ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО РЕЧНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2000 - 2001 ГОДЫ (Заключено 23.02.2000) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 17.04.2000 n 2650-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 23 февраля 2000 года
ПО РЕЧНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2000 - 2001 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено:
со стороны работников - профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации (в дальнейшем - Профсоюзом);
со стороны работодателей - Министерством транспорта Российской Федерации (Службой речного флота - Росречфлотом) и Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ).
1.2. Соглашение заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с учетом ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ и служит целям регулирования социально - трудовых отношений работников и работодателей на уровне отрасли, развития социального партнерства, учета интересов работников, работодателей и государства в вопросах оплаты труда, занятости, обеспечения нормальных и безопасных условий труда и согласованного уровня социальных гарантий, компенсаций и льгот.
1.3. Соглашение служит основой для заключения коллективных договоров (соглашений), является обязательным к применению в организациях речного транспорта, делегировавших свои полномочия стороне работодателей, независимо от организационно - правовой формы и формы собственности.
Соглашение открыто для присоединения к нему любых организаций речного транспорта, в том числе и вновь созданных.
Соглашение считается распространенным на работодателей, не участвовавших в его заключении, при соблюдении условий ст. 22 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
1.4. Соглашение заключено на 2000 - 2001 годы, вступает в силу со дня подписания. По истечении установленного срока его действие может быть по соглашению сторон продлено до заключения нового соглашения.
1.5. В течение срока действия данного Соглашения в него по взаимной договоренности сторон могут вноситься изменения и дополнения, улучшающие условия труда и социальное положение работников речного транспорта, с оформлением протокола отраслевой комиссией и подписанием его полномочными представителями сторон, который будет являться неотъемлемой частью Соглашения.
1.6. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, если иное не предусмотрено законодательством.
1.7. Соглашение сохраняет свое действие в случае изменения наименования или реорганизации любого органа, представляющего какую-либо сторону или входящего в состав одной из сторон настоящего Соглашения.
1.8. В период действия Соглашения при условии соблюдения его требований стороны обязуются использовать все имеющиеся возможности для оперативного реагирования и устранения ситуаций, которые могут послужить причиной возникновения трудового конфликта и применения крайней меры (забастовки).
2. Обязательства сторон
2.1. Руководствуясь основными принципами социального партнерства, предусматривающими взаимное уважение и признание сторон в качестве законных и полномочных представителей, Росречфлот, АПСРТ, Профсоюз обязуются:
2.1.1. Осуществлять проведение социально - экономической политики и стратегии развития речного транспорта в условиях максимального взаимодействия на основе прогнозных оценок и предложений организаций отрасли.
2.1.2. При осуществлении процессов приватизации и реорганизации предприятий речного транспорта, а также в случае их возможного банкротства или ликвидации проводить совместные консультации и переговоры для достижения приемлемых решений в целях обеспечения прав и интересов работников организаций.
2.1.3. Способствовать эффективной деятельности организаций отрасли и получению ими положительных экономических результатов, обеспечивающих уровень заработной платы, трудовых и социально - бытовых льгот, создание безопасных условий труда и охраны здоровья, социального и медицинского страхования не ниже установленного данным Соглашением минимального уровня отраслевых социальных гарантий.
2.1.4. С целью повышения уровня социальной защиты работников речного транспорта проводить работу по вовлечению организаций в создание негосударственных пенсионных фондов, принять участие в решении вопросов по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в части сохранения сложившихся пенсионных льгот работникам отрасли.
2.1.5. Принимать совместные меры по разрешению конфликтных ситуаций в иностранных портах относительно судов российских судовладельцев на основании законодательства Российской Федерации и трудовых стандартов МОТ через компетентные органы.
2.1.6. Подготовить стандартный (типовой) коллективный договор для экипажей судов, работающих на условиях бербоурт - чартера, и оформить приложением к ОТС.
