ПРИКАЗ Миннауки РФ от 04.02.2000 n 25 О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 февраля 2000 г. N 25
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Объявляю для сведения и руководства в работе одобренную решением Правительства Российской Федерации от 20 января 2000 г. N ИК-П8-01514 Концепцию государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества (прилагается).
Правительство Российской Федерации поручило Миннауки России, Минэкономики России, МИДу России, Минторгу России, Минобразованию России, РАН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые меры по реализации Концепции, а также разработать и согласовать программу первоочередных мероприятий по ее реализации.
Во исполнение указанного решения приказываю:
1. Заместителям Министра и руководителям структурных подразделений министерства в 2-недельный срок представить в Управление международного научно - технического сотрудничества предложения к плану действий по организации работы в министерстве по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества.
2. Управлению международного научно - технического сотрудничества (Н.И. Харичеву) подготовить до 25 февраля 2000 г. на основе представленных материалов план действий по организации работы в министерстве по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества для утверждения руководством министерства.
3. Управлению международного научно - технического сотрудничества (Н.И. Харичеву), Управлению международных обменов (Г.Л. Котову) и Управлению инноваций и коммерциализации разработок (Н.В. Арзамасцеву) в 2-месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами программу первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра В.В. Ничкова.
Министр
М.П.КИРПИЧНИКОВ



КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Введение
Превращение международного научно - технического сотрудничества (МНТС) в реальный инструмент стабилизации и подъема отечественной экономики и наращивания научно - технического потенциала России в условиях формирования рыночной экономики и демократизации общества требует целенаправленного и действенного государственного регулирования сферы международных связей.
Концепция государственной политики Российской Федерации в области МНТС разработана в рамках комплекса мероприятий по реформированию российской науки (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.98 N 573-р, п. 34). В условиях глобализации мировой экономики, реформирования российской науки и создания рыночной инфраструктуры и механизмов в сфере науки и технологий гражданского назначения Концепция определяет долгосрочные стратегические цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях в области МНТС, не затрагивающих специфику военно - технического сотрудничества.
Концепция предусматривает набор мер, направленных на повышение эффективности использования возможностей МНТС для роста конкурентоспособности отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития и на обеспечение социально - экономической и научно - технологической безопасности страны. В Концепции выделяются два основных приоритета государственной политики России в области МНТС: повышение роли и удельного веса инновационно - технологической составляющей в общей структуре МНТС России и создание рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, отвечающих мировым стандартам. В рамках этих приоритетов важное место должно занять повышение роли и заинтересованности ученого и изобретателя при выборе направлений и реализации проектов МНТС.
Концепция охватывает период 2000 - 2005 годов, намечает долгосрочные ориентиры и включает план первоочередных мероприятий по ее реализации в 2000 - 2001 годах.
1. Долгосрочные стратегические цели государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Государственная политика Российской Федерации в области МНТС является составной частью государственной научно - технической политики. Она призвана обеспечить соответствие международного научно - технического сотрудничества задачам развития и реформирования российской науки в условиях формирующейся рыночной экономики с учетом интересов национальной безопасности, внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны.
На структуру целей и задач государственной политики Российской Федерации в области МНТС прямо или косвенно влияют современные геополитические и геоэкономические процессы. Они характеризуются тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, широким использованием информационных технологий, формированием нового типа экономики XXI века - "экономики знаний", или инновационной экономики, интернационализацией исследований, разработок и наукоемкого производства, обострением глобальной конкуренции на мировых рынках инвестиций, наукоемких товаров и услуг. Изменяются традиционные формы и механизмы международного взаимодействия в сфере науки и технологий, а также роль государства в регулировании этих процессов. Намечается тесная взаимосвязь научно - технологической, внешней и торгово - экономической политики в сфере МНТС.
Эти факторы определяют следующие долгосрочные стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС:
- содействие переходу России на инновационный путь развития и формированию российской инновационно - технологической составляющей многополярного мира;
- полноправное и экономически эффективное участие России в глобальных интеграционных процессах в сфере науки, технологий и наукоемкого производства;
- повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и технологий, выход России на мировой рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;
- развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно - технологической составляющей в МНТС России;
- гармонизация и адаптация инфраструктуры МНТС России к мировой практике;
- обеспечение научно - технологической безопасности России.
2. Основные направления и задачи государственной
политики Российской Федерации в области международного
научно - технического сотрудничества
Стратегические цели государственной политики Российской Федерации в области МНТС реализуются в рамках межгосударственного научно - технического сотрудничества (МГНТС) и международного инновационно - технологического сотрудничества (МИНТС).
