения и научной организации труда.
Специалист должен уметь:
- оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, коме, шоке, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, эпилептических припадках, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях, змеиных укусах и т.д.;
- выполнять общие врачебные манипуляции (перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию при переломах костей, расшифровывать электрокардиограммы и оценивать результаты рентгенографических и радиологических исследований);
- в целях изучения природы и механизмов развития патологических процессов формулировать задачу исследования, адекватно задаче выбирать объект и использовать современные физические, физико-химические, биофизические и медико-биологические методы исследования;
- для решения проблем практического здравоохранения (сердечно-сосудистые заболевания, онкология, заболевания иммунной системы, медицинская генетика, заболевания нервной системы, трансплантация и др.) применять достижения математики, теоретической и экспериментальной физики и биофизики и на этой основе осуществлять диагностику заболеваний, совершенствовать существующие, разрабатывать новые методы диагностики и физиотерапии;
- владеть основами современных методов морфологии (подготовка материала, чтение макро- и гистологических препаратов и электронограмм, морфометрия, цитофотометрия), методами оптической и электронной микроскопии, методами физиологии и патофизиологии (основные электрофизиологические, биофизические, манометрические и механографические методы оценки функций систем и органов организма), методами иммунологии (методы количественной функциональной оценки лимфоцитов, гуморальные и клеточные иммунные реакции, иммуноферментные методы), методами микробиологии (культивирование и идентификация микроорганизмов основных видов, методы определения вирулентности патогенных микроорганизмов, конструирование штаммов бактерий с новыми свойствами), методами медицинской генетики (цитогенетические, генеалогические, антропометрические методы, гибридологический анализ, близнецовый метод, популяционный анализ), молекулярной фармакологии (методы изучения метаболизма лекарственных и биологических веществ, методов изучения механизмов их действия), методами общей и медицинской радиобиологии (методы радиоизотопных исследований, методы изучения механизмов действия ионизирующих излучений на биологические объекты); методами экспериментальной хирургии (техника общего обезболивания, основные виды хирургических операций, используемых для изучения физиологии и моделирования патологических процессов);
- владеть методами математического анализа, методами решения дифференциальных уравнений, основными методами математической физики, методами статистической обработки результатов наблюдений, методами планирования эксперимента;
- владеть основами экспериментальных методов электрических, магнитных, оптических, спектроскопических, радиоэлектронных измерений;
- владеть основами лабораторной техники физического эксперимента, методами физико-химического анализа;
- интерпретировать экспериментальные результаты с целью выяснения молекулярных механизмов развития патологических процессов;
- осуществлять мероприятия по изучению действия факторов внешней среды и предупреждению их неблагоприятного воздействия на организм;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- формулировать задачу исследования, выбирать адекватные методы и аппаратуру для ее решения, адекватные методы интерпретации результатов исследования с привлечением современной компьютерной техники;
- на основе представлений современной физики, биофизики, мембранологии исследовать механизмы возникновения патологических процессов в организме человека;
- совместно с врачами-специалистами участвовать в разработке новых методов диагностики, выполнять биологическое, биофизическое и математическое моделирование физиологических и патологических процессов на различных уровнях организации живых систем;
- совместно с врачом-специалистом устанавливать с помощью современной функционально-диагностической и вычислительной техники диагноз больных с основными заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, органов мочеотделения, эндокринной системы, при расстройствах питания и нарушения обмена веществ, заболевания крови и кроветворных органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниями нервной системы;
- способствовать эффективному использованию современной функциональной диагностической аппаратуры, устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры, обеспечивать поверку и петрологическую службу, способствовать снижению материальных затрат на медицинское обслуживание населения.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - Врача-биофизика, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040900 - Медицинская биофизика
Выпускник подготовлен для продолжения образования в ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшего профессионального образования.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040900 - Медицинская биофизика
3.1. Основная образовательная программа подготовки врача-биофизика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача-биофизика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача-биофизика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача-биофизика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию (дипломная работа):
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача-биофизика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки врача
по специальности 040900 - Медицинская биофизика
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая¦
¦ ¦ ¦трудо-¦
¦ ¦ ¦ем- ¦
¦ ¦ ¦кость)¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык. ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для чтения и перевода оригинальной ¦ ¦
¦ ¦иноязычной литературы по специальности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный язык¦ ¦
¦ ¦как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности для ¦ ¦
¦ ¦использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирование, ¦ ¦
¦ ¦реферирование (на родном и иностранном языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь), ¦ ¦
¦ ¦позволяющие участвовать в профессиональном ¦ ¦
¦ ¦общении с иностранными коллегами в объеме тем, ¦ ¦
¦ ¦указанных в программе по дисциплине "Иностранный¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и ¦ ¦
¦ ¦фармацевтических вузов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история. ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть истории ¦ ¦
¦ ¦человечества. Основные закономерности и ¦ ¦
¦ ¦особенности мировой истории сквозь призму ¦ ¦
¦ ¦национальной российской истории. Воздействие ¦ ¦
¦ ¦русской истории на мировой процесс. ¦ ¦
¦ ¦Представления об истории человечества и ее ¦ ¦
¦ ¦основных этапах как важный фактор формирования ¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентации и определения гражданской ¦ ¦
¦ ¦позиции современного

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040100 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также