СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040300 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
132 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
040300 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ
1. Общая характеристика специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения - шесть с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело имеет право выполнять медико-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных, - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.
Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:
- организация и управление санитарно-эпидемиологической службой;
- проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения;
- диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;
- гигиеническое воспитание и обучение населения;
- проведение научно-практических исследований.
Врач - выпускник по специальности 040300 - Медико-профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:
- работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
- оценка состояния здоровья населения;
- оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
- владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществление воспитательной и педагогической деятельности;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).
1.4. Возможности продолжения образования выпускника - врача, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности - 040300 Медико-профилактическое дело.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
3.1. Основная образовательная программа подготовки санитарного врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки санитарного врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
подготовки врача по специальности 040300 -
Медико-профилактическое дело
----------T--------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость) ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изуче- ¦ ¦
¦ ¦ние нового лексико-грамматического матери- ¦ ¦
¦ ¦ала, необходимого для чтения и перевода ори-¦ ¦
¦ ¦гинальной иноязычной литературы по специаль-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности ¦ ¦
¦ ¦для использования полученной информации в ¦ ¦
¦ ¦профессиональных целях: перевод, аннотирова-¦ ¦
¦ ¦ние, реферирование (на родном и иностранном ¦ ¦
¦ ¦языках). ¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диало- ¦ ¦
¦ ¦гическая и монологическая речь), позволяющие¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан-¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "Иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацев- ¦ ¦
¦ ¦тических вузов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть исто- ¦ ¦
¦ ¦рии человечества. ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности и особенности миро- ¦ ¦
¦ ¦вой истории сквозь призму национальной рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской истории. Воздействие русской истории¦ ¦
¦ ¦на мировой процесс. Представления об истории¦ ¦
¦ ¦человечества и ее основных этапах как важный¦ ¦
¦ ¦фактор формирования ценностных ориентаций и ¦ ¦
¦ ¦определения гражданской позиции современного¦ ¦
¦ ¦человека. Проблемы методологии истории; со- ¦ ¦
¦ ¦отношение политических, экономических, ду- ¦ ¦
¦ ¦ховных факторов в истории; роль религии и ¦ ¦
¦ ¦религиозных представлений. Критерии познания¦ ¦
¦ ¦истории; типы и формы цивилизаций. Новые ¦ ¦
¦ ¦подходы к проблеме "человек в истории"; ис- ¦ ¦
¦ ¦тория повседневной жизни, образ жизни и нра-¦ ¦
¦ ¦вы; политические лидеры, полководцы и рефор-¦ ¦
¦ ¦маторы в истории. Социальная история, взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие революций и реформ. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России, российской цивилизации и культуры в ¦ ¦
¦ ¦истории человечества. Характерные черты ев- ¦ ¦
¦ ¦ропейской и восточной цивилизаций. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Древний мир: роль античного наследия для ев-¦ ¦
¦ ¦ропейской культуры; вклад восточных цивили- ¦ ¦
¦ ¦заций (Китая, Индии, арабского Востока и ¦ ¦
¦ ¦др.); Россия и кочевнический мир. Средние ¦ ¦
¦ ¦века: формирование национальных государств; ¦ ¦
¦ ¦авторитарная власть и появление сословного ¦ ¦
¦ ¦представительства; гуманизм и реформация; ¦ ¦
¦ ¦роль христианства в европейской цивилизации;¦ ¦
¦ ¦формирование православия в России. ¦ ¦
¦ ¦Новая история: история географических откры-¦ ¦
¦ ¦тий, расширивших границы мира; промышленная ¦ ¦
¦ ¦революция и ее последствия; XVIII век - век ¦ ¦
