СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 013300 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ-ГЕОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
114 ЕН/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013300 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - "ЭКОЛОГ-ГЕОЛОГ"
1. Общая характеристика специальности
013300 Экологическая геология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686 "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования".
1.2. Квалификация специалиста "эколог-геолог". Нормативный срок освоения основной образовательной программы эколога-геолога по специальности 013300 Экологическая геология при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Предметом профессиональной деятельности специалиста эколога-геолога являются:
- изучение взаимодействия биоты, включая человека, с геологической компонентой окружающей среды;
- геологическое обоснование экологически ориентированных и природоохранных мероприятий;
- проведение специализированных видов эколого-геологических экспертиз;
- выполнение научных исследований эколого-геологического профиля.
Сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
- организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета по экологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям;
- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением эколого-геологических проблем;
- организации, предприятия и фирмы, связанные с разведкой и разработкой полезных ископаемых, надзором за ведением горных, строительных и других видов инженерно-хозяйственной деятельности;
- учреждения системы высшего и среднего специального образования.
Специалист эколог-геолог подготовлен:
- к самостоятельной работе в полевых геологических и междисциплинарных комплексных экспедициях, в лабораториях при проведении научно-исследовательских работ на утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37 должностях геолога, начальника отряда, начальника партии, гидрогеолога, геохимика, инженера в геологических предприятиях и организациях; стажера-исследователя; инженера в научно-исследовательских учреждениях, проектных и изыскательских организациях;
- к организационной деятельности, связанной с подготовкой и проведением эколого-геологических мероприятий, в должности инженера по охране окружающей среды (эколога);
- к педагогической деятельности (при условии освоения дополнительной образовательно-профессиональной программы психолого-педагогического профиля) на должностях преподавателя в средней школе, в колледжах, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Специалист эколог-геолог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013300 Экологическая геология, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по специальности научных работников Миннауки России 07.00.10, 25.00.36.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
013300 Экологическая геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки эколога-геолога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки эколога-геолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки эколога-геолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки эколога-геолога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки эколога-геолога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки эколога-геолога по специальности
013300 Экологическая геология
----------T----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименования дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+---------+----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общегуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции, интонации и ритма речи ¦ ¦
¦ ¦в изучаемом языке, лексический минимум ¦ ¦
¦ ¦в объеме 4000 лексических единиц, ¦ ¦
¦ ¦дифференциация лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и др.); свободные и устойчивые ¦ ¦
¦ ¦словосочетания, фразеологические единицы, ¦ ¦
¦ ¦способы словообразования; грамматические ¦ ¦
¦ ¦навыки, обеспечивающие коммуникацию при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном профессиональном общении; ¦ ¦
¦ ¦понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном и художественном стилях; ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета; говорение; ¦ ¦
¦ ¦диалогическая и монологическая речь; основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад); ¦ ¦
¦ ¦аудирование; понимание речи в бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной сферах; чтение; виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические по широкому ¦ ¦
¦ ¦и узкому профилю специальности; письмо; виды ¦ ¦
¦ ¦речевых произведений: аннотация, реферат, ¦ ¦
¦ ¦тезисы, сообщения, частное письмо, деловое ¦ ¦
¦ ¦письмо, биография ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной подготовке студентов, ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте; физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности; основы здорового образа жизни ¦ ¦
¦ ¦студента; общая физическая и специальная ¦ ¦
¦ ¦подготовка в системе физического воспитания; ¦ ¦
¦ ¦спорт; индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений; профессионально-¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов; ¦ ¦
¦ ¦основы методики самостоятельных занятий ¦ ¦
¦ ¦и самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания.¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом ¦ ¦
¦ ¦и настоящем: общее и особенное. Методология ¦ ¦
¦ ¦и теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные ¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее ¦ ¦
¦ ¦и особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма ¦ ¦
¦ ¦и национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития ¦ ¦
¦ ¦в начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны ¦ ¦
¦ ¦и общенационального кризиса. Революция 1917 г.¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их ¦ ¦
¦ ¦результаты и последствия. Российская ¦ ¦
¦ ¦эмиграция. Социально-экономическое развитие ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны ¦ ¦
¦ ¦в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е гг. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно-¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических ¦ ¦
¦ ¦и экономических реформ. НТР и ее влияние ¦ ¦
¦ ¦на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 011100 ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ГЕОЛОГ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также