ПИСЬМО Минобразования РФ от 06.01.2000 n 16-52-01ин/16-13 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 января 2000 г. N 16-52-01ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Программой организационно - методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998 - 2000 гг. Минобразование России подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования".



Приложение
к письму Минобразования России
от 6 января 2000 г. N 16-52-01ин/16-13
Одобрено
Межведомственным экспертным
советом по государственным
образовательным стандартам
среднего профессионального
образования
30 июня 1999 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Статьей 23 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ предусмотрено, что граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
1.2. Под сокращенными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков обучающегося, полученных на предыдущем уровне профессионального образования, в данном случае - на уровне начального профессионального образования (НПО).
Под ускоренными программами понимаются такие профессиональные образовательные программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые осваиваются обучающимся в быстром, ускоренном темпе в силу своих способностей.
Сокращенные программы для отдельных обучающихся могут реализовываться как ускоренные.
1.3. Сокращенные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются лицами, имеющими одновременно среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование.
Получение среднего профессионального образования (СПО) по сокращенным программам возможно только для специальностей СПО, имеющих родственные профессии НПО.
Под родственными профессиями НПО и специальностями СПО понимаются такие, которые имеют один и тот же объект труда, схожие виды деятельности по отношению к объекту труда при различии класса профессиональных задач.
1.4. Для подготовки специалистов со СПО по сокращенным программам (сокращенным срокам обучения) разрабатывается профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования, интегрированная с профессиональной образовательной программой начального профессионального образования (далее - ПОП СПО на базе НПО).
1.5. ПОП СПО на базе НПО - комплект документов, определяющий содержание среднего профессионального образования с учетом предшествующего уровня начального профессионального образования.
ПОП СПО на базе НПО включает следующие документы:
- учебный план СПО на базе НПО по конкретной специальности СПО;
- учебные программы по дисциплинам конкретной специальности СПО с учетом преемственности содержания образования;
- программу производственной (профессиональной) практики по конкретной специальности СПО с учетом имеющейся квалификации по родственной профессии НПО;
- программу промежуточной аттестации;
- программу итоговой государственной аттестации;
- перечень оснащения кабинетов, лабораторий, мастерских (учебных полигонов, учебных хозяйств) по конкретной специальности СПО;
- перечень учебно - методического оснащения дисциплин по конкретной специальности СПО.
1.6. ПОП СПО на базе НПО состоит из примерной и рабочей учебно - программной документации.
Примерная учебно - программная документация разрабатывается министерствами и ведомствами по закрепленным за ними специальностям.
Рабочая учебно - программная документация разрабатывается непосредственно образовательным учреждением на основе примерной.
1.7. Обязательный минимум содержания ПОП СПО на базе НПО по конкретной специальности СПО устанавливается на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по данной специальности, Государственного стандарта начального профессионального образования по родственной(ым) ей профессии(ям) и примерной учебно - программной документации по специальности СПО и профессии(ям) НПО.
1.8. За основу структуры содержания СПО на базе НПО принимается структура содержания СПО базового уровня.
1.9. Основополагающими нормативными документами для разработки ПОП СПО на базе НПО являются:
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) базового уровня в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО;
ГОС СПО в части Классификатора специальностей СПО;
учебно - программная документация по специальностям СПО;
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования;
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации;
Государственный стандарт начального профессионального образования (ГОС НПО) по профессиям НПО;
Перечень профессий и специальностей НПО;
комплекты примерной учебной документации по профессиям НПО.
1.10. Разработка ПОП СПО на базе НПО включает в себя проведение:
- сравнительного анализа Классификатора специальностей СПО и Перечня профессий и специальностей НПО с целью установления родственных специальностей СПО и профессий НПО;
- сравнительного анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и государственных требований к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников по родственным им профессиям НПО с целью установления преемственности содержания образования;
- сравнительного анализа учебно - программной документации по специальности СПО и учебно - программной документации по родственной(ым) ей профессии(ям) НПО с целью установления преемственных учебных элементов и формирования содержания ПОП СПО на базе НПО.
1.11. Перечень специальностей СПО и соответствующих им родственных профессий НПО, на базе которых возможно получение среднего профессионального образования по сокращенным срокам обучения, определяют министерства (ведомства), за которыми в установленном порядке закреплены данные специальности.
1.12. При разработке ПОП СПО на базе НПО следует руководствоваться следующими сборниками нормативно - правовых документов:
Среднее профессиональное образование. Сб. основных нормативных документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, В.И. Байденко, Т.И. Ветрова, О.Б. Манькова, Т.П. Митиль, М.А. Чекулаев, А.Ф. Щепотин. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: НМЦ СПО, 1997, 416 с.;
О Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Сб. нормативно - правовых документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, В.Н. Антонов, Т.Д. Барер, Н.Л. Гунявина, Г.Р. Караневский, Р.И. Петухова, Н.Г. Ярошенко. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: Научно - производственный центр "Профессионал", 1998, 190 с.;
Организация приема и образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях. Сб. нормативно - правовых документов. / Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, С.В. Васильева, Н.Л. Гунявина, Р.И. Петухова, Л.Г. Семушина, В.Я. Смущенко, Н.Г. Ярошенко. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: Научно - производственный центр "Профессионал", 1999, 72 с.;
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 384 "Об утверждении Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования";
Приказ Минобразования России от 22.06.94 N 215 "О введении в действие документов Государственного стандарта начального профессионального образования".
