ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.12.1999 n 202-О ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ДВОРНИКОВА МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ, МЭРА И ВИЦЕ-МЭРА МОСКВЫ И СОВЕТНИКОВ РАЙОННОГО СОБРАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 1999 г. N 202-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ДВОРНИКОВА
МИХАИЛА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА
НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ, МЭРА И ВИЦЕ-МЭРА МОСКВЫ И СОВЕТНИКОВ
РАЙОННОГО СОБРАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина М.В. Дворникова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. В Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба гражданина М.В. Дворникова, в которой он требует признать неконституционными положение пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, допускающей установление законами субъектов Российской Федерации минимального возраста кандидата на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и положение пункта 7 статьи 4 Закона города Москвы от 7 июля 1999 года "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", согласно которому мэром и вице-мэром могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 30 лет на день выборов.
По мнению заявителя, оспариваемые положения ограничивают его конституционное право быть избранным в органы государственной власти и противоречат статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (часть 3) и 60 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий, предусмотренных частью второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", уведомлял М.В. Дворникова о несоответствии его жалобы требованиям данного Закона. Однако в очередном обращении, поступившем 24 ноября 1999 года, заявитель требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному вопросу.
2. Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, решением Московской городской избирательной комиссии от 16 сентября 1999 года М.В. Дворникову, выдвинутому кандидатом на должность мэра Москвы путем самовыдвижения, было отказано в выдаче справки для открытия специального избирательного счета в связи с отсутствием у него пассивного избирательного права. При этом Московская городская избирательная комиссия руководствовалась положениями пункта 6 статьи 28 и пункта 7 статьи 4 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве". Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, куда М.В. Дворников обратился с жалобой, отказала в удовлетворении его требований, подтвердив соответствие решения Московской городской избирательной комиссии положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве", касающимся достижения гражданином 30-летнего возраста как условия реализации пассивного избирательного права.
3. Положение пункта 7 статьи 4 Закона города Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" основывается на положении пункта 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которое уже было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующим Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов положение пункта 6 статьи 4 этого Федерального закона о возможности установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных (ограничительных) условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права, связанных с достижением определенного возраста, в пределах, предусмотренных федеральным законом, а именно: на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст не может превышать 21 год, на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации - 30 лет, на выборах в органы местного самоуправления - 21 год.
Конституционный Суд Российской Федерации при этом исходил из правовой позиции, выраженной им ранее в Постановлении от 27 апреля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Башкортостан и Законов Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" и "О выборах Президента Республики Башкортостан", согласно которой федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации их полномочий, в том числе предоставленных им федеральным законодателем, надлежит действовать, в частности, с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1), а ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законодателем и должны быть соразмерны предусмотренным самой Конституцией Российской Федерации целям (статья 55, часть 3). На реализацию этих требований, констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, направлен и пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дворникова Михаила Владимировича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено Постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 09.12.1999 n 203-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА БАРЫШЕНКО ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также