ПРИКАЗ МВД РФ от 28.02.2000 n 221 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2000 г. N 221
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА
ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
В целях повышения эффективности сотрудничества органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпол - приказываю: Приказом МВД РФ N 684, Минюста РФ N 184, ГТК РФ N 560, ФСБ РФ N 353, ФСНП N 257, ФПС РФ N 302 от 26.06.2000 утверждена Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола. 1. Утвердить прилагаемую согласованную с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Инструкцию об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.
2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, Следственного комитета при МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России организовать изучение Инструкции, утвержденной настоящим Приказом, сотрудниками подразделений криминальной милиции, филиалов НЦБ Интерпола, экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительных подразделений, органов предварительного следствия и обеспечить неукоснительное выполнение положений Инструкции в работе по раскрытию и расследованию преступлений, имеющих международный характер.
3. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:
3.1. Завершить до 1 июня 2000 г. работу по созданию в структуре аппаратов криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации филиалов НЦБ Интерпола, принять меры по комплектованию штатов уже созданных филиалов квалифицированными специалистами, оснащению необходимой организационной и вычислительной техникой, средствами связи за счет средств бюджетов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и подключению филиалов к ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России.
3.2. Довести до сведения прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров положения Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной настоящим Приказом.
4. СК (Зотову М.Н.) при МВД России, ГУУР (Трубникову В.М.), ГУБОП (Ваничкину М.Г.), ГУБЭП (Гурьеву В.В.), УБНОН (Сергееву А.Н.), УБПСВТ (Селиванову В.В.), ГУВДТ (Гетману Н.И.), ГУООП (Чекалину А.А.), УРО (Терехову А.А.), ОПУ (Овчинникову А.А.), ГИЦ (Шауро С.В.) МВД России, государственному учреждению "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Карлину И.П.) назначить сотрудников, ответственных за организацию информационного взаимодействия с НЦБ Интерпола.
5. ГУУР (Трубникову В.М.), НЦБ Интерпола (Гордиенко В.В.), ГИЦ (Шауро С.В.), ГУПРиВС (Черникову В.В.) МВД России в I полугодии 2000 г. подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие систему и порядок осуществления международного розыска.
6. НЦБ Интерпола (Гордиенко В.В.), ТУ (Ильину А.А.), ГУ НПО "СТиС" (Химичеву В.А.), ГУРО (Коржову В.М.) МВД России в месячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты МВД России, определяющие нормы положенности средств вычислительной, организационной, специальной техники и средств связи для филиалов НЦБ Интерпола, а также регламентирующие порядок их материально-технического снабжения.
7. ГУКиКП (Брычееву В.Г.), НЦБ Интерпола (Гордиенко В.В.), Московскому институту (Попову В.И.) МВД России обеспечить ежегодное проведение сборов переподготовки руководителей и сотрудников филиалов НЦБ Интерпола МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по основным направлениям деятельности НЦБ Интерпола.
8. ТУ (Ильину А.А.), ГУ НПО "СТиС" (Химичеву В.А.), Академии управления (Коваленко А.С.), ВНИИ (Кикотю В.Я.), Московскому институту (Попову В.И.) МВД России включить в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2000 г. работы по созданию и внедрению типового программно-технического комплекса филиалов НЦБ Интерпола, а также по разработке проблем взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств по линии Интерпола.
9. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по направлениям служебной деятельности курируемых подразделений.
Министр,
генерал-полковник
В.РУШАЙЛО



Приложение
к Приказу МВД России
от 28 февраля 2000 г. N 221
Согласовано
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
государственный советник
юстиции 1 класса
В.В.КОЛМОГОРОВ
31 января 2000 года
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Устава, нормативных документов и рекомендаций Международной организации уголовной полиции - Интерпол (далее - Интерпол), Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпол" <*>, Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 <**>, регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в целях эффективной борьбы с преступлениями, имеющими международный характер (затрагивающими интересы нескольких государств).
------------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3895.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4916.
2. Субъектами сотрудничества являются Генеральный секретариат Интерпола (далее - Генеральный секретариат), правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола (Приложение 1), Национальное центральное бюро Интерпола (далее - НЦБ Интерпола) в Российской Федерации, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола (далее - филиалы), создаваемые в составе подразделений криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в УВДТ, а также правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации, осуществляющие борьбу с преступностью.
3. Для обеспечения эффективного выполнения возложенных задач деятельность НЦБ Интерпола и филиалов строится в соответствии с требованиями служебных стандартов, утвержденных документом "Национальные центральные бюро Интерпола. Политика", принятым на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1994 году (Приложение 2).
4. Обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется запросами, сообщениями, ответами (далее - документами, если иное прямо не указано в тексте) на официальных языках Интерпола (английский, французский, испанский), с государствами - участниками СНГ также на русском языке.
Обмен информацией между НЦБ Интерпола и филиалами, органами внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации осуществляется с использованием документов на русском языке.
При наличии в филиале сотрудников, которые могут вести работу на официальном языке Интерпола, обмен информацией с НЦБ Интерпола производится на официальном языке с сопроводительным документом на русском языке либо к тексту документа на русском языке, предназначенного для отправки за рубеж, прилагается перевод документа на официальный язык.
5. Документы, отправляемые НЦБ Интерпола в НЦБ Интерпола иностранных государств на основании запросов, полученных от органов внутренних дел, в соответствии со служебным стандартом N 7 "Классификация документов" (Приложение 2) классифицируются по степени срочности:
- "Urgent"/"Срочно";
- "Normal"/"Обычно";
- "Non-urgent"/"Не срочно".