2.1. Межгосударственное научно - техническое
сотрудничество
Межгосударственное научно - техническое сотрудничество (МГНТС) - совместная научная и научно - техническая деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о научно - техническом сотрудничестве. Осуществляется научными организациями, общественными объединениями научных работников, отдельными научными работниками и специалистами Российской Федерации и зарубежных стран при финансовой поддержке из средств государственного бюджета стран - партнеров и грантов, предоставляемых благотворительными и общественными фондами. К сфере МГНТС относится также международная научная и научно - техническая деятельность, осуществляемая в рамках международных организаций научно - технического профиля.
Основные формы МГНТС включают обмен научно - технической информацией и данными, совместные фундаментальные исследования и прикладные разработки, работы в научно - технической сфере по контрактам и грантам, а также оказание технической помощи.
Направления политики в области МГНТС
При разработке и реализации политики России в сфере МГНТС необходимо учитывать общие геополитические и геоэкономические тенденции, интересы национальной безопасности и предусматривать подчинение МГНТС задачам развития отечественной науки. При этом должно обеспечиваться полноправное участие российской фундаментальной и прикладной науки в мировых интеграционных процессах в области науки и технологий, повышение ее роли в решении общечеловеческих проблем современности, реализации проектов и программ меганауки, создании глобальной системы безопасности. Россия должна занять более активную позицию по практическому продвижению в международные правовые документы модели многополярного мира, базирующейся на инновационно - технологическом и интеграционном развитии мировой экономики, в отличие от выдвигаемой по линии ООН и других международных организаций концепции "избирательной интеграции", устанавливающей понятие "мировой периферии".
Мировая практика показывает, что опора только на отечественный опыт в области внешней торговли высокими технологиями, наукоемкими товарами и услугами является недостаточной для принятия эффективных решений во внешнеторговой деятельности. Возникает реальная потребность в организации МНТС по стратегическим направлениям реализации внешнеторговой политики.
Важным направлением политики в сфере МГНТС должно стать обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для полноправного участия России на мировых рынках интеллектуальной продукции. Особый акцент должен быть сделан на расширении и повышении эффективности участия России в международном разделении труда, закреплении российской наукоемкой продукции на новых перспективных рынках.
В целях международной интеграции российской фундаментальной и прикладной науки следует продвигать идею создания межстрановой интегрированной информационной сети академических институтов, виртуальных лабораторий, библиотек и баз данных на территории России, учитывая зарубежный опыт развития подобных сетей.
Приоритетное направление политики МГНТС - разработка межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальных и прикладных наук, учреждение международных научных центров и организаций с государствами - участниками СНГ. Особое внимание следует при этом уделять восстановлению имевших место в бывшем СССР кооперационных связей с учетом современных реалий, сохранению и развитию научных школ, совместному использованию уникальных научных объектов и сооружений.
Политика в области МГНТС со странами СНГ должна быть направлена на постоянное совершенствование договорно - правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ общего научно - технологического пространства содружества, а также двустороннего научно - технического сотрудничества. Развитие интеграционных связей в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ на первом этапе должно осуществляться на базе координации совместных действий, а в последующем - в рамках согласованной научно - технической политики заинтересованных государств. Согласование научно - технической политики в рамках СНГ должно предусматривать определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники; достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований; гармонизацию национальных законодательств в области экспортного контроля; исключение дублирования в проведении исследований и разработок и наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.
В развитие идеи многополярного мира приоритетным направлением политики должно стать содействие в формировании на территории России на базе ведущих отечественных научных учреждений и наукоградов "центров международной интеграции" российской фундаментальной науки (совместные исследовательские институты, центры, лаборатории и пр.).
Важнейшее направление политики России - развитие МГНТС с промышленно развитыми государствами, реализация имеющегося потенциала отечественной фундаментальной науки для занятия достойного положения в международной интеграции, кооперации и разделения труда в области фундаментальной науки; участие в решении общечеловеческих задач, осуществление глобальных проектов и программ. Особый акцент следует сделать на сотрудничестве по проблемам отношений между человеком и природой, резкого сокращения использования невоспроизводимых ресурсов, расширения потребления информационных продуктов и других нематериальных благ.
МГНТС России необходимо ориентировать на практическое использование достижений российской науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития современной цивилизации (экология, энергетика и транспорт XXI века, изменение мирового климата, СПИД, глобальная информационная инфраструктура и др.), а также проблем глобальной безопасности (международный терроризм, наркобизнес, информационные войны).
В отношении прикладных исследований государственная политика в первую очередь должна быть направлена на развитие сотрудничества в приоритетных областях науки и технологий, осуществляемого с ведущими международными и национальными научными центрами Западной Европы, США, Японии, КНР, стран Юго - Восточной Азии (ЮВА), в особенности Республики Кореи.
Соответствие приоритетам развития отечественной науки, международное признание результатов, активное участие в международных контактах должны стать главными критериями выбора направлений МГНТС. При этом необходимо учитывать складывающееся разделение труда между учеными различных государств, интенсификацию междисциплинарных работ.
