НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
3-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
650100 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ: ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста по направлению
Прикладная геология
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированных специалистов:
080100 и 080200 - Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых;
080300 - Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания;
080500 - Геология нефти и газа;
080600 - Прикладная геохимия, петрология, минералогия.
1.3. Квалификация выпускника - горный инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки горного инженера по направлению Прикладная геология при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста по направлению Прикладная геология являются: Земля и ее оболочки, геологические процессы, системы и регионы, включающие месторождения различных полезных ископаемых, горные породы, минералы, подземные воды, геофизические, геохимические и геотермальные поля, средства изучения геологического строения Земли, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых и заключенное в них минеральное сырье.
Дипломированные специалисты по направлению подготовки Прикладная геология должны быть подготовлены к выполнению на утвержденных Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37 должностях горных инженеров - геолога, минералога, геохимика, гидрогеолога, в соответствии с полученной профилизацией следующих видов профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- проектно-изыскательская;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Горный инженер по направлению Прикладная геология подготовлен к решению следующих обобщенных типов задач:
а) в области производственно-технологической деятельности:
ориентироваться на местности и составлять простейшие виды топографических планов и схем;
диагностировать минералы, горные породы, полезные ископаемые, природные воды, нефть и газ;
вести первичную документацию точек наблюдений, обнажений, горных выработок и скважин;
составлять геологические схемы, карты, разрезы;
выбирать способ и проводить опробование полезных ископаемых, горных пород, вод и других объектов изучения;
оценивать масштабы проявлений полезных ископаемых;
составлять разделы отчетов о проделанных работах в составе творческих коллективов и самостоятельно;
б) в области проектно-изыскательской деятельности:
собирать, анализировать и обобщать фондовые геологические, геохимические, геофизические, гидрогеологические, эколого-геологические, технические и экономико-производственные данные;
разрабатывать комплексные геолого-генетические, прогнозно-поисковые и геолого-промышленные модели месторождений полезных ископаемых различных видов;
разрабатывать оптимальную технологию проведения геологосъемочных, поисковых и разведочных работ и составлять геологическое задание на их проведение в соответствии с полученной профилизацией;
составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделений в составе творческих коллективов и самостоятельно;
в) в области научно-исследовательской деятельности:
выполнять экспериментальные и лабораторные геологические исследования, используя современные методы анализа;
обрабатывать полученные результаты с использованием современных компьютерных технологий;
моделировать процессы, явления, эксперименты с использованием современных средств анализа информации;
составлять отдельные разделы отчетов по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов;
г) в области организационно-управленческой деятельности:
уметь организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе низовой производственной единицы на основе современных теорий о производственных отношениях, принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
планировать и организовывать проведение полевых исследований изучаемых объектов природной среды коллективом низовой производственной единицы в соответствии с проектным заданием;
постоянно совершенствовать свои знания и быть готовым к повышению квалификации;
проводить технико-экономический анализ результатов геологосъемочных, поисковых и разведочных работ и принимать управленческие решения.
