ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 n 480 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1996 г. N 480
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ
В целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы;
обеспечить исходя из реальных возможностей финансирование Программы в 1996 году.
3. Утвердить:
Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы;
государственных заказчиков Программы (по направлениям):
Министерство труда Российской Федерации - вопросы занятости населения;
Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике - вопросы структурной перестройки промышленности;
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации - вопросы развития внешнеэкономических связей со странами Азиатско - Тихоокеанского региона;
Комитет Российской Федерации по рыболовству - вопросы рыбного хозяйства;
Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации - вопросы транспорта;
Комитет Российской Федерации по металлургии - вопросы металлургии;
Российскую государственную лесопромышленную компанию "Рослеспром" - вопросы лесоперерабатывающей промышленности;
Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности - вопросы конверсии оборонных предприятий;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера - вопросы развития районов и жизнедеятельности малочисленных народов Севера и инновационной Программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный".
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, дополнительно рассмотреть формы и методы организации управления реализацией Программы.
5. Одобрительно отнестись к предложению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, об образовании в установленном порядке фонда реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1996 г. N 480
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ
Введение
Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья" от 22 сентября 1992 г. N 1118, перечнем поручений для реализации и контроля по итогам встречи Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с группой глав администраций Дальневосточного региона 15 ноября 1994 г. и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 974-р по этому вопросу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика Программы возложены: по вопросам содействия занятости населения - на Минтруд России, по вопросам структурной перестройки - на Госкомпром России, по вопросам вовлечения региона в мировое хозяйство через страны Азиатско - Тихоокеанского региона - на МВЭС России. Заказчиком - координатором Программы определено Минэкономики России.
Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением Дальнего Востока и Забайкалья, масштабностью и остротой социально - экономических проблем региона, решение которых необходимо для обеспечения целостности и экономической безопасности России и ее геополитических интересов.
На протяжении всей истории Дальний Восток и Забайкалье развивались на основе государственной поддержки. С одной стороны, это определялось природно - географическими особенностями условий освоения территории, с другой - интересами государства, которые в зависимости от исторического периода отличались по целям, задачам и способам их достижения.
Первый опыт функционирования экономики региона в условиях кардинальных рыночных реформ показал, что в старой системе взглядов на цели, масштабы, средства, способы и механизмы развития он не способен преодолеть кризисные явления.
В представленной Программе применен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен развиваться как особая социально- и экономико - географическая зо-на, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосу-дарственной политики.
Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем.
Достижение указанной цели требует решения срочных и неотложных проблем в 1996 - 1997 гг., направленных на достижение социально - экономической стабилизации, задач среднесрочного периода до 2000 года, формирующих новую структуру экономики, и задач 2001 - 2005 гг., закрепляющих новые экономические отношения и создающих условия для последующего роста социально - экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья.
Программа включает три основных блока: содействие занятости и закреплению населения на Дальнем Востоке, структурная перестройка экономики, интеграция регионального хозяйства в АТР.
При определении ресурсной базы реализации Программы учтены прежде всего собственные возможности региона. Для финансирования Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в этом регионе, внебюджетные источники финансирования, привлечь зарубежные инвестиции.
В соответствии с "Порядком разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация" в Программе содержатся разделы, включающие комплекс мер по управлению Программой и контролю за ходом ее реализации.
Программа разработана с учетом положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 гг.", действующих целевых федеральных программ и намеченных к реализации в 1996 - 2005 годах, предложений министерств и ведомств, всех субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Головной разработчик Программы: Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству Минэкономики России с участием Межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", Госкомпрома России, МВЭС России, Минтруда России, других заинтересованных министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации региона, ряда научных организаций.
Материалы Программы неоднократно рассматривались на совещаниях у руководства Минэкономики России, в других министерствах и ведомствах Российской Федерации, в администрациях регионов, на заседаниях Совета межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье". В целях проработки важнейших проблем и согласования подготовленных материалов Программы с администрациями заинтересованных регионов были осуществлены командировки руководителей и специалистов в регионы Дальнего Востока и Забайкалья.
Проект Программы рассматривался в экспертной комиссии Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации. В данном проекте учтены замечания и предложения, содержащиеся в заключении экспертной комиссии указанного Совета.
Проект Программы рассмотрен на заседании Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации и одобрен им. Предложения и рекомендации Совета учтены в Программе.
1. КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ
1.1. Анализ сложившейся социально - экономической ситуации на Дальнем Востоке и Забайкалье и основные проблемы
Территория, занимаемая Дальневосточным экономическим районом, Читинской областью и Республикой Бурятия, составляет почти 40% площади России с населением около 7% и объемом промышленного производства до 6%.
Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Транссибирская и Байкало - Амурская железнодорожные магистрали формируют базу для международных транзитных перевозок.
