ПРИКАЗ Госкомзема РФ от 21.12.1999 n 110 О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (вместе с ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ Генпрокуратуры РФ от 22.11.1999 n 23д/5-99)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИКАЗ
от 21 декабря 1999 г. N 110
О МЕРАХ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В целях устранения нарушений земельного законодательства, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.11.99 N 23д/5-99 (Приложение 1), и усиления контроля за использованием и охраной земель федерального железнодорожного транспорта приказываю:
1. Управлению госземинспекции (Громов С.Л.):
организовать проведение в 2000 - 2001 годах целевых проверок использования земель федерального железнодорожного транспорта;
в срок до 1 июня 2000 года разработать и направить в территориальные органы Госкомзема России порядок и программу проведения указанных проверок;
в срок до 1 декабря 2001 года обобщить результаты проверок и, при необходимости, совместно с МПС России подготовить предложения по совершенствованию законодательства в части распоряжения землями федерального железнодорожного транспорта.
2. Управлению государственных земель (Третьяков В.Е.) и Юридическому управлению (Могусев В.Ф.) в трехмесячный срок подготовить предложения о разработке нормативного правового документа, регулирующего вопросы изъятия и предоставлении земель, находящихся в федеральной собственности.
3. Управлению мониторинга земель (Самратов У.Д.), Управлению государственных земель (Третьяков В.Е.) совместно с Управлением земельной реформы и землеустройства (Спиридонов В.Ф.), Управлением государственного земельного кадастра (Тугбаев В.А.) по согласованию с МПС России в 6-месячный срок подготовить и направить на регистрацию в Минюст России разъяснения о порядке установления и утверждения границ земель федерального железнодорожного транспорта.
4. Территориальным органам Госкомзема России:
в соответствии со своей компетенцией принять необходимые меры по устранению нарушений земельного законодательства, отмеченных в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
при установлении фактов принятия не соответствующих законодательству Российской Федераций нормативных правовых актов по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта направлять в принявшие их органы предписания об отмене указанных актов, а также соответствующие уведомления в органы государственной регистрации прав на землю. В случае непринятия в месячный срок мер по отмене неправомерного нормативного правового акта информацию об этом с необходимыми материалами (копия нормативного правового акта, необходимые выписки из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, которые были нарушены при его принятии, копия предписания комзема об отмене неправомерного нормативного правового акта и др.) направлять в прокуратуру либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российский Федерации, в суд;
при рассмотрении вопросов, связанных с использованием земель железнодорожного транспорта, строго руководствоваться Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным Приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц и зарегистрированным Минюстом России 27 июля 1999 г. N 1848 (приложение 2) <*>;
--------------------------------
<*> Не приводится.
провести в 2000 - 2001 годах с участием других заинтересованных органов целевые проверки использования и охраны земель федерального железнодорожного транспорта;
внести в органы управления железными дорогами предложения по созданию групп внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель федерального железнодорожного транспорта с выдачей им удостоверений установленного образца и предоставлением права составления протоколов по нарушениям земельного законодательства;
активизировать работу по проведению инвентаризации земель железнодорожного транспорта и установлению границ полосы отвода железных дорог;
совместно с органами управления железными дорогами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность привлечения дополнительных средств на проведение работ по инвентаризации земель железнодорожного транспорта, в том числе за счет средств железных дорог, бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования, не запрещенных законодательством;
информацию о принятых мерах по устранению нарушений земельного законодательства и недостатков, отмеченных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в деятельности комземов, представить вместе с отчетом о госземконтроле за 2000 год.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей председателя комитета Алакоза В.В. и Варенова Б.С.
Председатель Комитета
С.И.САЙ



Приложение 1
к Приказу Госкомзема России
от 21 декабря 1999 г. N 110
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 22 ноября 1999 г. N 23д/5-99
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
СВЯЗАННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с транспортными прокурорами и прокурорами субъектов Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства об использовании земель федерального железнодорожного транспорта, которой выявлены многочисленные нарушения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями федерального железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Во исполнение этих требований Министерством путей сообщения Российской Федерации Приказом N 26Ц от 15.05.99 утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог.
Как показала проверка, практически во всех регионах требования данного законодательства должным образом не исполняются. Одной из основных причин нарушений является отсутствие у предприятий железных дорог правоустанавливающих документов на постоянное пользование закрепленными за ними земельными участками, включая полосу отвода, что во многом обусловлено незаконченной инвентаризацией земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" утверждено Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, которым предусматривалось проведение сплошной инвентаризации земель. Эта работа была возложена на Комитет Российской Федерации по земельной реформе и земельным ресурсам (ныне Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике) и его территориальные подразделения (далее - земельные комитеты).
Требования об инвентаризации земель содержатся и в Указе Президента Российской Федерации от 23.04.93 N 480 "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.07.93 N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам", в соответствии с которым в течение 1993 - 1995 гг. земельным комитетам было поручено провести инвентаризацию земель всех категорий, не используемых в сельскохозяйственном производстве.
В нарушение этих нормативно - правовых актов инвентаризация во многих регионах еще не закончена, а в ряде местностей вообще не проводилась. В результате правовой статус большого количества земельных участков, занимаемых предприятиями железнодорожного транспорта, до настоящего времени не урегулирован. Местные земельные комитеты неправомерно затягивают проведение инвентаризации, а иногда и прямо отказывают железным дорогам в ее осуществлении и выдаче правоустанавливающих документов.
