НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 651300 МЕТАЛЛУРГИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 03.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
3 марта 2000 года
Регистрационный номер
2-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
651300 МЕТАЛЛУРГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Металлургия"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
110100 Металлургия черных металлов
110200 Металлургия цветных металлов
110300 Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей
110400 Литейное производство черных и цветных металлов
110500 Металловедение и термическая обработка металлов
110600 Обработка металлов давлением
110700 Металлургия сварочного производства
110800 Порошковая металлургия, композиционные материалы, покрытия.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Металлургия" при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Место направления в области науки и техники.
Металлургия - область науки, техники и отрасль производства, охватывающая процессы производства металлов и сплавов из руд или других материалов, процессы получения металлических изделий требуемой формы, а также процессы, при которых изменяются химический состав и структура металлов (сплавов) для достижения определенных свойств.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- технологические процессы и устройства для производства и обработки черных и цветных металлов, а также изделий из них;
- процессы и устройства для обеспечения энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении металлургических операций;
- исследования свойств и структуры металлов и сплавов;
- исследования процессов и устройств для производства и обработки черных и цветных металлов.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника:
Производственно-технологическая деятельность:
- разработка и осуществление технологических процессов получения и обработки металлов и сплавов, а также изделий из них;
- разработка мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий металлургического производства;
- разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий в области металлургии и металлообработки;
- обеспечение выполнения требований систем качества.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация производства, труда и управления, метрологическое обеспечение, технический контроль, информационное обслуживание;
- стандартизация технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
- технико-экономический анализ, составление необходимой технической документации;
- организация работ по управлению качеством продукции;
- проведение маркетинга для условий подразделения, предприятия или региона;
- консультации по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических процессов.
Научно-исследовательская деятельность:
- проведение теоретических и экспериментальных исследований процессов, агрегатов и продукции для их совершенствования;
- выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, заключений и т.п.
Проектная деятельность:
- технико-экономическое обоснование и разработка новых технологических процессов, разработка проектов реконструкции действующих и строительства новых цехов, промышленных агрегатов и оборудования;
- конструирование и расчет технологической оснастки и ее элементов.
При выполнении всех видов деятельности инженер должен знать соответствующие стандарты, директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы, а также уметь использовать современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Металлургия", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной
образовательной программе по направлению подготовки
дипломированного специалиста "Металлургия"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Металлургия"
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. Понятие дифференциации лексики по ¦ ¦
¦ ¦сферам применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. Понятие об обиходно- ¦ ¦