1.5. Горный инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки дипломированного специалиста Прикладная геология, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе подготовки выпускника по направлению подготовки
дипломированного специалиста Прикладная геология
3.1. Основная образовательная программа подготовки горного инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя перечень учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки горного инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки горного инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки горного инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специальности;
цикл ДСП - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки горного инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы по направлению подготовки
дипломированного специалиста Прикладная геология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения: бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая. Понятие о ¦ ¦
¦ ¦свободных и устойчивых словосочетаниях, ¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. Понятие об основных ¦ ¦
¦ ¦способах словообразования. Грамматические навыки,¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла ¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении общего характера;¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стиле, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и монологи-¦ ¦
¦ ¦ческой речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений. Аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее со- ¦ ¦
¦ ¦циально-биологические основы. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦и спорт как социальные феномены общества. ¦ ¦
¦ ¦Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. Основы здорового образа жизни студента.¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. Общая¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в системе ¦ ¦
¦ ¦физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест- ¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория истори- ¦ ¦
¦ ¦ческой науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских землях¦ ¦
¦ ¦в XIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма. ¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление индустри- ¦ ¦
¦ ¦ального общества в России: общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦ Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенациональ-¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и экономиче- ¦ ¦
¦ ¦ских реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная культуро- ¦ ¦
¦ ¦логия. Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры. Функции куль- ¦ ¦
¦ ¦туры, субъект культуры, культурогенез, динамика ¦ ¦
¦ ¦культуры, язык и символы культуры, культурные ¦ ¦
¦ ¦коды, межкультурные коммуникации, культурные ¦ ¦
¦ ¦ценности и нормы, культурные традиции, культурная¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность, инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления ¦ ¦
¦ ¦в психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные психические¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. Общение и речь. Психология ¦ ¦
¦ ¦личности. Межличностные отношения. Психология ¦ ¦
¦ ¦малых групп. Межгрупповые отношения и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики;¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функция обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. Методы, ¦ ¦
¦ ¦приемы, средства организации и управления ¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности лите- ¦ ¦
¦ ¦ратурного языка. Нормативные, коммуникативные, ¦ ¦
¦ ¦этические аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и¦ ¦
¦ ¦стиль инструктивно-методических документов. ¦ ¦
¦ ¦Реклама в деловой речи. Правила оформления ¦ ¦
¦ ¦документов. Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные ¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, развертывание¦ ¦
¦ ¦и завершение речи. Основные приемы поиска ¦ ¦
¦ ¦материала и виды вспомогательных материалов. ¦ ¦
¦ ¦Словесное оформление публичного выступления. ¦ ¦