Причина или объяснение той или иной степени срочности должна быть указана в документе, направленном в НЦБ Интерпола.
6. Подготовленные и зарегистрированные в НЦБ Интерпола и филиалах документы отправляются по каналам связи в пределах следующих временных интервалов:
- "Urgent"/"Срочно" - немедленно;
- "Normal"/"Обычно" - в течение 2 часов;
- "Non-urgent"/"Не срочно" - в течение 24 часов.
7. НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запроса, полученного из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следующие сроки:
- "Urgent"/"Срочно" - в течение 24 часов;
- "Normal"/"Обычно" - возможно быстрее, в течение 10 суток;
- "Non-urgent"/"Не срочно" - возможно быстрее, в течение 30 суток.
8. Запросы, полученные филиалами из НЦБ Интерпола, должны быть исполнены в следующие сроки:
- "Urgent"/"Срочно" - в течение 24 часов;
- "Normal"/"Обычно" - возможно быстрее, в течение 5 суток;
- "Non-urgent"/"He срочно" - возможно быстрее, в течение 15 суток.
9. По запросам, требующим проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в НЦБ Интерпола формируется дело-подборка с материалами проверки по запросу. Каждому делу-подборке присваивается индивидуальный код, состоящий из порядкового номера дела, буквенного индекса запроса по кодификатору криминальной тематики документов, поступающих в НЦБ Интерпола (Приложение 3), цифрового кода исполнителя НЦБ Интерпола, а также цифр года производства (пример индивидуального кода: 1111/AG/10/1999).
Данный код является сквозным для документов по переписке по запросу. Ссылка на исходящий номер документа и на его индивидуальный код обязательна.
II. Порядок направления запросов, сообщений
и ответов в НЦБ Интерпола
10. Запросы, сообщения и ответы главные управления и управления МВД России, СК при МВД России, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России направляют в НЦБ Интерпола, а органы внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ - в соответствующие филиалы.
При отсутствии филиалов документы направляются непосредственно в НЦБ Интерпола.
11. Документы, требующие немедленного реагирования, со степенью срочности "Urgent"/"Срочно", могут быть направлены непосредственно в НЦБ Интерпола, копия направляется в филиал.
12. Филиалы, осуществляя информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел, правоохранительных и иных государственных органов субъекта Российской Федерации по линии Интерпола, в установленном порядке принимают запросы, проверяют их обоснованность, полноту и правильность оформления, при необходимости запрашивают дополнительную информацию, после чего готовят и направляют в установленном порядке запросы в НЦБ Интерпола для передачи правоохранительным органам иностранных государств.
13. Для направления в НЦБ Интерпола документов органы внутренних дел используют все имеющиеся у них средства связи. Приоритетным средством связи является связь по ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России. Запросы направляются по адресу:
- почта: 117836, Москва, ул. Новочеремушкинская, 67;
- магистральная сеть передачи данных МВД России: int@jtn.mvd.ru;
- телеграф: 112962 АТЛАНТ;
- телефакс: (095) 310-70-40.
14. Направляемые в НЦБ Интерпола документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами МВД России по вопросам делопроизводства, иметь установленный комплекс обязательных реквизитов, а также дополнительные реквизиты: ссылочный номер, степень срочности документа и ее обоснование.
Документы, направляемые по почте, оформляются только печатным способом.
Направляемые в НЦБ Интерпола документы подписываются руководителями главных управлений и управлений МВД России, СК при МВД России, РУБОП, УВД (ОВД) УРО МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, а также руководителями криминальной милиции, начальником подразделения (управления, отдела) криминальной милиции, в структуре которого создан филиал, начальником филиала, следственного подразделения, следователем.
15. Фамилии, имена иностранных граждан, названия юридических лиц, при наличии их написания на языке запрашиваемого государства или одном из официальных языков Интерпола, воспроизводятся в оригинале.
16. Документы от негосударственных учреждений и организаций, а также физических лиц НЦБ Интерпола не рассматриваются и направляются для решения вопроса по существу в соответствующие правоохранительные органы.
17. НЦБ Интерпола (начальник и его заместители) отказывает полностью или частично в удовлетворении запросов:
- не относящихся к компетенции Интерпола;
- связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;
- выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемого государства;
- если они не оформлены в соответствии с требованиями, указанными в пункте 14 настоящей Инструкции.
18. Приостанавливать исполнение запроса или отменить его имеет право только начальник НЦБ Интерпола и его заместители, НЦБ Интерпола иностранного государства - инициатора запроса или Генеральный секретариат.
19. Получение и передача информации в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляются в соответствии с правилами, установленными нормативными документами Интерпола.
III. Информационное обеспечение
взаимодействия органов внутренних дел
с правоохранительными органами иностранных государств
по линии Интерпола по борьбе с отдельными
видами преступлений
В сфере борьбы с организованной преступностью:
20. В целях осуществления скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, причастных к деятельности конкретных преступных сообществ, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола Генеральным секретариатом разработана специальная система международного обмена информацией.
21. Для наполнения базы данных физических лиц, причастных к деятельности преступных сообществ, НЦБ Интерпола предоставляет в Генеральный секретариат: установочные данные на лицо, сведения о других именах и кличках лица, паспортные данные, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты <*>, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, указывает, членом каких преступных сообществ или организованных групп является данное лицо.
