ПРИКАЗ Миннауки РФ от 04.02.2000 n 25 О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 февраля 2000 г. N 25
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Объявляю для сведения и руководства в работе одобренную решением Правительства Российской Федерации от 20 января 2000 г. N ИК-П8-01514 Концепцию государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества (прилагается).
Правительство Российской Федерации поручило Миннауки России, Минэкономики России, МИДу России, Минторгу России, Минобразованию России, РАН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по реализации Концепции, а также разработать и согласовать программу первоочередных мероприятий по ее реализации.
Во исполнение указанного решения приказываю:
1. Заместителям Министра и руководителям структурных подразделений министерства в 2-недельный срок представить в Управление международного научно - технического сотрудничества предложения к плану действий по организации работы в министерстве по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества.
2. Управлению международного научно - технического сотрудничества (Н.И. Харичеву) подготовить до 25 февраля 2000 г. на основе представленных материалов план действий по организации работы в министерстве по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества для утверждения руководством министерства.
3. Управлению международного научно - технического сотрудничества (Н.И. Харичеву), Управлению международных обменов (Г.Л. Котову) и Управлению инноваций и коммерциализации разработок (Н.В. Арзамасцеву) в 2-месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами программу первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.В. Ничкова.
Министр
М.П.КИРПИЧНИКОВ



КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Введение
Превращение международного научно - технического сотрудничества (МНТС) в реальный инструмент стабилизации и подъема отечественной экономики и наращивания научно - технического потенциала России в условиях формирования рыночной экономики и демократизации общества требует целенаправленного и действенного государственного регулирования сферы международных связей.
Концепция государственной политики Российской Федерации в области МНТС разработана в рамках комплекса мероприятий по реформированию российской науки (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.98 N 573-р, п. 34). В условиях глобализации мировой экономики, реформирования российской науки и создания рыночной инфраструктуры и механизмов в сфере науки и технологий гражданского назначения Концепция определяет долгосрочные стратегические цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в области МНТС, не затрагивающих специфику военно - технического сотрудничества.
Концепция предусматривает набор мер, направленных на повышение эффективности использования возможностей МНТС для роста конкурентоспособности отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития и на обеспечение социально - экономической и научно - технологической безопасности страны. В Концепции выделяются два основных приоритета государственной политики России в области МНТС: повышение роли и удельного веса инновационно - технологической составляющей в общей структуре МНТС России и создание рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, отвечающих мировым стандартам. В рамках этих приоритетов важное место должно занять повышение роли и заинтересованности ученого и изобретателя при выборе направлений и реализации проектов МНТС.
Концепция охватывает период 2000 - 2005 годов, намечает долгосрочные ориентиры и включает план первоочередных мероприятий по ее реализации в 2000 - 2001 годах.
1. Долгосрочные стратегические цели государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Государственная политика Российской Федерации в области МНТС является составной частью государственной научно - технической политики. Она призвана обеспечить соответствие международного научно - технического сотрудничества задачам развития и реформирования российской науки в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.
На структуру целей и задач государственной политики Российской Федерации в области МНТС прямо или косвенно влияют современные геополитические и геоэкономические процессы. Они характеризуются тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, широким использованием информационных технологий, формированием нового типа экономики XXI века - "экономики знаний", или инновационной экономики, интернационализацией исследований, разработок и наукоемкого производства, обострением глобальной конкуренции на мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Изменяются традиционные формы и механизмы международного взаимодействия в сфере науки и технологий, а также роль государства в регулировании этих процессов. Намечается тесная взаимосвязь научно - технологической, внешней и торгово - экономической политики в сфере МНТС.
Эти факторы определяют следующие долгосрочные стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС:
- содействие переходу России на инновационный путь развития и формированию российской инновационно - технологической составляющей многополярного мира;
- полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;
- повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, выход России на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
- развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно - технологической составляющей в МНТС России;
- гармонизация и адаптация инфраструктуры МНТС России к мировой практике;
- обеспечение научно - технологической безопасности России.
2. Основные направления и задачи государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС реализуются в рамках межгосударственного научно - технического сотрудничества (МГНТС) и международного инновационно - технологического сотрудничества (МИНТС).
2.1. Межгосударственное научно - техническое
сотрудничество
Межгосударственное научно - техническое сотрудничество (МГНТС) - совместная научная и научно - техническая деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о научно - техническом сотрудничестве. Осуществляется научными организациями, общественными объединениями научных работников, отдельными научными работниками и специалистами Российской Федерации и зарубежных стран при финансовой поддержке из средств государственного бюджета стран - партнеров и грантов, предоставляемых благотворительными и общественными фондами. К сфере МГНТС относится также международная научная и научно - техническая деятельность, осуществляемая в рамках международных организаций научно - технического профиля.
Основные формы МГНТС включают обмен научно - технической информацией и данными, совместные фундаментальные исследования и прикладные разработки, работы в научно - технической сфере по контрактам и грантам, а также оказание технической помощи.
