ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 04.01.2000 n 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 января 2000 г. N 10
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО - УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации работы высшего военно - учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации (Управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации).
Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ



Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 4 января 2000 г. N 10
Согласовано
Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.ЖУРАКОВСКИЙ
18 октября 1999 года
РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО - УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. ВЫСШЕЕ ВОЕННО - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Высшее военно - учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации <*> является государственным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим в соответствии с лицензией военные образовательные программы высшего профессионального образования.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: высшее военно - учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации - высшим военно - учебным заведением или вузом, Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.
Высшее военно - учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно - учебного заведения выполняет Министерство обороны.
Порядок подчиненности высшего военно - учебного заведения устанавливается Министром обороны Российской Федерации.
Высшее военно - учебное заведение является юридическим лицом, имеет Боевое Знамя воинской части, печати, штампы и бланки с наименованием вуза.
2. Высшее военно - учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, руководствуется приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, приказами и указаниями начальников, которым они подчинены, Руководством по организации работы высшего военно - учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Руководство), рекомендациями Управления военного образования Министерства обороны и своим уставом.
На основе настоящего Руководства в видах Вооруженных Сил, Воздушно - десантных войсках, Тыле Вооруженных Сил, войсках, не входящих в виды Вооруженных Сил, могут разрабатываться инструкции, организационно - методические указания и другие служебные документы, отражающие особенности структуры и деятельности входящих в их состав высших военно - учебных заведений. Указанные документы разрабатываются по решению начальников, которым подчинены вузы, и утверждаются ими.
По вопросам боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной и караульной служб, внутреннего порядка, строительства и бытового устройства личного состава высшее военно - учебное заведение и его филиалы руководствуются также приказами командующего войсками военного округа, на территории которого они дислоцированы.
3. Главными задачами высшего военно - учебного заведения являются:
подготовка и переподготовка для Вооруженных Сил офицеров - квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, научно - педагогических и научных кадров высшей квалификации;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, в том числе руководящего и научно - педагогического состава вузов <*>;
организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования профессионального образования военнослужащих;
удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования, повышения квалификации в соответствующей области военно - профессиональной деятельности;
организация и проведение работы по военно - профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно - учебные заведения.
--------------------------------
<*> К научно - педагогическому составу вузов относятся профессорско - преподавательский состав и научные работники.
Высшее военно - учебное заведение может осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку офицеров (специалистов) для федеральных органов исполнительной власти, а также подготовку офицеров для вооруженных сил других государств.
В высшем военно - учебном заведении при наличии соответствующей лицензии могут реализовываться военные образовательные программы среднего профессионального образования.
4. К высшим военно - учебным заведениям относятся: военные академии, военные университеты, военные институты.
Военные академии являются системообразующими вузами, ведущими научными и методическими центрами Вооруженных Сил в областях своей деятельности. Основное предназначение военной академии: подготовка и переподготовка офицеров (младших, старших и высших) с высшим профессиональным образованием; подготовка научно - педагогических и научных кадров с послевузовским профессиональным образованием; профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации офицеров в системе дополнительного профессионального образования; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований преимущественно в области военных наук.
Военные университеты являются ведущими научными и методическими центрами в областях своей деятельности. Основное предназначение военного университета: подготовка и переподготовка офицеров (младших и старших) с высшим профессиональным образованием, подготовка научно - педагогических и научных кадров с послевузовским профессиональным образованием; профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации офицеров в системе дополнительного профессионального образования, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук.
Военные институты осуществляют подготовку офицеров (младших) с высшим профессиональным образованием. В военном институте может организовываться подготовка научно - педагогических и научных кадров, а также профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации офицеров для определенной области военно - профессиональной деятельности. Военный институт выполняет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Наименование высшего военно - учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Государственные награды в официальном наименовании вуза не указываются.
6. Высшие военно - учебные заведения в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, могут объединяться в ассоциации (союзы), входить в состав учебно - методических объединений, научно - методических советов и комиссий.
II. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ВОЕННО - УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
7. Структура и штат высшего военно - учебного заведения разрабатываются на основе задач, возложенных на вуз, и типовых штатов вузов. Порядок утверждения штатов и штатная численность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов вуза определяются Генеральным штабом.
Структура высшего военно - учебного заведения включает в себя управление (начальник вуза, его заместители (помощники), начальники отделов и служб), основные и обеспечивающие структурные подразделения. К основным структурным подразделениям высшего военно - учебного заведения относятся филиалы, учебно - научные подразделения (факультеты, кафедры, циклы), научные подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделения дополнительного профессионального образования. Обеспечивающими структурными подразделениями вуза являются воинские части (подразделения) обеспечения и обслуживания и другие структурные подразделения, предназначенные для обеспечения образовательного процесса и жизнедеятельности вуза. Статус и функции структурного подразделения, за исключением филиала, определяются положением о нем, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом вуза. Структурные подразделения высшего военно - учебного заведения могут располагаться вне места его нахождения и наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица.