------------------------------------
<*> Здесь и далее дактилоскопические карты высылаются в том случае, если дактилоскопическая регистрация данных лиц предусмотрена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для подготовки указанных сведений филиал передает в НЦБ Интерпола сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности преступных сообществ (Приложение 4).
22. Информация о лицах, причастных к деятельности преступных сообществ, используется Генеральным секретариатом для издания специальных уведомлений:
22.1. Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления по конкретному уголовному делу. Государство, по чьей инициативе издается такое уведомление, может также запросить о лице имеющиеся сведения криминального характера и иную информацию, которая может быть полезна в ходе расследования уголовного дела.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать информацию о местонахождении лица, на которое оно издано.
22.2. Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) издается на лицо, проходящее по делу оперативного учета, но в отношении которого отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по конкретному уголовному делу.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и расследования.
23. Для подготовки указанных в пунктах 22.1, 22.2 настоящей Инструкции уведомлений филиал передает в НЦБ Интерпола сообщение об издании уведомления Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) (Приложение 5) или сообщение об издании уведомления Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) (Приложение 6).
24. При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении конкретных лиц, причастных к преступным сообществам, комплекс планируемых мероприятий необходимо согласовывать с ГУБОП МВД России.
В сфере борьбы с международной террористической деятельностью:
25. О преступлениях террористического характера, имеющих международную значимость, следует сообщать в Генеральный секретариат или заинтересованным НЦБ иностранных государств - членов Интерпола, когда:
- цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
- совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
- материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
- преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
- жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
- ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;
- преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к международным террористическим преступлениям;
- финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
- постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
- орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
- одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.
26. Взаимодействие органов внутренних дел с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, имеющими международную значимость, осуществляется в трех режимах:
- в повседневной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера;
- при угрозе совершения преступлений террористического характера;
- при совершении преступлений террористического характера.
27. В режиме повседневной деятельности органами внутренних дел производится сбор, обобщение и анализ информации, касающейся террористических организаций и лиц, в отношении которых имеется оперативная информация об их намерениях совершить преступления террористического характера.
28. Собранная обобщенная информация направляется в НЦБ Интерпола для ее передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость.
29. В режиме повседневной деятельности, на основании получаемых из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сведений о международном розыске лиц, причастных к преступлениям террористического характера, НЦБ Интерпола в установленном порядке осуществляет с использованием специальных средств связи оперативную постановку указанных лиц на централизованный контроль въезда в Российскую Федерацию.
При получении сведений о присутствии в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в международном розыске и причастных к международной террористической деятельности, либо сведений об их ожидаемом или фактическом въезде в Российскую Федерацию НЦБ Интерпола информирует об этом ГУБОП МВД России.
30. При получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера, имеющего международную значимость, органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола сообщение упреждающего характера для его передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств.
31. Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе совершения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, на территории Российской Федерации передаются в ГУБОП МВД России.
32. В процессе раскрытия и расследования преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, органы внутренних дел используют все имеющиеся возможности по проведению необходимых проверок, осуществлению мероприятий по международному розыску лиц, обвиняемых в совершении указанных преступлений, а также направлению запросов в НЦБ Интерпола для их передачи в Генеральный секретариат и правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола.
33. В запросе о проведении проверок по преступлению террористического характера, имеющему международную значимость (Приложение 7), необходимо указывать:
- основания для проведения проверки (уголовное дело, дела оперативного учета или оперативная информация);
- обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
- полные установочные данные на физических лиц;
- названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);
- конкретные вопросы к правоохранительным органам иностранных государств, на которые предполагается получить ответы.
34. При совершении преступления террористического характера, имеющего международную значимость, на территории Российской Федерации органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола краткое сообщение для его передачи в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.
Краткое сообщение должно содержать следующую информацию:
- квалификация преступного деяния (терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования);
- место, время, дата и способ совершения преступления;
- количество убитых и раненых;
- размер ущерба, причиненного собственности, при возможности его денежную оценку;
- заявление об ответственности за преступление (при наличии).
35. Если в ходе расследования преступления получена более детальная информация, в НЦБ Интерпола направляется соответствующее дополнительное сообщение, содержащее результаты криминалистических исследований, полные установочные данные подозреваемых или обвиняемых, при возможности фотографии места совершения преступления.
36. Сообщение, касающееся лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористического характера, должно содержать следующую информацию:
- описание внешности;
- документы, удостоверяющие личность;
- фотографии, дактилоскопические карты и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
- роль лица (лиц) в совершенном преступлении;
- обвинения, предъявляемые лицу (лицам) в нарушении уголовного законодательства, и местопребывание обвиняемых;
- установленное или предполагаемое членство или принадлежность к террористической организации.
37. Если в ходе расследования установлено, что преступление было совершено членами террористической организации, при наличии, предоставляется следующая информация:
- полное наименование организации;
- история образования и деятельности организации;
- структура организации, даже если она установлена лишь частично;
- лица, создавшие, руководившие преступной организацией, другие участники организации, пособники;
- связь с любыми другими организациями;
- организации, общества прикрытия;
- точный текст любого заявления об ответственности;
- способы связи и транспортировки;
- причастность или отношение к другим видам преступной деятельности;
- источники финансирования организации;
- наиболее вероятные объекты нападения;
- сети материально-технической поддержки.
38. При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий силами правоохранительных органов иностранных государств в отношении конкретных лиц, причастных к совершению преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, комплекс планируемых мероприятий необходимо согласовывать с главными управлениями и управлениями МВД России по линии службы.