¦ ¦Понятливость, информативность и выразительность ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная мобиль- ¦ ¦
¦ ¦ность. Понятие социального статуса. Социальное ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие и социальные отношения. Обществен-¦ ¦
¦ ¦ное мнение как институт гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и ¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее историче-¦ ¦
¦ ¦ского развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и ¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных связей.¦ ¦
¦ ¦Человек и исторический процесс; личность и массы,¦ ¦
¦ ¦свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной производи- ¦ ¦
¦ ¦тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма.¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безра- ¦ ¦
¦ ¦ботица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы. Макроэкономическое равновесие. ¦ ¦
¦ ¦Совокупный спрос и совокупное предложение. ¦ ¦
¦ ¦Стабилизационная политика. Равновесие на товарном¦ ¦
¦ ¦рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. ¦ ¦
¦ ¦Государственные расходы и налоги. Эффект ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. ¦ ¦
¦ ¦Деньги и их функции. Равновесие на денежном ¦ ¦
¦ ¦рынке. Денежный мультипликатор. Банковская ¦ ¦
¦ ¦система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике.¦ ¦
¦ ¦Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2000 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1750 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа, вероятность и статистика¦ ¦
¦ ¦- теория вероятностей, случайные процессы, ¦ ¦
¦ ¦статистическое оценивание и проверка гипотез, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки экспериментальных¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦ Понятие информации; общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технология програм- ¦ ¦
¦ ¦мирования; компьютерная графика; локальные сети ¦ ¦
¦ ¦и их использование в решении прикладных задач ¦ ¦
¦ ¦обработки данных ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦400 ¦
¦ ¦ Физические основы механики. Элементы кинематики.¦ ¦
¦ ¦Система отсчета. Основные кинематические ¦ ¦
¦ ¦характеристики движения частиц. Скорость и ¦ ¦
¦ ¦ускорение при криволинейном движении. Динамика ¦ ¦
¦ ¦частиц. Законы Ньютона. Инерциальная система ¦ ¦
¦ ¦отсчета. Границы применимости классического ¦ ¦
¦ ¦способа описания движения частиц. Законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения в механике. Элементы механики твердого¦ ¦
¦ ¦тела. Момент инерции. Электричество и магнетизм. ¦ ¦
¦ ¦Гармонический осциллятор. Движение системы ¦ ¦
¦ ¦вблизи устойчивого положения равновесия. ¦ ¦
¦ ¦Затухающие и вынужденные колебания. Волновые ¦ ¦
¦ ¦процессы. Бегущие и стоячие волны. Эффект ¦ ¦
¦ ¦Доплера. Звуковые и электромагнитные волны. Свет.¦ ¦
¦ ¦Шкала электромагнитных волн. Поляризация, ¦ ¦
¦ ¦интерференция и дифракция волн. Принцип Гюйгенса ¦ ¦
¦ ¦- Френеля. Оптические приборы. Геометрическая ¦ ¦
¦ ¦оптика. Дифракционная решетка. Разрешающая ¦ ¦
¦ ¦способность спектральных приборов. Оптическая ¦ ¦
¦ ¦фильтрация. Принцип голографии. Молекулярная ¦ ¦
¦ ¦физика и термодинамика. Функции распределения. ¦ ¦
¦ ¦Первое, второе и третье начала термодинамики. ¦ ¦
¦ ¦Теплоемкость многоатомных газов. Атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика. Элементы квантовой механики. ¦ ¦
¦ ¦Уравнение Шредингера. Квантовые состояния. ¦ ¦
¦ ¦Амплитуды вероятностей. Ядерные силы. Радио- ¦ ¦
¦ ¦активные превращения ядер. Физический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦250 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализаторы ¦ ¦
¦ ¦и каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое ¦ ¦
¦ ¦равновесие, скорость реакции и методы ее ¦ ¦
¦ ¦регулирования, колебательные реакции; реакционная¦ ¦
¦ ¦способность веществ: химия и периодическая ¦ ¦
¦ ¦система элементов, кислотно-основные и ¦ ¦
¦ ¦окислительно-восстановительные свойства веществ, ¦ ¦
¦ ¦химическая связь, комплементарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, химический, физико-химический и ¦ ¦
