ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ГТК РФ от 29.04.1998 n 13-01/3352 (ред. от 30.12.1999) ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 апреля 1998 г. N 13-01/3352
ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 30.12.1999 N 946)
В 1997 году таможенными лабораториями выполнено 18307 экспертиз и исследований - в 1,76 раза больше, чем в 1996 году. Исследовано 179180 объектов, в 2,72 раза больше, чем в 1996 году. Отмечается также рост в 1,4 раза обращений других правоохранительных и судебных органов в таможенные лаборатории о производстве различных видов экспертиз.
Косвенный экономический эффект по результатам проведенных экспертиз и исследований рассчитывался на основании полученных от таможенных органов справок обратной связи. В 1997 году он составил 365075,03 миллионов неденоминированных рублей (в 1,5 раза больше по сравнению с 1996 годом). Наибольшую долю полученного эффекта составили: экспертиза обращенных в федеральную собственность товаров - 31%, экспертиза криминалистических объектов - 32,5%, исследования классификационных характеристик товаров в технологиях ТО и ТК - 8,2%. На основании экспертных заключений из незаконного оборота выведено 460,32 кг наркотических и сильнодействующих средств, обращено в федеральную собственность золотых изделий - 54,8 кг, серебряных изделий - 133,6 кг, драгоценных и полудрагоценных камней - более 100 кг.
В настоящее время таможенные лаборатории в основном удовлетворяют потребностям таможенных органов в производстве экспертиз и исследований товаров и вещественных доказательств.
В основном закончилось формирование в оперативных таможнях РТУ экспертно-криминалистических подразделений.
Считаем и в будущем чрезвычайно актуальным дальнейшее развитие экспертных и криминалистических подразделений таможенных органов для наиболее полного экспертного и криминалистического обеспечения контролирующей и правоохранительной функций таможенных органов.
Вместе с тем обращаем внимание, что является недопустимым назначение товароведческих экспертиз и направление в ЦТЛ и ТЛ проб и образцов товаров с заведомо известными характеристиками, не вызывающими сомнений в достоверном декларировании товаров без предварительного проведения осмотра этих товаров с привлечением специалистов, что составило около 15 - 20% необоснованно назначенных от общего количества проведенных экспертиз в 1997 году.
Только по результатам квалифицированно проведенного осмотра может быть принято решение о назначении экспертизы.
Кроме того, объективность результатов экспертизы и оперативность ее выполнения в значительной степени обусловлены предоставлением эксперту, наряду с постановлением (поручением, определением) о назначении экспертизы и объектами экспертизы, дополнительных материалов, способствующих разрешению поставленных вопросов (информации об упаковке и маркировке товара, технологических инструкций производства и применения, описания качественных и технических характеристик, заключений других экспертных организаций и др.).
Обращаем внимание начальников таможенных органов и региональных таможенных лабораторий на необходимость обеспечения ими строгого исполнения требований, перечисленных в письме ГТК России от 16.01.98 исх. N 01-15/837 "О соблюдении таможенного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при производстве процессуальных действий с вещественными доказательствами и документами".
Ставим в известность, что ЦТЛ и РТУ по БТП утвердили совместную программу мероприятий по взаимодействию в вопросах борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактике. Один из пунктов этой программы предусматривает постоянный обмен между РТУ по БТП и ЦТЛ информацией о несоблюдении законодательства и нормативных актов ГТК России, допущенных при назначении и производстве экспертиз.
Наиболее распространенными нарушениями при назначении экспертиз являются: невыполнение установленных Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264 требований к оформлению поручений (постановлений), представление в ТЛ проб (образцов) товаров без надлежащего обеспечения сохранности упаковки, несоответствие перечисленных в поручении (постановлении) объектов представляемым на экспертизу (исследование), неправильное описание объектов без указания их индивидуальных особенностей (в особенности изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни), несоответствие в постановлении о назначении экспертизы описания направляемых на исследование объектов аналогичным характеристикам в протоколе процессуального действия, в ходе проведения которого они были изъяты, отсутствие сравнительных образцов печатей, штампов, бланков при назначении криминалистических экспертиз.
В практике имеются случаи, когда должностное лицо таможенного органа, назначая криминалистическую экспертизу, возлагает на эксперта обязанность сбора сравнительных образцов, что является недопустимым. Разъясняем, что в соответствии с п. 2.4 приложения 3 к Приказу ГТК от 25.06.93 N 264 "эксперт не вправе самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке".