В сфере борьбы с экономическими преступлениями:
39. В процессе раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики органами внутренних дел по каналам Интерпола может быть получена следующая информация:
- официальные названия юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;
- их юридический адрес, номер, дата регистрации;
- фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров);
- направление деятельности;
- размеры уставного капитала;
- сведения о текущем состоянии юридического лица;
- сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.
40. В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности (штат, город, компания), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне.
Следует учитывать, что получение указанных сведений и истребование копий финансово-хозяйственных и других коммерческих документов по каналам Интерпола, как правило, крайне затруднительно и зависит от добровольного согласия проверяемых лиц на предоставление документов и дачу объяснений.
41. Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены от правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола только после рассмотрения соответствующим органом юстиции, прокуратуры или судом иностранного государства официального обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, копия которого может быть передана по каналам Интерпола.
42. Не подлежат исполнению в НЦБ Интерпола запросы органов внутренних дел по делам гражданского и арбитражного судопроизводства, касающиеся гражданско-правовых отношений (неисполнения договорных обязательств, погашения кредиторской задолженности, по нарушениям таможенных правил), если в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств эти деяния не содержат состава преступления.
43. Основаниями для проверки юридических и физических лиц, указанных в пункте 39 настоящей Инструкции, являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- наличие дела оперативного учета в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления;
- наличие проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащей формальные признаки состава преступления.
44. В процессе оперативно-розыскной деятельности по расследованию международных экономических преступлений, а также установлению за рубежом физических и юридических лиц, подозреваемых или причастных к совершению таких преступлений, органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола и его филиалы соответствующие запросы о проверке юридических лиц, зарегистрированных за рубежом (Приложение 8), для передачи их правоохранительным органам иностранных государств.
45. В запросах необходимо отражать следующие сведения:
- основание для проверки физических и юридических лиц (уголовное дело, дело оперативного учета или оперативная информация);
- обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
- полные установочные данные на физических лиц;
- названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);
- конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы.
К запросам при необходимости прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.
Несоблюдение данных условий является основанием для отказа в исполнении запроса.
В сфере борьбы с фальшивомонетничеством:
46. При обнаружении поддельных денежных знаков органы внутренних дел, используя каналы Интерпола, могут получить информацию об обстоятельствах изъятия других изымавшихся фальшивых банкнот, имеющих один источник происхождения с обнаруженными.
47. В целях упорядочения обмена информацией с правоохранительными органами иностранных государств используется форма запроса/сообщения о факте обнаружения/изъятия фальшивых денежных знаков (Приложение 9) на территории Российской Федерации.
48. При обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств филиалы в течение 3 суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-1/F факта изъятия фальшивых денежных знаков (Приложение 10) на каждую обнаруженную фальшивую банкноту.
На основании полученных учетно-регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436.
Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 - валюта (доллар США); буквой А в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число - порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства - в данном случае США.
49. В случае задержания иностранного гражданина за преступления, связанные с подделкой денежных знаков или их сбытом, филиалы направляют в НЦБ Интерпола запрос с указанием установочных данных на лицо для проверки по криминальным учетам Генерального секретариата и государства его проживания, а также для запроса информации о других лицах, причастных к изготовлению или сбыту аналогичных поддельных денежных знаков.
50. В запросах в НЦБ Интерпола о преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, необходимо указывать:
- фамилию, имя, отчество и полную дату рождения подозреваемого лица;
- его гражданство и место жительства;
- данные документов, удостоверяющих личность (паспорта, водительского удостоверения);
- обстоятельства, которыми вызвана необходимость обращения в НЦБ Интерпола;
- перечень мероприятий, которые следует осуществить.
51. При обнаружении нелегальной типографии, печатных, литейных форм филиалы в течение трех суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-2/F факта обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм (Приложение 11).
52. НЦБ Интерпола информирует ГУБЭП МВД России о всех фактах задержания фальшивомонетчиков и обнаружения фальшивых денежных знаков Российской Федерации, полученных от правоохранительных органов иностранных государств.
В сфере борьбы с преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами:
53. В НЦБ Интерпола эксплуатируется автоматизированная система "Автопоиск-НЦБ", содержащая информацию о похищенных автомототранспортных средствах (далее - АМТС), которая была создана с целью автоматизации обмена информацией между федеральными базами данных Российской Федерации и международным банком данных Генерального секретариата.
НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о разыскиваемых в иностранных государствах - членах Интерпола АМТС для постановки в установленном в МВД России порядке на централизованный учет в автоматизированную информационно-поисковую систему (далее - АИПС) "Автопоиск" ГИЦ МВД России. Сведения о похищенных на территории Российской Федерации АМТС также передаются НЦБ Интерпола для постановки на учет в международный банк данных Генерального секретариата.
54. По каналам Интерпола органы внутренних дел имеют возможность:
- запросить информацию о лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой АМТС;
- запросить сведения о владельце АМТС, зарегистрированного за рубежом;
- запросить информацию о дате и месте постановки на учет АМТС или снятии его с учета;
- проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта иностранных государств, получить подтверждение розыска, информацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях в отношении возврата похищенного АМТС;
- идентифицировать иностранное АМТС или его номерные знаки;
- проверить подлинность документов, представленных на АМТС;
- объявить в международный розыск в иностранных государствах - членах Интерпола АМТС, похищенное на территории Российской Федерации.