¦ ¦литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. ¦ ¦
¦ ¦Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. Говорение. ¦ ¦
¦ ¦Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа жизни¦ ¦
¦ ¦студента. Особенности использования средств ¦ ¦
¦ ¦физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право в ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. ¦ ¦
¦ ¦Общественная мысль и особенности общественного ¦ ¦
¦ ¦движения России XIX в. Реформы и реформаторы в ¦ ¦
¦ ¦России. Русская культура XIX века и ее вклад в ¦ ¦
¦ ¦мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствия. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е ¦ ¦
¦ ¦гг. Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ее¦ ¦
¦ ¦провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры. Язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. Мировая ¦ ¦
¦ ¦политика и международные отношения. Особенности ¦ ¦
¦ ¦мирового политического процесса. Национально- ¦ ¦
¦ ¦государственные интересы России в новой ¦ ¦
¦ ¦геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и подзаконные¦ ¦
¦ ¦акты. Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология. Предмет, объект и методы психологии.¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг¦ ¦
¦ ¦и психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными системами ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка.¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные¦ ¦
¦ ¦виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, ¦ ¦
¦ ¦цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время.¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения.¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики. ¦ ¦
¦ ¦Экономика предприятия. Виды предприятий. Виды ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. ¦ ¦
¦ ¦Оценка результатов хозяйственной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды ¦ ¦
¦ ¦рекламы. Налоги. Налоговая система ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦2300 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2000 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ ¦Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальное и интегральное исчисления; ¦ ¦
¦ ¦векторный анализ и элементы теории поля; ¦ ¦
¦ ¦гармонический анализ; дифференциальные ¦ ¦
¦ ¦уравнения; численные методы; основы ¦ ¦
¦ ¦вычислительного эксперимента. ¦ ¦
¦ ¦Функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа. ¦ ¦
¦ ¦Вероятность и статистика: теория вероятностей, ¦ ¦
¦ ¦случайные процессы, статистическое оценивание и ¦ ¦
¦ ¦проверка гипотез, статистические методы ¦ ¦
¦ ¦обработки экспериментальных данных. ¦ ¦
¦ ¦Вариационное исчисление и оптимальное ¦ ¦
¦ ¦управление. ¦ ¦
¦ ¦Уравнения математической физики ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и ¦ ¦
¦ ¦накопления информации; технические и программные¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Модели решения функциональных и вычислительных ¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня. ¦ ¦
¦ ¦Базы данных; программное обеспечение и ¦ ¦
¦ ¦технологии программирования; локальные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и ¦ ¦
¦ ¦сведений, составляющих государственную тайну; ¦ ¦
¦ ¦методы защиты информации. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерный практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦600 ¦
¦ ¦Физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, ¦ ¦
¦ ¦законы сохранения, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦механике, кинематика и динамика твердого тела, ¦ ¦
¦ ¦жидкости и газы. ¦ ¦
¦ ¦Колебания и волны: гармонический и ¦ ¦
¦ ¦ангармонический осциллятор, кинематика волновых ¦ ¦
¦ ¦процессов, интерференция и дифракция, элементы ¦ ¦
¦ ¦Фурье-оптики. ¦ ¦
¦ ¦Молекулярная физика и термодинамика: ¦ ¦
¦ ¦корпускулярно-волновой дуализм, принцип ¦ ¦
¦ ¦неопределенности, квантовые состояния, квантовые¦ ¦
¦ ¦уравнения движения, энергетический спектр атомов¦ ¦