2.2. Служба речного флота Минтранса России (Росречфлот) и АПСРТ в пределах своей компетенции обязуются:
2.2.1. Обеспечивать пересмотр, обновление и утверждение в установленном порядке отраслевых документов по охране труда, регламентирующих работу речного транспорта.
2.2.2. Обеспечить по договорам предприятий подготовку необходимого количества специалистов в учебных заведениях, а также организацию переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.2.3. Информировать профсоюз работников водного транспорта Российской Федерации о готовящихся отраслевых документах и иных решениях, затрагивающих социально - трудовые права работников речного транспорта, и принимать такие решения с учетом мнения Профсоюза. Принятые нормативные акты (решения) направлять в ЦК Профсоюза.
2.2.4. Принять участие в разработке изменений и дополнений в законы Российской Федерации по налоговой системе.
2.2.5. Оказывать помощь в подготовке обоснований организаций о необходимых объемах средств, направляемых из федерального бюджета или внебюджетных фондов на оказание финансовой поддержки неплатежеспособных организаций в целях восстановления их платежеспособности, эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных процедур.
2.2.6. Оказывать помощь организациям в разработке комплекса мер по финансовому оздоровлению.
2.2.7. Привлекать к участию в региональных научно - практических семинарах по актуальным проблемам санации и банкротства руководителей выборных профсоюзных органов.
2.3. Профсоюз работников водного транспорта Российской Федерации обязуется:
2.3.1. Добиваться принятия законов, направленных на улучшение условий жизни трудящихся, а также внесения изменений в действующие законы и нормативные акты в области трудовых отношений, занятости, налогообложения, индексации доходов, приватизации организаций и т.д.
2.3.2. Содействовать Росречфлоту в работе с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении установления особенностей применения в организациях речного транспорта с учетом специфики их деятельности принимаемых и действующих законодательных и нормативных актов, а также в выполнении решений обязательств, обусловленных разделом 2.2 и требующих участия Профсоюза.
2.3.3. Консультировать профорганизации, другие общественные объединения трудящихся, отдельных работников - членов Профсоюза по трудовым, социально - экономическим вопросам, при необходимости обеспечивать судебную защиту, проводить по заказам профорганизаций экспертизу подготовленных ими проектов колдоговоров.
2.3.4. Осуществлять защиту социально - трудовых прав и интересов работников в вопросах обеспечения занятости, приема на работу и увольнения, применения систем оплаты труда и материального поощрения, состояния охраны труда и здоровья работников, соблюдения трудового, жилищного и пенсионного законодательства посредством проведения консультаций и переговоров с работодателями, участия в работе комиссий по трудовым спорам и судебных заседаниях, в необходимых случаях путем организации и проведения коллективных акций поддержки.
2.3.5. Контролировать выполнение работодателями положений настоящего Соглашения и коллективных договоров, заключаемых в организациях, через соответствующие комиссии, технические и правовые инспекции, других уполномоченных лиц, принимать участие в колдоговорных конференциях.
2.3.6. В отношении организаций, которые не присоединились к настоящему Соглашению, ЦК Профсоюза будет оказывать всестороннюю помощь соответствующим профсоюзным организациям и трудовым коллективам в осуществлении ими любых коллективных действий в целях разрешения трудовых конфликтов.
3. Отраслевые минимальные социальные гарантии
3.1. В области оплаты труда:
3.1.1. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и закрепляются в коллективном договоре (соглашении).
При этом должностной оклад основной профессии на речном транспорте (матроса) не может быть ниже 3,5 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом Российской Федерации.
Организации (работодатели) принимают в течение срока действия Соглашения поэтапные меры к приведению минимального уровня оплаты труда в организации к величине прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов устанавливаются коллективными договорами исходя из сложившихся соотношений в уровнях месячных тарифных ставок и должностных окладов между отдельными профессиональными группами рабочих и специалистов.
Организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от роста индекса потребительских цен.
Порядок и регулярность пересмотра тарифных ставок (окладов) определяется колдоговором.
3.1.2. Работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата в размере, определяемом соглашением сторон.
