СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040300 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
132 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
040300 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ
1. Общая характеристика специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения - шесть с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело имеет право выполнять медико-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных, - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.
Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:
- организация и управление санитарно-эпидемиологической службой;
- проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения;
- диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;
- гигиеническое воспитание и обучение населения;
- проведение научно-практических исследований.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:
- работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
- оценка состояния здоровья населения;
- оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
- владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществление воспитательной и педагогической деятельности;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - врача, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности - 040300 Медико-профилактическое дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки санитарного врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки санитарного врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки врача по специальности 040300 -
Медико-профилактическое дело
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦ние нового лексико-грамматического матери- ¦ ¦
¦ ¦ала, необходимого для чтения и перевода ори-¦ ¦
¦ ¦гинальной иноязычной литературы по специаль-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "Иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦ ¦рии человечества. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности и особенности миро- ¦ ¦
¦ ¦вой истории сквозь призму национальной рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской истории. Воздействие русской истории¦ ¦
¦ ¦на мировой процесс. Представления об истории¦ ¦
¦ ¦человечества и ее основных этапах как важный¦ ¦
¦ ¦фактор формирования ценностных ориентаций и ¦ ¦
¦ ¦определения гражданской позиции современного¦ ¦
¦ ¦человека. Проблемы методологии истории; со- ¦ ¦
¦ ¦отношение политических, экономических, ду- ¦ ¦
¦ ¦ховных факторов в истории; роль религии и ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений. Критерии познания¦ ¦
¦ ¦истории; типы и формы цивилизаций. Новые ¦ ¦
¦ ¦подходы к проблеме "человек в истории"; ис- ¦ ¦
¦ ¦тория повседневной жизни, образ жизни и нра-¦ ¦
¦ ¦вы; политические лидеры, полководцы и рефор-¦ ¦
¦ ¦маторы в истории. Социальная история, взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие революций и реформ. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России, российской цивилизации и культуры в ¦ ¦
¦ ¦истории человечества. Характерные черты ев- ¦ ¦
¦ ¦ропейской и восточной цивилизаций. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Древний мир: роль античного наследия для ев-¦ ¦
¦ ¦ропейской культуры; вклад восточных цивили- ¦ ¦
¦ ¦заций (Китая, Индии, арабского Востока и ¦ ¦
¦ ¦др.); Россия и кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦ ¦века: формирование национальных государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. ¦ ¦
¦ ¦Новая история: история географических откры-¦ ¦
¦ ¦тий, расширивших границы мира; промышленная ¦ ¦
¦ ¦революция и ее последствия; XVIII век - век ¦ ¦
¦ ¦просвещения и гуманизма; Россия открывает ¦ ¦
¦ ¦окно в Европу; российские реформы и реформа-¦ ¦
¦ ¦торы в XIX веке; вклад русской культуры в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. Новейшая история (XX век):¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов; проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизация; социальная¦ ¦
¦ ¦трансформация общества; столкновение интер- ¦ ¦
¦ ¦национализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. Ми-¦ ¦
¦ ¦ровые и локальные войны; роль Советского Со-¦ ¦
¦ ¦юза в победе над фашизмом; история холодной ¦ ¦
¦ ¦войны. Научно-техническая революция и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; ин- ¦ ¦
¦ ¦теграция науки и образования. Российский ¦ ¦
¦ ¦фактор в политической, социальной и духовной¦ ¦
¦ ¦истории XX столетия. Геополитические измене-¦ ¦
¦ ¦ния в мире на рубеже 1800 - 90-х годов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦100 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра-¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитар- ¦ ¦
¦ ¦ная и массовая культуры. Восточные и запад- ¦ ¦
¦ ¦ные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦
¦ ¦менном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040200 ПЕДИАТРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также