ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 25.02.2000 n 15 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2000 г. N 15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ
ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности и ввести ее в действие с I квартала 2000 года.
2. С введением указанной в п. 1 настоящего Постановления Методики отменить ранее действовавшую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 31.01.98 N 7.
Генеральный директор
Российского статистического
агентства
В.Л.СОКОЛИН



Утверждена
Постановлением
Госкомстата России
от 25 февраля 2000 г. N 15
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящая Методика разработана в целях получения объективной и достоверной статистической информации об уровне потребления населением платных услуг в рамках федерального государственного статистического наблюдения в этой сфере. Она предназначена для использования исключительно территориальными органами Госкомстата России при определении общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности в целом по субъекту Российской Федерации. Для других целей (налогообложения, построения прогнозов на будущие периоды и т.п.) применение настоящей Методики напрямую не предполагается.
С некоторыми условностями на основе Методики возможен расчет общего объема платных услуг населению в разрезе административных районов и городов субъекта Российской Федерации.
Расчеты по настоящей Методике производятся раз в год по итогам прошедшего года. Они осуществляются в рамках годовой работы "Объем платных услуг населению", предусмотренной Федеральной программой статистических работ. В целом по России итоги формируются суммированием данных по субъектам Российской Федерации.
1. Основные понятия
Под платными услугами понимаются полезные результаты разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Услуги, как правило, не принимают форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности (исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам, услуги фотографий и другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях - дискетах, магнитных лентах, бумаге и т.п.). Услуги являются объектом купли - продажи и реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль.
Показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.
Классификация платных услуг, учитываемых в данном показателе, осуществляется на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. В соответствии с ним в действующих формах статистического наблюдения выделяются следующие группы, подгруппы и виды платных услуг:
Бытовые услуги
в том числе:
Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви
Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий
в том числе:
услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры
услуги по ремонту бытовых машин и приборов
услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств
в том числе легковых автомобилей
Услуги по изготовлению и ремонту мебели
Услуги по химической чистке и крашению
Услуги прачечных
Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек
в том числе:
услуги по ремонту жилья и других построек
услуги по строительству жилья и других построек
Услуги фотографий и фотокинолабораторий
Услуги бань и душевых
Услуги парикмахерских
Ритуальные услуги
Услуги предприятий по прокату
Транспортно - экспедиторские услуги
Прочие виды бытовых услуг
Услуги пассажирского транспорта
Услуги связи
Жилищные услуги
из них:
предоставление жилой площади (квартирная плата)
услуги гостиниц, мотелей
Коммунальные услуги
из них:
пользование электроэнергией
водоснабжение
газоснабжение
центральное отопление
горячее водоснабжение
канализация
Услуги учреждений культуры
Туристско - экскурсионные услуги
Услуги физической культуры и спорта
Медицинские услуги
Санаторно - оздоровительные услуги
Ветеринарные услуги
Услуги правового характера
Услуги системы образования
из них:
услуги детских дошкольных учреждений
услуги системы среднего и высшего образования
обучения населения на курсах
Прочие виды платных услуг
Производителями платных услуг могут быть официально зарегистрированные организации любой организационно - правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), некорпорированные организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица).
В настоящей Методике к некорпорированным организациям относятся организации, принадлежащие отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства, занимающимися этой деятельностью часто в качестве дополнительного приработка, на временной основе и во многих случаях непрофессионально.
К скрытой и неформальной деятельности в настоящей Методике отнесена деятельность, осуществляемая некорпорированными организациями и физическими лицами, результаты которой не могут быть учтены статистикой традиционными способами, а также объемы скрытой деятельности в организованном, формальном секторе экономики. Исходя из этого выделяются следующие составляющие скрытой и неформальной деятельности на рынке платных услуг:
- объем платных услуг, оказанных населению официально зарегистрированными организациями (юридическими лицами), не представившими сведения в органы государственной статистики;
- объем платных услуг, сокрытый официально зарегистрированными организациями, представившими в органы государственной статистики заниженные сведения;
- объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями;
- объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными).
Первые две составляющие характеризуют скрытую деятельность, остальные две - неформальную деятельность.
Расчет общего объема платных услуг населению с учетом объемов скрытой и неформальной деятельности осуществляется по каждому из перечисленных групп (подгрупп) услуг в отдельности <*> путем последовательного определения размеров перечисленных составляющих и их добавления к официально учтенным данным. На основе полученного таким образом общего объема услуг и отчетных данных по каждой группе услуг рассчитывается коэффициент досчета, который на протяжении следующего за отчетным года используется для автоматического увеличения отчетных данных на соответствующую величину, отражающую размер скрытой и неформальной деятельности.
--------------------------------
<*> В случае, если в отчетности предусмотрена расшифровка группы услуг на отдельные виды (жилищные, коммунальные услуги и др.), допустимо расчет производить по группе в целом и использовать полученный при этом коэффициент для досчетов по каждому виду услуг, входящему в эту группу.
По итоговой строке (объем платных услуг населению - всего) общий объем получается как сумма данных по группам. При этом коэффициент досчета по этой строке определять необязательно, т.к. он не используется в дальнейших расчетах. Вместо него в аналитических целях целесообразно рассчитывать удельный вес досчета в общем объеме платных услуг населению, который характеризует долю "теневого" сектора на потребительском рынке услуг.
