ПРИКАЗ Минобразования РФ от 25.02.2000 n 616 О ПРОГРАММЕ МЕР ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 2000 г. N 616
О ПРОГРАММЕ МЕР ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях восстановления системы образования Чеченской Республики как одного из реальных факторов стабилизации положения на Северном Кавказе, укрепления единого образовательного пространства России и во исполнение решения коллегии Минобразования России от 01.02.2000 N 2/1 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу мер по восстановлению системы образования Чеченской Республики.
2. Управлению экономики (Ю.В. Шленову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению программ развития материально - технической базы и социальной сферы (С.К. Сергееву) совместно с отделом науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики (И.М. Сигаури) подготовить в двухдневный срок проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке финансирования в 2000 году восстановления системы профессионального образования Чеченской Республики, в том числе трех высших учебных заведений: Чеченского государственного университета, Чеченского государственного педагогического института, Грозненского нефтяного института.
3. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению программ развития материально - технической базы и социальной сферы (С.К. Сергееву) совместно с отделом науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики (И.М. Сигаури) изучить возможность восстановления высших учебных заведений в г. Грозном и организовать работу представительств вузов в г. Аргуне, направленную на их подготовку к началу учебного процесса.
4. Управлению региональной образовательной политики (Е.С. Гальскову) совместно с отделом науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики (И.М. Сигаури) в недельный срок подготовить для представления в Правительство Российской Федерации предложения о создании Министерства образования Чеченской Республики.
5. Управлению по работе с научно - педагогическими и руководящими кадрами (В.Т. Королькову), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с отделом науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики (И.М. Сигаури) до 29.02.2000 представить Министру образования Российской Федерации В.М. Филиппову предложения по составу руководителей высших учебных заведений Чеченской Республики.
6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву) разработать упрощенную процедуру лицензирования вузов Чеченской Республики в срок до 15.03.2000.
7. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничеву) совместно с Управлением высшего профессионального образования (Ю.А. Новиковым):
осуществить лицензирование высших учебных заведений Чеченской Республики по упрощенной процедуре по мере поступления документов;
подготовить приказ о распространении на вузы Чеченской Республики п. 4 Постановления Госкомвуза России от 30.11.94 N 6 "Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации".
8. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкину) обеспечить прием в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений на основе соглашений и в рамках научно - технических программ Чеченской Республики с ведущими вузами России.
9. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкину) совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитиным) обеспечить организацию и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей высших учебных заведений, руководителей и учителей общеобразовательных школ и дошкольных учреждений Чеченской Республики на базе факультетов повышения квалификации высших учебных заведений, подведомственных Минобразованию России, и в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации.
10. С целью восстановления системы подготовки медицинских кадров в Чеченской Республике:
Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с Минздравом России решить вопрос о вузах - кураторах по оказанию помощи медицинскому факультету Чеченского государственного университета по организационным вопросам и подготовке научно - педагогических кадров;
Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову), Управлению делами (В.А. Павлюкову) обеспечить контроль за соблюдением государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение", учебными планами и рабочими программами;
Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с Минздравом России в феврале - марте 2000 года проработать вопрос о подготовке медицинских кадров для Чеченской Республики.
11. Управлению региональной образовательной политики (Е.С. Гальскову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову) совместно с отделом науки, образования и культуры временной администрации Чеченской Республики (И.М. Сигаури) до 25.03.2000 провести совещание руководителей органов управления образованием, образовательных учреждений профессионального образования субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, по вопросу оказания помощи Чеченской Республике в восстановлении ее системы образования.
12. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Утверждена
Приказом
Министерства образования
Российской Федерации
от 25 февраля 2000 г. N 616
ПРОГРАММА МЕР
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Паспорт Программы
Программа мер по восстановлению системы образования Чеченской Республики (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и является основой государственной политики Министерства образования Российской Федерации в области восстановления системы образования Чеченской Республики.
Цель Программы - создание правовых, экономических, организационных, методических условий для обеспечения функционирования, а в дальнейшем и развития системы образования Чеченской Республики.
Программа может служить основой для принятия и реализации решений всеми заинтересованными субъектами управления образованием и образовательными учреждениями.
Структура Программы:
Паспорт Программы
I. Введение
II. Восстановление системы управления образованием Чеченской Республики
III. Восстановление системы общего дошкольного образования Чеченской Республики
IV. Восстановление системы общего среднего образования Чеченской Республики
V. Восстановление системы специального образования Чеченской Республики
VI. Восстановление сети учреждений дополнительного образования Чеченской Республики
VII. Восстановление системы начального профессионального образования Чеченской Республики
VIII. Восстановление системы среднего профессионального образования Чеченской Республики
IX. Восстановление системы высшего профессионального образования Чеченской Республики
X. Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений
XI. Повышение квалификации педагогических работников Чеченской Республики
XII. Материально - техническое и финансовое обеспечение восстановления системы образования Чеченской Республики
XIII. Прочее
XIV. Ожидаемые результаты
Исполнители и соисполнители Программы: Министерство образования Российской Федерации, органы управления образованием Чеченской Республики и субъектов Российской Федерации, образовательные, научно - исследовательские учреждения, учебно - методические организации, государственно - общественные и общественные организации системы образования России и субъектов Российской Федерации.
Срок реализации Программы: 2000 год
Организация выполнения Программы осуществляется структурными подразделениями Минобразования России. Ход выполнения Программы координируют Управление региональной образовательной политики, Управление экономики, Управление программ развития материально - технической базы и социальной сферы. Промежуточные результаты выполнения Программы рассматриваются на ежемесячных заседаниях комиссии министерства по восстановлению системы образования Чеченской Республики.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Минфином России и Минобразованием России.