55. Основаниями для получения необходимой информации от НЦБ Интерпола иностранных государств являются:
55.1. Установление в результате проверки по базам данных АИПС "Автопоиск" ИЦ или АИПС "Розыск" ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации факта нахождения АМТС в розыске по каналам Интерпола.
55.2. Материалы уголовных дел или дел оперативного учета, свидетельствующих об использовании для совершения преступлений на территории Российской Федерации АМТС, имеющих регистрационные знаки иностранных государств.
55.3. Обнаружение подделки документов, представленных на АМТС, ввезенное из другого государства.
55.4. Установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров АМТС иностранного производства.
55.5. Выявление расхождений номеров узлов и агрегатов АМТС, приобретенных гражданами Российской Федерации за рубежом, с записями в таможенных документах, свидетельствах о регистрации транспортного средства, договорах купли-продажи и иных документах.
56. Полное совпадение идентификационного номера обнаруженного АМТС с состоящим на централизованном учете в федеральной базе данных разыскиваемого по каналам Интерпола автотранспорта является основанием для проведения проверки сотрудниками органа внутренних дел, обнаружившего АМТС, и не требует дополнительных уточнений в НЦБ Интерпола. Проверка проводится с целью установления лиц, причастных к похищению АМТС за рубежом, его ввозу, продаже и первоначальной регистрации на территории Российской Федерации.
57. По факту выявления АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в филиал НЦБ Интерпола направляется сообщение об обнаружении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола (Приложение 12), которое должно содержать перечень сведений, необходимых для информирования правоохранительных органов государства - инициатора розыска. При отсутствии филиала сообщение об обнаружении разыскиваемого АМТС направляется непосредственно в НЦБ Интерпола.
Материал проверки остается в органе внутренних дел, обнаружившем разыскиваемое АМТС.
58. Сообщения об обнаружении разыскиваемых АМТС, запросы по их проверке, оформленные органами внутренних дел с нарушением установленной формы и не содержащие полного перечня сведений, необходимых для информирования государства - инициатора розыска, НЦБ Интерпола к исполнению не принимаются.
Для проверки и получения подтверждения розыска АМТС по каналам Интерпола используются только официальные каналы НЦБ Интерпола.
59. НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска АМТС, запрашивает подтверждение розыска, обстоятельства похищения, данные потерпевшего владельца и намерения в отношении возврата и разъясняет в случае необходимости существующий в Российской Федерации порядок разрешения вопроса о возврате похищенной собственности.
Вопросы, непосредственно связанные с возвратом АМТС, не входят в компетенцию НЦБ Интерпола.
60. Если по истечении 6 месяцев со дня уведомления инициатора розыска об обнаружении АМТС в НЦБ Интерпола от иностранного государства - инициатора розыска в установленном порядке не поступит информация о конкретных действиях, предпринятых по возврату АМТС, НЦБ Интерпола принимает меры к его снятию с централизованного учета ГИЦ МВД России и делает соответствующую отметку в автоматизированной системе "Автопоиск НЦБ".
В сфере борьбы с посягательствами на предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность:
61. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (далее - культурные ценности), органы внутренних дел получают по каналам Интерпола следующую информацию:
- о культурных ценностях, находящихся в международном розыске;
- о наличии и юридическом адресе фирм (компаний), магазинов, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных государствах;
- о выставлении конкретных произведений искусства на аукционах.
62. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищенных за рубежом культурных ценностях для постановки в установленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС "Антиквариат" ГИЦ МВД России.
63. При наличии достаточных оснований предполагать факт незаконного вывоза культурных ценностей, похищенных на территории Российской Федерации, за рубеж или при необходимости установить принадлежность культурных ценностей, обнаруженных при подозрительных обстоятельствах, на каждый предмет в отдельности заполняется формуляр "Хищение/обнаружение культурных ценностей", который вместе с соответствующим сообщением о хищении/обнаружении культурных ценностей (Приложение 13) направляется в НЦБ Интерпола.
64. При обнаружении предметов, объявленных в международный розыск по инициативе органов внутренних дел, в НЦБ Интерпола в обязательном порядке направляется уведомление о прекращении розыска, в котором указываются:
- дата, место и обстоятельства обнаружения предмета, способ его сокрытия, имеющиеся повреждения;
- фамилия, имя и отчество лица, у которого обнаружен похищенный предмет;
- сведения о предъявлении обвинения данному лицу, его роль в совершенном преступлении (организатор, пособник, посредник, исполнитель);
- данные о других лицах - соучастниках преступления, сведения об их судимости.
К уведомлению прилагаются фотографии и дактилоскопические карты лица, у которого обнаружен похищенный предмет.
65. В случае получения сведений о выезде за рубеж лиц, причастных к хищениям культурных ценностей, в запросе в НЦБ Интерпола указываются:
- полные установочные данные лиц и номера заграничных паспортов;
- сведения о выездах за рубеж этих лиц (когда, в какие государства, с какими целями) и информация о приглашающей стороне.
К запросу прилагаются фотографии указанных лиц.
66. При возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, совершивших кражи культурных ценностей и выехавших за рубеж, одновременно с информацией, указанной в пункте 65 настоящей Инструкции, сообщаются:
- номер уголовного дела и дата его возбуждения;
- наименование органа, возбудившего уголовное дело.
В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ:
67. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (далее - наркотики), органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола запросы и сообщения для передачи их в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.
