ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.2001 n 717 (ред. от 03.12.2004, с изм. от 07.07.2005) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2001 г. N 717
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 737,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 07.07.2005 N 938-р)
В целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации и количества субъектов Российской Федерации, социально-экономическое развитие которых ниже среднего уровня по стране, Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета начиная с 2002 года предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий указанной Программы с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 октября 2001 г. N 717
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 737,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 07.07.2005 N 938-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
"Сокращение различий в социально-
экономическом развитии регионов
Российской Федерации (2002 - 2010 годы
и до 2015 года)"
Основание для разработки - распоряжение Правительства Российской
Программы Федерации от 31 марта 2001 г. N 452-р
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 07.07.2005 N 938-р
государственным заказчиком Программы определен Минрегион России. Государственный заказчик - Министерство экономического развития
Программы и торговли Российской Федерации
Основной разработчик - Совет по изучению производительных сил
Программы Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации и
Российской академии наук
Цель Программы - сокращение различий в социально-
экономическом развитии регионов
Российской Федерации, уменьшение
разрыва по основным показателям
социально-экономического развития
между наиболее развитыми и отстающими
регионами к 2010 году в 1,5 раза,
а к 2015 году - в 2 раза
Задачи Программы - формирование условий для развития
регионов, социально-экономические
показатели которых ниже среднего по
стране;
создание благоприятной среды для
развития предпринимательской
деятельности и улучшения
инвестиционного климата;
повышение эффективности
государственной поддержки субъектов
Российской Федерации
Сроки реализации - 2002 - 2010 годы и до 2015 года
Программы
Исполнители Программы - субъекты Российской Федерации;
исполнители программных мероприятий,
определяемые на конкурсной основе в
установленном порядке
Объем и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы - 66323,3 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета -
12413,3 млн. рублей;
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 15168 млн. рублей;
средства внебюджетных источников -
38742 млн. рублей
Ожидаемые конечные - уменьшение различий в социально-
результаты Программы экономическом развитии субъектов
Российской Федерации по уровню
валового регионального продукта на
душу населения с учетом покупательной
способности и доходам на душу
населения в 2 раза к 2010 году и
в 3 раза - к 2015 году;
сокращение доли населения, живущего
за чертой бедности, на 15 процентов
в 2010 году и на 25 процентов - в
2015 году
Система контроля за - Министерство экономического развития
исполнением Программы и торговли Российской Федерации и
Министерство финансов Российской
Федерации осуществляют контроль за
целевым и эффективным использованием
средств федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской
Федерации. Исполнители Программы несут
ответственность за своевременное
и полное ее выполнение.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.
Уменьшение различий в экономическом развитии создает благоприятные условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности общества и государства.
С началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться (Приложения N 1 и 2) , что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства.
Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2000 году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.
Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.
По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.
Оценка социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.
К неблагополучным относятся Архангельская и Псковская области, в которых практически без изменений остаются доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых, показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились.
В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 1998 по 2000 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.
В группу неблагополучных входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 1998 по 2000 год наблюдается тенденция к улучшению положения.
В Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.
Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 1999 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.
Результаты комплексной оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 1999 - 2000 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.
К неблагополучным относятся Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
По сравнению с 1999 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2000 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения.
К неблагополучным относятся Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровню регистрируемой безработицы и отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму.
В каждом федеральном округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.
Такое положение явилось результатом неодинаковой адаптации регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов государственной поддержки. Сохраняющаяся диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.
За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.10.2001 n 717 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002 - 2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)  »
Постановления и Указы »
Читайте также