3.1.3. Возмещение расходов береговым работникам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков, а также выплата надбавок взамен суточных плавсоставу, направляемому для выполнения ремонтных работ, а также работы по обеспечению безопасного зимнего отстоя флота вне места приписки судов, в случаях, когда они не имеют возможности возвращаться к месту постоянной работы, производится в размере не менее суточных командировочных расходов.
3.1.4. Членам экипажей скоростных пассажирских судов, где по характеру работы необходимо присутствие двух вахт, при нахождении на борту за время, свободное от работ, производится доплата в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже 50 процентов должностного оклада.
3.1.5. Работникам пищеблоков, обслуживающим членов экипажей судов, производится доплата за разрывность рабочего дня в размере, определяемом колдоговором.
3.1.6. За вынужденный простой, произошедший не по вине работника, оплата производится в порядке, установленном ст. 94 КЗоТ РФ, а за вынужденный внутрисменный простой - из расчета 100 процентов повременной тарифной ставки.
3.1.7. Членам экипажей судов со сроком эксплуатации выше нормативного устанавливается доплата к заработной плате с целью компенсации худших производственных и бытовых условий в размерах, определяемых колдоговором.
3.1.8. Членам экипажей судов, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, выплачивается, помимо заработной платы по занимаемой должности, не менее 110 процентов должностных окладов недостающих по штату работников пропорционально фактически отработанному времени.
3.1.9. Оплата дополнительных работ, не входящих в обязанности членов экипажей судов (погрузочно - разгрузочные, подготовка грузовых помещений, стирка постельного белья и спецодежды, выпечка хлеба и др.) и выполняемых сверх нормальной продолжительности рабочего времени, производится по нормам и расценкам, определяемым условиями колдоговора.
3.1.10. В период нахождения речных судов в заграничном плавании членам экипажей этих судов выплачивается иностранная валюта взамен суточных в следующих размерах:
старшему командному составу от 12 до 17 долларов США,
остальному командному составу от 11 до 14 долларов США,
рядовому составу от 8 до 10 долларов США.
Конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных устанавливается с учетом классификации и видов флота.
3.1.11. Если в результате выполнения членами экипажа работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, была получена экономия иностранной валюты или выплачена валюта инофирмой сверх сумм фрахта, то экипажу выплачивается не менее 50 процентов полученной или сэкономленной иностранной валюты.
3.1.12. Районное регулирование заработной платы работников отрасли производится по единому районному коэффициенту независимо от принадлежности работника к производственной и непроизводственной сферам деятельности.
3.1.13. При тарификации работ и присвоении разрядов рабочим и категорий специалистам используются Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и отраслевые нормативные правовые акты.
3.1.14. Порядок и размер доплат за работу в ночное и вечернее время для работников плавсостава определяется письмом Росречфлота от 19.09.91 N 5/301 "Об оплате труда за работу в ночное время".
Для других работников доплаты устанавливаются в соответствии с ранее принятыми нормативными актами.
3.1.15. Доплаты к заработной плате за работу во вредных условиях устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Размер доплат устанавливается коллективным договором, но не менее 20 процентов тарифной ставки (должностного оклада), пропорционально отработанным часам, если уровни вредных факторов превышают предельно допустимые значения.
3.1.16. При ремонте судна с выводом его из эксплуатации членам экипажа, оставленным для выполнения ремонтных работ и для обслуживания судна, выплачивается заработная плата по фактически выполняемой работе, но не ниже 90 процентов оклада, установленного по должности на судне, а при качественном выполнении работ по ремонту судна в срок или досрочно - не ниже 100 процентов оклада по должности на судне.
3.1.17. Стоимость рациона бесплатного коллективного питания для плавсостава устанавливается колдоговором исходя из сложившихся в регионе цен необходимого набора продуктов, соответствующего научно обоснованным

ПИСЬМО Минобразования РФ от 23.02.2000 n 336/11-13 ОБ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ  »
Постановления и Указы »
Читайте также