¦ ¦просвещения и гуманизма; Россия открывает ¦ ¦
¦ ¦окно в Европу; российские реформы и реформа-¦ ¦
¦ ¦торы в XIX веке; вклад русской культуры в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. Новейшая история (XX век):¦ ¦
¦ ¦роль XX столетия в мировой истории; глобали-¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов; проблема эко- ¦ ¦
¦ ¦номического роста и модернизация; социальная¦ ¦
¦ ¦трансформация общества; столкновение интер- ¦ ¦
¦ ¦национализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. Ми-¦ ¦
¦ ¦ровые и локальные войны; роль Советского Со-¦ ¦
¦ ¦юза в победе над фашизмом; история холодной ¦ ¦
¦ ¦войны. Научно-техническая революция и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития; ин- ¦ ¦
¦ ¦теграция науки и образования. Российский ¦ ¦
¦ ¦фактор в политической, социальной и духовной¦ ¦
¦ ¦истории XX столетия. Геополитические измене-¦ ¦
¦ ¦ния в мире на рубеже 1800 - 90-х годов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦100 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история куль- ¦ ¦
¦ ¦туры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, ци- ¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации,¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра-¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. Типология ¦ ¦
¦ ¦культур. Этническая и национальная, элитар- ¦ ¦
¦ ¦ная и массовая культуры. Восточные и запад- ¦ ¦
¦ ¦ные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦
¦ ¦менном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современнос- ¦ ¦
¦ ¦ти. Культура и личность. ¦ ¦
¦ ¦Инкультурация и социализация ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦135 ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функ- ¦ ¦
¦ ¦ции политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ди- ¦ ¦
¦ ¦намика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Полити-¦ ¦
¦ ¦ческие режимы, политические партии, электо- ¦ ¦
¦ ¦ральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы ¦ ¦
¦ ¦их разрешения. Политические технологии. По- ¦ ¦
¦ ¦литический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ор- ¦ ¦
¦ ¦ганизации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты политики. Мировая политика и междуна- ¦ ¦
¦ ¦родные отношения. Особенности мирового поли-¦ ¦
¦ ¦тического процесса. Национально-государ- ¦ ¦
¦ ¦ственные интересы России в новой геополити- ¦ ¦
¦ ¦ческой ситуации. Методология познания поли- ¦ ¦
¦ ¦тической реальности. Парадигмы политического¦ ¦
¦ ¦знания. Экспертное политическое знание; по- ¦ ¦
¦ ¦литическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦57 ¦
¦ ¦Медицинское право, биоэтика и деонтология - ¦ ¦
¦ ¦важные нормативные системы в сфере охраны ¦ ¦
¦ ¦здоровья граждан. Государство и право. Их ¦ ¦
¦ ¦роль в жизни общества. Нормы права и норма- ¦ ¦
¦ ¦тивно-правовые акты. Правосознание и право- ¦ ¦
¦ ¦вая культура врача. Основные правовые систе-¦ ¦
¦ ¦мы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система пра- ¦ ¦
¦ ¦ва. Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права.¦ ¦
¦ ¦Отрасли права как гаранты обеспечения прав ¦ ¦
¦ ¦граждан в сфере охраны здоровья. Правонару- ¦ ¦
¦ ¦шение и юридическая ответственность. Значе- ¦ ¦
¦ ¦ние законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства. ¦ ¦
¦ ¦Конституционные права граждан на охрану здо-¦ ¦
¦ ¦ровья и медицинскую помощь. Особенности фе- ¦ ¦
¦ ¦деративного устройства России. Система орга-¦ ¦
¦ ¦нов государственной власти в Российской Фе- ¦ ¦
¦ ¦дерации. Правовые основания управления здра-¦ ¦
¦ ¦воохранением. Медицинское право. Основы за- ¦ ¦
¦ ¦конодательства РФ об охране здоровья граж- ¦ ¦
¦ ¦дан. Права пациентов и медицинских работни- ¦ ¦
¦ ¦ков. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физи- ¦ ¦
¦ ¦ческие и юридические лица. Право собствен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим ¦ ¦
¦ ¦оказанием медицинской помощи. Наследственное¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные ¦ ¦
¦ ¦права и обязанности супругов, родителей и ¦ ¦
¦ ¦детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Тайна усыновления ребенка. Концепция плани- ¦ ¦
¦ ¦рования семьи. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Особенности регулирования труда ¦ ¦
¦ ¦медицинских работников. Административные ¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ответ- ¦ ¦
¦ ¦ственность. Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональные и должностные правонаруше- ¦ ¦
¦ ¦ния медицинского персонала и их профилакти- ¦ ¦
