СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040100 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
130 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040100 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ
1. Общая характеристика специальности
040100 - Лечебное дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040100 - Лечебное дело при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения - шесть с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент.
Врач - выпускник по специальности 040100 - Лечебное дело имеет право проводить лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с самостоятельным ведением больных. Выпускник может заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.
Выпускники по специальности 040100 - Лечебное дело могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- профилактической;
- диагностической;
- лечебной;
- воспитательно-образовательной;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
Врач - выпускник по специальности 040100 - Лечебное дело подготовлен к решению следующих задач:
проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);
диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
- диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;
- лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;
- диагностика и ведение физиологической беременности, прием родов;
- экспертиза трудоспособности больных;
- судебно-медицинская экспертиза;
- гигиеническое воспитание больных и членов их семей;
- организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
Врач должен уметь:
- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;
- диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе;
- вести медицинскую документацию;
- проводить судебно-медицинскую экспертизу;
- оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;
- организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения;
- эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных.
1.4. Возможности продолжения образования врача, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040100 - Лечебное дело.
Врач подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
040100 - Лечебное дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - математические, естественнонаучные и медико-биологические дисциплины;
цикл ОПД - профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки врача
по специальности 040100 - Лечебное дело
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая¦
¦ ¦ ¦трудо-¦
¦ ¦ ¦ем- ¦
¦ ¦ ¦кость)¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦388 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для чтения и перевода оригинальной ¦ ¦
¦ ¦иноязычной литературы по специальности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение и ¦ ¦
¦ ¦др., позволяющие использовать иностранный язык ¦ ¦
¦ ¦как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности для ¦ ¦
¦ ¦использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирование, ¦ ¦
¦ ¦реферирование (на родном и иностранном языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь), ¦ ¦
¦ ¦позволяющие участвовать в профессиональном ¦ ¦
¦ ¦общении с иностранными коллегами в объеме тем, ¦ ¦
¦ ¦указанных в программе по дисциплине "иностранный¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и ¦ ¦
¦ ¦фармацевтических вузов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦410 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть истории ¦ ¦
¦ ¦человечества. Основные закономерности и ¦ ¦
¦ ¦особенности мировой истории сквозь призму ¦ ¦
¦ ¦национальной российской истории. Воздействие ¦ ¦
¦ ¦русской истории на мировой процесс. ¦ ¦
¦ ¦Представления об истории человечества и ее ¦ ¦
¦ ¦основных этапах как важный фактор формирования ¦ ¦
¦ ¦ценностных ориентации и определения ¦ ¦
¦ ¦гражданской позиции современного человека. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы методологии истории; соотношение ¦ ¦
¦ ¦политических, экономических, духовных факторов в¦ ¦
¦ ¦истории; роль религии и религиозных ¦ ¦
¦ ¦представлений. Критерии познания истории; типы и¦ ¦
¦ ¦формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме ¦ ¦
¦ ¦"человек в истории"; история повседневной жизни,¦ ¦
¦ ¦образ жизни и нравы; политические лидеры, ¦ ¦
¦ ¦полководцы и реформаторы в истории. Социальная ¦ ¦
¦ ¦история, взаимодействие революций и реформ. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России, российской цивилизации и ¦ ¦
¦ ¦культуры в истории человечества. Характерные ¦ ¦
¦ ¦черты европейской и восточной цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы мировой истории. Древний мир: ¦ ¦
¦ ¦роль античного наследия для европейской ¦ ¦
¦ ¦культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, ¦ ¦
¦ ¦Индии, арабского Востока и др.); Россия и ¦ ¦
¦ ¦кочевнический мир. Средние века: формирование ¦ ¦
¦ ¦национальных государств; авторитарная власть и ¦ ¦
¦ ¦появление сословного представительства; гуманизм¦ ¦
¦ ¦и реформация; роль христианства в европейской ¦ ¦
¦ ¦цивилизации; формирование православия в России. ¦ ¦
¦ ¦Новая история: история географических открытий, ¦ ¦
¦ ¦расширивших границы мира; промышленная революция¦ ¦
¦ ¦и ее последствия; XVIII век - век просвещения и ¦ ¦
¦ ¦гуманизма; Россия открывает окно в Европу; ¦ ¦
¦ ¦российские реформы и реформаторы в XIX веке; ¦ ¦
¦ ¦вклад русской культуры в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Новейшая история (XX век): роль XX столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой истории; глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов; проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизация; социальная трансформация общества;¦ ¦
¦ ¦столкновение интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль ¦ ¦
¦ ¦Советского Союза в победе над фашизмом; история ¦ ¦
¦ ¦холодной войны. Научно-техническая революция и ¦ ¦
¦ ¦ее влияние на ход общественного развития; ¦ ¦
¦ ¦интеграция науки и образования. Российский ¦ ¦
¦ ¦фактор в политической, социальной и духовной ¦ ¦
¦ ¦истории XX столетия. ¦ ¦
¦ ¦Геополитические изменения в мире на рубеже ¦ ¦
¦ ¦1800 - 90-х годов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦100 ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, межкультурные¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021700 - ФИЛОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЛОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также