8. Филиалом высшего военно - учебного заведения (далее именуется филиал вуза или филиал) является обособленное структурное подразделение вуза, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть. Филиал создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации. Филиал может иметь в своем составе управление, основные и обеспечивающие структурные подразделения, необходимые для решения возложенных на него образовательных задач. Филиал проходит лицензирование и государственную аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего военно - учебного заведения.
Филиал вуза имеет печати, штампы и бланки с наименованием высшего военно - учебного заведения. После наименования в скобках пишется слово "филиал" и указывается место его нахождения.
На филиал вуза в полном объеме распространяются положения, установленные настоящим Руководством для высшего военно - учебного заведения, если это не оговорено особо.
9. Факультет является учебно - научным подразделением высшего военно - учебного заведения, осуществляющим подготовку офицеров по одной или нескольким родственным специальностям, проведение воспитательной работы со слушателями и курсантами, профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров, а также руководство научно - исследовательской работой кафедр, подготовкой докторантов и адъюнктов. В состав факультета входят: командование (начальник факультета и его заместители), учебная часть, кафедры и лаборатории, обеспечивающие подготовку слушателей и курсантов по профилирующим дисциплинам специальностей факультета, подразделения слушателей и курсантов.
В высших военно - учебных заведениях могут создаваться факультеты, не имеющие в своем составе кафедр и потому не являющиеся учебно - научными подразделениями: факультеты заочного обучения, факультеты, выполняющие только функции подразделений слушателей и курсантов, и другие.
10. Кафедра является основным учебно - научным подразделением высшего военно - учебного заведения, осуществляющим проведение учебной, воспитательной, методической и научной работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно - материальной базы. Основными задачами кафедры являются: организация и проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение воспитательной работы со слушателями и курсантами, выполнение научных исследований, а также подготовка научно - педагогических и научных кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров по профилю кафедры.
Цикл является учебно - методическим подразделением и создается в высшем военно - учебном заведении, реализующем военные образовательные программы среднего профессионального образования. Цикл осуществляет проведение учебной, воспитательной и методической работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно - материальной базы. Основными задачами цикла являются: организация и проведение на высоком уровне учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение научной работы, воспитательной работы с курсантами, а также повышение квалификации преподавателей и учебно - вспомогательного персонала.
Кафедра и цикл <*>, как правило, организуются при наличии не менее 10 должностей профессорско - преподавательского (преподавательского) состава (далее именуется преподавательский состав). По согласованию с Управлением военного образования Министерства обороны могут создаваться кафедры с численностью не менее 5 должностей преподавательского состава.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости кафедры и циклы будут именоваться кафедрами.
Для обеспечения образовательного процесса на кафедре и цикле могут создаваться учебные лаборатории и кабинеты.
11. Научные подразделения - научно - исследовательские отделы, центры, лаборатории, группы и другие подразделения создаются для решения актуальных научных проблем, связанных с развитием военной теории и практики по профилю вуза, разработкой новых образцов вооружения и военной техники, способов их эксплуатации и боевого применения, а также совершенствованием военного образования и повышением качества подготовки офицеров. Научные подразделения приказом начальника вуза могут прикрепляться к кафедрам.
12. Подразделениями слушателей и курсантов являются: факультеты, не имеющие в своем составе кафедр; курсы и учебные группы в составе факультета; батальоны (дивизионы); роты (батареи) и взводы в составе батальона (дивизиона); учебные отделения в составе учебной группы и взвода. В подразделениях организуется и проводится воспитательная работа со слушателями и курсантами, учебная и методическая работа по отдельным общевоенным дисциплинам и физической подготовке.
13. Подразделениями дополнительного профессионального образования являются факультеты (отделения, курсы, центры, классы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы. Программы профессиональной переподготовки обеспечивают получение офицерами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида военно - профессиональной деятельности в рамках ранее полученной специальности, или освоение ими новых видов вооружения и военной техники. Программы повышения квалификации обеспечивают обновление и повышение уровня теоретических знаний и практических навыков офицеров в соответствии с постоянно повышающимися требованиями к профессиональной подготовке военных кадров.
