<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 18.02.2000 n 14-51-129ин/12 <О ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2000 г. N 14-51-129ин/12
Примерные программы вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) разработаны Министерством образования Российской Федерации (прилагаются) на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и примерных программ по общеобразовательным предметам, составляющим инвариантную часть (федеральный компонент) действующего Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации в целях обеспечения равных прав граждан при поступлении в вузы.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ



ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются правилами приема в высшее учебное заведение, утверждаемыми ректором, и могут отличаться в зависимости от специальности или направления подготовки, формы обучения, типа реализуемой профессиональной образовательной программы (полный или сокращенный срок обучения) и курса, на который осуществляется прием.
Общеобразовательными предметами, из числа которых вуз может определять свой перечень вступительных испытаний, являются русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки. Не допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам обществознания.
Все вступительные испытания при приеме на первый курс (кроме испытаний по специальности при приеме на подготовку специалистов в области искусства и физической культуры) проводятся на основе примерных программ, разработанных Минобразованием России. Запрещается вводить в программы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рамки указанных программ.
Вузы могут предоставлять право абитуриентам по их выбору сдавать вступительные испытания по информатике в качестве альтернативных одному из вступительных испытаний по программам, согласованным с органом управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено высшее учебное заведение.
Порядок приема в государственные общеобразовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральным органом исполнительной власти, утвержден Приказом Минобразования России от 24.02.98 N 500 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.98 N 1516) с изменениями и дополнениями, утвержденными Приказом Минобразования России от 16.03.99 N 60 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.99 N 1775).
РУССКИЙ ЯЗЫК <*>
--------------------------------
<*> Программа разработана С.И. Львовой, О.Ф. Вакуровой, Л.М. Рыбченковой.
Общие сведения о языке
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.
Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.
Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - русисты. Основные лингвистические словари.
Система языка
Язык как система. Основные уровни языка.
Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.
Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение - понижение голоса, тон речи и др.).
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.
Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова - термины.
Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.
Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.
Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфемные и словообразовательные словари.
Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.
Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Способы образования имен существительных.
Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.
Способы образования имен прилагательных.
Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.
Склонение числительных.
Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.
Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.
Способы образования глаголов.
Причастие.
Деепричастие.
Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.
Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.
Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.
Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.
Междометие. Значения междометий.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.
Простое предложение.
Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
Виды односоставных предложений.
Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
Сложное предложение.
Типы сложного предложения.
Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.
Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Предложения с прямой и косвенной речью.
Синонимия синтаксических конструкций.
Изобразительные средства синтаксиса.
Культура речи
Культура речи, ее предмет и задачи.
Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы.
Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.
Орфография и пунктуация
Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.
Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.
Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Типы текстов по функционально - смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА <*>
--------------------------------
<*> Программа разработана О.Ю. Богдановой, И.В. Овчинниковой.
В настоящей программе сняты произведения, изучавшиеся в 5 - 9 классах (как "Капитанская дочка" Пушкина, "Песня про купца Калашникова..." Лермонтова).
На устном или письменном экзамене по литературе поступающий в высшие учебные заведения должен показать:
- знание текста перечисленных ниже художественных произведений;
- умение анализировать и оценивать произведение как художественное единство; характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты:
- тему;
- замысел автора;
- основных героев;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов, сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа;
- род и жанр произведения;
- особенности авторской речи и речи действующих лиц.
Абитуриент должен уметь:
- выявлять авторское отношение к изображенному и давать произведению личностную оценку;
- выражать свое восприятие и понимание образов и мотивов лирического произведения и давать ему личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем написания.
Абитуриент должен также иметь представление о литературных направлениях - классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм; знать роды литературы (эпос, лирику, драму) и уметь характеризовать их специфику, основные жанры, иметь понятие об основных стихотворных размерах: ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии, анапесте (с приведением соответствующих примеров), об особенностях художественной речи: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза.
Список произведений
В.А. Жуковский. Баллада (по выбору), стихотворения: "Певец во стане русских воинов", "Море", "Эолова арфа".