Регион располагает крупными ресурсами. В его недрах сосредоточены значительные запасы алмазов, золота, серебра, олова, борного сырья, вольфрама, сурьмы, цинка, свинца, редкоземельных элементов и др. Имеются крупные запасы железной руды, угля (более 15 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. т), природного газа (14 трлн. куб. м), древесины и гидротехнических ресурсов. В пределах 200-мильной зоны регион располагает морской и океанической акваторией площадью 1,5 млн. кв. км. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд. т углеводородов. На Дальнем Востоке добывается свыше 60% рыбы и морепродуктов России.
Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большее развитие получила промышленность, в частности, обрабатывающая, ядро которой составляют предприятия ВПК. Здесь более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Северные и северо - восточные территории специализируются на развитии сырьевых, главным образом, горнодобывающих отраслей.
Вдоль БАМа созданы предпосылки для формирования новой промышленной зоны, хозяйственное освоение которой имеет важное значение как для прилегающих к ней территорий, так и для всей страны.
Наряду с перечисленными благоприятными экономико - географическими условиями, Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные, в том числе и экстремальные, природно - климатические условия, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, бездорожье, нестабильность и отток населения.
Одним из главных сдерживающих факторов является сложившаяся структура народного хозяйства. Неэффективная отраслевая структура экономики, в которой доля добывающих отраслей в объеме продукции составляет 30%, а отраслей специализации (рыбной, цветной металлургии, лесной) с отсталыми технологиями и техникой - более 50%, обусловливает крайне неблагоприятную ситуацию именно сейчас, в период перехода к рыночным отношениям в экономике.
В период реформ, несмотря на некоторые положительные моменты, проявившиеся в последнее время, радикальных изменений в кризисном состоянии экономики Дальнего Востока не произошло.
Не удалось стабилизировать обстановку в топливно - энергетическом комплексе. Значительное число предприятий Забайкалья и Дальнего Востока работало в режиме жестких ограничений поставок энергоресурсов из-за дефицита финансовых средств для их оплаты.
Крайне сложная ситуация сложилась в горнорудной промышленности, которая усугубляется отставанием прироста разведанных запасов минерального сырья, резким снижением темпов геологоразведочных работ. По существу нарушен процесс воспроизводства минерально - ресурсного потенциала региона.
В кризисном состоянии находятся лесной и рыбопромышленный комплексы.
Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. В течение 1994 и 1-й половины 1995 годов промышленность Дальнего Востока имела наиболее высокие сравнительные показатели убыточности в сопоставлении с объемом промышленного производства.
Углублению кризиса способствует чрезвычайная ситуация, сложившаяся в топливно - энергетическом комплексе Дальнего Востока. Из-за резкого сокращения собственной добычи угля и срывов поставок топлива из Сибири непокрываемый дефицит энергомощностей создает угрозу остановки большинства предприятий. Проблема отопительного сезона для всех администраций ДВЭР стала хронической.
Основой стабилизации положения в угледобывающей отрасли на Дальнем Востоке является безусловное выполнение ранее принятых постановлений Правительства Российской Федерации. Однако меры по стабилизации положения выполняются не в полном объеме. На угольных разрезах и шахтах продолжается сокращение объемов вскрышных работ и проходки вскрышных и подготавливающих выработок, что уже в ближайшее время отрицательно повлияет на уровень добычи угля.
Вследствие неплатежей потребителей ухудшается финансовое состояние отраслей топливно - энергетического комплекса. Долги энергосистем Дальнего Востока за отгруженное топливо в 1995 году составили свыше 1 трлн. рублей. Абонементная задолженность потребителей электро- и теплоэнергии превысила 2,5 трлн. рублей.
В 1995 г. обеспеченность региона за счет собственного производства составит: угольным топливом - 75%, нефтью - 8%, дизтопливом - 50%, мазутом - 50%.
На развитие экономики Дальнего Востока и Забайкалья решающее влияние оказывают высокие транспортные издержки. Субъекты Федерации, входящие в состав региона, удалены от рынков Восточной Сибири в среднем на 4,8 тыс. км, Западной Сибири - на 6,5 тыс. км, Урала - на 7,3 тыс. км, европейской части России - на 9,7 тыс. км. Велики средние расстояния перевозок и внутри региона, самого крупного по территории из экономических районов России. Средние расстояния межобластного обмена превышают 3,1 тыс. км, что гораздо выше, чем в европейской части России.
Из-за высоких тарифов на перевозки цена товаров у потребителя существенно возрастает. Особенно это отражается на массовых видах продукции - угле, нефтепродуктах, минеральных удобрениях, хлебных грузах. Стоимость при перевозках угля на расстояние 1000 км увеличивается более чем на треть.
В результате непрерывного роста железнодорожных тарифов транспортная составляющая в себестоимости металлопродукции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.07.1997 n 854 (ред. от 14.02.2002, с изм. от 07.07.2005) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ БАЗЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА 1997 - 2006 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также