Б. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО
ВОЕННО - УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
14. Образовательная деятельность является основным видом деятельности высшего военно - учебного заведения и включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
15. Высшие военно - учебные заведения при подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием могут реализовывать следующие военные профессиональные образовательные программы:
программы подготовки офицеров, предназначенных для замещения первичных воинских должностей офицеров с перспективой выдвижения на вышестоящие воинские должности. Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения составляет: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - не менее чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" - не менее чем шесть лет. При обучении на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля срок обучения по решению ученого совета может быть сокращен. Лица, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие государственную итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими высшее военно - специальное образование. Им присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании соответствующей ступени;
программы подготовки офицеров - высококвалифицированных специалистов в области управления крупными воинскими коллективами и всестороннего обеспечения деятельности войск в мирное и военное время. Обучение осуществляется на базе имеющегося у слушателей высшего военно - специального (высшего профессионального) образования и опыта военной службы по профилю получаемого образования. Срок обучения не менее двух лет. Офицеры, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие государственную итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими высшее военное образование. Им присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании соответствующей ступени.
16. Высшие военно - учебные заведения могут реализовывать военные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Подготовка офицеров со средним профессиональным образованием осуществляется на базе среднего (полного) общего образования, срок обучения - три года. Лица, завершившие обучение по указанным образовательным программам и прошедшие государственную итоговую аттестацию, при прохождении военной службы считаются имеющими среднее военно - специальное образование. Им присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.
Образовательные программы высшего военно - специального образования могут реализовываться в военных академиях, военных университетах и военных институтах, образовательные программы высшего военного образования - в военных академиях и военных университетах, образовательные программы среднего военно - специального образования - в военных институтах и филиалах высших военно - учебных заведений.
17. Подготовка офицеров в высших военно - учебных заведениях организуется по военным специальностям, перечни которых определяются Министром обороны Российской Федерации, и (или) по специальностям, определенным государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования.
Форма получения высшего военно - специального образования и среднего военно - специального образования - очная, высшего военного образования - очная и заочная. Перечень специальностей, по которым может организовываться заочное обучение, утверждается Министром обороны Российской Федерации.
Обучение в высших военно - учебных заведениях осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
18. Высшее военно - учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых мер безопасности создает обучающимся условия, необходимые для освоения военных профессиональных образовательных программ по установленным для вуза специальностям.
Слушатели и курсанты привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией военных профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации. На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий слушатели и курсанты привлекаются в установленном порядке в границах гарнизона; привлечение их к участию в мероприятиях за пределами гарнизона производится решением Генерального штаба.
Слушатели и курсанты привлекаются к несению гарнизонной и караульной служб в гарнизоне в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.
II. УЧЕБНАЯ РАБОТА
Организация учебной работы
19. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности высшего военно - учебного заведения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучающихся, а также государственной итоговой аттестации выпускников.
Учебный год в высшем военно - учебном заведении начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. На втором и последующих курсах вуза, где летная подготовка, войсковая (флотская) стажировка или практика связаны с сезонностью, допускается перенос начала учебного года, но не позднее 1 ноября. У курсантов первого курса учебный год начинается 1 августа, с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца, которая завершается полевым выходом и приемом комплексного экзамена;
общий объем учебной работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю. При обучении по программам высшего военно - специального образования на выпускном курсе она не должна превышать 30 часов в неделю. На учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой (флотской) стажировки и всех видов практики - не более 40 часов в неделю.
20. Содержание образования и организация образовательного процесса по каждой специальности, установленной для высшего военно - учебного заведения, определяются основной военной образовательной программой профессионального образования, которая включает в себя:
государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и квалификационные требования к выпускникам по соответствующим специальностям;
учебный план и учебные программы по специальности.
21. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности являются частью государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
22. Квалификационные требования к выпускникам разрабатываются на специальность (специализацию). Председателем комиссии по разработке квалификационных требований является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил, командующего Воздушно - десантными войсками, начальника главного и центрального управления Министерства обороны, в интересах которого организуется подготовка офицеров. В состав комиссии включаются представители от видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны и организаций Вооруженных Сил, для которых организуется подготовка офицеров по данной специальности (специализации), и представители вуза (группы вузов), на который возложена подготовка офицеров. Квалификационные требования согласовываются с Управлением военного образования Министерства обороны и утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующим Воздушно - десантными войсками, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны, имеющими в подчинении вузы, и доводятся до высших военно - учебных заведений не позднее чем за 1,5 года до начала подготовки офицеров по данной специальности (специализации).
23. Учебные планы и учебные программы разрабатываются непосредственно вузами на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам по соответствующей специальности.
Учебные планы и учебные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, при необходимости согласовываются с заинтересованными органами военного управления, а учебные планы согласовываются также с Управлением военного образования Министерства обороны, утверждаются начальниками, которым подчинены вузы, и доводятся до вузов не позднее чем за один год до начала обучения по ним.
Учебные программы по специальности и соответствующим им специализациям могут объединяться в сборник учебных программ. Каждая учебная программа в сборнике подписывается лицом, ответственным за ее разработку, а сборник учебных программ утверждается начальником, которому подчинен вуз.