¦ ¦ка. Экологическое право. Особенности право- ¦ ¦
¦ ¦вого регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Врачебная тайна. Законодательные и норматив-¦ ¦
¦ ¦но-правовые акты в области защиты информации¦ ¦
¦ ¦и государственной тайны. Актуальные проблемы¦ ¦
¦ ¦медицины и права ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология ¦135 ¦
¦ ¦Предмет, объект и методы психологии. Роль ¦ ¦
¦ ¦психологических знаний в работе врача. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные научные школы современной психологии.¦ ¦
¦ ¦Индивид, личность, индивидуальность. Влияние¦ ¦
¦ ¦личности пациента на возникновение, течение ¦ ¦
¦ ¦болезни и возможности влияния болезни на его¦ ¦
¦ ¦психику. Личность врача как фактор доверия к¦ ¦
¦ ¦нему пациента. Структура психики. Соотноше- ¦ ¦
¦ ¦ние сознания и бессознательного. Уровни по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Современные представления о науче- ¦ ¦
¦ ¦нии. Поведенческий подход к пониманию ано- ¦ ¦
¦ ¦мального поведения. Модификация поведения с ¦ ¦
¦ ¦позиций научения. Научение и личность. Пси- ¦ ¦
¦ ¦хологическая характеристика деятельности как¦ ¦
¦ ¦сугубо человеческого поведения. Осознанные и¦ ¦
¦ ¦автоматизированные компоненты деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Воля как сознательная организация и саморе- ¦ ¦
¦ ¦гуляция личностью своей деятельности. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие о фрустрации. Механизмы интрапсихической¦ ¦
¦ ¦защиты. Развитие личности в деятельности и ¦ ¦
¦ ¦здоровье. Врач и пациент как партнеры в уп- ¦ ¦
¦ ¦равлении деятельностью, направленной на здо-¦ ¦
¦ ¦ровье пациента. Мотивация поведения. Осоз- ¦ ¦
¦ ¦нанные и неосознанные мотивы. Мотивы и ¦ ¦
¦ ¦смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и бо-¦ ¦
¦ ¦лезнь. Психологический смысл болезни. Во- ¦ ¦
¦ ¦сприятие мира. Свойства восприятия как субъ-¦ ¦
¦ ¦ективного образа мира. Подпороговое восприя-¦ ¦
¦ ¦тие. Восприятие в лечебно-диагностическом ¦ ¦
¦ ¦процессе. Внутренняя картина здоровья. Вну- ¦ ¦
¦ ¦тренняя картина болезни. Лечебное воздей- ¦ ¦
¦ ¦ствие. Познавательные процессы. Эмоциональ- ¦ ¦
¦ ¦ные процессы. Эмоциональное обеспечение по- ¦ ¦
¦ ¦ведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психо- ¦ ¦
¦ ¦логия горя. Профилактика страха и тревожно- ¦ ¦
¦ ¦сти. Психология общения. Особенности профес-¦ ¦
¦ ¦сионального общения медика. ¦ ¦
¦ ¦Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуника- ¦ ¦
¦ ¦ции. Психология групп. Структура группы и ее¦ ¦
¦ ¦измерение. Групповая динамика. Врач как член¦ ¦
¦ ¦профессиональной группы. Терапевтические ¦ ¦
¦ ¦группы. Семья как малая группа. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика. ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет, задачи, функции, методы пе-¦ ¦
¦ ¦дагогики. Основные категории педагогики: об-¦ ¦
¦ ¦разование, воспитание, обучение, педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность, педагогическое взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действие, педагогическая технология, педаго-¦ ¦
¦ ¦гическая задача. Медицинская педагогика. Пе-¦ ¦
¦ ¦дагогические аспекты профессиональной дея- ¦ ¦
¦ ¦тельности врача. Обучение больных, медицин- ¦ ¦
¦ ¦ского персонала. Обучающие программы в рабо-¦ ¦
¦ ¦те с семьей пациента ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского языка. Лексика, ¦ ¦
¦ ¦грамматика, синтаксис, функционально-стилис-¦ ¦
¦ ¦тический состав книжной речи. Условия функ- ¦ ¦
¦ ¦ционирования разговорной речи и роль внеязы-¦ ¦
¦ ¦ковых факторов. Лингвистические и экстра- ¦ ¦
¦ ¦лингвистические факторы публичной речи. Сфе-¦ ¦
¦ ¦ра функционирования, видовое разнообразие, ¦ ¦
¦ ¦языковые черты официально-делового стиля. ¦ ¦
¦ ¦Взаимопроникновение стилей. Специфика эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов всех языковых уровней в научной речи.¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация, отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти устной публичной речи. Оратор и его ауди-¦ ¦
¦ ¦тория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материа- ¦ ¦
¦ ¦ла, начало, развертывание и завершение речи.¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ-¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятность, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. Языковые формулы официальных докумен- ¦ ¦
¦ ¦тов. Приемы унификации языка служебных доку-¦ ¦
¦ ¦ментов. Интернациональные свойства русской ¦ ¦