Необходимо всемерно способствовать распространению за рубежом информации о достижениях отечественной научной мысли. При этом целесообразно активно использовать имеющуюся для этих целей инфраструктуру.
МГНТС в ближайшие годы будет важным фактором поддержки российской науки. Следует способствовать широкому участию российских ученых и коллективов в конкурсах на гранты, стипендии и т.п. из зарубежных источников, способствовать выравниванию условий доступа к грантам в различных регионах России. Необходимо нацелить политику в области МГНТС на обеспечение адресного поступления средств и их эффективное применение.
Задачи многостороннего и двустороннего МГНТС
Международные организации и программы:
- использование возможностей ООН (ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРООН и пр.) и других международных организаций для формирования глобальной системы международного научно - технического и инновационного сотрудничества, партнерства и кооперации, отвечающего геополитическим и экономическим интересам России;
- применение международной договорно - правовой базы и мирового опыта в области охраны прав интеллектуальной собственности на основе Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также соответствующих документов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС);
- выработка в рамках отношений со странами - членами "восьмерки" и Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) стратегии регулирования глобальных интеграционных процессов в области науки, технологий и инноваций;
- активизация взаимодействия с Европейским Союзом (ЕС) в рамках межгосударственного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС и Соглашения между Правительством Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий. Интенсификация сотрудничества по линии европейских научно - технических программ;
- расширение взаимодействия с международными организациями Азиатско - Тихоокеанского региона (АТР), форумом Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Ассоциацией государств Юго - Восточной Азии (АСЕАН) по созданию условий для развития партнерства в области разработки и совместной коммерциализации высоких технологий, наукоемких товаров и услуг;
- использование возможностей правительственных и неправительственных международных организаций для привлечения иностранных инвестиций и зарубежного венчурного капитала в научную и инновационно - технологическую сферу России.
Государства - участники СНГ:
- создание общего научно - технологического пространства в рамках СНГ как приоритетного направления МГНТС Российской Федерации;
- активизация двусторонних отношений в сфере науки и техники с государствами - участниками СНГ;
- активизация межгосударственного обмена научно - технической информацией с государствами - участниками СНГ;
- всемерная поддержка процессов формирования единого научно - технологического пространства России и Белоруссии.
Промышленно развитые страны:
- наращивание сотрудничества с ведущими в научно - технологическом отношении государствами (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и др.) в интересах получения новых знаний по актуальным проблемам фундаментальных и прикладных наук, укрепления позиций отечественных научных школ в мировой системе разделения труда в области науки, участия в решении глобальных проблем современности и осуществления проектов меганауки, применения зарубежного опыта для реформирования российской науки;
- использование механизмов научно - технического сотрудничества с промышленно развитыми странами - членами ЕС и ОЭСР в целях диверсификации источников финансирования отечественных исследований и разработок, привлечения зарубежных инвестиций в интересах совершенствования инфраструктуры и экспериментальной базы отечественной науки, роста наукоемкости российской экономики.
Новые индустриальные государства и развивающиеся страны:
- расширение сотрудничества с Индией и КНР по фундаментальным и прикладным проблемам (физика высоких энергий, материаловедение, лазерная техника, средства вычислительной техники и программные продукты, биотехнология, океанология и др.);
- активизация сотрудничества с Бразилией, Египтом, Республикой Корея, Малайзией, Сингапуром, Таиландом, Филиппинами, ЮАР и др. в области прикладных исследований и разработок с использованием научно - технических достижений и опытно - экспериментальной базы российской науки;
- содействие созданию в России международных научно - технических организаций на базе отечественных научно - исследовательских центров с привлечением материальных и финансовых ресурсов новых индустриальных государств, подготовке научных кадров этих стран в России.
Страны с переходной экономикой
- использование накопленного опыта и традиций взаимодействия со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) для расширения совместных исследований и разработок развития научной инфраструктуры и совместного с этими странами вхождения России в европейские научно - технологические программы;
- проведение работы, направленной на осуществление экспортных поставок российских технологий, научно - технологического оборудования и оказания услуг в сфере науки и технологий в счет погашения государственного долга Российской Федерации отдельным странам ЦВЕ.
2.2. Международное инновационно - технологическое
сотрудничество. Коммерциализация технологий
Международное инновационно - технологическое сотрудничество (МИНТС) государственного и частного секторов России и зарубежных стран - международная инновационная деятельность на двух- и многосторонней основе, нацеленная на получение коммерческого эффекта.
Роль государства в стимулировании международного сотрудничества в инновационно - технологической сфере заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно - технической деятельности, отвечающих взаимным интересам российских и зарубежных партнеров, адаптации российской нормативно - правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике.