В таможенных лабораториях при составлении заключения эксперта в некоторых случаях также допускаются нарушения, связанные с неполным описанием поступивших на исследование объектов и документов, вольной интерпретацией поставленных вопросов, а в отдельных случаях несоответствием выводов поставленному вопросу, неотражением в заключении последовательности всех стадий исследования, выходом эксперта за рамки своих прав разъяснениями содержания положений законодательных и правовых документов и другими разъяснениями правового характера.
Действующим законодательством определено, что предмет экспертизы может относиться к любой отрасли науки, техники, искусства, ремесла, за исключением вопросов правового характера, являющихся компетенцией органов расследования, прокурора, суда. Из этого следует, что запрещается ставить перед экспертом вопросы правового характера, а эксперт не вправе решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, давать оценку проведенных должностными лицами таможенных органов процедурно-процессуальных действий, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции. Вместе с тем эксперт вправе указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
В рамках укрепления взаимодействия в октябре 1997 года проведен совместный семинар экспертов-криминалистов ЦТЛ, ТЛ, РТУ по БТП, Московской и Западной оперативных таможен по вопросам координации и взаимопомощи в производстве криминалистических исследований, методического и технического обеспечения, выявления подделок акцизных и специальных марок, документов таможенного учета.
По итогам семинара считаем необходимым особо отметить состояние таможенного контроля подлинности акцизных марок алкогольной и табачной продукции.
Действующие акцизные марки не обладают достаточным уровнем защиты от подделок. В последнее время на экспертизу ЦТЛ и ТЛ поступают акцизные марки, выполненные на современном полиграфическом оборудовании с высокой степенью сходства с оригиналом, с соблюдением практически всех степеней защиты, предусмотренных техническими условиями производства завода-изготовителя. По мнению специалистов, массовому производству таких подделок способствовало в значительной степени то, что акцизные марки не менялись и их защита не совершенствовалась с начала их выпуска в 1995 году.
Эксперты ЦТЛ и ТЛ, имея на вооружении самую современную криминалистическую технику, все чаще сталкиваются с проблемами дачи категорического вывода о подлинности марок. При обращении за консультациями к разработчику марок, НИИ ГОЗНАКа, данные образцы были квалифицированы как "суперподделки". В связи с этим представляется необходимым обеспечивать более тщательную и квалифицированную проверку подлинности акцизных марок при таможенном оформлении и таможенном контроле с привлечением специалистов и использованием технико-криминалистических средств.
С целью оказания методической помощи при установлении подлинности акцизных и специальных марок уже в ходе осмотра, на стадиях таможенного оформления и таможенного контроля, ЦТЛ разработаны, согласованы с РТУ по БТП и направлены в оперативные таможни методики их криминалистических экспресс-исследований с учетом имеющегося опыта выявления подделок.
Одновременно начальникам таможенных органов необходимо проводить другие процессуальные и розыскные мероприятия по проверке подлинности акцизных и специальных марок.
В настоящее время в связи с существующими проблемами оперативного выполнения исследований большого количества объектов ЦТЛ и РТУ по БТП реализуют комплекс мер по упорядочению производства экспертиз изделий, содержащих драгметаллы и драгкамни. Успешно решаются вопросы организации предварительной диагностики товаров в таможнях центрального подчинения, обучения инспекторов на базе ЦТЛ с выдачей квалификационного свидетельства, оценки обращенных в федеральную собственность изделий совместно с Гохраном.
Для повышения эффективности таможенного контроля переработки товаров с привлечением профильных научно-исследовательских и производственных организаций разработаны и направлены для практического применения в региональные ТУ следующие методические документы с нормативами выхода продуктов переработки российского сырья:
нефтепродуктов - из сырой нефти;
алюминия - из глинозема;
труб - из слитков и сляба;
чугуна - из агломерата;
кабельной продукции - из катанки и слитков;
швейных изделий - из ткани;
подсолнечного масла - из семян подсолнечника.
Одновременно ЦТЛ определена невозможность идентификации продуктов переработки ряда товаров российского происхождения (в частности, кожевенного и древесного сырья), что нашло отражение в решении ГТК России об ограничении выдачи лицензий на переработку вне таможенной территории РФ (письмо ГТК от 06.01.98 N 01-15/147).