1.13. Для реализации сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования на базе начального профессионального образования министерства и ведомства для закрепленных за ними специальностей разрабатывают только примерный учебный план, а примерные учебные программы используются ГОС СПО базового уровня.
Образовательные учреждения на основе примерного учебного плана СПО на базе НПО, примерных учебных программ ГОС СПО базового уровня разрабатывают рабочую учебно - программную документацию.
1.14. В целях мониторинга реализации сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования открытие подготовки по специальностям СПО с сокращенными сроками обучения на базе родственных профессий НПО согласуется с Управлением среднего профессионального образования Минобразования России с представлением рабочего учебного плана и указанием профессии НПО, на базе которой будет осуществляться подготовка специалиста со СПО.
1.15. Рекомендации предназначены для разработки примерных и рабочих учебных планов и программ для подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по сокращенным срокам обучения.
Рекомендации могут быть использованы методическими службами министерств и ведомств Российской Федерации, имеющими образовательные учреждения среднего профессионального образования, методическими службами органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также непосредственно образовательными учреждениями при разработке сокращенных образовательных программ среднего профессионального образования.
2. Формирование содержания общей гуманитарной
и социально - экономической подготовки
ПОП СПО на базе НПО
Общее социально - гуманитарное и экономическое образование в системе СПО имеет преемственность с соответствующей системой общеобразовательной школы и НПО, однако в системе СПО оно отличается по содержанию, структуре и объему от общеобразовательной школы и НПО. В этой связи при формировании профессиональных образовательных программ СПО на базе НПО содержание общего социально - гуманитарного и экономического образования ГОС СПО базового уровня, как по структуре, так и по объему, в основном, полностью включается в ПОП СПО на базе НПО.
Исключение составляют такие дисциплины, как "Основы экономики" и "Основы права", для которых в ПОП СПО на базе НПО допускается сокращение содержания образования на те дидактические единицы (учебные элементы), по которым обучающиеся на предшествующем уровне начального профессионального образования получили соответствующие знания, эквивалентные базовому уровню среднего профессионального образования.
3. Формирование содержания математической
и общей естественнонаучной подготовки ПОП СПО
на базе НПО
Математическая и общая естественнонаучная подготовка в профессиональных образовательных программах НПО и СПО различна. В системе НПО она отражает естественно - математическую подготовку в объеме среднего (полного) общего образования. В системе СПО математическая и общая естественнонаучная подготовка углубляет и расширяет естественно - математическое образование обучающегося, полученное им в курсе средней общеобразовательной школы. Она направлена на обеспечение решения профессиональных задач, присущих специалисту среднего звена (проектирование, расчет).
В этой связи при формировании профессиональных образовательных программ СПО на базе НПО содержание математического и общего естественнонаучного образования СПО базового уровня, в частности по математике, должно в полном объеме войти в ПОП СПО на базе НПО.
Содержание дисциплин "Информатика" и "Экологические основы природопользования" может быть сокращено в объеме учебных элементов, освоенных обучающимися на предшествующем уровне начального профессионального образования со степенью усвоения, эквивалентной базовому уровню среднего профессионального образования.
4. Формирование содержания профессиональной
подготовки ПОП СПО на базе НПО
4.1. Содержание среднего профессионального образования базового уровня по конкретной специальности СПО преемственно с содержанием начального профессионального образования по родственной профессии (должности) НПО (единство объекта (предмета) труда, одноименность учебных дисциплин, единообразие дидактических единиц), в связи с чем оно может быть сокращено при подготовке специалиста среднего звена на базе родственной профессии (должности) НПО.
Однако вследствие различий в профессиональных функциях специалиста среднего звена и рабочего (служащего) родственной ему профессии (должности) НПО сокращение объема содержания образования при подготовке специалиста со СПО на базе родственной профессии НПО может быть осуществлено только на те дидактические единицы (учебные элементы), которые при обучении по рабочей профессии НПО были освоены на уровне, эквивалентном требованиям, определенным ГОС СПО для данного специалиста среднего звена.
4.2. Содержание профессиональной подготовки ПОП СПО на базе НПО формируется на основе проведения сравнительного анализа:
- профессиональных функций специалиста со средним профессиональным образованием конкретной специальности СПО и рабочего (служащего) родственной ей профессии (должности) НПО;
- содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности СПО и по родственной ей профессии НПО;
- содержания производственной (профессиональной) практики по специальности СПО и производственного обучения и производственной практики по родственной ей профессии НПО.
4.3. Для определения содержания профессионального образования ПОП СПО на базе НПО проводится:
- установление взаимосвязи между учебными дисциплинами конкретной специальности СПО и учебными дисциплинами родственной ей профессии НПО;
- установление взаимосвязи между производственной (профессиональной) практикой по специальности СПО и производственным обучением и производственной практикой по родственной ей профессии НПО;
- выявление преемственных учебных элементов (ПУЭ) в дисциплинах по специальности СПО и в учебных дисциплинах и производственном обучении родственной профессии НПО;
- установление эквивалентности уровня усвоения ПУЭ в ПОП СПО и ПОП НПО;
- формирование

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 06.01.2000 n 3-р О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНГОСИМУЩЕСТВА РОССИИ ОТ 21.12.99 n 1686-Р  »
Постановления и Указы »
Читайте также