2. Объем платных услуг населению по организациям,
представившим сведения в органы государственной
статистики
Объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям формируется в разрезе видов услуг на основе форм федерального государственного статистического наблюдения:
- N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" (она распространена на все юридические лица, занимающиеся оказанием платных услуг населению по роду основной и неосновной своей деятельности, за исключением субъектов малого предпринимательства);
- N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".
Схематично формирование объема платных услуг по отчитавшимся организациям выглядит следующим образом:
Оо = Ок + Ом, (1)
где:
Ок - объем платных услуг населению по крупным, средним организациям и организациям с численностью работников до 15 человек, не имеющим статус малого предприятия (по данным ф. N 1-услуги);
Ом - объем платных услуг по малым предприятиям (по данным ф. N ПМ).
Статистическое наблюдение по форме N ПМ осуществляется на выборочной основе. Распространение итогов выборочного обследования малых предприятий по показателю "Объем платных услуг населению" на генеральную совокупность производится по каждому виду услуг в отдельности по среднему объему платных услуг в расчете на одно обследованное предприятие:
Ообс
Ом = ---- x Чг, (2)
Чобс
где:
Ом - объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями;
Ообс - объем платных услуг по обследованному кругу малых предприятий;
Чобс - число обследованных малых предприятий (т.е. попавших в выборку);
Чг - число малых предприятий в генеральной совокупности.
3. Объем платных услуг, оказанных населению
неотчитавшимися организациями
Для определения объема платных услуг, оказанных населению неотчитавшимися организациями, устанавливается число таких организаций причем в разрезе видов услуг. В этих целях необходимо:
3.1. Разгруппировать весь массив полученных отчетов по форме N 1-услуги по видам услуг. Отнесение организации в соответствующую группу производится по коду ОКОНХ, указанному в кодовой зоне формы, с использованием переходного ключа между ОКОНХ и ОКУН, приведенного в Приложении N 1 настоящей Методики. Если код по ОКОНХ, указанный в кодовой зоне формы, не относится к услугам, то эта организация включается в ту группу, которая занимает наибольший удельный вес в структуре ее платных услуг населению.
3.2. Произвести выборку из ЕГРПО объектов, имеющих перечисленные в Приложении N 1 коды по ОКОНХ (как по основному, так и по неосновному виду деятельности), разгруппировав их по тем же группам, что и отчеты по ф. N 1-услуги. Если основным видом деятельности организации является деятельность, не связанная с обслуживанием, то такая организация попадает в группу по первому встретившемуся в перечне ее видов деятельности коду, относящемуся к оказанию услуг. В отборе должны участвовать организации, функционирующие на территории данного субъекта Российской Федерации, независимо от того, где они зарегистрированы (в пределах или за пределами его территории). Малые предприятия, которые обследуются на выборочной основе по форме N ПМ и соответственно не должны представлять форму N 1-услуги, включать в этот перечень не следует.
3.3. Сопоставить оба перечня организаций по каждой группе и выявить неотчитавшиеся организации. Каждую выявленную таким образом организацию следует проверить на наличие в списке отчитавшихся организаций по другим группам. В этом случае организация исключается из перечня неотчитавшихся. За счет этого возможны варианты, когда по одному и тому же виду услуг группа отчитавшихся организаций числено превосходит соответствующую группу из ЕГРПО.
Остальные неотчитавшиеся организации проверяют на наличие их в генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, созданной на основе ЕГРПО (ГС). Если организация в ГС отсутствует, то резонно предположить, что она не функционирует, следовательно, досчет на нее производиться не должен и эту организацию необходимо исключить из перечня неотчитавшихся.
После определения окончательного числа неотчитавшихся официально зарегистрированных организаций по каждому виду услуг рассчитывается следующий коэффициент:
Чо + Чн
Кн = -------, (3)
Чо
где:
Кн - коэффициент досчета на неотчитавшиеся организации;
Чо, Чн - число соответственно отчитавшихся (включая генеральную совокупность малых предприятий) и неотчитавшихся организаций.
При этом в число отчитавшихся организаций (Чо) обязательно следует добавить число малых предприятий по генеральной совокупности. Принцип распределения их по группам услуг тот же, что по крупным и средним организациям (см. п. 3.2 настоящей Методики).
Условный пример:
--------T-------------T-------------------------T----------------¬
¦ Виды ¦ Код по ¦ Перечень организаций ¦ Коэффициент ¦
¦ услуг +------T------+-------T---------T-------+ досчета на ¦
¦ ¦ ОКУН ¦ОКОНХ ¦отчита-¦ в ЕГРПО ¦неотчи-¦ неотчитавшиеся ¦
¦ ¦ ¦ ¦вшихся ¦ ¦тав- ¦организации, Кн ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шихся

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 25.02.2000 n 244-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ К ПЛАНУ ПРИВАТИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО КОМБИНАТА ТВЕРДЫХ СПЛАВОВ ИМ. С.П. СОЛОВЬЕВА (ОАО САНДВИК-МКТС)  »
Постановления и Указы »
Читайте также