¦ ¦официально-деловой письменной речи. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль распорядительных документов. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль коммерческой корреспонденции. Язык и ¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные единицы общения (речевое событие, ре-¦ ¦
¦ ¦чевая ситуация, речевое взаимодействие). ¦ ¦
¦ ¦Нормативные, коммуникативные, этические ас- ¦ ¦
¦ ¦пекты устной и письменной речи. Культура ре-¦ ¦
¦ ¦чи и совершенствование грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения (литературное произношение, смыс- ¦ ¦
¦ ¦ловое ударение, функции порядка слов, слово-¦ ¦
¦ ¦употребление). Невербальные средства комму- ¦ ¦
¦ ¦никации. Речевые нормы учебной и научной ¦ ¦
¦ ¦сфер деятельности ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологиче- ¦ ¦
¦ ¦ские теории. Современные социологические те-¦ ¦
¦ ¦ории. Русская социологическая мысль. Обще- ¦ ¦
¦ ¦ство и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общнос- ¦ ¦
¦ ¦тей. Общность и личность. Малые группы и ¦ ¦
¦ ¦коллективы. Социальная организация. Социаль-¦ ¦
¦ ¦ные движения. Социальное неравенство, стра- ¦ ¦
¦ ¦тификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодей- ¦ ¦
¦ ¦ствие и социальные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданско-¦ ¦
¦ ¦го общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, соци- ¦ ¦
¦ ¦альных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиа-¦ ¦
¦ ¦ция. Личность как деятельный субъект. Соци- ¦ ¦
¦ ¦альные изменения. Социальные революции и ре-¦ ¦
¦ ¦формы. Концепция социального прогресса. Фор-¦ ¦
¦ ¦мирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦222 ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре (медицине). Исторические типы и ¦ ¦
¦ ¦направления в философии. Основные этапы ис- ¦ ¦
¦ ¦торического развития философской мысли. Фи- ¦ ¦
¦ ¦лософия в развитии русской духовности. ¦ ¦
¦ ¦Структура философского знания. Бытие. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие духа, материи и сознания, пространства, ¦ ¦
¦ ¦времени и движения. Жизнь как специфическая ¦ ¦
¦ ¦форма движения материи. Научные, философские¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. Диалектика, ее ¦ ¦
¦ ¦принципы и всеобщие законы. Развитие, его ¦ ¦
¦ ¦модели и законы. Органическая эволюция на ¦ ¦
¦ ¦Земле. ¦ ¦
¦ ¦Онтологический статус земной жизни. Человек,¦ ¦
¦ ¦общество, культура. Человек и природа. Про- ¦ ¦
¦ ¦изводство и его роль в жизни человека. Об- ¦ ¦
¦ ¦щество и его структура. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек как творец и тво-¦ ¦
¦ ¦рение культуры. Любовь и творчество в жизне-¦ ¦
¦ ¦деятельности человека. Человек и историчес- ¦ ¦
¦ ¦кий процесс, личность и массы, свобода и не-¦ ¦
¦ ¦обходимость. Смысл жизни и деятельности че- ¦ ¦
¦ ¦ловека. Познание. Соотношение мнения, веры, ¦ ¦
¦ ¦понимания, интерпретации и знания. Рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и эмпирическое познание. Иррацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное познание: интуиция в медицине. Отра-¦ ¦
¦ ¦жение мира в сознании как познание. ¦ ¦
¦ ¦Творческое "конструирование" знания. Практи-¦ ¦
¦ ¦ка. Наука. Научное и вненаучное знание. Ис- ¦ ¦
¦ ¦тина и ее критерии. Структура научного поз- ¦ ¦
¦ ¦нания, его методы и формы. Научные революции¦ ¦
¦ ¦и смена типов рациональности. Союз философии¦ ¦
¦ ¦и медицины. Философско-методологические ос- ¦ ¦
¦ ¦нования медицины. Философско-этические проб-¦ ¦
¦ ¦лемы в медицине (биоэтика) ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Предмет экономической науки, ее разделы. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Экономические инсти- ¦ ¦
¦ ¦туты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Предложение. Рыночный ме- ¦ ¦
¦ ¦ханизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимо- ¦ ¦
¦ ¦связанных товаров и услуг. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Бухгалтерские и экономические затраты и при-¦ ¦
¦ ¦быль. Производительность. Конкуренция и ¦ ¦
¦ ¦структура рынка. Антимонопольное регулирова-¦ ¦
¦ ¦ние. Рынок труда. Спрос и предложение труда.¦ ¦
¦ ¦Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и ¦ ¦
¦ ¦перераспределение доходов. Функции и виды ¦ ¦
¦ ¦денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ¦ ¦
¦ ¦ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Сово-¦ ¦
¦ ¦купные спрос и предложение. Макроэкономиче- ¦ ¦
¦ ¦ское равновесие. Виды и уровень безработицы.¦ ¦
