ВРЕМЕННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕБАЗ И АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (утв. Госкомэкологии РФ 21.12.1999)


Утверждено
Госкомэкологии РФ
21 декабря 1999 года
Введен впервые
Срок действия - 3 года
ВРЕМЕННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕФТЕБАЗ И АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Временное Методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций (далее - "Методическое руководство") предназначено для оценки экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций. Оценка экологического риска является составной частью решения задачи обеспечения экологической безопасности объектов, связанных с транспортированием, хранением и реализацией нефтепродуктов, способствует предупреждению и предотвращению аварийных ситуаций, в результате которых может быть нанесен ущерб окружающей природной среде, здоровью и жизни людей, нарушены условия нормальной жизнедеятельности территорий.
1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы положения следующих законодательных и нормативных документов:
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 N 2061-1;
Федеральный закон "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ;
Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 N 52-ФЗ;
Федеральный закон "Об особо охраняемых территориях" от 14.03.95 N 33-ФЗ;
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 N 174-ФЗ;
Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.98 N 71-ФЗ;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ;
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды воздействия" от 28.08.92 N 632;
Постановление Совета Министров - Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" от 28.01.93 N 77;
Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. Утв. Минприроды России 18.07.94;
Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов от 27.11.92. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Изменены письмом Минприроды России от 18.08.93 N 03-15/65-4400;
Инструктивно - методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды России 26.01.93, согласованы Минэкономики России 20.01.93 и Минфином России 25.01.93; зарег. Минюстом России 24.03.93, N 190;
Рекомендации по определению предельных размеров платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды России 09.12.93, согласованы Минэкономики России 06.12.93 и Минфином России 08.12.93.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем документе используются следующие термины и определения:
авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05-94);
вредное воздействие - воздействие хозяйственной и иной деятельности на природный объект, в результате которого происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования объекта или его части (участка);
риск экологический - количественная характеристика экологической опасности объекта СНПО, оцениваемая произведением вероятности возникновения на объекте аварии (инцидента, происшествия) на ущерб, причиненный природной среде этой аварией и ее непосредственными последствиями;
ущерб - выражение в денежной форме результатов вредного воздействия аварии и ее последствий на окружающую природную среду.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Методическое руководство предназначено для государственных природоохранных органов, а также других органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за обеспечением экологической безопасности опасных производственных объектов, для предприятий и организаций различных форм собственности, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций и нефтебаз. Методическое руководство может использоваться природоохранными органами в целях осуществления государственного экологического контроля и аудита, а также аудиторскими и страховыми компаниями.
3.2. Методическое руководство определяет порядок проведения оценки экологического риска предприятий, деятельность которых связана с транспортированием, хранением и реализацией нефтепродуктов в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84, включая стационарные (АЗС), контейнерные (КАЗС) автозаправочные станции и автозаправочные комплексы (АЗК) и базы хранения нефтепродуктов (кроме нефтебаз, входящих в топливно - энергетический комплекс Российской Федерации), далее - система нефтепродуктообеспечения (СНПО).
3.3. Результаты оценки экологического риска могут быть использованы для решения вопросов, связанных с:
- обеспечением экологически безопасной эксплуатации АЗС и нефтебаз (особенно при экстремальных ситуациях);
- проведением сравнительной оценки экологической опасности сходных объектов СНПО;
- разработкой материалов по оценке воздействия объектов СНПО на окружающую среду;
- проведением сертификации АЗС и нефтебаз в части выполнения экологических требований;
- выдачей разрешений на землеотвод, землепользование и водопользование;
- получением и продлением лицензий по следующим видам деятельности: транспортирование, хранение и реализация нефтепродуктов;
- проведением экологического страхования и экологического аудита.
3.4. Пересмотр (уточнение) результатов оценки экологического риска производится в случаях:
- изменения условий производства, влияющих на обеспечение экологической безопасности (в срок не позднее 6 месяцев после изменений);
- изменения состояния природной среды, размещения новых предприятий и объектов городской инфраструктуры вблизи объектов СНПО (в срок не позднее 6 месяцев после изменений);
- изменения действующих требований (правил и норм) в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности (в срок не позднее 1 года после изменений);
- в случаях выявления на объектах СНПО серьезных нарушений природоохранного законодательства, требований безопасной эксплуатации.
В последнем случае при оценке экологического риска возможен учет дополнительных факторов негативного воздействия объекта СНПО на природную среду в соответствии с методологией настоящего Руководства.
3.5. Количественное сравнение получаемых оценок экологического риска для различных объектов СНПО рекомендуется проводить только в пределах установленных классов объектов (классификация приведена в Приложении 1), качественное сравнение возможно и для объектов из разных классов.
3.6. Основные условные обозначения:
АЗК - автозаправочный комплекс;
АЗС - автозаправочная станция;
БГЦ - биогеоценоз;
КАЗС - контейнерная АЗС;
ЛВЖ - легковоспламеняющиеся жидкости;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
СНПО - система нефтепродуктообеспечения;
ТВС - топливно - воздушная смесь;
С - ущерб от загрязнения атмосферного воздуха при испарении
ав
нефтепродуктов, тыс. руб.;
п
С - ущерб от загрязнения атмосферного воздуха при сгорании
ав
нефтепродуктов, тыс. руб.;
С - ущерб от загрязнения поверхностных вод, тыс. руб.;
в
С - ущерб от загрязнения земель, тыс. руб.;
з
С - ущерб от деградации земель, тыс. руб.;
зд
С - ущерб от сверхлимитного размещения отходов;
отх
С - ущерб лесопарковым массивам, тыс. руб.;
лес
С - ущерб животному и растительному миру (кроме леса), тыс.