В настоящее время земельным комитетом г. Санкт - Петербурга ГУП "Октябрьская железная дорога" выдано лишь одно свидетельство на право постоянного пользования землей на участке Лигово - Гатчина. На остальные земли железнодорожного транспорта оформляются временные свидетельства о землепользовании, служащие основанием для установления и взимания земельного налога и не являющиеся документами, удостоверяющими право на земельные участки.
На Московской железной дороге до настоящего времени отсутствуют правоустанавливающие документы на земли, расположенные в полосе отвода Московско - Курского, Московско - Смоленского, Курского, Смоленского, Тульского отделений дороги. Аналогичная ситуация сложилась во Владимирской и Нижегородской областях, Республиках Коми и Татарстан и многих других транспортных регионах.
В результате указанных нарушений на многих предприятиях железнодорожного транспорта в качестве правоустанавливающих документов используются схемы полосы отвода, утвержденные местными органами власти еще в 30 - 40 годах (Октябрьская, Московская, Северо - Кавказская железные дороги и др.). Это обстоятельство нередко используют органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальные земельные комитеты, принимая нормативные акты и осуществляя другие действия, нарушающие права и законные интересы предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта по вопросам владения, пользования и распоряжения землями, предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании решения администрации Привокзального района г. Тулы от 18.03.99 N 225 муниципальное предприятие "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" самоуправно передало по договору аренды ООО "Фирма "Курьер" земельный участок железной дороги.
Распоряжением главы территориального управления Красносельского административного района г. Санкт - Петербурга по согласованию с земельным комитетом предпринимателю Орлову Ю.А. в аренду сроком на три года был предоставлен земельный участок, расположенный в полосе отвода Октябрьской железной дороги. Подобные факты носят массовый характер и на других железных дорогах (Горьковская, Дальневосточная, Северная и т.д.).
Указанные нарушения обусловлены ненадлежащим контролем, а порой и прямым попустительством со стороны земельных комитетов, не выполняющих функций, возложенных на них ст. 108 Земельного кодекса РСФСР, Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, и другими нормативными актами.
Вопреки требованиям законодательства земельные комитеты нередко из местнических интересов идут на поводу у органов власти, местного самоуправления, не пресекают их незаконную деятельность по распоряжению землями федерального железнодорожного транспорта. Отдельными земельными комитетами в целях оправдания противоправных решений местного руководства допускается произвольное толкование действующего законодательства, связанного с использованием земель транспорта.
Так, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Ярославской области в своем письме в ГУП "Северная железная дорога" от 26.08.99 N 05-10/534 разъяснил, что до выхода нового Земельного кодекса Российской Федерации, введения в действие Федерального закона "О государственных и муниципальных землях", принятия постановления Правительства Российской Федерации о порядке управления федеральными землями сохраняется прежний порядок предоставления земельных участков, в том числе в полосе отвода железных дорог. Согласно этому порядку решение о предоставлении земель в пользование или аренду принимает администрация муниципального образования, а с железной дорогой производится лишь согласование данного вопроса.
Особенно следует отметить позицию Московского земельного комитета, утверждающего, что в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" все земли, находящиеся на территории города, в том числе и земли железнодорожного транспорта, являются собственностью г. Москвы. На этом основании в 1995 - 1996 гг. в нарушение требований ст. 421 ГК РФ большинству столичных предприятий железнодорожного транспорта земельными комитетами столицы были разосланы уведомления о необходимости заключения договоров аренды земельных участков с Правительством Москвы под угрозой привлечения к административной ответственности.
Более того, земельными комитетами г. Москвы выносятся незаконные предписания в адрес предприятий железнодорожного транспорта о расторжении договоров о временном пользовании сторонними организациями землями транспорта, чем грубо нарушаются положения ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте".
Аналогичные нарушения имели место в г. Санкт - Петербурге, Краснодарском и Хабаровском краях, Тюменской, Смоленской, Новгородской, Воронежской областях, Кабардино - Балкарской Республике и многих других регионах.
При отсутствии контроля за использованием земель железнодорожного транспорта со стороны земельных комитетов и собственно предприятий железнодорожного транспорта, координации между ними широко распространена практика самовольного захвата этих земель юридическими лицами и гражданами.
На территории Пушкинского района г. Санкт - Петербурга в ходе проверки установлены факты длительного самовольного захвата огородническими товариществами "Лето", "Надежда", "Восток" и "Болотное" земельных участков Октябрьской железной дороги. В Воронежской области прокурорами выявлено 40 объектов, самоуправно выстроенных на землях Юго - Восточной железной дороги. Подобные факты характерны и для других транспортных регионов.
При пользовании землями (сдаче в аренду, во временное пользование и т.д.) допускаются также нарушения законодательства, регулирующего безопасность движения, пожарную безопасность.
Постановлением главы администрации г. Ростова - на - Дону от 16.10.96 N 1557 у Ростовского отделения Северо - Кавказской железной дороги изъят земельный участок площадью 0,07 га, являющийся полосой отвода железной дороги, который был передан в аренду ООО "Донинтас" для строительства АЗС с подземным хранением горюче - смазочных материалов (ГСМ) в зоне повышенной опасности (на расстоянии 15 м от железнодорожного полотна, с интенсивным движением

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 21.12.1999 n В-2836у О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК ПРАВИЛЬНОСТИ ЗАТРЕБОВАНИЯ, ВЫДАЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПЛАТНЫХ БИЛЕТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также