¦ ¦физический анализ. Химический практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦70 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек: структуры биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные проблемы¦ ¦
¦ ¦окружающей среды, экологические принципы ¦ ¦
¦ ¦рационального использования природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦охраны природы; основы экономики природопользо- ¦ ¦
¦ ¦вания; экозащитная техника и технологии ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Математические методы моделирования в геологии ¦100 ¦
¦ ¦ Принципы и методы математического моделирования ¦ ¦
¦ ¦в геологии; точечные и интегральные оценки ¦ ¦
¦ ¦свойств объектов, статистическая проверка гипо- ¦ ¦
¦ ¦тез, корреляционный, гармонический анализ, при- ¦ ¦
¦ ¦менение уравнений регрессии в различных сферах, ¦ ¦
¦ ¦многомерные статистические модели, анализ обра- ¦ ¦
¦ ¦зов; геологические, геохимические и геофизические¦ ¦
¦ ¦поля как поля пространственных переменных, горно-¦ ¦
¦ ¦геометрические модели и тренд-анализ; линейная ¦ ¦
¦ ¦фильтрация; факторы, определяющие выбор и ¦ ¦
¦ ¦эффективность использования математических ¦ ¦
¦ ¦методов в геологии; компьютерный анализ ¦ ¦
¦ ¦геоинформации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Геохимия ¦130 ¦
¦ ¦ Периодический закон в геохимии; распространен- ¦ ¦
¦ ¦ность химических элементов в Земле и ее ¦ ¦
¦ ¦оболочках, кларки, изотопы в геохимии, основные ¦ ¦
¦ ¦законы миграции и рассеяния элементов; геохимия ¦ ¦
¦ ¦геологических процессов, техногенные и геохимиче-¦ ¦
¦ ¦ские процессы, геохимия и экология, органическая ¦ ¦
¦ ¦геохимия, региональная и прикладная геохимия, ¦ ¦
¦ ¦геохимия отдельных элементов, эволюция состава ¦ ¦
¦ ¦Земли, историческая геохимия ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦125 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦125 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины направления ¦1800 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1535 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦80 ¦
¦ ¦ Виды и методы проецирования; поступательное ¦ ¦
¦ ¦прямолинейное смещение; изображение геометриче- ¦ ¦
¦ ¦ских тел и поверхностей; пересечение поверхностей¦ ¦
¦ ¦с плоскостью и прямой линией; взаимное ¦ ¦
¦ ¦пересечение поверхностей; аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции; стереографические проекции; ¦ ¦
¦ ¦компьютерная графика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Механика ¦130 ¦
¦ ¦ 1. Сопротивление материалов ¦ ¦
¦ ¦Основы сопротивления материалов и теории ¦ ¦
¦ ¦упругости: упругое тело и его свойства; реальный ¦ ¦
¦ ¦объект и его свойства; внешние и внутренние силы;¦ ¦
¦ ¦метод сечения; компоненты внутренних сил; ¦ ¦
¦ ¦напряжения (полное, нормальное, касательное); ¦ ¦
¦ ¦деформация и перемещение; виды деформации; ¦ ¦
¦ ¦растяжение и сжатие; кручение; изгиб; теория ¦ ¦
¦ ¦напряженного состояния в точке; понятие о ¦ ¦
¦ ¦статически неопределимых системах; устойчивость ¦ ¦
¦ ¦равновесия деформированных систем. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Теория машин и механизмов ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия теории машин и механизмов. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды механизмов. Структурный анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов. Колебания в механизмах. ¦ ¦
¦ ¦Вибрация. Динамика приводов. Электропривод, ¦ ¦
¦ ¦гидропривод, пневмопривод механизмов. ¦ ¦
¦ ¦ 3. Детали машин и основы конструирования ¦ ¦
¦ ¦Классификация механизмов, узлов, деталей. ¦ ¦
¦ ¦Основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки. Механические передачи. Валы и оси. ¦ ¦
¦ ¦Подшипники качения и скольжения. Соединения ¦ ¦
¦ ¦деталей. Уплотнительные устройства. Корпусные ¦ ¦
¦ ¦детали механизмов. ¦ ¦
¦ ¦ Материаловедение. Технология конструкционных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Строение металлов, диффузионные ¦ ¦
¦ ¦процессы в металле, формирование структуры ¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов при кристаллизации, пласти- ¦ ¦
¦ ¦ческая деформация, влияние нагрева на структуру ¦ ¦
¦ ¦и свойства деформированного металла, механические¦ ¦
¦ ¦свойства металлов и сплавов. Основные методы ¦ ¦