¦ ¦и молекул; три начала термодинамики, ¦ ¦
¦ ¦термодинамические функции и состояния, элементы ¦ ¦
¦ ¦неравновесной термодинамики, конденсированное ¦ ¦
¦ ¦состояние вещества. Элементы физики кристаллов и¦ ¦
¦ ¦основы кристаллографии. ¦ ¦
¦ ¦Теплофизика (тепло- и массоперенос): явления, ¦ ¦
¦ ¦законы и уравнения переноса вещества, тепла и ¦ ¦
¦ ¦импульса; тройная аналогия; применение теории ¦ ¦
¦ ¦подобия при изучении процессов переноса; ¦ ¦
¦ ¦постановка и решение задач переноса. ¦ ¦
¦ ¦Электричество и магнетизм: электростатика и ¦ ¦
¦ ¦магнетостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла, принцип относительности в ¦ ¦
¦ ¦электродинамике. Атомная и ядерная физика: ¦ ¦
¦ ¦модель атома, основы физики ядра и элементарных ¦ ¦
¦ ¦частиц. ¦ ¦
¦ ¦Физический практикум ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦400 ¦
¦4.1 ¦Неорганическая химия ¦ ¦
¦ ¦Химические системы: элементы и соединения, ¦ ¦
¦ ¦растворы, дисперсные системы, электрохимические ¦ ¦
¦ ¦системы, катализаторы и каталитические системы; ¦ ¦
¦ ¦законы термодинамики; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ. ¦ ¦
¦ ¦Химия и периодическая система элементов, ¦ ¦
¦ ¦кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая ¦ ¦
¦ ¦связь; химическая идентификация: качественный и ¦ ¦
¦ ¦количественный анализ, аналитический сигнал, ¦ ¦
¦ ¦химический, физико-химический и физический ¦ ¦
¦ ¦анализ; химический практикум ¦ ¦
¦4.2 ¦Физическая химия ¦ ¦
¦ ¦Физико-химическая термодинамика: законы ¦ ¦
¦ ¦термодинамики, химическое и фазовое равновесие; ¦ ¦
¦ ¦термодинамика растворов, поверхностные явления; ¦ ¦
¦ ¦электрохимия; статистическая термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦кинетика гомогенных и гетерогенных реакций; ¦ ¦
¦ ¦принципы термодинамики необратимых процессов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦200 ¦
¦5.1 ¦Общие проблемы экологии ¦ ¦
¦ ¦Биосфера и человек: структура биосферы, ¦ ¦
¦ ¦экосистемы, взаимоотношения организма и среды, ¦ ¦
¦ ¦экология и здоровье человека; глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы окружающей среды, экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; основы экологического права,¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международное ¦ ¦
¦ ¦сотрудничество в области охраны окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды ¦ ¦
¦5.2 ¦Экологические проблемы металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства ¦ ¦
¦ ¦Инженерные методы защиты окружающей среды от ¦ ¦
¦ ¦техногенных воздействий металлургического ¦ ¦
¦ ¦производства; принципы и элементы безотходных и ¦ ¦
¦ ¦ресурсосберегающих технологий в металлургии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦150 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2080 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1660 ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦150 ¦
¦1.1 ¦Начертательная геометрия ¦50 ¦
¦ ¦Предмет начертательной геометрии. Задание точки,¦ ¦
¦ ¦прямой, плоскости и многогранников на ¦ ¦
¦ ¦комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. ¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Способы преобразования ¦ ¦
¦ ¦чертежа. Многогранники. Кривые линии. ¦ ¦
¦ ¦Поверхности. Поверхности вращения. Линейчатые ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Винтовые поверхности. Циклические ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Обобщенные позиционные задачи. ¦ ¦
¦ ¦Метрические задачи. Построение разверток ¦ ¦
¦ ¦поверхностей. Касательные линии и плоскости к ¦ ¦
¦ ¦поверхности. Аксонометрические проекции ¦ ¦
¦1.2 ¦Инженерная графика ¦100 ¦
¦ ¦Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. ¦ ¦
¦ ¦Изображения, надписи, обозначения. ¦ ¦
¦ ¦Аксонометрические проекции деталей. Изображения ¦ ¦
¦ ¦и обозначения элементов деталей. Изображение и ¦ ¦
¦ ¦обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение эскизов деталей машин. Изображения ¦ ¦
¦ ¦сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦200 ¦