Направления политики в области МИНТС
Ключевой аспект государственной политики в области международного инновационно - технологического сотрудничества государственного и частного секторов России и зарубежных стран - рациональное сочетание поддержки продвижения российской наукоемкой продукции на мировые рынки с созданием благоприятного климата для роста инновационной активности зарубежных структур в России и использования в российской промышленности передовых зарубежных технологий, в том числе на основе иностранных лицензий.
С учетом ограниченности ресурсов стратегическая модель интеграции России в мировое инновационно - технологическое пространство должна строиться на основе избранных приоритетных "интеграционных ядер роста". Государственная политика России в области МИНТС должна быть ориентирована на стимулирование привлечения зарубежных фирм и иностранных инвесторов для коммерциализации российских гражданских технологий на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг. Это предполагает создание для них равных с российскими фирмами льготных инвестиционных, налоговых и других условий в тех научно - технологических и инновационных областях, которые определены как "интеграционные ядра роста".
Потенциал отечественной науки позволяет России участвовать в международном инновационно - технологическом взаимодействии путем создания свободных экономических зон или зон коммерциализации российских технологий. Они включают технопарки, технологические инкубаторы и научно - производственные комплексы наукоградов, ориентированные на привлечение иностранных инвестиций.
Государство на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации должно содействовать формированию на территории России совместных с зарубежными фирмами научно - исследовательских и инновационно - технологических структур, в том числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов. Следует также поддерживать создание за рубежом филиалов российских научно - технологических и инновационных фирм.
Для продвижения российских технологий на зарубежные рынки важно разработать механизм оценки с использованием мировых классификаторов конкурентоспособности разработок и технологий, наукоемких товаров и услуг, а также уровня конкурентоспособности наукоемких отраслей российской экономики в целом.
Необходима разработка конкретных организационно - правовых механизмов, создающих условия для совместной с зарубежными партнерами коммерциализации технологий. Возможными партнерами по коммерциализации могут быть организации - грантодатели, частные и государственные фонды промышленно развитых стран. Для поиска зарубежных партнеров по коммерциализации российских технологий и совместного выхода с ними на рынки промышленно развитых стран требуется активизировать сотрудничество с сетями их инновационных инфраструктур.
В целях успешной коммерциализации отечественных технологий за рубежом российским организациям следует принимать во внимание платежеспособность рынка страны - реципиента. Перспективными являются рынки платежеспособных стран нетто - реципиентов (КНР, Иран, страны АТР с быстро развивающейся экономикой и т.д.). Одним из эффективных механизмов трансфера российских технологий на их рынки может быть использование свободных зон в данных странах как демонстрационного полигона наших возможностей с созданием с местными компаниями или администрациями совместных предприятий (пример - зона г. Яньтай, КНР). Российским вкладом могут выступать инновации, техпомощь и "ноу - хау", а зарубежным - инфраструктура, инвестиции.
Важным направлением МИНТС России должно стать развитие контактов с инновационно - технологическими структурами, инновационными сетями и программами высокоразвитых стран. Оно может осуществляться как по линии двустороннего сотрудничества, так и в рамках программ общеевропейского сотрудничества и партнерства. Особую роль в формировании инновационной инфраструктуры России XXI века призваны сыграть российские наукограды, государственные научные центры (ГНЦ), федеральные центры науки и высоких технологий (ФЦНВТ), инновационно - технологические центры (ИТЦ), инновационно - промышленные комплексы (ИПК), профессиональные ассоциации, союзы и партнерства в области высоких технологий. В качестве инструмента сотрудничества между ними и зарубежными партнерами можно использовать рамки уже имеющихся международных организаций и программ (Международный научно - технический центр в г. Москве (МНТЦ), программа ТАСИС и др.).
Россия должна активизировать использование трансфера технологий из промышленно развитых стран для их внедрения в отечественную промышленность в целях развития импортозамещающих производств, повышения конкурентоспособности российской экономики.
Необходимо совершенствовать еще недостаточно разработанные в России правовые, организационные и финансовые механизмы функционирования государственно - частных партнерств в сфере науки и технологий, технологических альянсов, консорциумов и пр.
Следует активизировать контакты с аккредитованными в России зарубежными фирмами с целью выявления иностранных партнеров для организации в России совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.
Особое внимание следует уделить созданию условий, обеспечивающих заинтересованность российских и зарубежных участников международного инновационного взаимодействия в эффективном партнерстве с государственными структурами.
Необходимо принимать во внимание широкую дифференциацию уровня развития и организации научно - инновационного потенциала регионов России, а также наблюдаемое в мире возрастание роли регионального фактора, территориальных научно - производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. В связи с этим следует создать в стране эффективную систему государственной научно - технической экспертизы.
Целесообразно наладить мониторинг сотрудничества в региональном разрезе и выявление возможностей подключения субъектов Российской Федерации к международным научно - техническим программам и проектам в целях оперативного информирования и стимулирования региональных структур.
