<ПИСЬМО> Минюста РФ от 23.02.2000 n 1187-ЭР <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ>


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 февраля 2000 г. N 1187-ЭР
Направляем для использования в работе подготовленные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Рекомендации по подготовке и оформлению проектов федеральных законов.
Первый заместитель Министра
Э.РЕНОВ



Подготовлены Институтом
законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве
Российской Федерации
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Цель настоящих Рекомендаций заключается в содействии деятельности государственных органов и лиц, осуществляющих подготовку и оформление проектов федеральных законов, а также в обеспечении правильного восприятия законов и их эффективной реализации.
1. Определение предмета и вида закона
1.1. Подготовка и оформление проекта федерального закона включает в себя ряд последовательно связанных между собой процедур по его созданию, осуществляемому с использованием правил и приемов законодательной техники.
1.2. Федеральные законы должны соответствовать общим критериям законности правовых актов. К таким критериям относятся:
1.2.1. Правомочность субъекта, принимающего акт. Право принимать федеральные законы принадлежит только Государственной Думе как палате представительного и законодательного органа - Федерального Собрания Российской Федерации.
1.2.2. Соответствие содержания акта объему полномочий субъекта. Имеется в виду объем законодательной компетенции Федерации и ее субъектов согласно ст. 71 и ст. 72 Конституции Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации.
Не допускается необоснованное расширение объема законодательной компетенции за счет компетенции федеральных органов исполнительной власти, а также предметов ведения субъектов Российской Федерации.
1.2.3. Правильный выбор формы акта. Рекомендуется тщательно оценивать возможный круг регулируемых отношений и правильно выбрать форму закона (кодекс и др.) или подзаконного акта.
1.2.4. Соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления акта в силу.
1.2.5. Последовательное развитие и конкретизация в акте принципов и положений Конституции Российской Федерации.
1.2.6. Соответствие акта общепризнанным принципам и нормам международного права, ратифицированным (одобренным) международным договорам Российской Федерации. Речь идет о международно-правовых актах, которые содержат нормы, применяемые либо непосредственно, либо путем издания внутригосударственных актов.
1.3. Предметом закона являются подлежащие нормативно-правовому регулированию экономические, политические, социальные и иные отношения.
1.4. Не все отношения подлежат нормативно-правовому регулированию в форме федерального закона. При определении предмета федерального закона необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных нормативных правовых актов, закрепленное Конституцией Российской Федерации, и критерии, характеризующие закон как акт высшей юридической силы. К таким критериям следует отнести:
1.4.1. Значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения.
1.4.2. Первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли права или отрасли законодательства.
1.4.3. Соответствие содержания закона предметам ведения Российской Федерации, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а также положениям федеральных конституционных законов или федеральных законов, предписывающих регулирование соответствующих общественных отношений в форме федерального закона.
1.5. Приступая к работе над законопроектом, важно всесторонне оценить необходимость издания закона. В этих целях рекомендуется:
1.5.1. Уяснить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательных решений на федеральном уровне, и каков при этом должен быть объем правового регулирования.
1.5.2. Определить, является ли данное правовое регулирование соразмерным преследуемым целям.
1.5.3. Четко уяснить существо предполагаемого правового регулирования и цели, которые имеется в виду достигнуть изданием нового закона.
1.5.4. Определить место будущего закона в общей системе законодательства, в отрасли, подотрасли законодательства и т.п.
1.5.5. Если требуется принятие именно закона, необходимо определить содержание конкретных его положений; иными словами, какие правила поведения (отношения) следует предписать, разрешить или запретить и какие санкции ввести в случае нарушения закона.
1.5.6. Изучить действующие нормативные правовые акты Российской Федерации по теме проекта либо решающие близкие по содержанию вопросы; ознакомиться с практикой применения действующих нормативных правовых актов.
1.5.7. Проанализировать предложения ученых, результаты опроса общественного мнения и соответствующие статистические данные.
1.5.8. Определить возможные последствия действия будущего закона: экономические, политические, социальные, правовые, экологические, демографические и др.
1.5.9. Определить затраты материальных, финансовых и других ресурсов, необходимых для реализации положений будущего закона, а также оценить целесообразность таких затрат с точки зрения ожидаемых результатов.
1.6. Федеральные законы могут готовиться в следующих формах:
1.6.1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
1.6.2. Федеральный конституционный закон.
1.6.3. Кодекс Российской Федерации - федеральный закон, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, обеспечивающий единообразное регулирование и содержащий в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
1.6.4. Основы законодательства - федеральный закон, содержащий принципы и основные положения законодательного регулирования определенной сферы общественных отношений, подлежащие развитию и конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основы законодательства принимаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
1.6.5. Общие принципы регулирования - федеральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Общие принципы содержат нормы-цели, определяют основные начала регламентации соответствующей сферы общественных отношений, подлежащих развитию и конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.
1.6.6. Федеральный закон (тематической направленности).
1.6.7. Федеральный закон о ратификации международного договора Российской Федерации.
1.7. Проект федерального закона может быть разработан в виде:
1.7.1. Проекта нового федерального закона (если требуется новое решение какого-либо самостоятельного вопроса или если по одному и тому же вопросу имеется несколько нормативных правовых актов).
1.7.2. Изменений и дополнений действующих федеральных законов.
1.7.3. Новой редакции (нового текста) действующего федерального закона.