¦ ¦Меры борьбы с безработицей. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост. Модели роста. Экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы. Фискальная политика. Основные ¦ ¦
¦ ¦статьи доходов и расходов госбюджета. Бан- ¦ ¦
¦ ¦ковская система. Международная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Развитие экономической науки. Основы прик- ¦ ¦
¦ ¦ладной экономики. Предпринимательство. Виды ¦ ¦
¦ ¦предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бух- ¦ ¦
¦ ¦галтерского учета. Оценка результатов хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйственной деятельности. Понятие банкрот- ¦ ¦
¦ ¦ства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Нало-¦ ¦
¦ ¦ги. Налоговая система. Финансовые институты.¦ ¦
¦ ¦Механизм действия бирж, страховых и инвести-¦ ¦
¦ ¦ционных компаний. Основы потребительских ¦ ¦
¦ ¦знаний. Переходная экономика. ¦ ¦
¦ ¦Характеристика и структура российского хо- ¦ ¦
¦ ¦зяйства ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦111 ¦
¦ ¦компонент): ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Дисциплины, рекомендованные УМО: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦Биоэтика ¦54 ¦
¦ ¦Морально-этические нормы, правила и принципы¦ ¦
¦ ¦профессионального врачебного поведения. Пра-¦ ¦
¦ ¦ва пациента и врача. Этические основания ¦ ¦
¦ ¦современного медицинского законодательства. ¦ ¦
¦ ¦Применение этических принципов при использо-¦ ¦
¦ ¦вании новых биомедицинских технологий ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦История медицины и фармации ¦90 ¦
¦ ¦Влияние среды обитания на здоровье человека,¦ ¦
¦ ¦изыскание эффективных средств лечения и про-¦ ¦
¦ ¦филактики, диагностики, взаимоотношения вра-¦ ¦
¦ ¦ча и пациента, место врача в обществе; ¦ ¦
¦ ¦представление о медицинских системах и меди-¦ ¦
¦ ¦цинских школах; учение о здоровом образе ¦ ¦
¦ ¦жизни. Народная и традиционная медицина. Ма-¦ ¦
¦ ¦гическая и демонологическая медицины. ¦ ¦
¦ ¦Медицинское образование. Первые медицинские ¦ ¦
¦ ¦учреждения. Влияние мировых религий на меди-¦ ¦
¦ ¦цину. Выдающиеся деятели медицины и фарма- ¦ ¦
¦ ¦ции. Выдающиеся медицинские открытия. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние гуманистических идей на медицину. Влия- ¦ ¦
¦ ¦ние научной революции и технической програм-¦ ¦
¦ ¦мы на развитие медицины. Особенности оте- ¦ ¦
¦ ¦чественной истории медицины. Проблемы вра- ¦ ¦
¦ ¦чебной этики и деонтологии в истории оте- ¦ ¦
¦ ¦чественной медицины и на современном этапе ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦- ¦Латинский язык и основы терминологии ¦111 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦102 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН ¦Естественнонаучные, математические и медико-¦3238 ¦
¦ ¦биологические дисциплины ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦70 ¦
¦ ¦Математические методы решения интеллектуаль-¦ ¦
¦ ¦ных задач и их применение в медицине ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦96 ¦
¦ ¦Теоретические основы информатики. Сбор, хра-¦ ¦
¦ ¦нение, поиск, переработка, преобразование, ¦ ¦
¦ ¦распространение информации в медицинских и ¦ ¦
¦ ¦биологических системах. Использование ЭВМ в ¦ ¦
¦ ¦здравоохранении ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦86 ¦
¦ ¦Основные законы физики. Физические явления и¦ ¦
¦ ¦процессы. Физические основы функционирования¦ ¦
¦ ¦медицинской аппаратуры. Устройство и назна- ¦ ¦
¦ ¦чение медицинской аппаратуры ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия: общая и биоорганическая ¦195 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ. Химические явле-¦ ¦
¦ ¦ния и процессы. Основные законы и понятия. ¦ ¦
¦ ¦Химия и медицина ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.05 ¦Биология ¦223 ¦
¦ ¦Общие закономерности происхождения и разви- ¦ ¦
¦ ¦тия жизни. Антропогенез и онтогенез челове- ¦ ¦
¦ ¦ка. Законы генетики. Биосфера и экология. ¦ ¦
¦ ¦Феномен паразитизма ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Медико-биологические дисциплины ¦2345 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.06 ¦Биологическая химия ¦276 ¦
¦ ¦Химическая природа веществ и химические яв- ¦ ¦
¦ ¦ления и процессы в организме. Клиническая ¦ ¦
¦ ¦биохимия ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.07 ¦Анатомия человека ¦420 ¦
¦ ¦Строение человеческого тела во взаимосвязи с¦ ¦
¦ ¦функцией и топографией систем и органов. ¦ ¦
¦ ¦Развитие и индивидуальные особенности ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.08 ¦Гистология, эмбриология, цитология ¦278 ¦