Задачи международного инновационно - технологического сотрудничества государственного и частного секторов:
- увеличение удельного веса инновационно - технологического сотрудничества в общей структуре МНТС, объемов коммерциализации российских технологий на мировом рынке;
- привлечение зарубежного капитала, в том числе венчурного, для инвестирования в наукоемкие проекты, направленные на развитие отечественной производственной сферы;
- переход России в международном инновационно - технологическом сотрудничестве к использованию мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг;
- формирование международных "интеграционных ядер роста" посредством создания на российской территории технологических альянсов, совместных предприятий, научно - производственных консорциумов для совместной деятельности зарубежных и российских инновационно - технологических фирм, в том числе малого и среднего бизнеса, ГНЦ, ФЦНВТ, ИТЦ и ИПК в области высоких технологий;
- выявление и устранение препятствий для развития международного научно - технического и инновационного партнерства и межфирменной кооперации в области высоких технологий, наукоемких товаров и услуг.
Государства - участники СНГ:
- развитие и углубление взаимовыгодного инновационного сотрудничества в рамках общего научно - технологического и экономического пространства государств - участников СНГ;
- активизация совместной инновационной деятельности с каждым отдельным государством содружества.
Промышленно развитые страны:
- организация сотрудничества в области развития инновационной инфраструктуры России с сетями инновационных инфраструктур (в частности, с информационными релей - центрами ЕС) и инновационными инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран (в частности, 5 Рамочная программа ЕС, программа ТАСИС, МНТЦ);
- привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, а также для развития отечественной инновационной системы, приближающейся к мировым стандартам. Подготовка управленческих кадров для инновационного предпринимательства и создание эффективных механизмов коммерциализации технологий;
- развитие контактов с Европейским банком реконструкции и развития, Европейской ассоциацией венчурного капитала, а также венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях их привлечения к финансированию рисковых проектов на территории Российской Федерации и ее отдельных субъектов, в том числе с участием российских малых и средних фирм.
Новые индустриальные государства и развивающиеся страны:
- развитие сотрудничества с новыми индустриальными странами, в первую очередь с Республикой Корея, Таиландом, Индонезией, Малайзией, Филиппинами и др., для коммерциализации российских технологий и привлечения необходимых для этого инвестиций, совместного выхода на мировой рынок наукоемких товаров и услуг;
- отработка пилотных моделей международного партнерства и кооперации с новыми индустриальными странами в области коммерциализации технологий и межфирменного сотрудничества путем организации совместных наукоемких производств, в том числе в свободных экономических зонах этих стран;
- стимулирование российского экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, включая инжиниринговые услуги, в Бразилию, Египет, Индию, Иран, Мексику, ЮАР и другие развивающиеся страны.
Страны с переходной экономикой:
- восстановление научно - производственных связей со странами Центральной и Восточной Европы на основе модернизации производственных объектов, созданных при содействии СССР, на базе новейших достижений науки и техники;
- Расширение присутствия Российской Федерации в этих странах, занятие российской "ниши" на рынках высоких технологий, наукоемких товаров и услуг этих стран, в частности Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.
3. Совершенствование механизмов государственного
регулирования международного научно - технического
сотрудничества Российской Федерации
Направления совершенствования механизмов государственного регулирования МНТС учитывают стратегические цели государственной политики, а также задачи МНТС на период 2000 - 2005 гг.
3.1. Организационная структура
Повышение эффективности координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в области МНТС вызывает необходимость создания при Правительственной комиссии по научно - инновационной политике межведомственной и межрегиональной организационно - управленческой структуры в области международного научно - технического сотрудничества. Особое внимание требуется уделить координации МНТС субъектов Российской Федерации и административно - территориальных образований зарубежных стран.
Для уточнения и актуализации целей и задач государственной политики в области МНТС требуется проведение периодической оценки (не реже одного раза в 4 года) ее реализации на межведомственном и межрегиональном уровнях.
Необходимо повысить роль загранучреждений России, в частности, атташатов по науке и технике и представительств Российской Федерации по торгово - экономическим вопросам, в реализации целей и задач МНТС, содействии международной интеграции российской науки, привлечении в научно - техническую сферу России иностранных инвестиций, усилении взаимодействия с российской диаспорой.
Следует усовершенствовать механизм обязательной государственной регистрации договоров о МНТС, заключаемых государственными научными организациями, включив в него учет контрактных работ, грантов и иных соглашений.
Необходимо предусмотреть повышение квалификации государственных служащих, переподготовку научно - технического персонала (в том числе высвобождаемого) и подготовку менеджеров в области международного инновационно - технологического сотрудничества.