¦2.1 ¦Сопротивление материалов ¦100 ¦
¦ ¦Основные понятия и механические характеристики ¦ ¦
¦ ¦конструкционных материалов; метод сечений; ¦ ¦
¦ ¦центральное растяжение-сжатие; сдвиг; прямой ¦ ¦
¦ ¦поперечный изгиб; кручение; анализ напряженного ¦ ¦
¦ ¦и деформированного состояния в точке тела; удар;¦ ¦
¦ ¦усталость; расчет несущей способности типовых ¦ ¦
¦ ¦элементов ¦ ¦
¦2.2 ¦Детали машин и основы конструирования ¦100 ¦
¦ ¦Классификация машин и механизмов, их ¦ ¦
¦ ¦структурный, кинематический и силовой анализ; ¦ ¦
¦ ¦критерии работоспособности деталей машин, ¦ ¦
¦ ¦принципы их инженерных расчетов; допуски и ¦ ¦
¦ ¦посадки, размерные цепи; механические передачи, ¦ ¦
¦ ¦валы и втулки, муфты и другие детали машин и ¦ ¦
¦ ¦механизмов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Теплотехника ¦120 ¦
¦ ¦Тепловые процессы при производстве и обработке ¦ ¦
¦ ¦металлов и применение закономерностей ¦ ¦
¦ ¦технической термодинамики, механики жидкостей и ¦ ¦
¦ ¦газов, тепло- и массообмена для их анализа и ¦ ¦
¦ ¦расчета; топливо и его сжигание; огнеупорные и ¦ ¦
¦ ¦теплоизоляционные материалы; способы и ¦ ¦
¦ ¦устройства для использования вторичных ¦ ¦
¦ ¦энергоресурсов; экологические аспекты сжигания ¦ ¦
¦ ¦топлива и утилизации вторичных энергоресурсов; ¦ ¦
¦ ¦конструкции печей, используемых в основных ¦ ¦
¦ ¦переделах черной и цветной металлургии ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦250 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦4.1 ¦Материаловедение ¦ ¦
¦ ¦Классификация материалов; их основные свойства, ¦ ¦
¦ ¦принципы выбора и использования; роль материала ¦ ¦
¦ ¦в эксплуатации изделий. ¦ ¦
¦ ¦Кристаллизация расплавов; диаграммы состояния, ¦ ¦
¦ ¦типы структур материалов; фазовые превращения в ¦ ¦
¦ ¦сплавах. ¦ ¦
¦ ¦Механические и физические свойства, их значение ¦ ¦
¦ ¦при эксплуатации изделий, стандартные испытания,¦ ¦
¦ ¦свойства как показатели качества. ¦ ¦
¦ ¦Сплавы системы железо-углерод; сплавы цветных ¦ ¦
¦ ¦металлов; порошковые, композиционные, аморфные ¦ ¦
¦ ¦материалы. ¦ ¦
¦ ¦Неметаллические материалы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05 ¦Электротехника и электроника ¦180 ¦
¦5.1 ¦Общая электротехника и электроника ¦ ¦
¦ ¦Электрические и магнитные цепи. Основные ¦ ¦
¦ ¦определения, топологические параметры и методы ¦ ¦
¦ ¦расчета электрических цепей. Анализ и расчет ¦ ¦
¦ ¦линейных цепей переменного тока, цепей с ¦ ¦
¦ ¦нелинейными элементами, магнитных цепей. ¦ ¦
¦ ¦Электромагнитные устройства и электрические ¦ ¦
¦ ¦машины. Электромагнитные устройства. ¦ ¦
¦ ¦Трансформаторы. Машины постоянного тока. ¦ ¦
¦ ¦Асинхронные машины. Синхронные машины. Основы ¦ ¦
¦ ¦электроники и электрические измерения. ¦ ¦
¦ ¦Элементная база современных электронных ¦ ¦
¦ ¦устройств. Источники вторичного электропитания. ¦ ¦
¦ ¦Усилители электрических сигналов. Импульсные и ¦ ¦
¦ ¦автогенераторные устройства. Основы цифровой ¦ ¦
¦ ¦электроники. Микропроцессорные средства. ¦ ¦
¦ ¦Электрические измерения и приборы ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06 ¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦100 ¦
¦ ¦Теоретические основы метрологии. Классификация и¦ ¦
¦ ¦погрешности измерений. Метрологическое ¦ ¦
¦ ¦обеспечение измерений. Метрологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза. Разработка и аттестация методик ¦ ¦
¦ ¦выполнения измерений. Метрологический надзор на ¦ ¦
¦ ¦предприятии. Государственная система обеспечения¦ ¦
¦ ¦единства измерений. ¦ ¦
¦ ¦Стандартизация. Правовые основы стандартизации. ¦ ¦
¦ ¦Виды стандартов. Технические условия. Основные ¦ ¦
¦ ¦принципы и методы стандартизации. Информационное¦ ¦
¦ ¦обеспечение работ по стандартизации. Разработка,¦ ¦
¦ ¦применение, обновление и отмена стандартов. ¦ ¦
¦ ¦Государственный контроль и надзор за соблюдением¦ ¦
¦ ¦требований государственных стандартов. ¦ ¦
¦ ¦Сертификация продукции. Правовое обеспечение ¦ ¦