¦ ¦Основные закономерности развития и жизнеде- ¦ ¦
¦ ¦ятельности организма на основе структурной ¦ ¦
¦ ¦организации клеток, тканей и органов. ¦ ¦
¦ ¦Гистофункциональные особенности тканевых ¦ ¦
¦ ¦элементов. Методы их исследования ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.09 ¦Нормальная физиология ¦362 ¦
¦ ¦Функциональные системы организма человека, ¦ ¦
¦ ¦их регуляция и саморегуляция при воздействии¦ ¦
¦ ¦внешней среды. Закономерности функционирова-¦ ¦
¦ ¦ния отдельных органов и систем ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.10 ¦Микробиология, вирусология, иммунология ¦278 ¦
¦ ¦Классификация, морфология и физиология мик- ¦ ¦
¦ ¦роорганизмов и их идентификация. Роль и ¦ ¦
¦ ¦свойства микроорганизмов. Распространение и ¦ ¦
¦ ¦влияние на здоровье человека. Методы микро- ¦ ¦
¦ ¦биологической диагностики. ¦ ¦
¦ ¦Применение основных антибактериальных, про- ¦ ¦
¦ ¦тивовирусных и биологических препаратов ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.11 ¦Фармакология ¦245 ¦
¦ ¦Классификация и основные характеристики ле- ¦ ¦
¦ ¦карственных средств. ¦ ¦
¦ ¦Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания¦ ¦
¦ ¦и противопоказания к применению лекарствен- ¦ ¦
¦ ¦ных средств, применение и побочные эффекты ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.12 ¦Патологическая анатомия ¦245 ¦
¦ ¦Структурные основы болезней и патологических¦ ¦
¦ ¦процессов. ¦ ¦
¦ ¦Морфологические изменения органов и тканей ¦ ¦
¦ ¦при патологических процессах ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Ф.13 ¦Патофизиология ¦245 ¦
¦ ¦Причины, основные механизмы развития и исхо-¦ ¦
¦ ¦дов типовых патологических процессов. Зако- ¦ ¦
¦ ¦номерности нарушений функций органов и ¦ ¦
¦ ¦систем ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОП.00 ¦Профессиональные дисциплины ¦6771 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОП.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Медико-профилактические дисциплины ¦436 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОП.Ф.01 ¦Общая гигиена ¦213 ¦
¦ ¦Гигиена как профилактическая отрасль медици-¦ ¦
¦ ¦ны. Единство организма и среды обитания че- ¦ ¦
¦ ¦ловека. Факторы среды обитания человека - ¦ ¦
¦ ¦физические, химические, биологические и со- ¦ ¦
¦ ¦циальные. Природные и антропогенные факторы.¦ ¦
¦ ¦Закономерности взаимодействия организма и ¦ ¦
¦ ¦средовых факторов. Теоретические основы и ¦ ¦
¦ ¦принципы гигиенического нормирования воз- ¦ ¦
¦ ¦действия факторов среды обитания на орга- ¦ ¦
¦ ¦низм. ¦ ¦
¦ ¦Методология и современные методы исследова- ¦ ¦
¦ ¦ния в гигиене. Гигиена и экология. Основы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия в создании и контроле здоро- ¦ ¦
¦ ¦вой среды обитания человека ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОП.Ф.02 ¦Общественное здравоохранение и здоровье ¦137 ¦
¦ ¦Система государственных гарантий в области ¦ ¦
¦ ¦охраны здоровья населения, социальное и ме- ¦ ¦
¦ ¦дицинское страхование. Система здравоохране-¦ ¦
¦ ¦ния и медицинского обслуживания в России и ¦ ¦
¦ ¦за рубежом. Первичная медико-санитарная по- ¦ ¦
¦ ¦мощь населению. Государственная санитарно- ¦ ¦
¦ ¦эпидемиологическая служба России, ее органи-¦ ¦
¦ ¦зационное построение, управление, основные ¦ ¦
¦ ¦функции и принципы организации деятельности,¦ ¦
¦ ¦ресурсы, научное обеспечение санэпидблагопо-¦ ¦
¦ ¦лучия. Анализ деятельности учреждений гос- ¦ ¦
¦ ¦санэпидслужбы. Учет и отчетность. Государ- ¦ ¦
¦ ¦ственная статистика. Взаимодействие органов ¦ ¦
¦ ¦госсанэпидслужбы с органами государственной ¦ ¦
¦ ¦власти и управления, предприятиями и органи-¦ ¦
¦ ¦зациями, органами и учреждениями здравоохра-¦ ¦
¦ ¦нения в области обеспечения санитарно-эпиде-¦ ¦
¦ ¦миологического благополучия. Законодатель- ¦ ¦
¦ ¦ство об охране здоровья граждан, санитарное,¦ ¦
¦ ¦природоохранное законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации, правовые основы деятельности спе-¦ ¦
¦ ¦циалистов госсанэпидслужбы. Санитарные пра- ¦ ¦
¦ ¦вонарушения и меры административного воздей-¦ ¦
¦ ¦ствия за их совершение. Социально-гигиениче-¦ ¦
¦ ¦ский мониторинг за состоянием санитарно-эпи-¦ ¦
¦ ¦демиологического благополучия населения, ¦ ¦
¦ ¦здоровья населения в связи с влиянием факто-¦ ¦
¦ ¦ров среды обитания человека. Методология и ¦ ¦
¦ ¦методы системного многофакторного анализа ¦ ¦
¦ ¦заболеваемости населения, медико-демографи- ¦ ¦
¦ ¦ческих и других показателей, характеризующих¦ ¦
