НАПРАВЛЕНИЕ 550500 - МЕТАЛЛУРГИЯ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
1-тех/бак
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 550500 -
МЕТАЛЛУРГИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) -
БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая
характеристика направления 550500 -
Металлургия
1.1. Направление утверждено
Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника -
бакалавр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки
бакалавра по направлению 550500 - Металлургия
при очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика
выпускника.
1.3.1. Место направления в
области науки и техники.
Металлургия -
область науки, техники и отрасль
производства, охватывающая процессы
производства металлов и сплавов из руд или
других материалов, процессы получения
металлических изделий требуемой формы, а
также процессы, при которых изменяются
химический состав и структура металлов
(сплавов) для достижения определенных
свойств.
1.3.2. Объекты профессиональной
деятельности.
Объектами
профессиональной деятельности выпускников
являются:
- технологические процессы и
устройства для производства и обработки
черных и цветных металлов, а также изделий
из них;
- процессы и устройства для
обеспечения энерго- и ресурсосбережения и
защиты окружающей среды при осуществлении
металлургических операций;
-
исследования свойств и структуры металлов
и сплавов;
- исследования процессов и
устройств для производства и обработки
черных и цветных металлов.
1.3.3. Виды
профессиональной деятельности:
-
научно-исследовательская;
-
производственно-технологическая;
-
организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности определяются
содержанием
образовательно-профессиональной
программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке
работать в образовательных учреждениях.
1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной
деятельности выпускника.
Научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении экспериментальных
исследований процессов, агрегатов и
продукции для их совершенствования;
-
выполнение литературного и патентного
поиска, подготовка технических отчетов,
информационных обзоров, заключений и т.п.
Производственно-технологическая
деятельность:
- участие в разработке и
осуществлении технологических процессов
получения и обработки металлов и сплавов, а
также изделий из них;
- участие в
разработке и осуществлении мероприятий по
защите окружающей среды от техногенных
воздействий металлургического
производства;
- участие в разработке и
осуществлении энерго- и ресурсосберегающих
технологий в области металлургии и
металлообработки;
- выполнение
мероприятий по обеспечению качества
продукции.
Организационно-управленческая
деятельность:
- информационное
обеспечение организации производства,
труда и управления, метрологическое
обеспечение;
- участие в составлении
необходимой технической документации;
- участие в работах по управлению качеством
продукции.
При выполнении всех видов
деятельности бакалавр должен знать
соответствующие стандарты, директивные и
распорядительные документы, методические и
нормативные материалы, а также уметь
использовать современные средства
вычислительной техники, коммуникаций и
связи.
1.4. Возможности продолжения
образования.
Бакалавр подготовлен к
продолжению образования:
- в
магистратуре по направлению 550500 -
Металлургия;
- к освоению в сокращенные
сроки основной образовательной программы
по направлению подготовки
дипломированного специалиста
"Металлургия".
2. Требования к уровню
подготовки абитуриента
2.1.
Предшествующий уровень образования
абитуриента - среднее (полное) общее
образование.
2.2. Абитуриент должен
иметь документ государственного образца о
среднем (полном) общем образовании или
среднем профессиональном образовании, или
начальном профессиональном образовании,
если в нем есть запись о получении
предъявителем среднего (полного) общего
образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. Общие требования к
основной образовательной программе
подготовки бакалавра по направлению 550500 -
Металлургия
3.1. Основная образовательная
программа подготовки бакалавра
разрабатывается на основании настоящего
государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план,
программы учебных дисциплин, программы
учебных и производственных практик.
3.2.
Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной
программы подготовки бакалавра, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
3.3.
Основная образовательная программа
подготовки бакалавра формируется из
дисциплин федерального компонента,
дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по
выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору
студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа
подготовки бакалавра должна
предусматривать изучение студентом
следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ -
общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и
естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины
направления;
цикл СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5.
Содержание национально-регионального
компонента основной образовательной
программы подготовки бакалавра должно
обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным
стандартом.