Учебные планы и программы должны быть стабильными и действовать в течение срока не меньшего, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности.
24. Учебный план определяет:
продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и государственной итоговой аттестации выпускников;
перечень обязательных учебных дисциплин, войсковых (флотских) стажировок и практик, последовательность их изучения (проведения) по семестрам обучения, учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, его распределение по семестрам и видам учебных занятий;
формы итогового контроля по каждой дисциплине, состав государственной итоговой аттестации выпускников и другие.
25. Учебный план разрабатывается на каждую специальность. Учебные дисциплины специализаций отражаются в учебном плане соответствующей специальности или на специализацию разрабатывается отдельный учебный план. Дисциплины специализаций не должны превышать по объему 30 процентов бюджета времени учебных занятий. На специальность, по которой ведется подготовка офицеров в двух и более вузах, может разрабатываться и утверждаться в установленном порядке примерный учебный план.
Для внесения в учебный план изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены вузы, оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового опыта войск (сил) начальнику вуза предоставляется право:
перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы (цикла) учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени;
вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время на ее изучение между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени.
26. На основе утвержденного учебного плана в вузе могут разрабатываться рабочие учебные планы: для факультета (отделения) заочного обучения; при необходимости внесения в учебный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику вуза; для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного); в интересах учета особенностей организации и материально - технического обеспечения образовательного процесса в конкретном вузе (на основе утвержденного в установленном порядке примерного учебного плана). Рабочие учебные планы рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно - учебного заведения.
27. На основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения слушателей и курсантов. Индивидуальные планы рассматриваются ученым советом вуза (факультета) и утверждаются начальником высшего военно - учебного заведения (факультета).
28. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий. По дисциплинам, общим для нескольких вузов, могут разрабатываться примерные учебные программы. Учебные программы разрабатываются единые для очной и заочной форм обучения.
29. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на основе учебной программы и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно - методические указания по проведению и материально - техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается начальником кафедры и утверждается начальником вуза, его заместителем или начальником факультета (по подчиненности кафедры). В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план.
30. Расписание учебных занятий составляется учебным отделом вуза (учебной частью факультета) на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими) кафедр и командирами подразделений слушателей и курсантов, утверждается начальником вуза и доводится до преподавательского состава, подразделений слушателей и курсантов не позднее чем за 15 дней до начала занятий. В вузах, где подготовка обучаемых включает полеты, вождение боевых машин и стрельбы, допускается составление расписания учебных занятий на месяц.
Расписанием предусматривается общая продолжительность всех видов учебных занятий с преподавателем не более 6 академических часов в день. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико - специальные, командно - штабные учения и военные игры проводятся, как правило, непрерывно. В расписании указываются: подразделение слушателей (курсантов), учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
31. Разработка учебного плана, учебной программы (сборника учебных программ) и тематического плана изучения дисциплины осуществляется с учетом примерных форм, представленных в Приложениях N 1, 2 и 3 к настоящему Руководству. Формы расписания учебных занятий и других планирующих и учетных документов устанавливаются вузом.
Учебные занятия
32. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико - специальные) занятия и учения, командно - штабные учения, военные (военно - специальные) игры, теоретические (научно - практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа слушателей и курсантов, консультации, войсковая (флотская) стажировка и практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы. В высшем военно - учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза.
33. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видео- и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием электронно - вычислительной техники.
Лекции читаются начальниками (заведующими) кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника вуза могут допускаться наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики могут читаться руководящими должностными лицами видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны и руководящим составом вуза (факультета). Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других вузов, ведущие специалисты из войск (сил), научных учреждений, с предприятий оборонных отраслей промышленности.
34. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Подготовка слушателей и курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно - методической комиссией) и доводится до обучающихся до проведения первых занятий по теме семинара. Семинар проводится не ранее 5 - 6 дней после завершения последнего занятия по теме семинара. Продолжительность семинара, как правило, не менее 4 часов.
35. Лабораторные работы имеют целью практическое освоение слушателями и курсантами научно - теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно - измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы слушатели и курсанты представляют отчет и защищают его. Защищенные отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения слушателей и курсантов по данной учебной дисциплине.
36. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя и курсанта.
37. Групповые упражнения проводятся по оперативно - тактическим, тактическим и тактико - специальным дисциплинам и имеют целью приобретение слушателями и курсантами практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении войсками (силами). На групповом упражнении, как правило, все слушатели и курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.
38. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники (объектов) и составляют основу обучения слушателей и курсантов организации их применения, эксплуатации и ремонта. Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы и базы для общевоенной подготовки.
39. Тактические (тактико - специальные) занятия направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою.
40. Тактические (тактико - специальные) учения носят комплексный характер и проводятся, как правило, в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков слушателей и курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными) и воинскими частями. Слушатели и курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, воинских частей и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.
