ПРИКАЗ Госкомвуза РФ от 26.07.1994 n 777 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 26 июля 1994 г. N 777
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Во исполнение Постановления Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 21 июня 1993 г. N 8 "О реализации Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте" и в целях обновления содержания физической культуры студентов, усиления ее образовательных и развивающих функций приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Примерную учебную программу по физической культуре и Инструкцию по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, разработанные совместно с Научно-методическим советом по физической культуре, и ввести их в действие с 1 сентября 1994/95 учебного года в высших учебных заведениях (кроме академий и институтов физической культуры, факультетов физической культуры университетов и педагогических институтов).
2. Управлениям (отделам) высших учебных заведений министерств и ведомств:
2.1. На основе Примерной учебной программы по физической культуре разработать и ввести в действие в подведомственных высших учебных заведениях примерные отраслевые учебные программы по физической культуре.
2.2. Обязать ректоров высших учебных заведений:
2.2.1. Начиная с 1994/95 учебного года предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 учебных часов на дисциплину "Физическая культура" в обязательном базовом курсе на весь период обучения на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Дополнить базовый курс элективными (с выбором видов спорта или систем физических упражнений) и факультативными занятиями в объеме одного - трех часов в неделю.
2.2.2. На всех годах обучения ввести семестровые зачеты и по завершении - итоговую аттестацию по физической культуре (экзамен).
2.2.3. Разработать рабочие учебные программы с учетом особенностей профессиональной подготовки специалистов, этнокультурных и климато-географических условий.
2.2.4. С целью осуществления врачебного контроля за состоянием здоровья студентов, занимающихся физической культурой и спортом, ежегодно организовывать и проводить их медицинское обследование.
2.2.5. Совместно с местными органами управления физической культурой и спортом, общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, общественными и физкультурно-спортивными организациями вузов организовать проведение дополнительных учебных и внеучебных занятий по популярным среди студенческой молодежи видам физических упражнений, спорта, туризма сверх нормы часов, установленной в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, за счет средств местных бюджетов и бюджетов перечисленных организаций с тем, чтобы режим целенаправленной двигательной активности студентов составлял не менее 6 - 8 часов в неделю.
2.2.6. Обеспечить качество образовательной и профилированной психофизической подготовки, являющейся составной частью процесса формирования специалистов, эффективным средством сохранения и укрепления их здоровья.
2.2.7. Для определения динамики физической подготовленности студентов проводить ежегодную оценку развития основных физических качеств по тестам и контрольным упражнениям Примерной учебной программы по физической культуре.
2.3. Рекомендовать ректорам высших учебных заведений проводить контрольное тестирование по физической подготовке абитуриентов, поступающих на специальности, требующие выраженного уровня развития физических качеств, двигательных умений и навыков, обусловленных особенностями будущей профессии.
3. Управлению гуманитарного образования (Серикову В.В.) совместно с Научно-методическим советом по физической культуре:
3.1. Разработать программы повышения квалификации для преподавателей физического воспитания в соответствии с новым содержанием настоящей Примерной учебной программы по физической культуре.
3.2. Совместно с управлениями (отделами) высших учебных заведений министерств и ведомств организовать и провести в 1994/95 учебном году для заведующих кафедрами физического воспитания семинары-совещания по реализации основных положений Примерной учебной программы по физической культуре для высших учебных заведений и научно-методические конференции по проблемам совершенствования программно-методического обеспечения учебного процесса по физической культуре и качества образовательной и психофизической подготовленности специалистов к работе по избранной профессии.
3.3. Совместно с Российским союзом ректоров образовать в составе региональных советов ректоров комиссии (секции) по вопросам развития физической культуры и студенческого спорта.
3.4. В течение 1994/95 учебного года обеспечить подготовку и издание нового поколения учебной литературы по физической культуре для высших учебных заведений.
3.5. Организовать и провести в 1995 году Всероссийскую научно-практическую конференцию "Физическая культура в системе гуманитарного образования".
4. Считать утратившим силу Приказ Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 25.01.91 N 64 "О введении Всероссийской базисной учебной программы "Физическая культура" для высших учебных заведений".
Не применять на территории Российской Федерации Приказ Минвуза СССР от 15.05.78 N 525 "Об утверждении Инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений", общесоюзную базисную учебную программу по физической культуре для высших учебных заведений, введенную в действие Приказом Гособразования СССР от 07.08.90 N 555.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Шадрикова В.Д.
Председатель
В.Г.КИНЕЛЕВ



Утверждена
Приказом
Государственного комитета
Российской Федерации
по высшему образованию
от 26 июля 1994 г. N 777
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Она выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.
Содержание Примерной учебной программы для вузов по физической культуре (далее - Программа) определяется "Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
На основе настоящей Программы кафедры физического воспитания разрабатывают рабочие программы, в которые могут вносить научно обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения с учетом национальных, регионально-территориальных, климатических, социокультурных, материально-технических условий, особенностей профессиональной подготовки студентов, наличия и квалификации педагогических кадров.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
- социально-биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа и стиля жизни;
- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела Программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный, или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
Содержание обязательных лекций в обобщенном виде должно включать в себя: основные понятия и термины; ведущие научные идеи; основные закономерности, теории, принципы, положения, раскрывающие сущность явлений в физической культуре, объективные связи между ними; тематическую информацию и научные факты, объясняющие и формирующие убеждения. По некоторым темам лекции включают в себя рекомендации по предметно-операциональному использованию полученных знаний и приобретению практического опыта в занятиях избранным видом спорта или системой физических упражнений. Обязательный лекционный материал может дополняться теоретическими занятиями, темы которых определяются вузом самостоятельно. К каждой лекции кафедра физического воспитания должна предоставить студентам список рекомендуемой (доступной) литературы. Контрольные вопросы по обязательным темам 1 - 11 Программы представлены в Приложении 1.
Первый год обучения (обязательная тематика)
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов (2 часа)
Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания.
Содержание. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры (4 часа)
Основные понятия: организм человека, функциональная система организма, саморегуляция и самосовершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические

ПРИКАЗ ФСНП РФ от 01.12.1999 n 425 ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЕЖДУ ФСНП РОССИИ И БАНКОМ РОССИИ (вместе с СОГЛАШЕНИЕМ..., утв. ФСНП РФ 02.11.1999 n ВС-3822, ЦБ РФ 03.11.1999 n 01-01/5122)  »
Постановления и Указы »
Читайте также