ПРИКАЗ Госстроя РФ от 17.01.2000 n 5 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ МАЛОЗАТРАТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДА (вместе с РЕКОМЕНДАЦИЯМИ... МДС 13-7.2000)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПРИКАЗ
от 17 января 2000 г. N 5
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ МАЛОЗАТРАТНЫМ
МЕРОПРИЯТИЯМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДА
В целях выполнения положений Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 годы и подпрограммы "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 80, и в соответствии с приложением N 3 к Программе действий Госстроя России на 1999 год, утвержденной решением коллегии Госстроя России от 27 января 1999 года, приказываю:
1. Утвердить разработанные Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова "Рекомендации по первоочередным малозатратным мероприятиям, обеспечивающим энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве города".
2. Поручить Управлению жилищно-коммунального комплекса совместно с АКХ им. К.Д. Памфилова обеспечить издание Рекомендаций и распространение их среди жилищно-коммунальных предприятий и других заинтересованных организаций.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Л.Н. Чернышова.
Председатель
А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ МАЛОЗАТРАТНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖКХ ГОРОДА
------------------------------------------------------------------
В соответствии с Общероссийским строительным каталогом настоящим Рекомендациям присвоен номер МДС 13-7.20001. Введение
Одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммунального хозяйства является энергоресурсосбережение, т.е. снижение затрат на производство, передачу и потребление энергоресурсов и воды и связанное с этим смягчение для населения условий перехода отрасли на безубыточное функционирование.
Законодательной базой энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
- Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.96 N 28-ФЗ;
- Федеральная целевая программа "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 гг. с подпрограммой "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" (утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80);
- Постановления Правительства Российской Федерации: N 832 от 08.07.97 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" и N 588 от 15.06.1998 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России";
- постановления региональных органов власти.
Концепция реализации мер по экономии энергоресурсов и воды изложена в документе "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве", разработанном Госстроем России и одобренном решением Правительственной комиссии по реформированию ЖКХ Российской Федерации (протокол от 20 марта 1998 г.).
Научно-техническое руководство проведением работ по экономии энергоресурсов и воды поручено Федеральному центру энергоресурсосбережения в ЖКХ, созданному на базе при Академии коммунального хозяйства Приказом Госстроя России N 17-76 от 16.09.1997.
Работы по энергоресурсосбережению основываются на значительном потенциале возможной экономии энергоресурсов и воды.
По данным предварительных обследований, проведенных в ряде регионов России, резервы экономии составляют:
- по теплу: от 25 до 60%;
- по воде: от 15 до 30%;
- по электроэнергии: от 10 до 25%.
В 1998 году экономия от внедрения мероприятий по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве России составила свыше 800 млн. рублей. В соответствии с региональными программами энергосбережения на 1999 год и последующий период намечено расширение масштабов этих работ и повышение их эффективности.
Наиболее успешно работы по экономии энергоресурсов и воды проводятся в жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы, С.-Петербурга, городах Ленинградской, Владимирской, Тульской, Ярославской областей, Краснодарском крае и др. регионах.
В настоящих "Рекомендациях..." рассмотрены основные пути проведения этих работ, основанные на передовом опыте упомянутых регионов и разработках Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, АО "Роскоммунэнерго" и др.
2. Основные направления работ
по энергоресурсосбережению в ЖКХ
Для целенаправленной работы по экономии энергоресурсов и воды в регионах и городах разрабатываются программы энергоресурсосбережения, содержащие перечень конкретных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и устройств.
Мероприятия по энергоресурсосбережению разделяются:
- долгосрочные высокозатратные мероприятия, требующие значительных капитальных затрат, со сроком окупаемости более 5 лет;
- среднезатратные мероприятия со сроком окупаемости от 2-х до 5 лет;
- первоочередные малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1 - 2 лет.
Стратегия энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должна состоять из комплекса долгосрочных высокозатратных, среднезатратных и первоочередных малозатратных мероприятий.
2.1. Долгосрочные высокозатратные мероприятия
К долгосрочным высокозатратным мероприятиям относятся:
1. Строительство новых крупных тепло- и водоисточников.
2. Модернизация действующих котельных и насосных станций с установкой высокопроизводительного котельного оборудования и насосных агрегатов.