А.С. Грибоедов. "Горе от ума". Статья И.А. Гончарова "Мильон терзаний".
А.С. Пушкин. Лирика: "К морю", "Вольность", "Арион", "Анчар", "Пророк", "Я памятник воздвиг себе нерукотворный...", "Я вас любил...", "На холмах Грузии...", "К***", "Евгений Онегин" <*>, "Поэт" <**>, "Поэту", "Когда за городом задумчив я брожу", "Два чувства дивно близки нам...", "Бородинская годовщина", "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..." и др. по выбору абитуриента).
--------------------------------
<*> Статьи В.Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкнина" (8-я и 9-я).
"Маленькие трагедии" ("Моцарт и Сальери" или "Каменный гость").
"Медный всадник", "Полтава", "Повести Белкина" (одна из повестей по выбору абитуриента).
М.Ю. Лермонтов. Лирика. "Смерть поэта", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Бородино", "Дума", "Родина", "Как часто пестрою толпою окружен...", "Парус", "Выхожу один я на дорогу...", "Герой нашего времени". Статьи В.Г. Белинского "Стихотворения М.Ю. Лермонтова" и "Герой нашего времени" <**>, "Молитва" <**> ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою"), "Пророк", "Желание", "На севере диком...", "Узник", "Пленный рыцарь", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Я не унижусь пред тобою...".
"Мцыри" <**>, "Демон" <**>.
Н.В. Гоголь. "Мертвые души", "Шинель", "Выбранные места из переписки с друзьями" <**> (главы по выбору абитуриента), А.Н. Островский. "Гроза", "Бесприданница" (по выбору абитуриента).
Полемика в критике (статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве", Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", А.А. Григорьева "После "Грозы" Островского", "На всякого мудреца довольно простоты") <**>.
И.А. Гончаров. "Обломов". Произведение в оценке критики (статьи Н.А. Добролюбова "Что такое обломовщина?", Д.И. Писарева "Обломов". Роман И.А. Горчарова", А.В.Дружинина "Обломов". Роман И.А. Гончарова") <**>.
И.С. Тургенев. "Отцы и дети".
Полемика в критике (статьи Д.И. Писарева "Базаров", М.А. Антоновича "Асмодей нашего времени", Н.Н. Страхова "Отцы и дети" И.С. Тургенева"). Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента), "Ася", "Вешние воды", "Первая любовь" (по выбору абитуриента) <**>.
Н.С. Лесков. "Тупейный художник" <**>.
Ф.И. Тютчев. "О, как убийственно мы любим...", "Умом Россию не понять...", "Silentium!", "Весенние воды", "О чем ты воешь, ветр ночной", "Не то, что мните вы, природа...", "Эти бедные селенья...", "Нам не дано предугадать...".
А.А. Фет. "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Прости - и все забудь...", "Поделись живыми снами...", "Вечер" ("Прозвучало над ясной рекою..."), "Певица" ("Унеси мое сердце в звенящую даль..."), "Сияла ночь, луной был полон сад...", "Учись у них - у дуба, у березы...", "Я тебе ничего не скажу...", "Поэтам", "На железной дороге".
Н.А. Некрасов. "Коробейники", "Родина", "Поэт и гражданин", "Элегия", "Пускай нам говорит изменчивая мода...", "Нравственный человек", "Тишина", "Внимая ужасам войны...".
"Вчерашний день часу в шестом..." <**>, "Блажен незлобивый поэт..." <**>, "Рыцарь на час" <**>, "Еду ли ночью по улице темной..." <**>, "Что ты, сердце мое, расходилось..." <**>, "Умру я скоро..." <**>, "Я не люблю иронии твоей...", "О, письма женщины нам милой...", "Зине" ("Ты еще на

ПРИКАЗ Главгоссвязьнадзора при Минсвязи РФ от 18.02.2000 n 8 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ОФОРМЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ГОССВЯЗЬНАДЗОРА РОССИИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗЕМНЫХ СТАНЦИЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ (ЗС СС) И РАДИОРЕЛЕЙНЫХ ЛИНИЙ (РРЛ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также