¦ ¦получения твердых тел. Основы металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства. Сварочное производство. ¦ ¦
¦ ¦Производство полимерных и резиновых композицион- ¦ ¦
¦ ¦ных материалов. Способы обработки материалов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Техника разведки <*> ¦200 ¦
¦ ¦ 1. Буровые станки и бурение скважин ¦ ¦
¦ ¦Станки и оборудование; виды бурения и ¦ ¦
¦ ¦инструмент; физико-механические свойства горных ¦ ¦
¦ ¦пород; способы бурения и выход керна; конструкции¦ ¦
¦ ¦скважин и их выбор; промывка и продувка скважин; ¦ ¦
¦ ¦искривление скважин; аварии и их ликвидация; ¦ ¦
¦ ¦документация при бурении. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Горные машины и проведение горноразведочных ¦ ¦
¦ ¦выработок ¦ ¦
¦ ¦Машины и механизмы при проведении горных работ; ¦ ¦
¦ ¦типы горных выработок; основные и вспомогательные¦ ¦
¦ ¦операции при горнопроходческих работах; физико- ¦ ¦
¦ ¦механические и технологические свойства горных ¦ ¦
¦ ¦пород; механика горных пород и крепление горных ¦ ¦
¦ ¦выработок; технология и организация проведения ¦ ¦
¦ ¦выработок ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦68 ¦
¦ ¦ Теоретические основы метрологии. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами измерения: ¦ ¦
¦ ¦свойство, величина, количественные и качественные¦ ¦
¦ ¦проявления свойств объектов материального мира. ¦ ¦
¦ ¦Средства измерения, погрешности и их источники. ¦ ¦
¦ ¦Метрологическое обеспечение. Метрологические ¦ ¦
¦ ¦службы предприятий. Сертификация продукции. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы стандартизации. Государственные ¦ ¦
¦ ¦стандарты ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Электротехника и электроника ¦80 ¦
¦ ¦ Понятие об электромагнитном поле; электрические ¦ ¦
¦ ¦цепи; электрические измерения; основы ¦ ¦
¦ ¦электроники; электромагнитные устройства; ¦ ¦
¦ ¦магнитные цепи; основы электропривода; ¦ ¦
¦ ¦электробезопасность ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Безопасность жизнедеятельности ¦102 ¦
¦ ¦ Человек и среда обитания. Основы физиологии ¦ ¦
¦ ¦труда и комфортные условия жизнедеятельности в ¦ ¦
¦ ¦техносфере. Критерии комфортности. Критерии ¦ ¦
¦ ¦безопасности. Опасности технических систем: ¦ ¦
¦ ¦отказ, вероятность отказа, качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ опасностей. Средства ¦ ¦
¦ ¦снижения опасности. Безопасность в чрезвычайных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях. Безопасность жизнедеятельности при ¦ ¦
¦ ¦проведении геологоразведочных работ. Управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности. Правовые и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-технические основы управления. ¦ ¦
¦ ¦Международное сотрудничество в области ¦ ¦
¦ ¦безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Основы геодезии и топографии ¦90 ¦
¦ ¦ Формы, размеры Земли, системы координат, ¦ ¦
¦ ¦ориентирование направлений; геодезические ¦ ¦
¦ ¦измерения и опорные сети; топографические карты и¦ ¦
¦ ¦планы, наземные топографические съемки; инженер- ¦ ¦
¦ ¦но-геодезические работы, привязка и вынос на ¦ ¦
¦ ¦местности горно-геологических объектов; геометри-¦ ¦
¦ ¦ческое нивелирование, барометрическое нивелирова-¦ ¦
¦ ¦ние; основы фотограмметрии; аэрофотосъемка ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Геология ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Ф.08.01¦1. Общая геология ¦140 ¦
¦ ¦ Строение и происхождение Солнечной системы; ¦ ¦
¦ ¦форма, размеры Земли, геосферы; геохронологиче- ¦ ¦
¦ ¦ская шкала, интрузивный магматизм и вулканизм; ¦ ¦
¦ ¦метаморфизм, полезные ископаемые; землетрясения, ¦ ¦
¦ ¦их эпицентры и гипоцентры, геологические ¦ ¦
¦ ¦последствия, геологическая деятельность ветра, ¦ ¦
¦ ¦выветривание, продукты выветривания; ¦ ¦
¦ ¦геологическая деятельность морей и океанов, ¦ ¦
¦ ¦зоны морского и океанического осадконакопления; ¦ ¦
¦ ¦геологическая деятельность поверхностных вод, ¦ ¦
¦ ¦эрозия и аккумуляция, базис эрозии, пролювий, ¦ ¦
¦ ¦делювий, озерные отложения, оползневые явления; ¦ ¦
¦ ¦геологическая деятельность ледников и их типы; ¦ ¦