Направления политики в области МГНТС
При разработке и реализации политики России в сфере МГНТС необходимо учитывать общие геополитические и геоэкономические тенденции, интересы национальной безопасности и предусматривать подчинение МГНТС задачам развития отечественной науки. При этом должно обеспечиваться полноправное участие российской фундаментальной и прикладной науки в мировых интеграционных процессах в области науки и технологий, повышение ее роли в решении общечеловеческих проблем современности, реализации проектов и программ меганауки, создании глобальной системы безопасности. Россия должна занять более активную позицию по практическому продвижению в международные правовые документы модели многополярного мира, базирующейся на инновационно - технологическом и интеграционном развитии мировой экономики, в отличие от выдвигаемой по линии ООН и других международных организаций концепции "избирательной интеграции", устанавливающей понятие "мировой периферии".
Мировая практика показывает, что опора только на отечественный опыт в области внешней торговли высокими технологиями, наукоемкими товарами и услугами является недостаточной для принятия эффективных решений во внешнеторговой деятельности. Возникает реальная потребность в организации МНТС по стратегическим направлениям реализации внешнеторговой политики.
Важным направлением политики в сфере МГНТС должно стать обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для полноправного участия России на мировых рынках интеллектуальной продукции. Особый акцент должен быть сделан на расширении и повышении эффективности участия России в международном разделении труда, закреплении российской наукоемкой продукции на новых перспективных рынках.
В целях международной интеграции российской фундаментальной и прикладной науки следует продвигать идею создания межстрановой интегрированной информационной сети академических институтов, виртуальных лабораторий, библиотек и баз данных на территории России, учитывая зарубежный опыт развития подобных сетей.
Приоритетное направление политики МГНТС - разработка межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров и организаций с государствами - участниками СНГ. Особое внимание следует при этом уделять восстановлению имевших место в бывшем СССР кооперационных связей с учетом современных реалий, сохранению и развитию научных школ, совместному использованию уникальных научных объектов и сооружений.
Политика в области МГНТС со странами СНГ должна быть направлена на постоянное совершенствование договорно - правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ общего научно - технологического пространства содружества, а также двустороннего научно - технического сотрудничества. Развитие интеграционных связей в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ на первом этапе должно осуществляться на базе координации совместных действий, а в последующем - в рамках согласованной научно - технической политики заинтересованных государств. Согласование научно - технической политики в рамках СНГ должно предусматривать определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники; достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований; гармонизацию национальных законодательств в области экспортного контроля; исключение дублирования в проведении исследований и разработок и наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.
В развитие идеи многополярного мира приоритетным направлением политики должно стать содействие в формировании на территории России на базе ведущих отечественных научных учреждений и наукоградов "центров международной интеграции" российской фундаментальной науки (совместные исследовательские институты, центры, лаборатории и пр.).
Важнейшее направление политики России - развитие МГНТС с промышленно развитыми государствами, реализация имеющегося потенциала отечественной фундаментальной науки для занятия достойного положения в международной интеграции, кооперации и разделения труда в области фундаментальной науки; участие в решении общечеловеческих задач, осуществление глобальных проектов и программ. Особый акцент следует сделать на сотрудничестве по проблемам отношений между человеком и природой, резкого сокращения использования невоспроизводимых ресурсов, расширения потребления информационных продуктов и других нематериальных благ.
МГНТС России необходимо ориентировать на практическое использование достижений российской науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития современной цивилизации (экология, энергетика и транспорт XXI века, изменение мирового климата, СПИД, глобальная информационная инфраструктура и др.), а также проблем глобальной безопасности (международный терроризм, наркобизнес, информационные войны).
В отношении прикладных исследований государственная политика в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества в приоритетных областях науки и технологий, осуществляемого с ведущими международными и национальными научными центрами Западной Европы, США, Японии, КНР, стран Юго - Восточной Азии (ЮВА), в особенности Республики Кореи.
Соответствие приоритетам развития отечественной науки, международное признание результатов, активное участие в международных контактах должны стать главными критериями выбора направлений МГНТС. При этом необходимо учитывать складывающееся разделение труда между учеными различных государств, интенсификацию междисциплинарных работ.
Необходимо всемерно способствовать распространению за рубежом информации о достижениях отечественной научной мысли. При этом целесообразно активно использовать имеющуюся для этих целей инфраструктуру.
МГНТС в ближайшие годы будет важным фактором поддержки российской науки. Следует способствовать широкому участию российских ученых и коллективов в конкурсах на гранты, стипендии и т.п. из зарубежных источников, способствовать выравниванию условий доступа к грантам в различных регионах России. Необходимо нацелить политику в области МГНТС на обеспечение адресного поступления средств и их эффективное применение.
Задачи многостороннего и двустороннего МГНТС
Международные организации и программы:
- использование возможностей ООН (ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРООН и пр.) и других международных организаций для формирования глобальной системы международного научно - технического и инновационного сотрудничества, партнерства и кооперации, отвечающего

ПРИКАЗ Госкомзема РФ от 04.02.2000 n 18 О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСКОМЗЕМА РОССИИ ЗЕМСЕРТ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЗЕМСЕРТ, утв. Приказом Госкомзема РФ от 24.11.1999 n 88)  »
Постановления и Указы »
Читайте также