3. Использование нетрадиционных источников энергии (тепловые насосы, биогаз, геотермальные воды, солнечная энергия, ветровая энергия и т.п.).
4. Прокладка новых или капитальный ремонт существующих тепловых магистралей с использованием труб с пенополиуретановой теплоизоляцией, обеспечивающей снижение тепловых потерь в 2 - 3 раза.
5. Прокладка новых или капитальный ремонт действующих водопроводных сетей с использованием труб с внутренними покрытиями.
6. Утепление наружных стеновых ограждений зданий с использованием жестких плит и гибких матов, замена оконных блоков.
2.2. Среднезатратные мероприятия
К среднезатратным мероприятиям относится строительство модульных котельных с тепловой мощностью от 1 - 3 до 30 МВт. Их строительство становится необходимым в условиях острого дефицита тепла в отдельных районах города, например на концевых участках тепломагистралей. При изменении схемы теплоснабжения необходимо ТЭО такого изменения.
Блочные котельные, построенные в последние годы, отличаются высоким КПД котельного оборудования, высокой степенью автоматизации, минимальным количеством обслуживающего персонала.
Блочные котельные обеспечивают значительную экономию тепла за счет сокращения протяженности наружных тепловых сетей или отказа от них при применении пристроенных, встроенных и крышных котельных.
В блочных котельных необходимо с начала их эксплуатации обеспечить качественную водоподготовку. При этом рекомендуется для умягчения воды использовать обработку воды комплексонами, а для деаэрации - современные методы, обеспечивающие содержание остаточного кислорода на требуемом уровне в отсутствии пара в котельных. При этом рекомендуется в блочных котельных организовать с помощью одного деаэратора деаэрацию воды одновременно для систем теплоснабжения и горячего водоснабжения (обязательно с ТЭО).
К среднезатратным мероприятиям также относятся следующие:
1. Повышение экономичности и эффективности работы котельных путем перевода их с дефицитного и дорогостоящего жидкого топлива на газ или местные виды топлива (торф, отходы деревообрабатывающих предприятий и др.).
2. Оптимизация процессов горения на котлах и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля.
3. Оптимизация водоподготовки на источниках тепла с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды.
4. Внедрение рациональных схем теплопотребления установок на ЦТП, обеспечивающих минимальное потребление сетевой воды. Реконструкция ЦТП с применением энергоэффективного оборудования.
5. Замена наиболее изношенных участков тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, на трубы с заводской теплоизоляцией на основе пенополиуретана.
6. Утепление наружных стеновых панелей эксплуатируемых зданий путем напыления пенополиуретана.
7. Уплотнение оконных и дверных проемов.
8. Устранение промерзаний и утепление стыков, крыш, чердаков, подвалов и лестничных клеток.
2.3. Первоочередные малозатратные мероприятия
В настоящих "Рекомендациях..." дается описание основных видов первоочередных малозатратных мероприятий по энергоресурсосбережению в ЖКХ.
Эти мероприятия включают широкий комплекс работ и характеризуются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости (до 1 - 2 лет). Они позволяют повысить надежность и эффективность работы источников тепла и тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, автоматизировать системы отопления в зданиях, снизить расходы теплоносителя, горячей и холодной воды при относительно небольших затратах.
2.3.1. Организационные мероприятия.
В основе проведения мероприятий по энергоресурсосбережению должно лежать положение о стимулировании энергоресурсосбережения, сочетающее общую заинтересованность заказчика и исполнителей, осуществляющих внедрение соответствующих мероприятий. Стимулирование следует распространять на всех участках процесса теплоснабжения: жителей, муниципальные организации и предприятия, службы теплоснабжения и жилищного хозяйства, органы местного самоуправления.
Часть средств, сэкономленных в процессе внедрения энергоресурсосберегающих мероприятий, должна вкладываться в дальнейшие работы по энергоресурсосбережению. Целесообразно создавать специальные фонды энергоресурсосбережения. Более детально вопросы финансирования и стимулирования энергоресурсосбережения рассмотрены в разделе 3.
2.3.2. Повышение надежности и эффективности работы источников тепла.
2.3.2.1. Водоподготовка.
Для обеспечения требуемого качества подпиточной и сетевой воды необходимо обеспечить правильное проведение водоподготовки на источниках тепла.
Для умягчения воды с исходной жесткостью не выше 6 мг-экв./л целесообразно применять комплексонную обработку воды.
