СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013400 - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
100 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
Проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013400 - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности
013400 - Природопользование
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - эколог-природопользователь.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 013400 - Природопользование при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Эколог-природопользователь по специальности 013400 - Природопользование может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 22446), инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экологии, экономиста-природопользователя, научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля геоэколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности выпускника по специальности 013400 - Природопользование являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские организации, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные, муниципальные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности эколога-природопользователя являются:
- ресурсная база территориальной организации общества; природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; мониторинг в области природопользования, управление в системе охраны природы и природопользования.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 013400 - Природопользование может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника: управление природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях.
Научно-исследовательская деятельность:
- эколог-природопользователь подготовлен к научным исследованиям в области природопользования и охраны природы в академических учреждениях и вузах.
Проектно-производственная деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен к решению следующих задач:
- проведению комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем в области природопользования, к разработке рекомендаций по их разрешению;
- обеспечению ресурсовоспроизводящей функции природной среды;
- оценке воздействий на окружающую среду;
- разработке и осуществлению мониторинга в области природопользования;
- анализу частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управлению природопользованием.
Контрольно-экспертная деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен к:
- разработке практических рекомендаций по использованию природно-ресурсного потенциала территории;
- разработке систем рационального природопользования;
- проведению экологической оценки хозяйственных проектов;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.
Педагогическая деятельность.
Эколог-природопользователь подготовлен для:
- педагогической работы в вузах;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
1.4. Возможности продолжения образования.
Эколог-природопользователь, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013400 - Природопользование, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 25.00.36 - Геоэкология, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 511100 - Экология и природопользование, 510800 - География и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
013400 - Природопользование
3.1. Основная образовательная программа специалиста-эколога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-эколога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа эколога-природопользователя формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога-природопользователя должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы эколога-природопользователя должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
эколога-природопользователя по специальности
013400 - Природопользование
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение ¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, ¦ ¦
¦ ¦необходимого для общения в наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; ¦ ¦
¦ ¦различные виды речевой деятельности и формы речи ¦ ¦
¦ ¦(устной, письменной, монологической или ¦ ¦
¦ ¦диалогической), овладение лексико-грамматическим ¦ ¦
¦ ¦минимумом; курс реферирования и аннотирования ¦ ¦
¦ ¦научной литературы, курс научно-технического ¦ ¦
¦ ¦перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; основы здорового образа и стиля жизни; ¦ ¦
¦ ¦оздоровительные системы и спорт (теория, ¦ ¦
¦ ¦методика, практика); профессионально-прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в ХI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России ХIХ в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического режима.¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е гг.¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013100 - ЭКОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также