Письмо госналогслужбы рф от 28.03.1995 n юу-6-03/167 обзор о состоянии работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах с доходов и имущества физических лиц


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 марта 1995 г. N ЮУ-6-03/167
В соответствии с решением коллегии Государственной налоговой службы Российской Федерации от 03.01.95 N 56 п. 2.1 направляется обзор о состоянии работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах с доходов и имущества физических лиц для изучения и применения в практической работе.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Ю.М.УЛЬЯНОВ



ОБЗОР
О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО
КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ
С ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В течение 1994 года и января - февраля т.г. вопросы налогообложения доходов и имущества физических лиц неоднократно рассматривались на заседаниях коллегии и в приказах Службы. Внимание к этим вопросам обусловлено их ролью.
Значение этого участка работы определяется не только местом налогов в консолидированном бюджете (13%), но еще в большей степени тем, что во взаимоотношения с государством вовлечено: по подоходному налогу - 110 млн., по налогам на имущество - 36 млн. физических лиц и по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога - 2 млн. юридических лиц. По существу, более 45 тысяч должностных лиц налоговых органов соприкасаются лицом к лицу с десятками миллионов граждан по самому щепетильному для них вопросу - изъятия более 9% их денежных доходов в уплату налогов. При этом сфера этих контактов возрастает, так как в нее вовлекаются все новые и новые физические лица и работники налоговых органов.
Так, за 1992 - 1994 гг. число работников налоговых органов и подконтрольных им объектов (физических и юридических лиц) возросло в 3 раза и продолжает расти.
В настоящее время почти 62 млн. человек имеет основное место работы и более 58 млн. человек получают доходы от предприятий на основании гражданско-правовых договоров (в том числе подрядных, издательских и купли - продажи), а также в виде заработной платы по совместительству, дивидендов по акциям и процентов по другим ценным бумагам. Кроме того, около 2 млн. физических лиц имеют доходы от занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью и более 2 млн. - от сдачи внаем (аренду) помещений, другого имущества, частной нотариальной и других видов деятельности. Дальнейший процесс увеличения числа безработных граждан, развития малого бизнеса, а также расширения вторичной занятости населения вызывает рост числа плательщиков подоходного налога и в особенности тех, кому налог будут исчислять налоговые органы.
В 1994 году налоговые органы учли на 10,3 млн. собственников строений, помещений и водно-воздушных транспортных средств больше, чем в 1993 году, в том числе на 7 млн. человек в связи с приватизацией жилья и нежилых помещений. Этот процесс продолжается и будет продолжаться в дальнейшем (приватизировано лишь 31% квартир, подлежащих приватизации).
За 1994 год налоговые органы обеспечили поступление в бюджет 17,5 трлн. руб. налогов с доходов и имущества физических лиц (в доходах бюджета на 1994 год эти поступления были предусмотрены в сумме 14,6 трлн. рублей). В текущем году в бюджет заложены поступления налогов в сумме 27 трлн. руб., в т.ч. в федеральный бюджет - 2,6 трлн. рублей. За 2 месяца т.г. всего поступило в консолидированный бюджет 3,7 трлн. руб. или 13,7% годовой суммы.
Недоимка по подоходному налогу, начисляемому налоговыми органами, на 1 января 1995 года составила 10,6 млрд. руб. (3,8% к поступившей сумме) и возросла против 1 января 1994 года в 9,2 раза. На 1 марта т.г. она составила 10,4 млрд. рублей. Одна из причин роста недоимки - доначисление крупных сумм налога и санкций и, как следствие, - взыскание недоимки через суды и розыск физического лица, что, как правило, длится значительное время.
Приведенные данные свидетельствуют о повышении значимости полного и своевременного учета плательщиков, объектов обложения и поступления в бюджет налогов с физических лиц.
В этой связи возрастает ответственность работников налоговых органов, занимающихся налогообложением физических лиц за выполнение возложенных на них функций.
Наиболее важными функциями Госналогслужбы России и госналогинспекций по субъектам Российской Федерации являются разработка предложений по совершенствованию законодательства, а также методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах с доходов и имущества физических лиц.
Управление налогообложения физических лиц Госналогслужбы России на основе анализа практики применения законодательства и предложений госналогинспекций активно участвуют в разработке предложений по внесению дополнений и изменений в законы о подоходном и имущественных налогах, а также в проработке проекта Налогового кодекса и других актов, имеющих отношение к налогообложению граждан. В настоящее время начата работа над проектами законодательных актов о декларировании гражданами доходов, направленных на потребление; введение порядка патентного сбора по торгово-закупочной деятельности и транспортному обслуживанию населения, а также об уточнении и совершенствовании действующего законодательства.