Командно - штабные учения и военные (военно - специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам оперативных, оперативно - тактических, тактических (тактико - специальных) и военно - специальных дисциплин с целью дать слушателям и курсантам практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.
Руководителями тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр являются, как правило, начальник вуза, его заместители, начальники факультетов и кафедр.
41. Теоретические (научно - практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у слушателей и курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается слушателям и курсантам не менее чем за месяц до ее проведения.
42. Обязательным документом преподавателя на каждом учебном занятии является план его проведения. План разрабатывается преподавателем и утверждается начальником (заведующим) кафедры или председателем предметно - методической комиссии. При необходимости проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (предметно - методической комиссии).
Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно - методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, обсуждаются на заседании кафедры или предметно - методической комиссии и утверждаются начальником (заведующим) кафедры.
Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико - специальных), командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр разрабатываются учебные оперативные, оперативно - тактические, тактические или тактико - специальные задачи. В вузе на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности (театрах военных действий), в различных условиях обстановки. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, может создаваться межкафедральная предметно - методическая комиссия с привлечением представителей учебного отдела, факультетов, а также командиров подразделений слушателей и курсантов.
Все виды учебно - методических материалов хранятся на кафедре (у председателя предметно - методической комиссии) в течение всего периода обучения слушателей и курсантов по действующим учебным планам и программам.
43. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения слушателями и курсантами упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно - методической комиссией).
44. Самостоятельная работа слушателей и курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательным компонентом самостоятельной работы слушателей и курсантов является внеаудиторный практикум по иностранному языку.
Самостоятельная работа организуется командирами подразделений слушателей и курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3 - 4 часов ежедневно. Учебный отдел вуза (учебная часть факультета) систематически осуществляет контроль за организацией самостоятельной работы слушателей и курсантов, результаты контроля анализируются в вузе (на факультете) не реже одного раза в месяц.
Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий, и в объеме не более 5 процентов от бюджета учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно - графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении слушателей и курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.
45. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой слушателей и курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, тактических (тактико - специальных) занятий и учений, командно - штабных учений и военных (военно - специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.
46. Войсковая (флотская) стажировка <*> организуется в целях приобретения слушателями и курсантами опыта в исполнении должностных обязанностей по должностному предназначению. Стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил. Проведение стажировки со слушателями, обучающимися по программам подготовки офицеров с высшим военным образованием, как правило, не предусматривается.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства войсковая (флотская) стажировка для краткости будет именоваться стажировкой.
Практика (учебная, производственная, ремонтная, корабельная и другие) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика может проводиться в вузе и его структурных подразделениях, в войсках (силах) и организациях Вооруженных Сил, а также в организациях других федеральных органов исполнительной власти.
Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом.
Прохождение стажировки и практики организуется:
в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил - по распоряжениям главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в воинских частях и организациях военных округов - по распоряжениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
в воинских частях и организациях центрального подчинения, не входящих в виды Вооруженных Сил, - по распоряжениям заместителей Министра обороны Российской Федерации, командующего Воздушно - десантными войсками, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны (по подчиненности);
в организациях других федеральных органов исполнительной власти - в соответствии с положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
Высшие военно - учебные заведения ежегодно к 1 июля представляют начальникам, которым они подчинены, заявки на выделение мест для прохождения стажировки и практики на следующий календарный год с указанием сроков их проведения. Определение воинских частей и организаций, подчиненных соответствующим заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующему Воздушно - десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для прохождения стажировки и практики производится этими начальниками для подчиненных вузов - по заявкам начальников высших военно - учебных заведений, для других вузов - по заявкам начальников, которым эти вузы подчинены. Определение организаций других федеральных органов исполнительной власти для прохождения практики производится соответствующими федеральными органами исполнительной власти по ходатайствам начальников, которым подчинены вузы, или непосредственно начальниками высших военно - учебных заведений на основе прямых связей с этими организациями.
Стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии с инструкциями, утверждаемыми начальниками, которым подчинены вузы, или по их поручению - начальниками вузов. Кафедрой (кафедрами), на которую возложено руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого слушателя и курсанта. Для руководства и контроля за работой слушателей и курсантов от вуза назначаются руководители стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
Ответственность за создание необходимых условий для проведения стажировки (практики) и выполнение программ и индивидуальных заданий слушателями и курсантами несут командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил, в которых она проводится. Возложение на слушателей и курсантов обязанностей, не связанных с выполнением программ стажировки (практики), не допускается.
Слушатели и курсанты по окончании стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в вузе или непосредственно по месту проведения стажировки (практики).
47. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить слушателей и курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание. Для руководства работой слушателей и курсантов назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников.
48. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки слушателей и курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта или дипломной задачи.
Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться слушателями и курсантами всех специальностей. Оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект - это решение конкретной инженерной задачи по специальности. Выполняется слушателями и курсантами инженерных, командно - инженерных и отдельных командных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К дипломному проекту могут прилагаться расчетно - графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные слушателем или курсантом.
Дипломная задача предусматривает разработку организационно - методических документов на подготовку и ведение операций (боевых действий), на проведение командно - штабных и тактических (тактико - специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Выполняется слушателями командных, командно - инженерных и отдельных инженерных специальностей военных академий и военных университетов по темам оперативного искусства, тактики, боевого и других видов обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.
Темы дипломных работ (проектов, задач) разрабатываются кафедрами и выбираются слушателями и курсантами самостоятельно не позднее первого месяца последнего года обучения. Каждому слушателю и курсанту назначается руководитель дипломной работы (проекта, задачи) из числа преподавателей, научных работников и руководящего состава вуза (факультета), при этом за одним руководителем закрепляется не более 5 слушателей или курсантов. Назначение руководителей приказом начальника вуза (факультета) и выдача слушателям и курсантам заданий на разработку дипломных работ (проектов, задач) производятся не позднее чем за три месяца до начала их разработки. В тех случаях, когда дипломная работа (проект, задача) выполняется в воинской части (организации), руководителем может назначаться специалист из соответствующей воинской части (организации).
По сложной и трудоемкой проблеме может разрабатываться комплексная дипломная работа (проект, задача), в выполнении которой участвуют два и более слушателя (курсанта). Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.
На выполнение дипломных работ (проектов, задач) выделяется от 8 до 16 недель. Завершенная работа с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры для решения вопроса о допуске к защите и при необходимости обсуждается (проходит предварительную защиту) на кафедре. Дипломная работа (проект, задача), допущенная к защите, представляется на рецензию, после чего вместе с рецензией и письменным отзывом руководителя представляется в государственную аттестационную комиссию высшего военно - учебного заведения для защиты.
Контроль успеваемости и качества подготовки
слушателей и курсантов
49. Контроль успеваемости и качества подготовки слушателей и курсантов включает текущий, итоговый (курсовой, семестровый) контроль, а также государственную итоговую аттестацию выпускников.
50. Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля отражаются в журнале учета учебных занятий и используются учебным отделом, факультетами и кафедрами для оперативного управления образовательным процессом.
51. Итоговый (курсовой, семестровый) контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом.
Зачет служит формой проверки выполнения слушателями и курсантами лабораторных и расчетно - графических работ, курсовых работ (проектов, задач), усвоения материала практических занятий, выполнения программы стажировки (практики), заданий внеаудиторного практикума по иностранному языку. В отдельных случаях зачет может устанавливаться по дисциплине в целом или ее разделам. Количество зачетов в семестре не должно превышать шести, не считая зачетов по строевой, огневой и физической подготовке.
Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета проводится в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Зачет с оценкой может приниматься в период экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее одного дня.
Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных слушателями и курсантами, умение применять их к решению практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ.
Экзаменом должно заканчиваться изучение, как правило, каждой учебной дисциплины. По дисциплинам объемом 100 и менее часов в качестве итогового контроля может предусматриваться зачет (зачет с оценкой). По сложным и объемным дисциплинам, имеющим самостоятельные разделы, может предусматриваться два и более экзамена. Общее количество экзаменов в семестре должно быть не более пяти, не считая экзаменов на право вождения автомобиля (танка, тягача) и по физической подготовке.
Экзамены проводятся в период экзаменационной сессии. Расписание экзаменов утверждается начальником вуза (начальником учебного отдела) и доводится до преподавателей, слушателей и курсантов не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Расписанием должно предусматриваться на подготовку к каждому экзамену не менее трех дней; на подготовку к экзаменам на право вождения автомобиля (танка, тягача) и по физической подготовке свободные дни могут не выделяться. Форма проведения экзамена определяется начальником вуза (факультета) по представлению кафедры.
Экзамен принимается лектором данного потока. В помощь основному экзаменатору решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине. В аудитории, где принимается экзамен (зачет с оценкой), могут одновременно находиться слушатели (курсанты) из расчета не более четырех экзаменующихся на одного экзаменатора.
К экзамену допускаются слушатели и курсанты, выполнившие все требования учебной программы и сдавшие зачет (зачеты) по данной дисциплине, предусмотренный в текущем семестре. Начальник кафедры по представлению преподавателя может освобождать от сдачи экзамена слушателей и курсантов, показавших отличные знания по результатам текущего контроля, с выставлением им оценки "отлично".
