ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЯЭУ СУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. РБ-015-2000 (утв. Госатомнадзором РФ)


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ТРЕБОВАНИЯ
К СОСТАВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ПОРЯДКУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ ИНФОРМАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ЯЭУ СУДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
РБ-015-2000
Настоящее Руководство по безопасности "Требования к составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России информации по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации" содержит рекомендации к составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России документов с информацией по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации, и предназначено для эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующей организации по формированию информационных сообщений по безопасности ЯЭУ судов для Госатомнадзора России, а также для специалистов Госатомнадзора России, осуществляющих надзорную и лицензионную деятельность, проводящих анализ состояния безопасности ЯЭУ судов и ведущих банки данных по этой тематике.
При разработке Руководства по безопасности рассмотрены и учтены замечания ряда подразделений Госатомнадзора России и НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России, Департамента безопасности мореплавания Минтранса России, Российского Морского Регистра Судоходства, ЦНИИ Морского флота, РНЦ "Курчатовский институт", ОКБМ им. И.И. Африкантова и ОАО "Мурманское морское пароходство".
Нормативный документ выпускается впервые.
Перечень сокращений
АЗ - аварийная защита (реактора)
АТО - (суда) атомно-технологического обслуживания
ЖРО - жидкие радиоактивные отходы
ИРГ - инертные радиоактивные газы
МКУ - минимально контролируемый уровень (мощности реактора)
ОТВС - отработавшая ТВС
РАО - радиоактивные отходы
РВ - радиоактивные вещества
РУ - реакторная установка
СУЗ - система управления и защиты (реактора)
ТВС - тепловыделяющая сборка
Твэл - тепловыделяющий элемент
ТРО - твердые радиоактивные отходы
ЯЭУ - ядерная энергетическая установка
Основные термины и их определения
В тексте настоящего документа используются следующие определения терминов:
Авария - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошел выход РВ и (или) ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ.
Коренная причина нарушения - событие или обстоятельство, создавшие условия возникновения нарушения эксплуатации ЯЭУ.
Корректирующие меры - меры, направленные на устранение причин возникновения нарушения эксплуатации ЯЭУ и предотвращение его повторения.
Нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошло отклонение от установленных эксплуатационных пределов и условий. При этом могут быть нарушены и другие установленные проектом пределы и условия, включая пределы и условия безопасной эксплуатации ЯЭУ (в тексте для краткости иногда употребляется "нарушение").
Непосредственная причина нарушения - процесс или состояние, обусловившие непосредственное проявление нарушения эксплуатации ЯЭУ.
1. Назначение и область распространения
1.1. Руководство по безопасности "Требования к составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России информации по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации" (далее - Руководство) развивает и конкретизирует требования раздела "Обеспечение безопасности ЯЭУ при эксплуатации" "Общих положений обеспечения безопасности ЯЭУ судов".
1.2. Руководство содержит рекомендации для эксплуатирующей организации по составу, содержанию и порядку представления в Госатомнадзор России документов с информацией по безопасности ЯЭУ судов, находящихся в эксплуатации.
1.3. Руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности с учетом действующих документов: Правил Российского Морского Регистра Судоходства, Кодекса по безопасности ядерных торговых судов, Правил ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок, нормативных документов в области использования атомной энергии, руководящих документов Госатомнадзора России.
1.4. Эксплуатирующая организация вправе использовать другую форму и содержание представления информации, чем указано в настоящем Руководстве, при этом она должна представить обоснование этого выбора.
2. Состав документов по безопасности ЯЭУ судна
и порядок их представления в Госатомнадзор России
2.1. Эксплуатирующей организации следует представлять в Госатомнадзор России следующие документы с информацией по состоянию безопасности ЯЭУ судна в процессе его эксплуатации:
- оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна;
- акт комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна;
- годовой отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна (судов).
2.2. Оперативное и последующие уточненные сообщения о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна.
2.2.1. Эксплуатирующей организации в оперативном и последующих уточненных сообщениях о нарушении эксплуатации ЯЭУ судна следует представлять информацию о нарушении в работе систем (элементов) ЯЭУ, а также о состоянии важных для безопасности систем ЯЭУ и систем (элементов), оказавших влияние на процесс протекания нарушения или получивших повреждения в процессе протекания нарушения.