3.2. Нормативно - правовые механизмы
Требуется осуществить меры по гармонизации с мировой практикой нормативной и договорно - правовой базы двустороннего и многостороннего МНТС.
Особое внимание следует уделить формированию договорно - правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности, разработке набора типовых соглашений (договоров, контрактов) о проведении совместных с зарубежными партнерами НИОКР, лицензионных и иных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных знаков и пр.), в том числе в сфере биотехнологий, биоматерилов, компьютерных программ и интегральных схем, имеющих свою специфику.
Необходимо уточнить порядок и механизмы правовой охраны и патентования объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации за рубежом, лицензирования незапатентованных технологий, получаемых в результате МНТС.
Важным правовым механизмом государственного регулирования международного трансфера технологий должен стать федеральный закон о регулировании передачи за рубеж объектов интеллектуальной собственности.
В целях дальнейшего развития правовой базы требуется разработка нормативных документов по учету и контролю за передачей технологий гражданского назначения, создаваемых с привлечением средств государственного бюджета.
3.3. Инвестиционные, кредитно - финансовые
и налоговые механизмы
Для повышения эффективности финансирования и косвенного стимулирования МНТС необходимо:
- разработать порядок госбюджетного финансирования проектов МНТС;
- совершенствовать с учетом зарубежного опыта порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами финансирования проектов, исходя из того, что проекты международного партнерства государства и частного сектора должны финансироваться из средств госбюджета только в рамках национальных приоритетных направлений развития науки и технологий и только в случае дальнейшей коммерциализации технологий и их промышленного освоения зарубежным партнером преимущественно на территории России. Предусматривать в этой связи использование средств бюджета развития для финансирования наиболее важных проектов такого рода;
- разработать организационно - правовые механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных частнопромышленных и банковско - кредитных структур для финансирования международных инновационных проектов и предусматривающие предоставление для этого государственных гарантий и страхование рисков российских и зарубежных инвесторов и венчурных фондов, осуществляющих в рамках МНТС инвестиции в высокотехнологичные секторы отечественной экономики;
- сформировать механизм консультаций с зарубежными некоммерческими фондами - грантодателями в целях ориентации грантовых потоков для оказания поддержки российской науке в приоритетных областях;
- разработать механизмы привлечения иностранных инвестиций в сферу науки и технологий, в частности, посредством создания бирж инноваций, открытых торгов ценными бумагами наукоемких фирм, участвующих в МНТС;
- усовершенствовать налоговое законодательство в целях стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг и обеспечить оперативное информирование российских и зарубежных партнеров по МНТС о предоставляемых льготах.
3.4. Информационное обеспечение
В целях повышения информированности участников сотрудничества и общественности о направлениях и задачах государственной политики в области МНТС, стимулирования процессов коммерциализации технологий осуществлять на постоянной основе сбор и обработку необходимой информации для формирования единой федеральной базы данных открытого доступа, включающей информацию по проектам МНТС в области науки и инноваций, ресурсам отечественных и зарубежных венчурных фондов, условиям участия в МНТС, включая необходимую документацию, критерии конкурсного отбора проектов и пр. Обеспечить ее эффективное использование на базе современных информационных технологий, систем и сетей.
Осуществить интеграцию государственных ресурсов научно - технической информации в мировое информационное пространство, способствовать созданию информационной инфраструктуры государств - участников СНГ в области науки и технологий.
Активно использовать возможности Государственной системы научно - технической информации для информационного обеспечения участников МНТС, оказания им маркетинговых и консультационных услуг, в том числе посредством использования Интернет - технологий.
В целях усиления координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных организаций создать распределенную информационную систему МНТС Российской Федерации.
Расширить государственную поддержку представления отечественных демонстрационных проектов передовых технологий на международных выставках и ярмарках.
Для обеспечения федеральных и региональных органов исполнительной власти полной и достоверной информацией о состоянии МНТС осуществить мероприятия по совершенствованию государственной статистики в этой области.
3.5. Экспорт и импорт интеллектуальной собственности,
наукоемких товаров и услуг
В целях создания благоприятных условий для продвижения на мировые рынки российских технологий и наукоемких товаров, повышения уровня коммерциализации отечественных технологий и производства в России на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции для экспорта необходимо в рамках МНТС осуществить комплекс мер, направленных на стимулирование экспортно - импортных операций с объектами интеллектуальной собственности, наукоемкими товарами и услугами, в частности, предусматривающих:
- возрастание доли наукоемкой продукции и услуг в структуре российского экспорта;
- рационализацию импорта Россией высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе для проведения разработок и производства аналогичных или усовершенствованных, в сравнении с импортируемыми, товаров и услуг;
- предоставление консалтинговых и инжиниринговых услуг в области экспорта и импорта наукоемкой продукции российским научно - техническим организациям и промышленным предприятиям, а также малым наукоемким фирмам, разработку экспортного каталога высоких технологий и наукоемкой продукции;
- государственный контроль и лицензирование экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, в том числе получаемых в результате международной коммерциализации технологий;
- лицензирование импорта высоких технологий, не допускающих проникновение в Россию устаревших и экологически деструктивных технологий;
- проведение при заключении контрактов экспертной оценки возможных последствий для Российской Федерации экспорта услуг и полученной в результате МНТС продукции, подпадающей под режим экспортного контроля;
- гармонизацию российской системы сертификации и стандартизации с международными нормами и правилами и обеспечение соответствия экспортируемой и импортируемой высокотехнологичной продукции российским и международным стандартам;
- расширение государственной поддержки патентования за рубежом отечественных технологий.