¦ ¦типы подземных вод и их геологическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность; тектонические движения, разломы и ¦ ¦
¦ ¦складки, основные тектонические гипотезы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Ф.08.02¦2. Структурная геология ¦90 ¦
¦ ¦ Формы залегания осадочных толщ; строение ¦ ¦
¦ ¦слоистых толщ; согласное и несогласное, ¦ ¦
¦ ¦ненарушенное и наклонное залегание слоев; складки¦ ¦
¦ ¦и их элементы; разрывы и их типы; трещины; формы ¦ ¦
¦ ¦залегания магматических, метаморфических и ¦ ¦
¦ ¦вулканических пород и тел; слоистость и ¦ ¦
¦ ¦сланцеватость в метаморфических толщах; структуры¦ ¦
¦ ¦дислокационного метаморфизма; основные ¦ ¦
¦ ¦структурные элементы земной коры и литосферы ¦ ¦
¦ ¦материкового и океанического типов; структуры ¦ ¦
¦ ¦платформенных, складчатых и орогенных областей; ¦ ¦
¦ ¦структуры океанов; изображение форм залегания ¦ ¦
¦ ¦осадочных и магматических комплексов и основных ¦ ¦
¦ ¦структурных элементов земной коры на ¦ ¦
¦ ¦геологических картах, разрезах, блок-диаграммах; ¦ ¦
¦ ¦структурные карты ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Ф.08.03¦3. Историческая геология ¦90 ¦
¦ ¦ Методы реконструкции физико-географических ¦ ¦
¦ ¦обстановок прошлого; палеогеографические карты; ¦ ¦
¦ ¦методы восстановления тектонических движений ¦ ¦
¦ ¦земной коры и крупных тектонических структур; ¦ ¦
¦ ¦крупнейшие структуры материков и океанов и их ¦ ¦
¦ ¦эволюция с фиксистских и мобилистских позиций; ¦ ¦
¦ ¦главнейшие эпохи складчатости и тектоно- ¦ ¦
¦ ¦магматической активизации в истории Земли; ¦ ¦
¦ ¦палеогеографические обстановки, органический ¦ ¦
¦ ¦мир, тектонические структуры, осадконакопление ¦ ¦
¦ ¦и магматизм в раннем докембрии, позднем докемб- ¦ ¦
¦ ¦рии, палеозое, мезозое, кайнозое; основные ¦ ¦
¦ ¦закономерности в истории развития земной коры и ¦ ¦
¦ ¦ее поверхности, гидросферы, атмосферы, биосферы; ¦ ¦
¦ ¦направленность и периодичность геологических ¦ ¦
¦ ¦процессов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ Ф.08.04¦4. Региональная геология (геология России) ¦130 ¦
¦ ¦ История геологического изучения России; ¦ ¦
¦ ¦тектоническое районирование Северной Евразии, ¦ ¦
¦ ¦Восточно-Европейская и Сибирская платформы, ¦ ¦
¦ ¦структурно-формационные комплексы фундамента и ¦ ¦
¦ ¦чехла; полезные ископаемые; сравнительная ¦ ¦
¦ ¦характеристика строения и истории развития ¦ ¦
¦ ¦платформ; складчатые системы Урало-Монгольского ¦ ¦
¦ ¦пояса (байкальские, салаирские, каледонские, ¦ ¦
¦ ¦герцинские); Западно-Сибирская, Тимано-Печерская ¦ ¦
¦ ¦плиты; складчатые системы Средиземноморского ¦ ¦
¦ ¦пояса (альпийские, мезозойские, герцинские); ¦ ¦
¦ ¦Скифско-Туранская плита; складчатые системы ¦ ¦
¦ ¦Тихоокеанского пояса (мезозойские, ларамийские, ¦ ¦
¦ ¦кайнозойские); современные геосинклинальные ¦ ¦
¦ ¦системы островодужной области; основные ¦ ¦
¦ ¦закономерности строения разновозрастных ¦ ¦
¦ ¦складчатых областей и платформ и размещения ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Основы учения о полезных ископаемых ¦100 ¦
¦ ¦ Понятие о месторождениях, полезных ископаемых; ¦ ¦
¦ ¦образование и размещение магматических и ¦ ¦
¦ ¦флюидно-магматических (кристаллизационные, ¦ ¦
¦ ¦ликвационные, пегматитовые, карбонатитовые ¦ ¦
¦ ¦месторождения), гидротермально-магматических и ¦ ¦
¦ ¦гидротермально-осадочных (апогранитовые и ¦ ¦
¦ ¦грейзеновые, скарновые, порфировые, жильные, ¦ ¦
¦ ¦вулканогенные), гидротермально-инфильтрационных ¦ ¦
¦ ¦месторождений; месторождений кор выветривания и ¦ ¦
¦ ¦осадочных; метаморфические процессы и ¦ ¦
¦ ¦месторождения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Основы поисков и разведки месторождений ¦100 ¦
¦ ¦полезных ископаемых ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы недропользования: Закон о ¦ ¦
¦ ¦недрах, положение о лицензировании геолого- ¦ ¦
¦ ¦разведочных работ; стадийность геологоразведочных¦ ¦
¦ ¦работ на твердые полезные ископаемые, нефть и ¦ ¦
¦ ¦газ; принципы поисков и разведки. Интегральные ¦ ¦
¦ ¦и выборочные способы изучения свойств п

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651300 МЕТАЛЛУРГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также