68. Основанием для обращения в НЦБ Интерпола являются возбужденные уголовные дела по фактам незаконного оборота наркотиков, дела оперативного учета, по которым:
- наркотики изъяты при попытке ввоза на территорию Российской Федерации;
- наркотики провозились транзитом через иное государство;
- наркотики были ввезены из иного государства;
- наркотики предназначались для вывоза в иное государство;
- хотя бы одно лицо, вовлеченное в преступление, является гражданином иного государства;
- обнаружены цеха или лаборатории, где производились или обрабатывались наркотики.
69. Для упорядочения обмена информацией о фактах незаконного оборота наркотиков используются разработанные Генеральным секретариатом формы запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков ("ST-сообщение") (Приложение 14), а также запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков ("ST-форма"), "ST2-форма" (Приложение 15) <*>.
------------------------------------
<*> ST - первые буквы французского слова STUPEFIANTS - наркотики.
70. Информация о фактах незаконного оборота наркотиков передается в две стадии:
70.1. В течение 3 суток после обнаружения или изъятия наркотиков в НЦБ Интерпола передается "ST-сообщение".
"ST-сообщение" передается во всех случаях, когда изъято:
- 10 или более килограмм конопли во всех ее формах;
- 100 или более грамм героина, опиума, морфина и кокаина;
- любое количество психотропных веществ или амфетамина, превышающее количество для личного употребления.
В случае запроса следует указать, какие конкретные вопросы необходимо ставить перед органами полиции иностранных государств:
- проверить лицо по криминальным учетам;
- идентифицировать лиц;
- установить местонахождение лиц;
- направить сведения об участии лиц в подготавливаемых или уже совершенных преступлениях.
"ST-сообщение" передается в НЦБ Интерпола по каналам ведомственной магистральной сети передачи данных МВД России, телетайпом или по факсимильной связи.
70.2. В течение 30 суток после обнаружения или изъятия наркотиков, когда в ходе расследования получена дополнительная информация, передается "ST-форма", состоящая из двух частей.
Часть А содержит информацию о факте незаконного оборота и изъятия наркотиков.
Часть В содержит информацию о лице, причастном к факту незаконного оборота и изъятия наркотиков. В тех случаях, когда по делу о незаконном обороте наркотиков проходят два и более лиц, часть В "ST-формы" заполняется на каждое лицо.
Часть В "ST-формы" соответствует "SТ2-форме" и может представлять из себя самостоятельное дополнительное сообщение о лице, причастном к факту незаконного оборота наркотиков, по которому в НЦБ Интерпола уже направлялась "ST-форма".
К каждой "ST-форме", "ST2-форме" прилагаются по три копии фотографий и дактилоскопическая карта каждого задержанного лица, а также при возможности копии документов, удостоверяющих его личность.
71. Органы внутренних дел по соответствующим запросам имеют возможность получить из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств следующую информацию:
- о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков;
- о преступных сообществах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;
- о фактах изъятия наркотиков;
- об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте;
- о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте;
- о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных лабораториях;
- о каналах транспортировки и методах сокрытия;
- материалы международных конференций, симпозиумов, рабочих встреч и иных совещаний по линии Интерпола по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- периодические издания, подготавливаемые Генеральным секретариатом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- обзоры статистики и правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных государств).
72. Поступающие из НЦБ Интерпола иностранных государств "ST-сообщения" о фактах незаконного оборота наркотиков обрабатываются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Физические и юридические лица, проходящие по полученным "ST-сообщениям", ставятся на учет в банк данных НЦБ Интерпола.
"ST-сообщения", по которым проходят граждане Российской Федерации, а также сообщения о фактах изъятия наркотиков, произведенных при следовании лиц на территорию Российской Федерации, направляются в УБНОН МВД России.
73. Поступающие в НЦБ Интерпола из Генерального секретариата еженедельные циркулярные сообщения о фактах изъятия наркотиков обрабатываются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Проходящие по полученным циркулярным сообщениям физические лица - граждане Российской Федерации и государств - участников СНГ ставятся на учет в банк данных НЦБ Интерпола.
Информация о фактах изъятия наркотиков, по которым проходят граждане Российской Федерации, государств - участников СНГ, а также произведенных при следовании лиц на территорию Российской Федерации, направляется в УБНОН МВД России.
74. При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий силами уголовной полиции иностранных государств в отношении конкретных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков и находящихся за рубежом, весь комплекс связанных с этим вопросов согласовывается с УБНОН МВД России.
В сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ:
75. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, органы внутренних дел по каналам Интерпола осуществляют проверку огнестрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по "Системе отслеживания оружия и взрывчатых веществ" (IWETS) Генерального секретариата.
Для этого филиалы направляют в НЦБ Интерпола запрос/сообщение о проверке/постановке огнестрельного оружия или боеприпасов в систему IWETS (Приложение 16) или запрос/сообщение о проверке/постановке взрывных устройств или взрывчатых веществ в систему IWETS (Приложение 17).
76. По результатам проверки органы внутренних дел получают следующую информацию:
- о государстве-изготовителе;
- об основных технических характеристиках огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
- о возможности приобретения их физическими и юридическими лицами;
- о времени и месте реализации огнестрельного оружия торговым предприятием или заводом-изготовителем;
- о возможности экспортирования в иные государства;
- о нахождении огнестрельного оружия или взрывного устройства в розыске;
- о наличии сведений криминального характера на лиц, во владении которых они находились;
- о совершении аналогичных преступлений в других государствах.
77. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищенном за рубежом огнестрельном оружии для постановки в установленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС "Оружие" ГИЦ МВД России.
