СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011500 ГЕОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОЛОГ-НЕФТЯНИК (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
115 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
011500 ГЕОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ
КВАЛИФИКАЦИЯ - "ГЕОЛОГ-НЕФТЯНИК"
1. Общая характеристика специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования".
1.2. Квалификация специалиста - "геолог-нефтяник".
Нормативный срок освоения основной образовательной программы геолога-нефтяника по специальности 011500 Геология и геохимия горючих ископаемых при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Геолог-нефтяник осуществляет деятельность по проектированию и проведению полевых, лабораторных и вычислительных геологических работ, связанных с изучением строения земной коры, геологических объектов с целью оценки их перспектив на горючие ископаемые, а также с целью поисков и разведки нефтяных, газовых и угольных месторождений;
выполняет научные исследования нефтегеологического и нефтегеохимического профиля, поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, решение конкретных геологических задач;
разрабатывает нормативные методические документы, предложения и мероприятия в области производства работ нефтегеологического и нефтегеохимического профиля;
анализирует получаемую полевую и лабораторную геологическую и геофизическую информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику;
составляет научно-технические отчеты, пояснительные записки, карты, схемы и другую установленную отчетность по утвержденным формам;
следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
под руководством ведущего (старшего) инженера, ответственного исполнителя или руководителя темы (задания):
участвует в исследованиях по разработке программ и проектов, в подготовке обзоров и заключений по нефтегеологическим и нефтегеохимическим работам;
участвует в экспертизе научных работ, в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.
Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификационной характеристике, приводятся в п. 7.1.
Исходя из своих квалификационных возможностей геолог-нефтяник подготовлен к самостоятельной работе в полевых геологических экспедициях, в лабораториях при проведении научно-исследовательских работ, к организационной деятельности, связанной с подготовкой и проведением нефтепоисковых и нефтеразведочных работ на должностях начальника отряда, начальника партии, геолога, инженера на геологических предприятиях, а также на должности инженера в научно-исследовательских учреждениях, проектных и изыскательских организациях и других должностях в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37.
Геолог-нефтяник подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе, колледже, образовательных учреждениях среднего профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета по экологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением нефтегеологических проблем;
- организации, предприятия и фирмы, связанные с разведкой и разработкой горючих полезных ископаемых и прежде всего нефти и газа;
- учреждения системы высшего и среднего специального образования.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника
Специалист геолог-нефтяник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 011500 Геология и геохимия горючих ископаемых, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по специальностям научных работников Миннауки России 07.00.10, 25.00.11, 25.00.12, 25.00.36.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 011500 Геология и геохимия
горючих ископаемых
3.1. Основная образовательная программа подготовки геолога-нефтяника разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки геолога-нефтяника, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки геолога-нефтяника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки геолога-нефтяника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки геолога-нефтяника должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки геолога-нефтяника по специальности
011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦специфика артикуляции, интонации и ритма ¦ ¦
¦ ¦речи в изучаемом языке, лексический минимум ¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 лексических единиц, дифферен- ¦ ¦
¦ ¦циация лексики по сферам применения (быто- ¦ ¦
¦ ¦вая, терминологическая, общенаучная, офици- ¦ ¦
¦ ¦альная и др.); свободные и устойчивые слово-¦ ¦
¦ ¦сочетания, фразеологические единицы, способы¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию при письменном и¦ ¦
¦ ¦устном профессиональном общении; понятие об ¦ ¦
¦ ¦обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном и художественном стилях; правила ¦ ¦
¦ ¦речевого этикета; говорение; диалогическая и¦ ¦
¦ ¦монологическая речь; основы публичной речи ¦ ¦
¦ ¦(устное сообщение, доклад); аудирование; ¦ ¦
¦ ¦понимание речи в бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦сферах; чтение; виды текстов: несложные ¦ ¦
¦ ¦прагматические по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности; письмо; виды речевых произве-¦ ¦
¦ ¦дений: аннотация, реферат, тезисы, сообще- ¦ ¦
¦ ¦ния, частное письмо, деловое письмо, биогра-¦ ¦
¦ ¦фия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура: ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов, ее соци-¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы; физическая куль-¦ ¦
¦ ¦тура и спорт как социальные феномены общест-¦ ¦
¦ ¦ва; законодательство о физической культуре и¦ ¦
¦ ¦спорте; физическая культура личности; основы¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; общая физи-¦ ¦
¦ ¦ческая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания; спорт; индивидуаль- ¦ ¦
¦ ¦ный выбор видов спорта или систем физических¦ ¦
¦ ¦упражнений; профессионально-прикладная физи-¦ ¦
¦ ¦ческая подготовка студентов; основы методики¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история: ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ-¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России ¦ ¦
¦ ¦- неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе-¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государ- ¦ ¦
¦ ¦ственности. Древняя Русь и кочевники. Визан-¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности со- ¦ ¦
¦ ¦циального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становле- ¦ ¦
¦ ¦ния русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволю-¦ ¦
¦ ¦ция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические измене- ¦ ¦
¦ ¦ния в русских землях в XIII - XV вв. Русь и ¦ ¦
¦ ¦Орда: проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого Россий-¦ ¦
¦ ¦ского государства. Возвышение Москвы. Форми-¦ ¦
¦ ¦рование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания рос- ¦ ¦
¦ ¦сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Ману- ¦ ¦
¦ ¦фактурно-промышленное производство. Станов- ¦ ¦
¦ ¦ление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и осо-¦ ¦
¦ ¦бенности общественного движения России ¦ ¦
¦ ¦XIX в. Реформы и реформаторы в России. Рус- ¦ ¦
¦ ¦ская культура XIX века и ее вклад в мировую ¦ ¦
¦ ¦культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Столкновение тенденций интернационализма¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-экономическое развитие страны в

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013300 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ГЕОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также