При оценке автомашин, предъявленных к таможенному оформлению, в ходе таможенного контроля, производства расследования по делам о НТП и дознания по уголовным делам надлежит использовать разработанную ЦТЛ и утвержденную ГТК России инструкцию по оценке стоимости автотранспортных средств для расчета таможенных платежей.
Просим довести до всех должностных лиц, занимающихся назначением и производством экспертиз, что в основу всего анализа экспертных исследований, проведенных по поручениям (постановлениям) таможенных органов, должна быть заложена последовательность проверки заключения по определенным правилам.
Отражение всех стадий исследования в заключении эксперта позволяет составить суждение о том, насколько полно проведена экспертиза. Каждая стадия имеет свое назначение и основное содержание. Отсутствие описания в какой-либо из стадий без объяснения со стороны эксперта уже должно вызывать сомнение в отношении правильности его действия, так как под отсутствием описаний может скрываться некомпетентность эксперта.
Анализируя экспертное заключение необходимо уяснять: исчерпаны ли экспертные возможности, которые должны быть полностью реализованы на каждой стадии.
В анализ подготовительной части экспертного заключения входит проверка таких обстоятельств.
1. Правильно ли поняты экспертом поставленные вопросы? Если формулировка вопросов скорректирована или сужена, то в тексте должно быть объяснение этому: либо вопросы неполные или неправильные, либо не входят в компетенцию данной экспертизы.
2. Отражено ли в заключении с достаточной полнотой как ознакомление эксперта со всеми необходимыми материалами дела, объектами исследования, так и тщательный их осмотр, установление особенностей, дающих основание эксперту в предстоящем исследовании применять те или иные методы и вспомогательные средства? Анализ заключения с этой точки зрения позволяет судить, все ли материалы и информация, заложенная в них, были использованы экспертом, какие из них были взяты за основу.
3. Какие методы, эксперименты, вспомогательные средства применял эксперт в исследовании? Должностное лицо таможенного органа вправе требовать, чтобы эксперт в своем заключении просто и понятно, наглядно описал сущность примененных им методов, вспомогательных средств, экспериментов. В противном случае сложно разобраться в его действиях и оценить их.
При оценке стадии исследовательской части заключения необходимо рассмотреть выделенные экспертом признаки с качественной и количественной стороны и решить: достаточно ли количество этих признаков, характерны ли они для всего объекта, правильно ли они оценены.
Если в задачу экспертизы входит сравнительное исследование, то эта стадия работы эксперта должна быть подробно описана. Причем описаны должны быть не только совпадения признаков, но и различия. Если различающихся признаков много, а совпадающих - незначительное количество и при этом вывод эксперта о тождестве положительный, то такой вывод эксперта должен анализироваться наиболее тщательно.
Анализ выводов экспертного заключения - завершающая стадия оценки экспертного заключения. Какими бы ни были выводы экспертов (положительные, отрицательные, предположительные), они должны быть проанализированы. Известно, что любой вывод эксперта сопряжен с субъективными отношениями, поэтому оцениваться они должны в совокупности с другими доказательствами по делу.
Важно анализировать не только и не столько форму вывода, сколько фактические данные, обнаруженные в процессе исследования, обосновывающие такой вывод.
Законом (ст. ст. 71, 80, 81 УПК РСФСР, 322, 326 ТК Российской Федерации) предусмотрено, что оценка заключения эксперта должна производиться по существу и в целом, вне отрыва элементов исследования друг от друга, в их логической связи.
Несоответствие вопроса и ответа - результат того, что эксперт использовал ненадлежащие сравнительные материалы, либо применил устаревшие методики, нормативы, шкалы оценок, либо не разобрался в документации, представленных материалах.
Оценка заключений экспертов всегда доступна и может быть правильно осуществлена. Выводы искусствоведческой, пробирной и ряда других специфических экспертиз можно также безошибочно оценить, если иметь представление об уровне развития той науки, в области которой проводилось исследование, и подвергнуть все исследование логическому анализу и сопоставлению.
Изучение дел о НТП и уголовных дел показывает, что в процессе оценки экспертных заключений и их выводов допускаются типичные ошибки и упущения, а именно:
1) признание выводов эксперта верными без проведения какой-либо оценки;
2) анализируется заключение не по существу, а с формальной стороны, больше внимания уделяется оформлению, соблюдению процессуальных требований, чем полноте, качеству и объективности исследования;

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ГТК РФ от 29.04.1998 n 13-01/3352 ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также