СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013600 - ГЕОЭКОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОЭКОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
98 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
Проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013600 - ГЕОЭКОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОЭКОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 013600 - Геоэкология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - геоэколог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 013600 - Геоэкология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Геоэколог по специальности 013600 - Геоэкология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 22446), инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (N 20603), экономиста-природопользователя, научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля геоэколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности выпускника по специальности 013600 - Геоэкология являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские организации, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и других природоохранных ведомств и учреждений);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты и предметная область профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности геоэколога являются:
литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера и их взаимодействие; геосистемы разных иерархических уровней, природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; геоэкологический мониторинг; контроль загрязнений природной среды, менеджмент и маркетинг в геоэкологии; оценка воздействия на окружающую среду.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по специальности 013600 - Геоэкология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Научно-исследовательская деятельность.
Геоэколог подготовлен к научным исследованиям в области геоэкологии и охраны природы в академических учреждениях и вузах.
Проектно-производственная деятельность.
Геоэколог подготовлен к решению следующих задач:
- проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных геоэкологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению;
- оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов;
- обеспечение средозащитной и средоформирующей функций природной среды;
- проектирование типовых природоохранных мероприятий;
- производство оценки воздействий на окружающую среду;
- разработка и осуществление геоэкологического мониторинга;
- анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;
- выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды.
Контрольно-экспертная деятельность.
Геоэколог подготовлен к:
- проведению экологической экспертизы различных видов проектного задания;
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.
Педагогическая деятельность.
Геоэколог подготовлен для:
- педагогической работы в вузах;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах.
1.4. Возможности продолжения образования.
Геоэколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013600 - Геоэкология, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 11.00.11 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 11.00.14 - Географическая экология, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 511100 - Экология и природопользование, 510800 - География и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 013600 - Геоэкология
3.1. Основная образовательная программа геоэколога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы геоэколога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа геоэколога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки геоэколога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы специалиста-геоэколога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки эколога
по специальности 013600 - Геоэкология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦150 ¦
¦ ¦Роль философии в жизни человека и общества; ис- ¦ ¦
¦ ¦торические типы философии; человек во Вселенной; ¦ ¦
¦ ¦философская, религиозная и естественнонаучная ¦ ¦
¦ ¦картина мира; природа человека и смысл его су- ¦ ¦
¦ ¦ществования; познание, его возможности и границы;¦ ¦
¦ ¦знание и вера; общество; многообразие культур, ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций, форм социального опыта; человек в ¦ ¦
¦ ¦мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге ¦ ¦
¦ ¦культур; личность; проблемы свободы и ответствен-¦ ¦
¦ ¦ности; человек в информационно-техническом мире; ¦ ¦
¦ ¦роль научной рациональности в развитии общества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы и перспективы современной цивилизации; ¦ ¦
¦ ¦человечество перед лицом глобальных проблем ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦100 ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические институты. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Рыночный механизм. Роль цен в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг.¦ ¦
¦ ¦Экономические затраты и прибыль. Конкуренция и ¦ ¦
¦ ¦структура рынка. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Доходы. Функции и виды денег. Ин- ¦ ¦
¦ ¦фляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный¦ ¦
¦ ¦доход. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с ¦ ¦
¦ ¦безработицей. Экономический рост. Модели роста. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Фискальная политика. Основ- ¦ ¦
¦ ¦ные статьи доходов и расходов госбюджета. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Международная экономика. Основы ¦ ¦
¦ ¦маркетинга. Налоги. Налоговая система. Финансовые¦ ¦
¦ ¦институты. Переходная экономика. Характеристика и¦ ¦
¦ ¦структура российского хозяйства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, необ- ¦ ¦
¦ ¦ходимого для общения в наиболее распространенных ¦ ¦
¦ ¦повседневных ситуациях; различные виды речевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности и формы речи (устной, письменной, ¦ ¦
¦ ¦монологической или диалогической), овладение лек-¦ ¦
¦ ¦сико-грамматическим минимумом; курс реферирования¦ ¦
¦ ¦и аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦100 ¦
¦ ¦Психология: объект и предмет психологии; со- ¦ ¦
¦ ¦отношение субъективной и объективной реальности; ¦ ¦
¦ ¦психика и организм; активность психики (души), ¦ ¦
¦ ¦психика, поведение и деятельность; структура ¦ ¦
¦ ¦субъективной реальности; личность и межличностные¦ ¦
¦ ¦отношения; свобода воли; личностная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность; общее и индивидуальное в психике человека.¦ ¦
¦ ¦Педагогика: предмет педагогики; цели образования ¦ ¦
¦ ¦и воспитания; педагогический идеал и его кон- ¦ ¦
¦ ¦кретно-историческое воплощение; средства и методы¦ ¦
¦ ¦педагогического воздействия на личность; общие ¦ ¦
¦ ¦принципы дидактики и их реализация в конкретных ¦ ¦
¦ ¦предметных методиках обучения; нравственно-пси- ¦ ¦
¦ ¦хологические и идейные взаимоотношения поколений;¦ ¦
¦ ¦семейное воспитание и семейная педагогика; меж- ¦ ¦
¦ ¦личностные отношения в коллективе; нравственно- ¦ ¦
¦ ¦психологический образ педагога; мастерство ¦ ¦
¦ ¦педагогического общения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического сознания; ¦ ¦
¦ ¦типы цивилизаций в древности; проблема взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия человека и природной среды в древних ¦ ¦
¦ ¦обществах; цивилизация древней Руси; место ¦ ¦
¦ ¦Средневековья во всемирно-историческом процессе; ¦ ¦
¦ ¦Киевская Русь; тенденции становления цивилизации ¦ ¦
¦ ¦в русских землях; проблема складывания основ ¦ ¦
¦ ¦национальных государств в Западной Европе; ¦ ¦
¦ ¦складывание Московского государства; Европа в ¦ ¦
¦ ¦начале Нового времени и проблема формирования ¦ ¦
¦ ¦целостности европейской цивилизации; Россия в ¦ ¦
¦ ¦ХV - ХVII вв.; ХVIII век в европейской и ¦ ¦
¦ ¦североамериканской истории; проблема перехода ¦ ¦
¦ ¦в "царство разума"; особенности российской ¦ ¦
¦ ¦модернизации в ХVIII в.; духовный мир человека ¦ ¦
¦ ¦на пороге перехода к индустриальному обществу; ¦ ¦
¦ ¦основные тенденции развития всемирной истории в ¦ ¦
¦ ¦ХIХ в.; пути развития России; место ХХ в. во ¦ ¦
¦ ¦всемирно-историческом процессе; новый уровень ¦ ¦
¦ ¦исторического синтеза; глобальная история; ¦ ¦
¦ ¦менталитет человека, его эволюция и особенности

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013400 - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также