2.2.2. Форма, содержание, порядок и сроки передачи оперативного и последующих уточненных сообщений определяются эксплуатирующей организацией и согласовываются с Госатомнадзором России.
2.3. Акт комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна.
2.3.1. Для расследования нарушений эксплуатации ЯЭУ судна должна создаваться комиссия специалистов. Процедура создания комиссии, порядок ее работы и взаимодействия с организацией, сформировавшей комиссию, и эксплуатирующей организацией регламентируются Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами и Положением о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота Министерства транспорта Российской Федерации (эти оба документа необходимо согласовывать с Госатомнадзором России).
2.3.2. Комиссией расследуются:
- авария;
- нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, снижающее или могущее привести к снижению безопасности ЯЭУ судна, - все нарушения эксплуатации систем, важных для безопасности (в частности, защитных барьеров РУ, каналов и элементов СУЗ реактора и др.);
- нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ судна, имеющее неопределенности проявления и поэтому не получившее однозначной оценки в оперативном сообщении о нарушении, составленном в условиях базы или в море;
- другое нарушение эксплуатации ЯЭУ судна по решению эксплуатирующей организации.
2.3.3. Комиссия определяет непосредственные и коренные причины нарушения, предлагает присвоение нарушению определенной категории опасности, разрабатывает предложения по планам мероприятий по ликвидации последствий нарушения и корректирующим мерам по предотвращению подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ судов.
Результаты своей работы комиссия оформляет в виде акта, направляет его в организацию, сформировавшую комиссию, и в эксплуатирующую организацию.
Рекомендуемое содержание акта комиссии по расследованию нарушения эксплуатации ЯЭУ судна приведено в Приложении 1.
2.3.4. Эксплуатирующая организация с учетом рекомендаций комиссии, изложенных в акте, разрабатывает свои планы корректирующих мероприятий по предотвращению подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ судов и направляет их вместе с актом комиссии в Госатомнадзор России.
2.3.5. Категория нарушения считается окончательно установленной, а планы корректирующих мероприятий достаточными, если Госатомнадзор России в течение 1 месяца после получения материалов по п. 2.3.4 не потребует их переоценки и/или доработки.
2.4. Годовой отчет эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна.
2.4.1. Эксплуатирующая организация ежегодно составляет отчет по состоянию безопасности ЯЭУ судна. Отчет необходимо представлять в виде обобщенной систематизированной информации о состоянии безопасности отдельно по каждой ЯЭУ. В годовом отчете следует приводить сравнительный анализ изменений показателей безопасности ЯЭУ за пять предшествующих лет.
Рекомендуемое содержание годового отчета эксплуатирующей организации по безопасности ЯЭУ судна приведено в Приложении 2.
Примечание. Информация по безопасности ЯЭУ нескольких атомных судов может быть объединена в один годовой отчет по ЯЭУ атомных судов с объединением разделов, общих по содержанию. Годовые отчеты по безопасности ЯЭУ судов, основное оборудование которых выработало установленный ресурс, представляются в виде отдельных отчетов.
2.4.2. Срок представления годового отчета по безопасности ЯЭУ судна в Госатомнадзор России эксплуатирующей организации следует согласовывать с Госатомнадзором России.
2.5. Порядок учета и хранения информации по безопасности ЯЭУ судна.
2.5.1. Для удобства обращения с информацией по безопасности ЯЭУ судна в эксплуатирующей организации и в подразделениях Госатомнадзора России, использующих информацию по безопасности ЯЭУ судна, целесообразно создавать компьютерные базы данных, которые рекомендуется строить по идентичным принципам, использовать одинаковые операционные системы и общую индексацию кодирования информации.
2.5.2. Учет и хранение информации следует строить по принципам и методам, обеспечивающим ее сохранность, защиту от несанкционированного доступа, систематизацию и удобство работы с нею. При этом важно обеспечить возможность оперативного проведения часто требующегося поиска информации.



Приложение 1
РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ АКТА КОМИССИИ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НАРУШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЯЭУ СУДНА
Акт расследования нарушения эксплуатации ЯЭУ судна содержит:
1. Титульный лист.
2. Описание нарушения.
3. Анализ нарушения.
4. Оценку нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ.
5. Дополнительные недостатки, выявленные при расследовании нарушения.
