НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
3-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста по направлению
Прикладная геология
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированных специалистов:
080100 и 080200 - Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых;
080300 - Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания;
080500 - Геология нефти и газа;
080600 - Прикладная геохимия, петрология, минералогия.
1.3. Квалификация выпускника - горный инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки горного инженера по направлению Прикладная геология при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по направлению Прикладная геология являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы, системы и регионы, включающие месторождения различных полезных ископаемых, горные породы, минералы, подземные воды, геофизические, геохимические и геотермальные поля, средства изучения геологического строения Земли, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и заключенное в них минеральное сырье.
Дипломированные специалисты по направлению подготовки Прикладная геология должны быть подготовлены к выполнению на утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37 должностях горных инженеров - геолога, минералога, геохимика, гидрогеолога, в соответствии с полученной профилизацией следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- проектно-изыскательская;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Горный инженер по направлению Прикладная геология подготовлен к решению следующих обобщенных типов задач:
а) в области производственно-технологической деятельности:
ориентироваться на местности и составлять простейшие виды топографических планов и схем;
диагностировать минералы, горные породы, полезные ископаемые, природные воды, нефть и газ;
вести первичную документацию точек наблюдений, обнажений, горных выработок и скважин;
составлять геологические схемы, карты, разрезы;
выбирать способ и проводить опробование полезных ископаемых, горных пород, вод и других объектов изучения;
оценивать масштабы проявлений полезных ископаемых;
составлять разделы отчетов о проделанных работах в составе творческих коллективов и самостоятельно;
б) в области проектно-изыскательской деятельности:
собирать, анализировать и обобщать фондовые геологические, геохимические, геофизические, гидрогеологические, эколого-геологические, технические и экономико-производственные данные;
разрабатывать комплексные геолого-генетические, прогнозно-поисковые и геолого-промышленные модели месторождений полезных ископаемых различных видов;
разрабатывать оптимальную технологию проведения геологосъемочных, поисковых и разведочных работ и составлять геологическое задание на их проведение в соответствии с полученной профилизацией;
составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделений в составе творческих коллективов и самостоятельно;
в) в области научно-исследовательской деятельности:
выполнять экспериментальные и лабораторные геологические исследования, используя современные методы анализа;
обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий;
моделировать процессы, явления, эксперименты с использованием современных средств анализа информации;
составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов;
г) в области организационно-управленческой деятельности:
уметь организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе низовой производственной единицы на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
планировать и организовывать проведение полевых исследований изучаемых объектов природной среды коллективом низовой производственной единицы в соответствии с проектным заданием;
постоянно совершенствовать свои знания и быть готовым к повышению квалификации;
проводить технико-экономический анализ результатов геологосъемочных, поисковых и разведочных работ и принимать управленческие решения.
1.5. Горный инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Прикладная геология, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по направлению подготовки
дипломированного специалиста Прикладная геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки горного инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки горного инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки горного инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки горного инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
цикл ДСП - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки горного инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста Прикладная геология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения: бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические навыки,¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении общего характера;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стиле, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и монологи-¦ ¦
¦ ¦ческой речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений. Аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее со- ¦ ¦
¦ ¦циально-биологические основы. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦и спорт как социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских землях¦ ¦
¦ ¦в XIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651300 МЕТАЛЛУРГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также