¦ ¦состояние здоровья и среды обитания челове- ¦ ¦
¦ ¦ка. Анализ и оценка эффективности проводимых¦ ¦
¦ ¦мероприятий по профилактике заболеваний на- ¦ ¦
¦ ¦селения. Роль, место задачи и функции гос- ¦ ¦
¦ ¦санэпидслужбы в системе первичной медико- ¦ ¦
¦ ¦санитарной помощи ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.03 ¦Общая эпидемиология ¦86 ¦
¦ ¦Основные понятия общей патологии примени- ¦ ¦
¦ ¦тельно к популяционному уровню. Причины, ус-¦ ¦
¦ ¦ловия и факторы риска заболеваемости населе-¦ ¦
¦ ¦ния инфекционными и неинфекционными болезня-¦ ¦
¦ ¦ми. Механизмы развития эпидемиологического ¦ ¦
¦ ¦процесса, показатели состояния здоровья на- ¦ ¦
¦ ¦селения и санитарно-эпидемиологического бла-¦ ¦
¦ ¦гополучия. Методы выявления причинно-след- ¦ ¦
¦ ¦ственных связей между состоянием здоровья ¦ ¦
¦ ¦населения и факторами, его определяющими. ¦ ¦
¦ ¦Основы профилактики инфекционных и неинфек- ¦ ¦
¦ ¦ционных заболеваний. Дезинфекция, стерилиза-¦ ¦
¦ ¦ция, дезинсекция и дератизация ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Клинические дисциплины ¦4693 ¦
¦ ¦Сбор и анализ информации о состоянии здо- ¦ ¦
¦ ¦ровья пациента, обучение профессиональному ¦ ¦
¦ ¦алгоритму решения практических задач диагно-¦ ¦
¦ ¦стики, лечения больных и профилактики забо- ¦ ¦
¦ ¦леваний, навыкам профессионального врачебно-¦ ¦
¦ ¦го поведения. Ведение медицинской документа-¦ ¦
¦ ¦ции ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.04 ¦Инфекционные болезни ¦188 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.05 ¦Клиническая фармакология ¦86 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.06 ¦Дерматовенерология ¦136 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.07 ¦Лечебная физкультура и врачебный контроль ¦77 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.08 ¦Лучевая терапия, лучевая диагностика ¦108 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.09 ¦Секционный курс ¦29 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.10 ¦Неврология, нейрохирургия ¦188 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.11 ¦Медицинская генетика ¦57 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.12 ¦Оториноларингология ¦102 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.13 ¦Офтальмология ¦114 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.14 ¦Психиатрия и наркология ¦133 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.15 ¦Судебная медицина ¦127 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.16 ¦Экстремальная и военная медицина ¦351 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.17 ¦Акушерство и гинекология ¦403 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.18 ¦Педиатрия ¦293 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Терапия: ¦1140: ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.19 ¦Общий уход за больными ¦57 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.20 ¦Пропедевтика внутренних болезней ¦241 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.21 ¦Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ ¦406 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.22 ¦Эндокринология ¦71 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.23 ¦Профессиональные болезни ¦136 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.24 ¦Фтизиопульмонология ¦114 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.25 ¦Поликлиническая терапия ¦108 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Хирургия: ¦1213: ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.26 ¦Общий уход за больными ¦54 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.27 ¦Общая хирургия, анестезиология ¦191 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.28 ¦Реанимация и интенсивная терапия ¦57 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.29 ¦Оперативная хирургия и топографическая ¦162 ¦
¦ ¦анатомия ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.30 ¦Хирургические болезни ¦378 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.31 ¦Стоматология ¦51 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.32 ¦Травматология и ортопедия. ВПХ ¦187 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.33 ¦Урология ¦57 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ОПФ.34 ¦Онкология ¦76 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.00 ¦Дисциплины специальности ¦1542 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.01 ¦Эпидемиология и военная эпидемиология ¦269 ¦
¦ ¦Особенности эпидемиологической диагностики, ¦ ¦