3.6. Научно - технологическая безопасность
Реализация государственной политики Российской Федерации в области МНТС должна предусматривать обеспечение интересов национальной научно - технологической безопасности - неотъемлемого компонента национальной безопасности. В целях предотвращения угроз научно - технологической безопасности государственная политика в области МНТС должна быть направлена на решение следующих задач:
- сохранение и развитие научного и инновационного потенциала и защита прав на результаты научно - технической деятельности;
- создание экономических условий востребованности науки;
- регулирование процесса миграции научных кадров;
- развитие территорий с высоким научно - техническим потенциалом;
- участие российской науки в решении глобальных проблем человечества.
С целью минимизации ущерба, нанесенного миграцией научных кадров за рубеж, необходимо всемерно поддерживать осуществление научных контактов с эмигрировавшими российскими учеными, приобщая их к решению задач отечественной науки.
Для обеспечения технологической безопасности страны необходимо сформировать систему государственного учета и контроля передачи технологий гражданского назначения, созданных с привлечением средств федерального бюджета. При этом основное внимание должно быть уделено вопросам защиты интеллектуальной собственности от утечки и неправомерного использования за рубежом, в том числе в судебном порядке. В интересах решения задач технологической безопасности необходимо осуществлять строгий государственный контроль иностранной поддержки российских ученых и организаций, ранее работавших в области обеспечения обороноспособности России, в их переходе на разработку и выпуск наукоемкой продукции гражданского назначения.
Требуют решения вопросы обеспечения информационной безопасности при создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций в сфере науки и образования с выходом на международные информационные сети, государственного контроля международного обмена научно - технической информацией.
Необходимо развивать взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности.
Соблюдение национальных интересов и обеспечение научно - технологической безопасности нашей страны требует также создания благоприятных для этого внешнеполитических и международно - правовых условий путем разработки международной научно - технической стратегии Российской Федерации в области глобальной безопасности в XXI веке для использования в документах Генеральной Ассамблеи и других органов системы ООН, в работе многосторонних и двусторонних комиссий по научно - техническому сотрудничеству в целях закрепления на договорно - правовой основе вопросов обеспечения безопасности, в частности при использовании технологий двойного назначения, полученных в результате совместных НИОКР, порядка их международной коммерциализации, взаимного информирования об "утечке умов", особенно в военно - технологической сфере и пр.
* * *
Основные положения Концепции должны быть интегрированы в формирующуюся систему общенациональных целей и приоритетов социально - экономического развития. При этом следует иметь в виду, что разработка и реализация основных направлений государственной политики в области МНТС в ближайшие годы будет осуществляться параллельно со становлением самого института государственной научно - технической и инновационной политики. Результативность содержащихся в Концепции мер будет во многом зависеть от того, какое конкретное отражение они найдут в практической деятельности государственных структур, планах международного сотрудничества научно - технических организаций, международных контактах российских ученых и специалистов.



Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НА ПЕРИОД 2000 - 2001 ГОДОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
1. С целью повышения эффективности организационно - управленческих решений и координации действий федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации в области международного научно - технического сотрудничества (МНТС) подготовить предложения по:
а) созданию при Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике рабочей группы по МНТС
Проект решения Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) подготовке (на периодической основе) для Правительства
Российской Федерации аналитического доклада о реализации
государственной политики в области МНТС
Проект решения Правительственной комиссии по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Доклад за 2000 г.
III кв. 2001 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минобразование России,
Минэкономики России,
Минторг России, МИД России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) формированию системы оперативного взаимодействия российских
загранучреждений с федеральными и региональными органами
исполнительной власти Российской Федерации по реализации
государственной политики в области МНТС
Соглашения о взаимодействии с соответствующими федеральными и
региональными органами исполнительной власти Российской
Федерации
IV кв. 2000 г.
Исполнители: МИД России, Миннауки России,
Минторг России, Минэкономики России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
г) включению в общегосударственную систему учета договоров о
МНТС, заключенных государственными научными организациями,
контрактов, грантов и иных соглашений в области МНТС
Внесение изменений в положение о Миннауки России
I кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России.