78. В случаях хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ на территории Российской Федерации и при наличии достоверных сведений о вывозе их за рубеж органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола сообщения по установленной форме (Приложения 16, 17) для объявления этого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ в международный розыск как в одном, так и в ряде государств, поставив его на учет в "Систему отслеживания оружия и взрывчатых веществ" (IWETS) Генерального секретариата.
79. Для установления принадлежности огнестрельного оружия или взрывного устройства иностранного производства, его системы, модели, способа изготовления, а также государства-изготовителя органы внутренних дел до обращения в НЦБ Интерпола предварительно осуществляют проверку этого огнестрельного оружия или устройства с привлечением специалистов экспертно-криминалистических подразделений.
80. Не направляются запросы и не ставится на учет огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывные устройства производства до 1945 г. включительно.
В сфере борьбы с преступлениями в области высоких технологий:
81. Органы внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений направляют запросы по каналам Интерпола в правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола о следующих преступлениях в области высоких технологий, имеющих международный характер:
- неправомерный доступ или подключение к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети;
- нарушение правил эксплуатации компьютерной или телекоммуникационной системы с целью избежать оплаты полученных услуг;
- внесение в технические средства или программное обеспечение компьютерных систем изменений, приводящих к уничтожению, блокированию или модификации информации (компьютерные "бомбы" и вирусы);
- компьютерные мошенничества и фальсификации с банкоматами, платежными средствами, игровыми автоматами;
- компьютерные мошенничества с базами данных, компьютерными и телекоммуникационными системами;
- неправомерное воспроизведение элементов компьютерной техники, программного обеспечения, в том числе компьютерных игр;
- сознательное неисполнение должностным лицом своих обязанностей, правил эксплуатации технических или программных средств компьютерных систем;
- использование ЭВМ, их систем и сетей, всемирной сети Интернет в противозаконных целях, для размещения и обмена нелегальным программным обеспечением, хакерской информацией, детской порнографией;
- хищение профессиональных тайн и промышленных секретов (промышленный шпионаж).
82. По соответствующим запросам может быть получена информация о:
- сетевых адресах, именах доменов и серверов организаций и пользователей;
- содержании протоколов, трейсингов, логических файлов;
- электронной информации, заблокированной в порядке оперативного взаимодействия правоохранительных органов при пресечении трансграничных правонарушений;
- провайдерах и дистрибьютерах сетевых и телекоммуникационных услуг;
- физических и юридических лицах, имеющих отношение к преступлениям в сфере высоких технологий;
- программном обеспечении, методиках и тактике борьбы с компьютерными и телекоммуникационными преступлениями, периодических и специальных изданиях, обзорах статистики, материалах о деятельности специализированных служб различных государств в данной области.
83. В запросах о преступлении в области высоких технологий (Приложение 18), направляемых в НЦБ Интерпола, указываются следующие сведения:
- основания проведения проверки;
- вид преступления, место и время его совершения (если известно);
- физические и юридические лица, причастные к преступлению;
- потерпевший (физическое или юридическое лицо), характер и размер нанесенного ущерба;
- способ совершения преступления;
- специальные сведения технического характера о способе совершения преступления (технические средства, программное обеспечение, время и продолжительность неправомерного доступа);
- любая другая информация, которая может облегчить исполнение запроса.
В сфере борьбы с преступлениями, связанными с подделкой документов:
84. При раскрытии преступлений, связанных с подделкой документов, органы внутренних дел по каналам Интерпола проверяют их аутентичность, а также возможное использование этих документов преступниками на территории иных государств.
85. Для проведения такой проверки в НЦБ Интерпола направляются запросы, в которых указываются следующие сведения:
- обстоятельства обнаружения или изъятия документа;
- мотив обращения в НЦБ Интерпола;
- вид документа (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение, справка, свидетельство, диплом);
- в каком государстве и каким органом (организацией) выдан документ;
- номер и дата выдачи документа;
- анкетные данные лица, у которого изъят документ и на которое он оформлен.
К запросу в НЦБ Интерпола прилагается копия проверяемого документа.
IV. Идентификация и проверка лиц
по учетам Генерального секретариата и национальным
учетам иностранных государств
86. Основаниями для идентификации или проверки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств являются:
86.1. Наличие сведений о выезде из Российской Федерации лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на территории Российской Федерации.
86.2. Наличие сведений о выезде из Российской Федерации лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и возмещения долга по определениям судов Российской Федерации.
86.3. Наличие сведений о выезде лиц, проходящих по делам оперативного учета, из Российской Федерации в иностранные государства и занятии там преступной деятельностью.
86.4. Проведение проверки в отношении иностранного гражданина, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на территории Российской Федерации.
86.5. Наличие сведений, указывающих на то, что изъятые с места происшествия следы пальцев рук оставлены иностранным гражданином.
86.6. Задержание без документов либо с поддельными документами лица, которое предположительно является иностранным гражданином.
86.7. Проведение проверки в отношении иностранных граждан, проходящих по делам оперативного учета.
87. На основании мотивированного запроса могут быть осуществлены следующие виды проверок:
87.1. По учетам Генерального секретариата:
- по учетам лиц, объявленных в международный розыск;
- по учетам лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- по учетам лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности преступных сообществ и террористических организаций;
- по картотеке отпечатков пальцев.
87.2. По оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола.
87.3. По иммиграционным учетам иностранных государств - членов Интерпола.