1.8. Текст закона должен способствовать наиболее полному и правильному его пониманию теми лицами, которым адресован закон, и соответствовать выработанным теорией и практикой правотворчества правилам законодательной техники.
1.9. Следует стремиться к тому, чтобы новый федеральный закон не противоречил ранее принятым и действующим законам, если только его принятие не преследует цель изменить или отменить нормы действующего (ранее принятого) закона.
2. Этапы подготовки законопроектов
2.1. Разработка проектов федеральных законов должна основываться на полной и достоверной информации о предмете правового регулирования (положения, выводы исследований, проведенных учеными-юристами, статистические данные, материалы средств массовой информации, справки о зарубежном законодательстве, экономические и иные расчеты, данные социологических исследований, информация об эффективности действия законов, ранее принятых по той же теме, а также о ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией международных договорах).
2.2. Анализировать и оценивать действующие нормативные правовые акты следует с учетом:
2.2.1. Решений Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности тех или иных нормативных правовых актов.
2.2.2. Ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией международных договоров.
2.2.3. Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлений Президиума, решений и определений судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации.
2.2.4. Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2.3. При поиске информации о решениях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и о ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией международных договорах рекомендуется учитывать, что:
2.3.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации публикуются в "Собрании законодательства Российский Федерации" и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
2.3.2. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума, решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российский Федерации публикуются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации".
2.3.3. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
2.3.4. Тексты международных договоров, ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией, публикуются в "Бюллетене международных договоров".
2.4. Тексты действующих нормативных правовых актов должны анализироваться по контрольным экземплярам их официальных изданий, отражающим все последующие (после принятия) изменения и дополнения, внесенные в данные акты в официальном порядке.
Поиск необходимой информации о действующем федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять с использованием новейших компьютерных технологий, включая банки данных справочных правовых систем.
2.5. В программах и планах законопроектной деятельности предусматриваются поручения органам государственной власти по разработке законопроектов. При этом определяются головной исполнитель, состав соисполнителей и срок представления документов.
2.6. К подготовке проектов федеральных законов целесообразно привлекать представителей соответствующих организаций, научных учреждений, экспертов.
2.7. Для организации разработки законопроектов комплексного межотраслевого характера, требующей привлечения большого количества организаций, по предложению головного исполнителя могут образовываться комиссии.
2.8. В начале работы над значительным по объему и степени важности законопроектом подготавливается его концепция. В концепции даются:
2.8.1. Характеристика предмета и целей будущего закона.
2.8.2. Анализ системы законов и иных нормативных правовых актов, действующих в сфере предмета проектируемого закона.
2.8.3. Анализ причин и условий недостаточно эффективного действия норм, подлежащих отмене или совершенствованию.
2.8.4. Обзор предложений ученых-юристов, иных лиц по совершенствованию, изменению нормативно-правового регулирования в сфере предмета проектируемого закона.
2.8.5. Обзор передового зарубежного правотворческого опыта.
2.8.6. Анализ общепризнанных норм и принципов международного
права, действующих в сфере предмета проектируемого закона.
2.8.7. Основные положения и варианты решений.
2.8.8. Прогноз возможных последствий применения проектируемых норм.
2.8.9. Финансово-экономическое обоснование проектируемого закона.
2.8.10. Примерная структура закона.
2.9. Органы, разрабатывающие проект, организуют его обсуждение, учет и обобщение поступивших в ходе обсуждения замечаний и предложений, а также осуществляют доработку проекта в соответствии с ними.
2.10. В необходимых случаях подготовленный законопроект может быть опубликован в средствах массовой информации для публичного обсуждения.
2.11. Значительные по объему и степени важности законопроекты могут подвергаться юридической и иной специализированной экспертизе.
В качестве экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего законопроекта.
2.12. Подготовленные проекты федеральных законов согласовываются с соответствующими органами и организациями.
2.13. Проекты федеральных законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
3. Оформление законопроектов
3.1. Проект закона состоит, как правило, из заголовка, преамбулы, нормативных предписаний, частей, глав, разделов.
В крупных систематизированных законах (например, кодексах) могут выделяться особые структурные части, содержащие общие положения, имеющие определяющее значение для содержания всего закона.
3.2. Федеральный закон имеет следующие официальные реквизиты:
3.2.1. Наименование формы акта: "Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российский Федерации...", "Федеральный конституционный закон...", "Федеральный закон...", "Кодекс Российской Федерации..." и т.д.
3.2.2. Заголовок федерального закона.
3.2.3. Дату принятия федерального закона Государственной Думой.
3.2.4. Дату одобрения федерального закона Советом Федерации.
3.2.5. Подпись Президента Российской Федерации.
3.2.6. Место и дату подписания федерального закона.
3.2.7. Регистрационный номер: "N... ФЗ".
3.3. Заголовок закона должен давать общее представление о его содержании и точно отражать предмет закона.
3.4. Посредством включаемых в закон правовых норм законодатель устанавливает желаемую и требуемую модель (правило) правомерного поведения.
Содержание правовой нормы составляют:
3.4.1. Условия, при которых эта норма действует.
3.4.2. Правило поведения (требования, которые предъявляются

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 23.02.2000 n 117 О ЗАКРЕПЛЕНИИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЧАСТИ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ МУЗЕЯМИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также