СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040200 ПЕДИАТРИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Т.И.СТУКОЛОВА
9 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
131 МЕД/СП
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040200 ПЕДИАТРИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ВРАЧ
1. Общая характеристика специальности
040200 Педиатрия
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации (Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 N 180).
1.2. Квалификация выпускника - врач.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040200 Педиатрия при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения - шесть с половиной лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент.
Врач - выпускник по специальности 040200 Педиатрия имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.
Выпускники по специальности 040200 Педиатрия могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- профилактической;
- диагностической;
- лечебной;
- медико-просветительской;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
Врач - выпускник по специальности 040200 Педиатрия подготовлен к решению следующих задач:
- проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);
- диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;
- диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;
- лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;
- диагностика и ведение физиологической беременности, прием родов;
- экспертиза трудоспособности больных;
- судебно-медицинская экспертиза;
- гигиеническое воспитание больных и членов их семей;
- организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;
- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
Врач должен уметь:
- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику заболеваний, диспансеризацию здоровых и больных;
- диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе;
- вести учетно-отчетную медицинскую документацию;
- проводить судебно-медицинскую экспертизу;
- оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;
- организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения;
- эффективно вести работу по санитарному просвещению среди больных, членов их семей и медицинского персонала.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040200 Педиатрия.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам послевузовского профессионального образования.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по специальности
040200 Педиатрия
3.1. Основная образовательная программа подготовки врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - математические, естественнонаучные и медико-биологические дисциплины;
цикл ОПД - профессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки врача должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки врача
по специальности 040200 Педиатрия
----------T---------------------------------------------T--------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
¦ ¦ ¦(общая ¦
¦ ¦ ¦трудо- ¦
¦ ¦ ¦емкость)¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ ¦Гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент: ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык. ¦340 ¦
¦ ¦Закрепление программы средней школы, изучение¦ ¦
¦ ¦нового лексико-грамматического материала, не-¦ ¦
¦ ¦обходимого для чтения и перевода оригинальной¦ ¦
¦ ¦иноязычной литературы по специальности. ¦ ¦
¦ ¦Различные виды речевой деятельности, чтение ¦ ¦
¦ ¦и др., позволяющие использовать иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык как средство профессионального общения ¦ ¦
¦ ¦(письменного и устного). ¦ ¦
¦ ¦Навыки обработки текстов по специальности для¦ ¦
¦ ¦использования полученной информации в профес-¦ ¦
¦ ¦сиональных целях: перевод, аннотирование, ре-¦ ¦
¦ ¦ферирование (на родном и иностранном языках).¦ ¦
¦ ¦Навыки устного общения (аудирование, диалоги-¦ ¦
¦ ¦ческая и монологическая речь), позволяющие ¦ ¦
¦ ¦участвовать в профессиональном общении с ¦ ¦
¦ ¦иностранными коллегами в объеме тем, указан- ¦ ¦
¦ ¦ных в программе по дисциплине "иностранный ¦ ¦
¦ ¦язык" для студентов медицинских и фармацевти-¦ ¦
¦ ¦ческих вузов ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история. ¦ ¦
¦ ¦История России как неотъемлемая часть истории¦ ¦
¦ ¦человечества. Основные закономерности и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности мировой истории сквозь призму нацио-¦ ¦
¦ ¦нальной российской истории. Воздействие русс-¦ ¦
¦ ¦кой истории на мировой процесс. Представление¦ ¦
¦ ¦об истории человечества и ее основных этапах ¦ ¦
¦ ¦как важный фактор формирования ценностных ¦ ¦
¦ ¦ориентаций и определения гражданской позиции ¦ ¦
¦ ¦современного человека. Проблемы методологии ¦ ¦
¦ ¦истории; соотношение политических, экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческих, духовных факторов в истории; роль ре-¦ ¦
¦ ¦лигии и религиозных представлений. Критерии ¦ ¦
¦ ¦познания истории; типы и формы цивилизаций. ¦ ¦
¦ ¦Новые подходы к проблеме "человек в истории";¦ ¦
¦ ¦история повседневной жизни, образ жизни и ¦ ¦
¦ ¦нравы; политические лидеры, полководцы и ре- ¦ ¦
¦ ¦форматоры в истории. Социальная история, вза-¦ ¦
¦ ¦имодействие революций и реформ. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России, российской цивилизации и культуры в ¦ ¦
¦ ¦истории человечества. Характерные черты евро-¦ ¦
¦ ¦пейской и восточной цивилизаций. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы мировой истории. Древний мир: роль ан- ¦ ¦
¦ ¦тичного наследия для европейской культуры; ¦ ¦
¦ ¦вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, ¦ ¦
¦ ¦арабского Востока и др.); Россия и кочевни- ¦ ¦
¦ ¦ческий мир. Средние века: формирование нацио-¦ ¦
¦ ¦нальных государств; авторитарная власть и по-¦ ¦
¦ ¦явление сословного представительства; гума- ¦ ¦
¦ ¦низм и реформация; роль христианства в евро- ¦ ¦
¦ ¦пейской цивилизации; формирование православия¦ ¦
¦ ¦в России. Новая история: история географичес-¦ ¦
¦ ¦ких открытий, расширивших границы мира; про- ¦ ¦
¦ ¦мышленная революция и ее последствия; XVIII ¦ ¦
¦ ¦век - век просвещения и гуманизма; Россия ¦ ¦
¦ ¦открывает окно в Европу; российские реформы и¦ ¦
¦ ¦реформаторы в XIX веке; вклад русской культу-¦ ¦
¦ ¦ры в мировую культуру. Новейшая история (XX ¦ ¦
¦ ¦век): роль XX столетия в мировой истории; ¦ ¦
¦ ¦глобализация общественных процессов; проблема¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизация; социаль-¦ ¦
¦ ¦ная трансформация общества; столкновение ин- ¦ ¦
¦ ¦тернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. Ми- ¦ ¦
¦ ¦ровые и локальные войны; роль Советского Сою-¦ ¦
¦ ¦за в победе над фашизмом; история холодной ¦ ¦
¦ ¦войны. Научно-техническая революция и ее вли-¦ ¦
¦ ¦яние на ход общественного развития; интегра- ¦ ¦
¦ ¦ция науки и образования. Российский фактор в ¦ ¦
¦ ¦политической, социальной и духовной истории ¦ ¦
¦ ¦XX столетия. Геополитические изменения в мире¦ ¦
¦ ¦на рубеже 1980 - 90-х годов ¦ ¦
+---------+---------------------------------------------+--------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология. ¦100 ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи-¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культу-¦ ¦
¦ ¦ры. Теоретическая и прикладная культурология.¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные понятия культурологии: культура, циви-¦ ¦
¦ ¦лизация, морфология культуры, функции культу-¦ ¦
¦ ¦ры, субъект культуры, культурогенез, динамика¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, куль- ¦ ¦
¦ ¦турная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере-¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 040500 ФАРМАЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ПРОВИЗОР (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также