Проводится значительная методологическая работа.
Следует отметить, что многие региональные инспекции издали и издают методические пособия по наиболее важным вопросам контроля за соблюдением законодательства о налогообложении граждан, что в значительной степени облегчает работу инспекторов, воздействует на повышение ее эффективности. Можно отметить в этой связи г. Москву, Ярославскую и Пермскую области, Краснодарский край, республики Башкортостан, Татарстан и другие.
Именно эти разработки легли в основу создания методических пособий, направленных в 1994 - 1995 гг. госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации Управлением налогообложения физических лиц Госналогслужбы России:
- по заполнению деклараций;
- по документальным проверкам предприятий;
- по проверке данных деклараций;
- по применению административных и финансовых санкций;
- по проверке частнопрактикующих нотариусов.
Всего в течение истекшего года и января - февраля текущего года госналогинспекциям было направлено 28 нормативных и ненормативных документов.
В настоящее время готовятся к переизданию инструкции по применению законов о налогообложении доходов и имущества физических лиц. Начата разработка методических пособий по учету налогоплательщиков, учету доходов и расходов по предпринимательской деятельности, а также работа по совершенствованию ранее изданных пособий.
Все большее значение приобретает работа налоговых органов по информированию населения о налоговом законодательстве. Особо следует отметить тот факт, что Госналогслужба России начала издавать "Налоговый вестник". Систематически публикуются статьи, консультации, ответы на вопросы в еженедельниках "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Ваше право" и в других изданиях.
Во многих регионах эта работа через средства массовой информации ведется систематически. Очень успешно информируют граждан о налоговом законодательстве в г. г. Москве и Санкт - Петербурге, Ярославской, Новосибирской, Мурманской областях и во многих других регионах.
В марте 1994 года и в феврале 1995 года Госналогслужба России провела семинар - совещание с руководителями подразделений по налогообложению физических лиц госналогинспекций по субъектам Российской Федерации. Аналогичные семинары - совещания проведены всеми региональными инспекциями с работниками налоговых органов России.
В 1994 - 1995 гг. проведены или приняли участие в семинарах с работниками районных и городских инспекций в 19 регионах во время выездов на места 15 специалистов Управления налогообложения физических лиц Госналогслужбы России. В этот же период 18 работников Управления (64%) приняли участие в 8 комплексных и 15 тематических проверках, во время которых в общей сложности почти 1200 дней они оказывали помощь 22 региональным и 50 городским и районным госналогинспекциям.
Эффективность работы налоговых органов во многом зависит от квалификации и опыта их специалистов. Между тем, в 1992 - 1994 годах в структурные подразделения, занимающиеся налогами с физических лиц (включая налог на землю, местные налоги и сборы и госпошлину) было принято 30 тыс. новых работников. Только за 1994 год этот прирост составил 10 тыс. человек. В этой связи большую роль играет подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Все госналогинспекции по субъектам Российской Федерации, а также Управление налогообложения физических лиц Госналогслужбы России активно участвуют в этой работе. Особо следует отметить госналогинспекции по г. г. Москве и Санкт-Петербургу, Московской, Калужской, Нижегородской областям, Приморскому, Хабаровскому, Краснодарскому краям и ряду других регионов. Самые квалифицированные специалисты Управления налогообложения физических лиц Госналогслужбы России в 6 Московских учебных центрах участвовали в повышении квалификации 1200 специалистов налоговых органов и продолжают эту работу в настоящее время.
Немаловажное значение имеет оказание помощи в проведении семинаров - совещаний, а также в организации работы налоговых органов на местах. Эту работу проводят все госналогинспекции по субъектам Российской Федерации.
Ряд госналогинспекций по субъектам Российской Федерации активно ведет поиск совершенствования организационных форм контрольной работы. Два года в Ярославской области, Алтайском, Краснодарском и Хабаровском краях и в 16 других регионах в составе инспекций работают оперативные отделы и группы по выявлению физических лиц, уклоняющихся от налогообложения. Эта практика повысила эффективность контрольной работы и дает возможность воздействовать на улучшение состояния налоговой дисциплины граждан.
Так, в Ярославской области в результате работы оперативных отделов и групп дополнительно учтено 2267 граждан (11% от общего количества учтенных), которым исчислено 153,5 млн. руб. подоходного налога и предъявлено административных штрафов на 26 млн. руб., а в Алтайском крае - соответственно 6643 гражданина, 191,3 млн. руб. и 510 млн. рублей.