¦ ¦средств и методов профилактики, организация ¦ ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора. ¦ ¦
¦ ¦Эпидемиологические разделы военной и экстре-¦ ¦
¦ ¦мальной медицины. ¦ ¦
¦ ¦Причины условия, механизмы развития и прояв-¦ ¦
¦ ¦ления заболеваемости населения инфекционными¦ ¦
¦ ¦и паразитарными болезнями ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.02 ¦Коммунальная гигиена ¦324 ¦
¦ ¦Влияние факторов среды обитания на здоровье ¦ ¦
¦ ¦и условия жизни человека в населенных мес- ¦ ¦
¦ ¦тах. Заболеваемость населения, обусловленная¦ ¦
¦ ¦воздействием факторов природной и техноген- ¦ ¦
¦ ¦ной среды, социально-бытовых условий жизни. ¦ ¦
¦ ¦Гигиена и санитарная охрана атмосферного ¦ ¦
¦ ¦воздуха, водных объектов и почвы. Гигиена ¦ ¦
¦ ¦хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гиги- ¦ ¦
¦ ¦ена жилых зданий и лечебно-профилактических ¦ ¦
¦ ¦учреждений. Основы гигиены планировки насе- ¦ ¦
¦ ¦ленных мест. Цели, задачи, содержание и ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды государственного санитарно-эпидемиоло- ¦ ¦
¦ ¦гического надзора на объектах жилищно-комму-¦ ¦
¦ ¦нального хозяйства и социально-бытовой сфе- ¦ ¦
¦ ¦ры ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.03 ¦Гигиена питания ¦273 ¦
¦ ¦Питание здорового и больного человека, влия-¦ ¦
¦ ¦ние питания на здоровье и трудоспособность ¦ ¦
¦ ¦населения, алиментарная профилактика заболе-¦ ¦
¦ ¦ваний. ¦ ¦
¦ ¦Медико-биологические показатели качества пи-¦ ¦
¦ ¦щевых продуктов. ¦ ¦
¦ ¦Санитарно-гигиенический контроль пищевой ¦ ¦
¦ ¦ценности и безопасности продуктов питания. ¦ ¦
¦ ¦Лечебное и лечебно-профилактическое питание ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.04 ¦Гигиена труда ¦324 ¦
¦ ¦Взаимодействие среды и организма в условиях ¦ ¦
¦ ¦производственной деятельности. Оценка и про-¦ ¦
¦ ¦гнозирование действия вредных факторов тру- ¦ ¦
¦ ¦дового процесса и производственной обстанов-¦ ¦
¦ ¦ки на состояние работоспособности, общей и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной заболеваемости. ¦ ¦
¦ ¦Основные направления профилактики неблаго- ¦ ¦
¦ ¦приятного воздействия профессиональных фак- ¦ ¦
¦ ¦торов на состояние здоровья человека. Цели, ¦ ¦
¦ ¦задачи и методы организации государственного¦ ¦
¦ ¦санитарно-эпидемиологического надзора в об- ¦ ¦
¦ ¦ласти гигиены труда ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.05 ¦Гигиена детей и подростков ¦219 ¦
¦ ¦Воздействие факторов окружающей среды на ¦ ¦
¦ ¦здоровье детей и подростков. Оценка состоя- ¦ ¦
¦ ¦ния здоровья, заболеваемости и физического ¦ ¦
¦ ¦развития детей и подростков в связи с влия- ¦ ¦
¦ ¦нием факторов среды обитания. ¦ ¦
¦ ¦Санитарно-гигиенический контроль условий ¦ ¦
¦ ¦жизни, воспитания, предметов обихода детей и¦ ¦
¦ ¦подростков, разработки и проведения оздоро- ¦ ¦
¦ ¦вительных мероприятий ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ДС.Ф.06 ¦Радиационная гигиена ¦102 ¦
¦ ¦Воздействие радиационного фактора на здоро- ¦ ¦
¦ ¦вье населения. Оценка и прогнозирование дей-¦ ¦
¦ ¦ствия радиационного фактора на организм ра- ¦ ¦
¦ ¦ботающих на радиологических объектах. Сани- ¦ ¦
¦ ¦тарно-дозиметрический контроль и основные ¦ ¦
¦ ¦направления комплекса мероприятий по органи-¦ ¦
¦ ¦зации радиационной безопасности работающих и¦ ¦
¦ ¦всего населения ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский ¦до 15% ¦
¦ ¦компонент): ¦общего ¦
¦ ¦ ¦объема ¦
¦ ¦ ¦цикла ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦213 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом: ¦ ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦11772 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Практики: ¦648 ¦
+---------+--------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого: ¦12420 ¦
L---------+--------------------------------------------+----------
5. Сроки освоения основной
образовательной программы выпускника по специальности
040300 - Медико-профилактическое дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки врача при очной форме обучения составляет 304 недели, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные, а также
экзаменационные сессии 218 недель
Практики:
учебная - по всем клиническим, медико-
профилактическим дисциплинам до 25% часов отводится
на практические занятия в поликлиниках и
учреждениях санитарно-эпидемиологической службы не менее
18 недель
Производственна

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040200 ПЕДИАТРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также