I. Введение
Общая характеристика системы образования Чеченской Республики в начале 1990-х годов (довоенный период)
Политика, проводившаяся правительством Дудаева, привела образование в Чеченской Республике в состояние деградации. Тенденция к этнической самоизоляции и исламизации очень быстро стала доминирующей. Было закрыто до 90% дошкольных учреждений. Ни одно из 17 профтехучилищ не работало, их база использовалась для военной подготовки молодежи.
В районах Чеченской Республики, подконтрольных Дудаеву, отделы народного образования не функционировали, абсолютное большинство школ вне г. Грозного к зиме 1994/95 учебного года по своей материальной базе было доведено до катастрофического состояния. В большинстве сельских школ отопительные системы не работали, протекали крыши, было выведено из строя кухонное и иное оборудование. Школьная мебель и средства обучения не ремонтировались и не обновлялись, заработная плата учителям не выплачивалась, учебники практически не поставлялись и т.д.
Ущерб, нанесенный системе образования Чеченской Республики в ходе боевых действий 1994 - 1995 годов
По оценке Минобразования России и органов управления образованием Чеченской Республики, подверглись полному или частичному разрушению более 200 общеобразовательных школ (в том числе в Грозном - 48 из 54 школ), 17 ПТУ, 11 учреждений среднего профессионального образования, 3 спецшколы, интернат для детей с недостатками в развитии, Чеченский государственный педагогический институт, Грозненский педагогический колледж и Гудермесское педучилище, 20 учреждений дошкольного образования, Чечено - Ингушский филиал Института национальных проблем образования, учколлектор и пр. Произошла полная деструктуризация управления образованием, методической службы, системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Работа по восстановлению системы образования Чеченской Республики в 1995 - первой половине 1996 года
В связи с тем, что дудаевское Министерство образования Чечни прекратило свое существование, а все его архивы и делопроизводство погибли вместе со зданием министерства во время боевых действий, первоочередной задачей явилось воссоздание всей управленческой структуры республиканской системы образования.
К концу 1995 года в рамках реализации основных направлений деятельности Минобразования России по восстановлению системы образования Чеченской Республики эта задача в основном была решена: утверждены структура и Положение о Министерстве образования Чеченской Республики, укомплектованы его штаты. В Грозном было отремонтировано 19 объектов образования (16 школ., 2 интерната, 1 спортшкола). В сельских районах, подконтрольных федеральной власти, было сдано 84 школы, ремонтировалось 172.
Из Кабардино - Балкарской Республики была осуществлена поставка в Чеченскую Республику 44 тысяч комплектов школьной мебели и классных досок.
В итоге к концу межвоенного периода в Чеченской Республике функционировало уже 217 школ, в которых обучалось 71,7 тысячи учащихся (в Грозном соответственно - 49 школ с 14,9 тыс. учащихся). Для выхода потенциала сети общеобразовательных школ на уровень 1990/91 учебного года при численности детей в возрасте от 6 до 16 лет на начало 1996 года в 170 тысяч человек требовалось восстановить еще 100 тысяч ученических мест.
Из 19 профтехучилищ на конец 1995 года функционировало 18 училищ с общим контингентом в 5360 учащихся и 580 инженерно - педагогических работников. В 1996 году планировалось принять в училища еще 6000 чел.
В 1995 году в трех вузах Чеченской Республики обучалось около 10,3 тыс. студентов, в том числе около 6,5 тыс. студентов по очной форме обучения (в 1992/93 учебном году в республике насчитывалось около 15 тыс. студентов).
В 1995 году воспитательный процесс шел в 23 из 114 сохранившихся дошкольных учреждениях (в Грозном - соответственно в 6 из 66) с общим контингентом в 1,3 тысячи детей. Требовали ремонта практически все дошкольные учреждения, ремонтировались 10.
Что касается школьных учебников, то заказ Чеченской Республики на 1995/96 учебный год был выполнен к концу первого квартала 1996 года на 80 - 90 процентов, и Чечня оказалась единственным субъектом Российской Федерации, заявка которой на учебники была удовлетворена в 1995 году столь полно.
С июня по октябрь 1995 г. на оздоровительный отдых удалось направить около 10 тыс. чеченских школьников. Из них более 8 тыс. человек отдыхало в лагерях Кабардино - Балкарии, 285 человек провели лето в "Артеке", 100 детей - сирот - в Подмосковье, 100 человек побывали на "Золотых песках" в Болгарии, 45 школьников отдыхали в Германии, 200 человек в - Польше, 11 школьников - в Италии, 50 человек - в Греции.
Период правления Масхадова характеризуется практически полной стагнацией связей между Минобразованием России и Министерством образования правительства Масхадова. Работа осуществлялась только по целевому приему в вузы России выпускников школ Чеченской Республики и по частичному обеспечению республиканских учреждений образования бланочной продукцией строгой отчетности (дипломами, аттестатами и свидетельствами). Подготовленный проект соглашения о сотрудничестве в сфере образования так и не был подписан чеченской стороной.
Ситуация о системе образования Чеченской Республики, сложившаяся в настоящее время
В Чеченской Республике по состоянию на 25 января 2000 г. насчитывается всего 450 школ, в том числе 4 специнтерната, 11 профессиональных училищ и лицеев, 6 учреждений среднего профессионального образования, 3 государственных вуза (Чеченский государственный университет, Грозненский нефтяной институт и Чеченский государственный педагогический институт) и 31 дошкольное учреждение.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 25.02.2000 n 257-р <О ПЕРЕЧНЕ ПЕРЕДАВАЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также