4. Требования к обязательному
минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки
бакалавра
по направлению 550500 -
Металлургия
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦
Индекс ¦ Наименование дисциплин и их
основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦
¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и
социально-экономические ¦1800 ¦
¦
¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент
¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык
¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции
звуков, интонации, ¦ ¦
¦
¦акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные
особенности полного стиля ¦ ¦
¦
¦произношения, характерные для сферы
¦ ¦
¦ ¦профессиональной
коммуникации; чтение ¦ ¦
¦
¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000
учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических
единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации
лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам
применения (бытовая, терминологическая, ¦
¦
¦ ¦общенаучная, официальная и
другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о
свободных и устойчивых ¦ ¦
¦
¦словосочетаниях, фразеологических
единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об
основных способах словообразования. ¦
¦
¦ ¦Грамматические навыки,
обеспечивающие ¦ ¦
¦
¦коммуникацию общего характера без
искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при
письменном и устном общении; основные ¦
¦
¦ ¦грамматические явления,
характерные для ¦ ¦
¦
¦профессиональной речи. Понятие об
обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном,
официально-деловом, научном стилях,¦ ¦
¦ ¦стиле художественной литературы.
Основные ¦ ¦
¦ ¦особенности
научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦
Культура и традиции стран изучаемого языка,
¦ ¦
¦ ¦правила речевого
этикета. Говорение. ¦ ¦
¦
¦Диалогическая и монологическая речь с
¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее
употребительных и ¦ ¦
¦
¦относительно простых
лексико-грамматических ¦ ¦
¦
¦средств в основных коммуникативных
ситуациях ¦ ¦
¦
¦неофициального и официального общения.
Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи
(устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦
¦ Аудирование. Понимание диалогической и
¦ ¦
¦ ¦монологической речи в
сфере бытовой и ¦ ¦
¦
¦профессиональной коммуникации.
¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов:
несложные прагматические ¦ ¦
¦
¦тексты и тексты по широкому и узкому
профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности.
¦ ¦
¦ ¦ Письмо.
Виды речевых произведений: аннотация, ¦
¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения,
частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое
письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура
¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в
общекультурной и ¦ ¦
¦
¦профессиональной подготовке студентов. Ее
¦ ¦
¦
¦социально-биологические основы.
Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и
спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство
Российской Федерации о¦ ¦
¦
¦физической культуре и спорте. Физическая
культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы
здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦
¦Особенности использования средств
физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для
оптимизации работоспособности. Общая¦
¦
¦ ¦физическая и специальная
подготовка в системе ¦ ¦
¦
¦физического воспитания. ¦
¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор
видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем
физических упражнений. Профессионально- ¦
¦
¦ ¦прикладная физическая
подготовка студентов. ¦ ¦
¦
¦Основы методики самостоятельных занятий и
¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за
состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история
¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции
исторического знания. ¦ ¦
¦
¦Методы и источники изучения истории.
Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация
исторического источника. ¦ ¦
¦
¦ Отечественная историография в прошлом
и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и
особенное. Методология и ¦ ¦
¦
¦теория исторической науки. История России
- ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть
всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦
Античное наследие в эпоху Великого
переселения ¦ ¦
¦ ¦народов.
Проблема этногенеза восточных славян. ¦
¦
¦ ¦Основные этапы становления
государственности. ¦ ¦
¦
¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-
¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи.
Особенности социального ¦ ¦
¦
¦строя Древней Руси. Этнокультурные и
социально- ¦ ¦
¦ ¦политические
процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие
христианства. ¦ ¦
¦
¦Распространение ислама. Эволюция
¦ ¦
¦ ¦восточнославянской
государственности в XI - XII ¦ ¦
¦
¦вв. Социально-политические изменения в
русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - ХV вв.
Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦
¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства
Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика
формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы.
Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной
системы организации общества. Реформы ¦
¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности¦ ¦
¦
¦складывания российского абсолютизма.
Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе
самодержавия. ¦ ¦
¦
¦ Особенности и основные этапы
экономического ¦ ¦
¦ ¦развития
России. Эволюция форм собственности на ¦
¦
¦ ¦землю. Структура феодального
землевладения. ¦ ¦
¦
¦Крепостное право в России. Мануфактурно-
¦ ¦
¦ ¦промышленное
производство. Становление ¦ ¦
¦
¦индустриального общества в России:
общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное.
¦ ¦
¦ ¦
Общественная мысль и особенности
общественного ¦ ¦
¦ ¦движения
России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и
ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую
культуру. ¦ ¦
¦ ¦
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных
процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и
реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная
трансформация общества. Столкновение ¦
¦
¦ ¦тенденций интернационализма и
национализма, ¦ ¦
¦
¦интеграции и сепаратизма, демократии и