¦ ¦сертификации. Объекты сертификации. Правила, ¦ ¦
¦ ¦порядок, организация и нормативное обеспечение ¦ ¦
¦ ¦проведения работ по сертификации. Схемы и ¦ ¦
¦ ¦системы сертификации. Сертификация систем ¦ ¦
¦ ¦качества и производств; правила, порядок и ¦ ¦
¦ ¦нормативное обеспечение проведения работ. Аудит ¦ ¦
¦ ¦качества ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07 ¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
¦ ¦Человек и среда обитания. Характерные состояния ¦ ¦
¦ ¦системы "человек - среда обитания". Основы ¦ ¦
¦ ¦физиологии труда и комфортные условия ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности в техносфере. Критерии ¦ ¦
¦ ¦комфортности. Негативные факторы техносферы, их ¦ ¦
¦ ¦воздействие на человека, техносферу и природную ¦ ¦
¦ ¦среду. Критерии безопасности. Опасности ¦ ¦
¦ ¦технических систем: отказ, вероятность отказа, ¦ ¦
¦ ¦качественный и количественный анализ опасностей.¦ ¦
¦ ¦Средства снижения травмоопасности и вредного ¦ ¦
¦ ¦воздействия технических систем. Безопасность ¦ ¦
¦ ¦функционирования автоматизированных и ¦ ¦
¦ ¦роботизированных производств. Безопасность в ¦ ¦
¦ ¦чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Правовые и нормативно- ¦ ¦
¦ ¦технические основы управления. Системы контроля ¦ ¦
¦ ¦требований безопасности и экологичности. ¦ ¦
¦ ¦Профессиональный отбор операторов технических ¦ ¦
¦ ¦систем. Экономические последствия и материальные¦ ¦
¦ ¦затраты на обеспечение безопасности ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности. Международное сотрудничество ¦ ¦
¦ ¦в области безопасности жизнедеятельности ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08 ¦Методы контроля и анализа веществ ¦80 ¦
¦ ¦Инструментальные методы контроля и анализа; ¦ ¦
¦ ¦спектроскопические, структурные, ¦ ¦
¦ ¦рентгеноструктурные, электронно-скопические и ¦ ¦
¦ ¦теплофизические методы анализа. ¦ ¦
¦ ¦Химические методы определения элементов и ¦ ¦
¦ ¦аналитический контроль ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09 ¦Основы производства и обработки металлов ¦150 ¦
¦ ¦Физико-химические основы получения черных и ¦ ¦
¦ ¦цветных металлов и сплавов; металлургия железа; ¦ ¦
¦ ¦сталеплавильные процессы; производство цветных ¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов; получение слитков и литых ¦ ¦
¦ ¦заготовок черных и цветных металлов; теория и ¦ ¦
¦ ¦технология литейного производства; основы теории¦ ¦
¦ ¦и технологические процессы обработки металлов ¦ ¦
¦ ¦давлением; принципы и виды термической обработки¦ ¦
¦ ¦различных типов сплавов ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10 ¦Моделирование процессов и объектов в металлургии¦100 ¦
¦ ¦Понятие математической модели и общие принципы и¦ ¦
¦ ¦этапы ее построения; вычислительный эксперимент ¦ ¦
¦ ¦и адекватность моделей; применение численных ¦ ¦
¦ ¦методов для анализа и расчета процессов, ¦ ¦
¦ ¦протекающих при производстве и обработке ¦ ¦
¦ ¦металлов и сплавов; методы решения сопряженных ¦ ¦
¦ ¦задач; постановка и пути решения оптимизационных¦ ¦
¦ ¦задач ¦ ¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11 ¦Информационные технологии в металлургии ¦100 ¦
¦ ¦Металлургические процессы и производство как ¦ ¦
¦ ¦объект автоматизации и управления; методы ¦ ¦
¦ ¦автоматизированного сбора, передачи, обработки и¦ ¦
¦ ¦накопления информации о параметрах ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов; технические средства,¦ ¦
¦ ¦включая промышленные контроллеры и управляющие ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Структура, предметное и логическое ¦ ¦
¦ ¦проектирование баз данных, пакетов стандартных ¦ ¦
¦ ¦прикладных программ, информационных и ¦ ¦
¦ ¦вычислительных сетей для совершенствования ¦ ¦
¦ ¦металлургических технологий и управления ¦ ¦
¦ ¦объектами. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизирован

ПИСЬМО Минздрава РФ от 03.03.2000 n 293-22/26 ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ ОТК  »
Постановления и Указы »
Читайте также