88. В запросе об идентификации (Приложение 19) и в запросе о проведении проверки по учетам Генерального секретариата и по национальным учетам иностранных государств (Приложение 20) указывается:
- наименование органа, обращающегося с запросом, с указанием адреса, номера телетайпа, факса, телефона, данных исполнителя;
- основание для проведения запрашиваемой проверки;
- цель проверки, какую информацию необходимо получить;
- перечень государств, по учетам которых требуется провести проверку;
- данные проверяемого (фамилия, имя, отчество, полная дата и место рождения, место жительства, гражданство);
- реквизиты паспорта проверяемого лица: серия, номер, дата выдачи, выдавший орган; для граждан Российской Федерации указываются реквизиты заграничного паспорта; для иностранных граждан по возможности прилагается копия паспорта;
- при проверке по иммиграционным учетам указывается период времени, за который требуется провести проверку;
- в запросах об идентификации - словесный портрет, особые приметы идентифицируемого.
К запросам об идентификации лица, задержанного без документов либо использовавшего подложные или поддельные документы, прилагаются фотография и дактилоскопическая карта проверяемого.
V. Информационное обеспечение
международного розыска по линии Интерпола
Общие положения
89. Международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.
90. Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск:
- обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
- уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или совершивших побег осужденных;
- лиц, пропавших без вести.
91. НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска.
По вопросам, связанным с организацией и осуществлением международного розыска, с НЦБ Интерпола взаимодействуют:
91.1. Генеральный секретариат, НЦБ Интерпола иностранных государств, представители правоохранительных органов иностранных государств, аккредитованные при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.
91.2. Филиалы НЦБ Интерпола, подразделения криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации; главные управления, управления МВД России; розыскные подразделения УВДТ, а также осуществляющие розыскную работу подразделения УРО МВД России.
92. Органы, указанные в подпункте 91.2 настоящей Инструкции:
- подготавливают документы, необходимые для объявления международного розыска, и передают их в НЦБ Интерпола;
- исполняют в установленные сроки поступившие из НЦБ Интерпола запросы о розыске и проверке лиц.
Информационное обеспечение
международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц,
пропавших без вести, по запросам органов внутренних
дел Российской Федерации
Общие условия объявления международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести:
93. Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств - членов Интерпола.
94. Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:
- получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;
- достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
- получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.
95. Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.
При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно. Одновременно предпринимаются меры по незамедлительному объявлению лица в федеральный розыск.
96. Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств - участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним.
Условия объявления международного розыска обвиняемых и осужденных:
97. Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
98. Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они обвиняются в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.
99. Уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания и совершившие побег осужденные объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они осуждены к лишению свободы.
100. В организации международного розыска по каналам Интерпола может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.
101. Обязательным условием объявления в международный розыск через НЦБ Интерпола обвиняемых и осужденных является избрание в отношении разыскиваемых меры пресечения в виде заключения под стражу.
102. Одновременно с объявлением скрывшихся обвиняемых и осужденных в международный розыск инициатором розыска в Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации направляется в установленном порядке запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
103. Объявление обвиняемых и осужденных в международный розыск через НЦБ Интерпола производится на основании обоснованного постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск (Приложение 21). Постановление выносится сотрудником подразделения, осуществляющего розыскную работу, органа внутренних дел, который являлся инициатором объявления федерального розыска.
Постановление утверждается начальником (заместителем начальника) подразделения, осуществляющего розыскную работу, подписывается начальником соответствующего органа внутренних дел и заверяется печатью.
104. Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск и другие материалы, необходимые для объявления международного розыска обвиняемого, осужденного, направляются в НЦБ Интерпола через филиалы либо через подразделения органов внутренних дел, указанные в подпункте 91.2 настоящей Инструкции, которыми осуществляется проверка на предмет обоснованности объявления международного розыска, достаточности сведений и правильности оформления документов. Копия постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск приобщается к материалам розыскного дела.
105. Постановление об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск является основанием для объявления международного розыска по каналам Интерпола с целью установления местонахождения разыскиваемого обвиняемого, осужденного.
106. Через НЦБ Интерпола объявляется также международный розыск с целью ареста и выдачи обвиняемого, осужденного.
Основанием для объявления международного розыска с целью ареста и выдачи является поручение Генеральной прокуратуры Российской Федерации обратиться по каналам Интерпола к компетентным органам иностранных государств с запросом о задержании разыскиваемого обвиняемого, осужденного, до получения официального ходатайства о его выдаче. Такое поручение содержит указание на необходимость объявления международного розыска обвиняемого, осужденного с целью его ареста и выдачи и подтверждение того, что в случае обнаружения или задержания разыскиваемого на территории иностранных государств (указывается, на территории каких именно государств) арест и выдача будут запрошены в установленном порядке.
Условия объявления международного розыска лиц, пропавших без вести:
107. Объявление лиц, пропавших без вести, в международный розыск через НЦБ Интерпола производится на основании обоснованного постановления об объявлении лица, пропавшего без вести, в международный розыск (Приложение 22). Постановление выносится сотрудником подразделения, осуществляющего розыскную работу, органа внутренних дел, который являлся инициатором объявления федерального розыска.
Постановление утверждается начальником (заместителем начальника) подразделения, осуществляющего розыскную работу, подписывается начальником соответствующего органа внутренних дел и заверяется печатью.
108. Постановление и другие материалы, необходимые для объявления лица, пропавшего без вести, в международный розыск, передаются в НЦБ Интерпола через филиалы либо через иные подразделения органов внутренних дел, указанные в под

ПРИКАЗ МВД РФ от 28.02.2000 n 230 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также