Комплексонная обработка воды заменяет традиционную (натрий- и н-катионирование).
Дозирование комплексона обеспечивает установка, работающая в автоматическом режиме и не нуждающаяся в постоянном обслуживании и контроле. Установка компактна и не требует расхода воды на собственные нужды. Расход комплексона зависит от жесткости воды и обычно не превышает 1 г на 1 куб. м подпиточной воды.
Стоимость комплексонной обработки на порядок ниже традиционной. Срок окупаемости установки дозирования 6 - 9 месяцев.
Важной частью водоподготовки является деаэрация воды, без которой невозможно обеспечить отсутствие отложений и свищей в котлах, тепловых сетях и инженерных системах зданий. Однако во многих котельных она либо не проводится, либо проводится некачественно.
Для качественной деаэрации рекомендуется применять новый тип деаэраторов - щелевые деаэраторы, которые не требуют пара. Они компактны, не нуждаются в обслуживании, исключают гидроудары.
Срок окупаемости щелевых деаэраторов зависит от их производительности и составляет не более 1,5 лет.
2.3.2.2. Защита баков-аккумуляторов от аэрации и коррозии.
Для исключения аэрации воды, находящейся в баках-аккумуляторах, применяемых в открытых системах теплоснабжения, рекомендуется применять "паровую подушку" (при наличии пара в котельной) или герметизирующие жидкости (АГ-4, АГ-4И).
Ввиду невысоких защитных свойств существующих в настоящее время лакокрасочных покрытий при температуре до 95 °C применять их для защиты от внутренней коррозии баков-аккумуляторов не рекомендуется.
С этой целью следует применять электрохимическую катодную защиту внутренней поверхности баков, применяя в качестве анодов малорастворимые токопроводящие эластомерные материалы.
2.3.2.3. Гидрохимическая промывка и электрогидроимпульсная прочистка котлов.
Наличие отложений на поверхности теплообмена в котлах значительно ухудшает характеристики котельного оборудования. Наличие 1 мм отложений увеличивает расход топлива примерно на 12%. В случае некачественной водоподготовки или ее отсутствии толщина отложений может быть значительно выше.
Выбор состава композиции для растворения отложений проводится в зависимости от их состава, как и в случае водоподогревателей.
Как показывает практика, для гидрохимической промывки котлов во многих случаях достаточно эффективной оказывается 5% соляная кислота (срок окупаемости 0,7 года). Но ее следует применять только в присутствии эффективных ингибиторов коррозии. Применение традиционных ингибиторов (например, уротропина, тиомочевины) оказывается малоэффективным при проведении гидрохимической промывки, т.к. при содержании железа в моющей композиции выше 1 г/л скорость коррозии металла в их присутствии возрастает на 2 порядка.
Для этих целей пригоден новый ингибитор коррозии, разработанный АКХ и Институтом физической химии РАН. Он в 20 раз снижает скорость коррозии по сравнению с традиционными ингибиторами для соляной кислоты.
Для гидрохимической промывки котлов могут использоваться также отходы производства комплексонов, а также смеси органических и минеральных кислот.
При наличии в отложениях более 5% кремния метод гидрохимической промывки котлов не пригоден.
Для удаления таких отложений пригоден метод электрогидроимпульсной прочистки с использованием "Зевс-технологии".
2.3.2.4. Регулирование производительности насосов.
Существенная экономия электроэнергии достигается применением частотно-регулируемого электропривода, сетевых насосов отопительной котельной, насосных станций водоснабжения и канализации, домовых подкачивающих насосов, насосов центральных тепловых пунктов и др.
Экономия электроэнергии обеспечивается за счет снижения избыточных напоров на выходе насосных агрегатов, а также повышения их КПД.
При использовании аппаратуры преобразователей частоты повышается ресурс технологического оборудования, уменьшается износ коммутационной аппаратуры, повышается надежность защиты от аварийных режимов.
Преобразователи частоты позволяют:
- уменьшить пусковой ток электродвигателя и обеспечить плавный пуск и остановку насосов;
- сократить потребление электроэнергии при уменьшении требуемого напора;
- обеспечить защиту насосного агрегата от всех видов неисправностей;
- осуществлять автоматическое повторное включение

ПРИКАЗ МВД РФ от 06.12.1999 n 996 (ред. от 17.01.2000) О СОЗДАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также