био
руб.;
1
СSUM - суммарный экологический ущерб от первичных источников
аварии, тыс. руб.;
2
СSUM - суммарный экологический ущерб от вторичных источников
аварии, тыс. руб.;
d - диаметр области свободного растекания, м;
d - диаметр резервуара, м;
рез
I* - интенсивность теплового излучения, кДж/кв. м x с;
К - коэффициент индексации величины ущерба в соответствии с
и
изменением уровня цен;
К - коэффициент экологической ситуации и экологической
эав
значимости территории по состоянию атмосферного воздуха;
К - коэффициенты экологической ситуации и экологической
эв
значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек;
К - коэффициент экологической ситуации и экологической
эз
значимости территории;
М - масса ТВС, кг;
М - максимальная масса нефтепродуктов в резервуаре, т;
0
М - масса нефтепродуктов, попавших в водные объекты, кг;
вод
N - количество операций загрузка / выгрузка за год;
1
N* - среднее значение "вероятностного" числа;
n - коэффициент, учитывающий уровень организации обеспечения
0
безопасности;
Р - оценка частоты аварий;
Q - удельная теплота пожара, кДж/кв. м x с;
0
R - радиус зоны бризантного действия взрыва, м;
1
R - радиус зоны огненного шара, м;
2
R - "безопасное" расстояние для интенсивности теплового
б
излучения I*, м;
Risk - экологический риск;
S - площадь внутри обвалованной (огражденной) территории, кв.
0
м;
S - площадь загрязнения земель, кв. м;
з
S - площадь горизонтального сечения на уровне крыши
р
резервуара, кв. м;
t - время существования разлития, с;
р
t - продолжительность существования огненного шара, с;
св
Т - температура воздуха, °C;
воз
U - тепловой импульс, кДж/кв. м;
т
V - вместимость резервуара, куб. м;
0
V - объем разлившихся нефтепродуктов, куб. м;
нп
V - объем дополнительной емкости для предотвращения утечек
д
нефтепродуктов, куб. м;
V - скорость ветра, м/с;
вет
ДЕЛЬТА Р - избыточное давление на внешней границе зоны
фош
огненного шара;
R
ДЕЛЬТА Р - избыточное давление в зоне действия ударной волны
ф
при R > R ;
2
ро - плотность нефтепродуктов, кг/куб. м.
нп
3.7. Для обеспечения эффективности использования Методического руководства разработано программное обеспечение "ECOL" (версия 1.0), функционирующее на IBM-совместимых компьютерах с установленной операционной системой Widows95 и выше. Исходные тексты программного обеспечения хранятся у разработчиков Методического руководства.
4. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ВЕЛИЧИНУ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
ПРИ АВАРИЯХ НА ОБЪЕКТАХ СНПО
4.1. Сценарии развития аварийных
ситуаций на объектах СНПО
4.1.1. При оценке экологического риска для объектов СНПО рассматриваются сценарии развития наиболее тяжелых аварийных ситуаций, в результате которых может быть нанесен значительный ущерб окружающей природной среде. В качестве таких сценариев рассматриваются:
- разлив нефтепродуктов при мгновенном разрушении емкостей (если все емкости объекта СНПО подземные, то в качестве источника разлива рассматривается авто- или железнодорожная цистерна);
- пожар в резервуаре с нефтепродуктами;
- взрыв резервуара с нефтепродуктами.
Для первого сценария рассматриваются два варианта развития аварии:
- отсутствие возгорания разлившихся нефтепродуктов;
- возникновение пожара разлития.
4.1.2. Каждый из сценариев рассматривается для двух исходных ситуаций:
- мгновенное разрушение одиночной емкости, содержащей максимальный, по требованиям условий эксплуатации данного объекта СНПО, объем нефтепродуктов;
- мгновенное разрушение двух близрасположенных емкостей, содержащих максимальные, по требованиям условий эксплуатации данного объекта СНПО, объемы нефтепродуктов.
4.1.3. Основными факторами, определяющими величину ущерба, наносимого природной среде в результате аварий, являются:
загрязнение нефтепродуктами компонентов природной среды, характеризующееся:
- площадью и степенью загрязнения земель;
- объемом нефтепродуктов, попавших в водные объекты;
- количеством загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух (в том числе при горении нефтепродуктов);
воздействие ударной волны на представителей животного и растительного мира, на вторичные источники воздействия на природную среду;
тепловое воздействие взрыва и пожара на представителей животного и растительного мира, на вторичные источники воздействия на природную среду.
4.1.4. При проведении процедуры оценки экологического риска расположенные вблизи аварийного резервуара предприятия и сооружения, содержащие опасные вещества (в том числе очистные сооружения, сливно - наливные эстакады, тарные хранилища и др.), средства транспортировки опасных грузов (трубопроводы, авто- и железнодорожные цистерны), попадающие в зону воздействия ударной волны и теплового импульса, рассматриваются как вторичные источники загрязнения природной среды (эффект "домино" при развитии аварии). Негативные для природной среды последствия разрушения вторичных источников рассматриваются в соответствии с процедурой, применяемой к первичным источникам воздействия.
4.1.5. В качестве дополнительного компонента рассматривается ущерб, наносимый природной среде при ликвидации последствий аварии, - деградация почвы в результате замены загрязненного нефтепродуктами грунта, складирование грунта для последующей его очистки (восстановления).
4.1.6. Кроме ущерба, наносимого природной среде, в качестве дополнительного фактора, уточняющего экологическую опасность объекта СНПО, для рассматриваемых аварийных ситуаций рассчитываются:

ПИСЬМО Минобразования РФ от 21.12.1999 n 22-52-182ин/22-23 О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ И ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также