СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013100 - ЭКОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
99 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013100 - ЭКОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ
1. Общая характеристика специальности 013100 - Экология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - эколог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки эколога по специальности 013100 - Экология при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Эколог по специальности 013100 - Экология может занимать должности, требующие высшего профессионального образования согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера (должность по Общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанному Минтрудом РФ по состоянию на 10.06.1999 (М., 1999), N 22446), экономиста (N 27728), экономиста-природопользователя, инженера по охране окружающей среды (N 22656), стажера-исследователя в области экологии, геохимика (N 20603), научного редактора (N 26039), инженера-исследователя (N 22488) и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля эколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности, в вузах, колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя - N 25814, 25813, 25812).
1.3.1. Сфера профессиональной деятельности.
Сферой профессиональной деятельности выпускника по специальности 013100 - Экология являются:
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.;
- органы охраны природы и государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений);
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Специалист по специальности 013100 - Экология может быть подготовлен к одному из следующих видов профессиональной практической деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-производственная;
- контрольно-экспертная;
- педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Конкретное содержание профессиональной подготовки определяется образовательной программой вуза.
1.3.4. Обобщенные задачи деятельности выпускника.
Научно-исследовательская деятельность:
- эколог подготовлен к научным исследованиям в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде в академических учреждениях и вузах.
Проектно-производственная деятельность.
Эколог подготовлен к решению следующих задач:
- оценке воздействий на окружающую среду;
- проектированию типовых мероприятий по охране природы;
- проектированию и экспертизе социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
- обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
- проведению экологической экспертизы различных видов проектного анализа;
- разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- контрольно-ревизионной деятельности, экологическому аудиту.
Педагогическая деятельность.
Эколог может быть подготовлен для:
- педагогической работы в вузах;
- учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля.
1.4. Возможности продолжения образования.
Эколог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013100 - Экология, подготовлен к:
- обучению в аспирантуре по научным специальностям, родственным данному направлению: 11.00.11 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, 11.00.14 - Географическая экология, и другим смежным специальностям;
- обучению в магистратуре по направлениям 511100 - Экология и природопользование, 510800 - География и другим смежным направлениям.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 013100 - Экология
3.1. Основная образовательная программа эколога разрабатывается на основании настоящего Государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы эколога, к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа эколога формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы эколога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки эколога
по специальности 013100 - Экология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1608 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение но-¦ ¦
¦ ¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦ ¦
¦ ¦мого для общения в наиболее распространенных по- ¦ ¦
¦ ¦вседневных ситуациях; различные виды речевой дея-¦ ¦
¦ ¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦ ¦
¦ ¦логической или диалогической), овладение лексико-¦ ¦
¦ ¦грамматическим минимумом; курс реферирования и ¦ ¦
¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно- ¦ ¦
¦ ¦технического перевода и т.п. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦
¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здоро- ¦ ¦
¦ ¦вого образа и стиля жизни; оздоровительные систе-¦ ¦
¦ ¦мы и спорт (теория, методика, практика); профес- ¦ ¦
¦ ¦сионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦100 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и настоя- ¦ ¦
¦ ¦щем: общее и особенное. Методология и теория ис- ¦ ¦
¦ ¦торической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус- ¦ ¦
¦ ¦ские связи. Особенности социального строя Древней¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦ХI - ХII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. Возвышение Москвы. Формирование сослов- ¦ ¦
¦ ¦ной системы организации общества. Реформы Петра ¦ ¦
¦ ¦I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности скла-¦ ¦
¦ ¦дывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического раз- ¦ ¦
¦ ¦вития России. Эволюция форм собственности на зем-¦ ¦
¦ ¦лю. Структура феодального землевладения. Крепост-¦ ¦
¦ ¦ное право в России. Мануфактурно-промышленное ¦ ¦
¦ ¦производство. Становление индустриального общест-¦ ¦
¦ ¦ва в России: общее и особенное. Общественная ¦ ¦
¦ ¦мысль и особенности общественного движения России¦ ¦
¦ ¦ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альная трансформация общества. Столкновение тен- ¦ ¦
¦ ¦денций интернационализма и национализма, интегра-¦ ¦
¦ ¦ции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале ХХ в. Объективная потребность ин-¦ ¦
¦ ¦дустриальной модернизации России. Российские ре- ¦ ¦
¦ ¦формы в контексте общемирового развития в начале ¦ ¦
¦ ¦века. Политические партии России: генезис, клас- ¦ ¦
¦ ¦сификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская эмиграция. Социально-экономическое разви-¦ ¦
¦ ¦тие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопар- ¦ ¦
¦ ¦тийного политического режима. Образование СССР. ¦ ¦
¦ ¦Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя поли- ¦ ¦
¦ ¦тика. Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономические¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие, общественно-политическая ¦ ¦
¦ ¦жизнь, культура, внешняя политика СССР в послево-¦ ¦
¦ ¦енные годы. Холодная война. Попытки осуществления¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в се-¦ ¦
¦ ¦редине 60 - 80-х гг.: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. По-¦ ¦
¦ ¦пытка государственного переворота 1991 г. и ее ¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Ок- ¦ ¦
¦ ¦тябрьские события 1993 г. Становление новой рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской государственности (1993 - 1999 гг.). Рос-¦ ¦
¦ ¦сия на пути радикальной социально-экономической

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 653900 БИОМЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также