Защита курсовой работы (проекта, задачи) слушателями и курсантами производится в комиссии, назначенной начальником (заведующим) кафедры, с участием руководителя курсовой работы (проекта, задачи). При получении неудовлетворительной оценки обучающийся выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником вуза (факультета).
52. Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "незачтено". Оценка объявляется слушателю (курсанту) по окончании им ответа на экзамене (зачете). Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено") заносится в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку слушателя (курсанта). Оценка "неудовлетворительно" или "незачтено" проставляется только в экзаменационную ведомость и учебную карточку слушателя (курсанта). Экзаменационная ведомость подписывается начальником учебного отдела (факультета) и после проведения экзамена (зачета) хранится как документ строгой отчетности.
53. Государственная итоговая аттестация имеет целью проверить и оценить подготовленность выпускников, соответствие их подготовки требованиям государственных образовательных стандартов высшего или среднего профессионального образования и квалификационным требованиям к выпускникам по соответствующим специальностям; решить вопрос о присвоении выпускникам квалификации (степени) по полученной специальности и выдаче им дипломов государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании.
Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в установленном порядке. Виды аттестационных испытаний по каждой специальности устанавливаются учебным планом. Программа итогового междисциплинарного экзамена разрабатывается соответствующими кафедрами, рассматривается на ученом совете вуза (факультета), утверждается начальником вуза (факультета) и доводится до слушателей и курсантов не позднее чем за полгода до начала государственной итоговой аттестации.
На проведение государственной итоговой аттестации выделяется время из расчета не менее пяти дней для подготовки и сдачи каждого государственного экзамена, а также время для защиты выпускных квалификационных работ. Расписание государственных итоговых экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ утверждается начальником вуза и доводится до слушателей и курсантов не позднее чем за месяц до начала государственной итоговой аттестации.
Заочное обучение
54. Заочное обучение офицеров осуществляется в высших военно - учебных заведениях на факультетах (отделениях) заочного обучения <*> и проводится по рабочим учебным планам, разработанным вузом на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам, единым для очного и заочного обучения. Сроки заочного обучения, как правило, на один год больше сроков очного обучения.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства факультеты (отделения) заочного обучения для краткости будут именоваться факультетами заочного обучения.
Заочное обучение осуществляется путем проведения учебных сборов в высшем военно - учебном заведении и самостоятельной работы слушателей факультетов заочного обучения <*> в периоды между сборами. Продолжительность сборов - два месяца в году, сроки их проведения определяются рабочими учебными планами. По представлению начальника вуза решением начальника, которому подчинен вуз, продолжительность учебных сборов в году может быть изменена в пределах общего времени, отводимого на сборы за весь период обучения. Со слушателями - заочниками, зачисленными на первый курс, учебный сбор проводится непосредственно после окончания вступительных экзаменов.
--------------------------------
<*> Далее в тексте настоящего Руководства слушатели факультетов заочного обучения для краткости будут именоваться слушателями - заочниками.
В конце последнего учебного года проводится итогово - выпускной сбор. На его проведение дополнительно ко времени, установленному на учебный сбор, выделяется от 8 до 16 недель на разработку выпускной квалификационной работы, если она предусмотрена учебным планом, а также время для подготовки и сдачи государственных итоговых экзаменов (из расчета не менее пяти дней на каждый экзамен) и защиты выпускной квалификационной работы.
55. Учебная работа на факультете заочного обучения проводится преподавателями, которые закрепляются на учебный год за факультетом заочного обучения приказом начальника вуза и проводят со слушателями - заочниками все виды учебной работы на сборах и в период между ними до завершения обучения по данной дисциплине.
Высшее военно - учебное заведение обеспечивает слушателей - заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно - методическими материалами. Кафедры вуза в соответствии с учебными программами разрабатывают и выдают слушателям - заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению. Задания на выпускные квалификационные работы формируются с учетом служебной деятельности слушателей - заочников и выдаются им не позднее чем в период предпоследнего учебного сбора.
Высшее военно - учебное заведение предоставляет слушателям - заочникам возможность в период между сборами (в свободное от военной службы время и в период отпуска) получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать зачеты и экзамены. Для получения консультаций слушатели - заочники решением начальника факультета заочного обучения могут прикрепляться к другим высшим военно - учебным заведениям по согласованию с ними.
56. Учебные задания слушателям - заочникам планируются из расчета не более трех заданий в месяц. Выполненные работы представляются в вуз для рецензирования и предварительной оценки, срок их рецензирования на кафедрах не более семи дней. Заочно учебные задания не засчитываются, окончательная оценка выставляется после собеседования преподавателя со слушателем - заочником по выполненному заданию. Работа, признанная рецензентом неудовлетворительной, возвращается для доработки и повторного представления в вуз или выдается новое учебное задание с указанием срока его выполнения. Курсовые работы (проекты, задачи) предварительно оцениваются словами: "допускается к защите" или "не допускается к защите"; защита производится на кафедре в установленном порядке.