2. В целях дальнейшего развития нормативной, договорно -
правовой базы и механизмов МНТС:
а) осуществлять работу по совершенствованию договорно -
правовой базы двустороннего и многостороннего МНТС и ее
гармонизации с мировой практикой в этой области
Международные соглашения и договоры
На регулярной основе
Исполнители: Миннауки России,
МИД России,
Минторг России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) разработать совместно с ведущими зарубежными юридическими
фирмами пакеты типовых договорных документов по трансферу и
коммерциализации российских технологий
Проекты документов и методические рекомендации
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минторг России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) отработать на примере создаваемых пилотных моделей
международного партнерства по коммерциализации российских
технологий комплекс организационно - правовых мероприятий и
конкретных механизмов передачи российских технологий с
рекомендациями по их использованию научными организациями
Создание Российско - Китайской базы высоких технологий в
технопарке г. Яньтая.
Пакет договорно - правовых документов по функционированию базы
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.
3. Исходя из задач по содействию интеграции российской науки,
наукоемкой промышленности в мировые структуры и развитию
международного инновационно - технологического сотрудничества
провести работу по привлечению зарубежных фирм в российские
инновационные структуры (инновационно - технологические центры,
технопарки, бизнес - инкубаторы и др.) для совместной
коммерциализации российских технологий
Перечень зарубежных фирм, привлеченных в российские структуры
II кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России.
4. Осуществить меры по привлечению зарубежных образовательных
учреждений и программ в интересах подготовки отечественных кадров
в области международного трансфера и коммерциализации технологий.
Программы подготовки специалистов
III кв. 2000 г.
Исполнители: Минобразование России,
Миннауки России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.
5. В целях совершенствования методов государственного
регулирования МНТС, стимулирования коммерциализации и повышения
конкурентоспособности российских технологий, развития партнерства
и межфирменной кооперации, расширения экспорта и импорта
наукоемких товаров и услуг подготовить предложения по:
а) созданию благоприятных для развития международного научно -
технического сотрудничества условий, направленных, в частности, на
совершенствование налогового законодательства в целях
стимулирования процессов международной коммерциализации и экспорта
высоких технологий, наукоемких товаров и услуг
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России;
б) привлечению иностранных инвестиций, включая зарубежный
венчурный, банковский и промышленный капитал, в научно -
технологический сектор Российской Федерации
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
II кв. 2000 г.
Исполнители: Минэкономики России,
Миннауки России,
Минторг России.
6. В рамках совершенствования информационного обеспечения
участников МНТС, стимулирования международного трансфера
российских технологий на базе использования современных
информационных систем и сетей:
а) подготовить проект концепции создания распределенной
информационной системы МНТС Российской Федерации
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минсвязи России,
Минэкономики России,
Минторг России,
Минобразование России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
б) создать в сети Интернет информационно - консультационный
центр в двуязычном исполнении по законодательным и нормативным
вопросам, касающимся коммерциализации технологий, привлечь к
участию в его деятельности представителей заинтересованных
зарубежных организаций и обеспечить его постоянную поддержку
Проект информационно - консультационного центра
III кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы власти.
7. Для соблюдения интересов национальной научно -
технологической безопасности Российской Федерации:
а) рассмотреть возможность создания системы государственного
учета и контроля за передачей технологий гражданского назначения,
научно - технической информации и данных за рубеж, созданных при
участии средств федерального бюджета, сформировав на первом этапе
базы данных об имеющихся и создаваемых технологиях государственной
формы собственности
Предложения в Правительственную комиссию по научно -
инновационной политике
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минюст России, Госкомстат России, РАН,
заинтересованные федеральные и региональные
органы власти;
б) разработать межведомственную программу взаимодействия с
учеными - соотечественниками за рубежом
Межведомственная программа
Представление в Правительство Российской Федерации
IV кв. 2000 г.
Исполнители: Миннауки России,
Минэкономики России,
Минторг России,
Минтопэнерго России,
Минобразование России,
Росавиакосмос,
Минатом России,
МИД России, РАН, ФМС России,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти;
в) разработать механизм усиления государственного контроля за
экспортом объектов интеллектуальной собственности с учетом
предполагаемых изменений в Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"
Проект постановления Правительства Российской Федерации
2001 г.
Исполнители: Минторг России, Миннауки России,
Минэкономики России,
Минобороны России,
Минюст России,
Росавиакосмос,
заинтересованные федеральные и региональные
органы исполнительной власти.

ПРИКАЗ Госкомзема РФ от 04.02.2000 n 18 О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ГОСКОМЗЕМА РОССИИ ЗЕМСЕРТ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ЗЕМСЕРТ, утв. Приказом Госкомзема РФ от 24.11.1999 n 88)  »
Постановления и Указы »
Читайте также