<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 28.02.2000 n 55-Т <О КОНЦЕПЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА>


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2000 г. N 55-Т
Центральный банк Российской Федерации направляет для сведения одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 107-р Концепцию функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета.
Первый заместитель Председателя
Т.В.ПАРАМОНОВА



Одобрена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 января 2000 г. N 107-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО УЧЕТУ ДОХОДОВ И СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В результате институциональных изменений, произошедших в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности федеральных финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии государственных финансов для принятия управленческих решений.
Решение этой задачи возможно только в рамках создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы, обеспечивающей информационно - технологическую поддержку всего процесса исполнения федерального бюджета.
Масштабность организационно - технических мероприятий определила необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства на 2000 - 2004 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1999 г. N 677 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3370).
Создание единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета (далее именуется ЕКС) является одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета и имеет целью централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.
В настоящее время создана единая централизованная система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее именуется органы федерального казначейства), включающая Главное управление федерального казначейства (далее именуется ГУФК), 88 управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее именуется УФК) и 2146 отделений федерального казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах (далее именуется ОФК).
Система органов федерального казначейства в рамках поставленных перед ней задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О федеральном казначействе" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 24, ст. 2101), и постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в целях реализации этих задач, должна обеспечивать проведение государственной бюджетной политики, эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации.
По состоянию на 1 октября 1999 года во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Татарстан и Чеченской Республики, территориальным органам федерального казначейства предоставлено право совершать операции по счетам по учету доходов и средств федерального бюджета. Органам федерального казначейства Министерства финансов по Республике Башкортостан предоставлено право совершать только операции по счетам по учету средств федерального бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации органам федерального казначейства открыты счета для учета бюджетных средств в учреждениях банка России, а в случае их отсутствия - в кредитных организациях, отобранных по результатам открытых конкурсов. В настоящее время органам федерального казначейства открыты в валюте Российской Федерации расходный счет по учету средств федерального бюджета и следующие доходные счета по учету:
1) налогов, поступающих от налогоплательщиков и подлежащих распределению органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) доходов федерального бюджета;
3) доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов;
4) доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждения Банка России.
Наряду с указанными счетами по отдельным решениям Правительства Российской Федерации органам федерального казначейства открываются счета по учету источников финансирования отдельных государственных программ и мероприятий за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, счета по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также счета в иностранной валюте и другие.
Доходные и расходные счета федерального бюджета органов федерального казначейства сосредоточены, в основном, в учреждениях Банка России - 60 процентов от общего количества органов федерального казначейства, в учреждениях Сбербанка России - 38 процентов и в кредитных организациях - 2 процента.
Органами федерального казначейства открыты лицевые счета и проводятся операции по финансированию расходов бюджетных учреждений и организаций. На указанный порядок финансирования перешли 98 процентов бюджетных учреждений и организаций (без учета бюджетных учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также учреждений, расположенных на территориях Республики Татарстан и Чеченской Республики). Общий объем финансирования расходов федерального бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, составляет 72 процента.
Схема прохождения средств федерального бюджета от плательщика налогов и сборов (далее именуется налогоплательщик) до получателя бюджетных средств и поставщиков товаров, работ и услуг этим организациям, в том числе в условиях финансирования бюджетных учреждений через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, приведена в Приложениях N 1 и 2.
Существующая система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств и в конечном итоге до поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям обеспечивает исполнение федерального бюджета органами федерального казначейства, но является громоздкой и имеет ряд существенных недостатков, в том числе:
1. Учет поступления в федеральный бюджет и использования средств федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства на пяти лицевых счетах.
Средства федерального бюджета становятся доступными к использованию только после составления отчетности Банком России и органами федерального казначейства об остатках средств на лицевых счетах по учету доходов федерального бюджета и доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.
2. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляет прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиком товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации вынуждено привлекать заемные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.
3. Отсутствует возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находящимися на многочисленных лицевых счетах органов федерального казначейства.
4. Повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на лицевых счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.
В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателя бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на ЕКС.
ЕКС представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации в валюте Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.
ЕКС открывается в учреждении Банка России.
Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:
централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;
централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;
ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне УФК.
Порядок функционирования ЕКС заключается в следующем.
Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет по учету налогов и сборов УФК, открытый в учреждении Банка России. Таким образом, в УФК происходит объединение четырех действующих в настоящее время доходных лицевых счетов и закрытие лицевых счетов на уровне ОФК.
Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.
УФК ежедневно передают ОФК информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах.
Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов, осуществляется органом федерального казначейства, что позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативно общую информацию о поступивших на территории субъектов Российской Федерации налогах и сборах.
Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется ГУФК в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета.
Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК.
ГУФК производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждения Банка России, а их зачисление на счет УФК производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня учреждения Банка России.
Финансирование бюджетных учреждений производится распорядителями бюджетных средств через органы федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства.
При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем, это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований.
УФК осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете и весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждения Банка России перечисляет на ЕКС.
Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы, ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации.
На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С ЕКС ежедневно ГУФК осуществляет перечисления средств УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации и нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге федерального казначейства, которая является основным учетным регистром.
Схема функционирования ЕКС отражена в Приложении N 3.
Предлагаемая технология позволит Правительству Российской Федерации иметь ежедневную информацию о фактическом наличии средств федерального бюджета и произведенных расходах федерального бюджета, необходимую для принятия решений о финансировании приоритетных расходов, целесообразности привлечения средств на финансирование дефицита федерального бюджета.
Введение нового механизма исполнения федерального бюджета не исключает возможности наряду с ЕКС открытия органам федерального казначейства в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации отдельных лицевых счетов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках предоставленных им законодательством Российской Федерации полномочий остаются самостоятельными в вопросах использования средств в соответствии с назначениями, установленными законодательными актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления о бюджете на очередной финансовый год. Причем процедура казначейского исполнения бюджетов позволит вести обособленный учет исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания компьютеризированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Банка России на электронные платежи. Внедрение системы ЕКС предполагается осуществить в два этапа.
Переходный этап (1999 - 2002 годы)
На переходном

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 28.02.2000 n 88/1035-3 О ЖАЛОБЕ Н.П. ТРУСОВА НА РЕШЕНИЕ ОКРУЖНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО ОДНОМАНДАТНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА n 165, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 2000 ГОДА ОБ ОТКАЗЕ Н.П. ТРУСОВУ В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОМ В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА НА ПОВТОРНЫХ ВЫБОРАХ ДЕПУТАТА ПО УКАЗАННОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ  »
Постановления и Указы »
Читайте также