Эти же подразделения осуществляют проверки достоверности сведений, указанных в декларациях о доходах, поданных предпринимателями и частнопрактикующими нотариусами.
Например, в г. Ярославле в ходе проверок (перепроверок) деклараций частных нотариусов нарушения налогового законодательства (в части занижения доходов) были установлены у 27 из них, что составляет 67,5% от общего количества. Этим лицам дополнительно начислено платежей в сумме 21,4 млн. рублей. С этой целью проведены встречные проверки в БТИ, страховых органах, предприятиях, комитетах и фондах муниципального имущества.
В результате анализа отчетных данных, писем физических лиц и организаций, материалов проверок, произведенных Госналогслужбой России, Управлением налогообложения физических лиц в 1994 - 1995 гг. было направлено налоговым органам 8 писем - обзоров положительного опыта и недостатков в работе, где были даны конкретные поручения по активизации их работы.
Принятые меры сыграли немаловажную роль в улучшении организации работы налоговых органов по выявлению физических лиц, уклоняющихся от налогообложения и по исчислению налогов на имущество физических лиц.
За 1994 год налоговые органы выявили 446,7 тыс. лиц, тем или иным способом уклоняющихся от налогообложения, против 217,5 тыс. лиц за 1993 год (в 2,1 раза больше), при этом документально было проверено 2,2 млн. физических лиц, т.е. лишь на 8% больше, чем в 1993 году. Эти данные свидетельствуют о повышении эффективности произведенных проверок. Об этом же свидетельствуют и суммы доначислений подоходного налога и финансовых санкций - 58,9 млрд. руб. против 6,0 млрд. руб. в 1993 году (в 9,8 раза больше).
Особенно повысился уровень контрольной работы и ее эффективность в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Если за 1994 год было проверено 50,7% числа всех выявленных и учтенных граждан, подлежащих налогообложению налоговыми органами, то предпринимателей было проверено 74,4%.
За 1994 год по сравнению с 1993 годом число проверенных предпринимателей и число тех из них, кто уклонялся от налогообложения и был выявлен налоговыми органами, возросло почти в 2 раза, а доначисленная сумма - в 11 раз.
Особенно эффективны проверки, произведенные совместно с налоговой полицией. Так, в среднем на 1 нарушителя налоговыми органами доначислено 132 тыс. руб., а совместно с полицией - 342 тыс. рублей. Эти суммы по регионам составляют от 70 до 4200 тыс. рублей. По данным налоговых, органов самостоятельно и совместно с органами налоговой полиции у 120 предпринимателей выявлено сокрытие доходов на сумму более 5 млн. руб. в каждом случае, в связи с чем им доначислено 10,2 млрд. руб. подоходного налога и санкций.
Наиболее эффективно в этой части поработали налоговые органы Смоленской, Мурманской, Ульяновской, Свердловской, Пермской областей, Республики Коми и ряда других регионов России. Например, в Смоленской области предпринимателем Л. в совокупный доход не была включена выручка от сдачи товаров в торговые организации. Сумма сокрытого дохода составила 900 млн. рублей. Всего ему доначислено платежей на сумму 2,2 млрд. рублей. В Пермской области у предпринимателя В. выявлен сокрытый доход в сумме 41,7 млн. рублей. Ему предъявлено к уплате 95,7 млн. руб. налога и санкций.
В Челябинской области госналогинспекция совместно с налоговой полицией выявила получение в 1993 году двумя физическими лицами доходов от коммерческой деятельности, по которым декларации представлены ими не были. По предложению инспекции эти граждане подали декларации, и им были исчислены подоходный налог и финансовые санкции в сумме 85 млн. рублей.
Налоговыми органами были организованы специальные проверки иностранных граждан (из Китая, Вьетнама, стран Прибалтики и Кавказа), занимающихся торговой деятельностью на рынках России. Только в Республике Бурятия, Краснодарском, Ставропольском краях, Смоленской, Костромской, Тюменской и Ярославской областях почти со 100 тыс. таких граждан взыскано и поступило в бюджет около 1 млрд. руб. подоходного налога. В ряде регионов усилен контроль за соблюдением иностранными гражданами Российского законодательства. Например, при проверке представительства инофирмы в Свердловской области было выявлено, что гражданином Японии не был продекларирован совокупный доход на сумму 196,9 млн. рублей. Данный гражданин по требованию налоговой инспекции представил декларацию о своих доходах и заплатил 58 млн. руб. подоходного налога.
В 1994 году налоговыми органами получено около 900 тыс. деклараций от физических лиц, продекларировавших свои доходы, полученные в 1993

Постановления и Указы »
Читайте также