СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011200 - ГЕОФИЗИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОФИЗИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
118 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
011200 - ГЕОФИЗИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - "ГЕОФИЗИК"
1. Общая характеристика специальности
011200 - Геофизика
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - геофизик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки геофизика по специальности 011200 - Геофизика при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист-геофизик:
- осуществляет деятельность по проектированию и проведению полевых, лабораторных и вычислительных геофизических работ, связанных с изучением строения земной коры, поисками и разведкой месторождений полезных ископаемых, решением конкретных геологических задач;
- разрабатывает нормативные методические документы, предложения и мероприятия в области производства геофизических работ;
- анализирует получаемую полевую и лабораторную геофизическую информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику;
- составляет научно-технические отчеты, пояснительные записки, карты, схемы и другую установленную отчетность по утвержденным формам;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов.
Специалист-геофизик под руководством ведущего (старшего) инженера, ответственного исполнителя или руководителя темы (задания):
- участвует в исследованиях по разработке геофизических программ и проектов, геофизической аппаратуры и оборудования в подготовке обзоров и заключений по геофизическим работам;
- участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификационной характеристике, приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей специалист-геофизик подготовлен к самостоятельной работе на должностях начальника отряда, начальника партии, геофизика, инженера на геологических предприятиях, а также на должности инженера в научно-исследовательских учреждениях, проектных и изыскательских организациях и других должностях в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Специалист-геофизик подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе, колледже, образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
Предметом профессиональной деятельности специалиста-геофизика являются: изучение строения земной коры, физических моделей земной коры и физических свойств горных пород; проведение научных исследований в области геоэлектрических, сейсмических, гравимагнитных и ядерных геофизических методов, а также скважинных геофизических наблюдений; проведение полевых наблюдений, обработка и интерпретация получаемых данных при изучении геологических объектов.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета по экологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических проблем;
- организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;
- учреждения системы высшего и среднего специального образования.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист-геофизик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 011200 - Геофизик, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по специальности научных работников Миннауки России 01.03.04, 07.00.10, 25.00.10, 25.00.16, 25.00.28, 25.00.29, 25.00.34 - 25.00.36.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 011200 - Геофизика
3.1. Основная образовательная программа подготовки геофизика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки геофизика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки геофизика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки геофизика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки геофизика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки геофизика по специальности
011200 - Геофизика
---------T----------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции, интонации и ритма речи ¦ ¦
¦ ¦в изучаемом языке, лексический минимум в ¦ ¦
¦ ¦объеме 4000 лексических единиц, дифференциация¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, терми- ¦ ¦
¦ ¦нологическая, общенаучная, официальная и др.);¦ ¦
¦ ¦свободные и устойчивые словосочетания, фразео-¦ ¦
¦ ¦логические единицы, способы словообразования; ¦ ¦
¦ ¦грамматические навыки, обеспечивающие коммуни-¦ ¦
¦ ¦кацию при письменном и устном профессиональном¦ ¦
¦ ¦общении; понятие об обиходно-литературном, ¦ ¦
¦ ¦официально-деловом, научном и художественном ¦ ¦
¦ ¦стилях; правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание речи в бытовой и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной сферах; чтение; виды текстов: ¦ ¦
¦ ¦несложные прагматические по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности; письмо; виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес-¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов, ее социально-¦ ¦
¦ ¦биологические основы; физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества; за- ¦ ¦
¦ ¦конодательство о физической культуре и спорте;¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы здорового¦ ¦
¦ ¦образа жизни студента; общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений; про- ¦ ¦
¦ ¦фессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов; основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+----------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦192 ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. Оте- ¦ ¦
¦ ¦чественная историография в прошлом и настоя- ¦ ¦
¦ ¦щем: общее и особенное. Методология и теория ¦ ¦
¦ ¦исторической науки. История России - неотъем- ¦ ¦
¦ ¦лемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого россий- ¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Фор- ¦ ¦
¦ ¦мирование сословной системы организации об- ¦ ¦
¦ ¦щества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Пред- ¦ ¦
¦ ¦посылки и особенности складывания российского ¦ ¦
¦ ¦абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержа- ¦ ¦
¦ ¦вия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно-про- ¦ ¦
¦ ¦мышленное производство. Становление индустриа-¦ ¦
¦ ¦льного общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX в. и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа-¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов. Проблема экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческого роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, демок-¦ ¦
¦ ¦ратии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011500 ГЕОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОЛОГ-НЕФТЯНИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также