6. Описание предлагаемых корректирующих мер.
7. Выводы.
8. Приложения.
1. Титульный лист отражает общую информацию:
- название органа (организации), сформировавшего(ей) комиссию, номер и дату приказа о формировании комиссии;
- название и назначение судна;
- дату и время нарушения в работе ЯЭУ;
- категорию нарушения;
- название нарушения и индекс (номер) поврежденного агрегата (системы);
- место работы комиссии и дату оформления акта.
2. В разделе "Описание нарушения" рекомендуется представлять следующую информацию:
- состояние судна на момент нарушения: водоизмещение и загрузка судна, длительность пребывания судна в плавании, местоположение и характер использования судна, погодные условия;
- краткую характеристику ЯЭУ и ее состояние, предшествующее нарушению: тип ЯЭУ и ее номинальную мощность, дату начала эксплуатации ЯЭУ, остаточный от назначенного ресурс ЯЭУ по эксплуатации (МВт.ч и %), информацию об условиях эксплуатации ЯЭУ и состоянии ее систем (например, уровень мощности, длительность непрерывной работы, неисправности или аномалии в работе отдельных элементов, не устраненные на момент нарушения, перечень введенных ограничений по эксплуатационным параметрам и др.), даты и содержание последних проверок и технического обслуживания оборудования, которое отказало или было повреждено при протекании рассматриваемого нарушения;
- описание последовательности отказов: временную модель протекания нарушения, начиная от исходного события, последовательность автоматического или ручного приведения в действие систем безопасности, способ обнаружения нарушения;
- действия операторов перед нарушением, во время нарушения и после нарушения эксплуатации ЯЭУ судна: описание нарушения с точки зрения операторов (т.е. что каждый оператор наблюдал, понимал / не понимал, делал), оценка действий (бездействия) операторов, повлиявших на ход развития нарушения, следование эксплуатационным инструкциям и любые отклонения от них, а также все аспекты взаимодействия в звене "человек-машина", повлиявшие на исход нарушения;
- последствия нарушения (если таковые имели место): следует представлять данные о радиационных поражениях персонала, экипажа и населения, об изменении радиационной обстановки на судне и в окружающей среде, технические и другие последствия.
3. В разделе "Анализ нарушения" следует приводить установленные непосредственные и коренные причины рассматриваемого нарушения. При анализе необходимо выявлять специфику нарушения, учитывать отягощающие (или благоприятные) условия, повлиявшие на процесс развития и последствия нарушения, а также оценивать достоверность первичной информации и результатов промежуточных исследований.
4. В разделе "Оценка нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ" необходимо приводить оценку нарушения с точки зрения безопасности ЯЭУ и обосновывать присвоение рассматриваемому нарушению категории в соответствии со степенью его опасности для экипажа, судна, населения и окружающей среды. Классификация нарушения должна соответствовать Положению о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота, действующему на момент оформления акта комиссии по расследованию нарушения.
5. В разделе "Дополнительные недостатки, выявленные при расследовании нарушения" рекомендуется перечислять недостатки (если в процессе расследования нарушения комиссия их выявит), которые не связаны непосредственно с данным нарушением и не относятся к его причинам, но являются потенциальными источниками других нарушений. Такие недостатки могут быть обнаружены, в частности:
- в действиях персонала ЯЭУ;
- в работе систем (элементов) нормальной эксплуатации ЯЭУ;
- в работе систем (элементов) безопасности ЯЭУ;
- в техническом обслуживании и ремонте систем и элементов ЯЭУ;
- в эксплуатационной документации;
- в организации эксплуатации ЯЭУ и др.
6. В разделе "Описание предлагаемых корректирующих мер" по результатам расследования нарушения следует приводить описание и обоснование корректирующих мер, включая мероприятия по снижению вероятности подобных нарушений при эксплуатации ЯЭУ судов в будущем.
7. В выводах рекомендуется приводить:
- итоги работы комиссии: присвоение нарушению категории опасности, выявленные непосредственная(ые) и коренная(ые) причины нарушения, предлагаемые корректирующие меры;

ТЕЛЕТАЙПОГРАММА Минтруда РФ от 27.01.2000 n 502-ВР, ПФ РФ от 01.02.2000 n КА-02-31/755 <ОБ ИСЧИСЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ЧЛЕНАМ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также