НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 654000 - ОПТОТЕХНИКА. КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 02.03.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 марта 2000 года
Регистрационный N 9-тех/дс
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
654000 - ОПТОТЕХНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста "Оптотехника"
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки:
072300 - Лазерная техника и лазерные технологии;
131200 - Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике;
190700 - Оптико-электронные приборы и системы;
191100 - Оптические технологии и материалы.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" при очной форме обучения - 5 лет и 6 месяцев.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" может занимать следующие должности, определенные квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 N 37: "Инженер", "Конструктор", "Технолог", "Математик", "Программист", "Научный сотрудник" и прочие.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускника включает исследования, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения, а также оптических материалов и элементов.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от содержания конкретной образовательной программы (специальности) направления подготовки являются: оптические и оптико-электронные методы; приборы, системы, комплексы и элементная база оптической и лазерной техники; технологии производства оптических материалов, элементов, приборов и систем; лазерные технологии различного назначения, а также программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- организационно-управленческая.
Конкретные виды деятельности выпускника определяются содержанием образовательной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) проектно-конструкторская деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач проектирования оптической техники и технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- разработка функциональных и структурных схем оптико-электронных приборов и лазерных систем с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением технических требований на отдельные блоки и элементы;
- проектирование и конструирование различных типов оптических и лазерных систем, деталей и узлов с использованием средств компьютерного проектирования; проведением проектных расчетов и технико-экономическим обоснованием конструкций;
- оценка технологичности конструкторских решений, разработка технологических процессов сборки и контроля оптических, оптико-электронных, механических блоков, узлов и деталей;
- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другие;
- участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов лазерной и оптической техники;
б) производственно-технологическая деятельность:
- анализ состояния научно-технической проблемы, технического задания и постановка цели и задач разработки оптических технологий на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- разработка и внедрение технологических процессов и режимов производства, контроля качества оптических элементов и оптических покрытий различного назначения;
- разработка норм выработки, технологических нормативов на расход оптических материалов, заготовок, инструмента, выбор оборудования, оценка экономической эффективности техпроцессов;
- разработка технических заданий на проектирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
- участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
в) научно-исследовательская деятельность:
- анализ проблемы и постановка задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- построение математических моделей объектов исследования и выбор численного метода их моделирования, выбор готового или разработка нового алгоритма решения задачи;
- разработка отдельных программ и их блоков для решения различных задач оптотехники, включая задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем;
- выполнение математического (компьютерного) моделирования и оптимизации объектов на базе имеющихся средств исследований и проектирования, включая стандартные и специализированные пакеты прикладных программ;
- выбор оптимального метода и разработка программ экспериментальных исследований, проведение оптических измерений с выбором технических средств и обработкой результатов;
- составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и лазерных систем в лабораторных условиях и на объектах;
г) организационно-управленческая деятельность:
- организация работы производственного коллектива, принятие исполнительских решений;
- разработка научно-обоснованных планов конструкторско-технологических работ и управление ходом их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании оптической продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических приборов и систем в процессе их изготовления;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования;
- осуществление технического контроля и управление качеством производства оптической продукции.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста "Оптотехника" подготовлен к продолжению образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной
программе по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Оптотехника"
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна содержать следующие циклы дисциплин:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы
по направлению подготовки дипломированного
специалиста "Оптотехника"
-------------T--------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.0.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические¦ 1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент (см. п. 6.1.2) ¦ 1260 ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦ 340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности ¦ ¦
¦ ¦полного стиля произношения, характерные для ¦ ¦
¦ ¦сферы профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции; лексический минимум в объеме ¦ ¦
¦ ¦4000 учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера; понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая); понятие о свободных ¦ ¦
¦ ¦и устойчивых словосочетаниях, фразеологиче- ¦ ¦
¦ ¦ских единицах; понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования; грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи; поня-¦ ¦
¦ ¦тие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художествен- ¦ ¦
¦ ¦ной литературы; основные особенности научно-¦ ¦
¦ ¦го стиля; культура и традиции стран изучае- ¦ ¦
¦ ¦мого языка, правила речевого этикета; гово- ¦ ¦
¦ ¦рение, диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения; ¦ ¦
¦ ¦основы публичной речи (устное сообщение, ¦ ¦
¦ ¦доклад); аудирование; понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации; ¦ ¦
¦ ¦чтение; виды текстов: несложные прагматиче- ¦ ¦
¦ ¦ские тексты и тексты по широкому и узкому ¦ ¦
¦ ¦профилю специальности; письмо, виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+------------+--------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦ 408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов; ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы; физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества; законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте; ¦ ¦
¦ ¦физическая культура личности; основы ¦ ¦
¦ ¦здорового образа жизни студента; особенности¦ ¦
¦ ¦использования средств физической культуры ¦ ¦
¦ ¦для оптимизации работоспособности; общая ¦ ¦
¦ ¦физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания; спорт; ¦ ¦
¦ ¦индивидуальный выбор видов спорта или систем¦ ¦
¦ ¦физических упражнений;

ПРИКАЗ Мингосимущества РФ от 02.03.2000 n 34 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И СОХРАННОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также