Пересылка учебных заданий и других учебно - методических материалов для слушателя - заочника оплачивается вузом за счет денежных средств, выделяемых на учебные расходы. Материалы высылаются по месту службы слушателя - заочника в адрес командира воинской части, начальника высшего военно - учебного заведения, начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил.
Пересылка выполненных слушателем - заочником учебных заданий в адрес вуза производится воинской частью, высшим военно - учебным заведением, организацией Вооруженных Сил по месту службы слушателя - заочника в установленном порядке.
57. На учебный сбор вызываются слушатели - заочники, выполнившие ко дню отправления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный курс. Разрешается вызывать на сборы слушателей - заочников, выполнивших учебные задания только по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае они обязаны выполнить остальные задания в период учебного сбора до начала экзаменационной сессии.
О времени прибытия на учебный сбор слушатель - заочник извещается за один месяц до его начала. Вызов направляется на имя командира воинской части, начальника военно - учебного заведения, начальника (руководителя) организации Вооруженных Сил и в копии - слушателю - заочнику.
58. Слушатели - заочники, прошедшие учебные сборы, сдавшие все зачеты и экзамены, приказом начальника вуза переводятся на следующий курс. Досрочный перевод на следующий курс, перевод на обучение по индивидуальному плану и сокращение общего срока обучения допускаются только в отношении отлично и хорошо успевающих слушателей - заочников по решению ученого совета вуза.
Слушатели - заочники, полностью выполнившие все требования рабочего учебного плана и учебных программ, приказом начальника вуза допускаются к государственной итоговой аттестации.
Слушатели - заочники, не сдавшие экзамены по одной или двум дисциплинам, должны ликвидировать учебную задолженность в сроки, установленные начальником факультета заочного обучения, но не позднее очередного учебного сбора. Пересдача экзамена может быть разрешена в период данного сбора.
Слушатели - заочники, не выполнившие задания или не сдавшие зачеты и экзамены по уважительным причинам, ликвидируют учебную задолженность в сроки, устанавливаемые начальником факультета заочного обучения. Решением начальника вуза они могут быть оставлены на повторное обучение на данном курсе, но не более двух раз в течение всего срока обучения, с освобождением от повторного выполнения учебных заданий и повторной сдачи экзаменов и зачетов по тем дисциплинам, по которым получены положительные оценки.
Слушатели - заочники, систематически не выполняющие учебные задания, не сдавшие в период учебного сбора экзамены по трем и более дисциплинам или не ликвидировавшие учебную задолженность в установленные сроки, отчисляются из высшего военно - учебного заведения.
59. Офицеры, обучавшиеся на факультетах заочного обучения и отчисленные по уважительным причинам, по представлению их прямых начальников могут быть решением начальника вуза восстановлены на заочное обучение, если с момента их отчисления прошло не более трех лет.
60. Командиры воинских частей, начальники высших военно - учебных заведений, начальники (руководители) организаций Вооруженных Сил в целях создания условий, необходимых для успешной самостоятельной работы подчиненных им слушателей - заочников, обязаны:
объявлять своим приказом о поступлении офицеров на заочное обучение в вуз и о переводе их с курса на курс;
слушателей - заочников ежегодно освобождать приказом от плановой командирской подготовки, кроме занятий и контрольных мероприятий по строевой, физической и огневой подготовке, предоставлять им три свободных дня в месяц помимо выходных и праздничных дней, а также два вечера в неделю для самостоятельной работы. Предоставлять возможность для работы с секретной литературой в вечернее время и в дни, отведенные для самостоятельной работы. Направлять в служебные командировки и на другие мероприятия с учетом их учебной загрузки и сроков проведения учебных сборов в вузах;
утверждать план самостоятельной работы слушателей - заочников на учебный год, контролировать его выполнение и своевременно по вызову вуза командировать их на учебные сборы. Назначать для слушателей - заочников консультантов из числа наиболее подготовленных и опытных офицеров;
направлять начальнику высшего военно - учебного заведения сведения об изменениях по службе, о случаях вынужденного перерыва в учебе, причинах неявки слушателей - заочников на учебные сборы. Высылать в вуз служебные карточки слушателей - заочников при убытии их на итогово - выпускной сбор;
возбуждать ходатайство перед начальником вуза о прекращении заочного обучения подчиненных офицеров, если они не могут совмещать исполнение должностных обязанностей с учебой или допускают грубые нарушения воинской дисциплины.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
61. Воспитательная работа является составной частью образовательной деятельности высшего военно - учебного заведения и одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза.
Основными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у слушателей и курсантов:
государственно - патриотического сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерс

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 04.01.2000 n 45-р О ПИСКУНОВЕ А.А.  »
Постановления и Указы »
Читайте также