ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.1996 n 480 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1996 г. N 480
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ
В целях обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы;
обеспечить исходя из реальных возможностей финансирование Программы в 1996 году.
3. Утвердить:
Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы;
государственных заказчиков Программы (по направлениям):
Министерство труда Российской Федерации - вопросы занятости населения;
Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике - вопросы структурной перестройки промышленности;
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации - вопросы развития внешнеэкономических связей со странами Азиатско - Тихоокеанского региона;
Комитет Российской Федерации по рыболовству - вопросы рыбного хозяйства;
Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации - вопросы транспорта;
Комитет Российской Федерации по металлургии - вопросы металлургии;
Российскую государственную лесопромышленную компанию "Рослеспром" - вопросы лесоперерабатывающей промышленности;
Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности - вопросы конверсии оборонных предприятий;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера - вопросы развития районов и жизнедеятельности малочисленных народов Севера и инновационной Программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный".
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, дополнительно рассмотреть формы и методы организации управления реализацией Программы.
5. Одобрительно отнестись к предложению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся на Дальнем Востоке и в Забайкалье, об образовании в установленном порядке фонда реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1996 г. N 480
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И ЗАБАЙКАЛЬЯ НА 1996 - 2005 ГОДЫ
Введение
Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья" от 22 сентября 1992 г. N 1118, перечнем поручений для реализации и контроля по итогам встречи Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с группой глав администраций Дальневосточного региона 15 ноября 1994 г. и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1995 г. N 974-р по этому вопросу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика Программы возложены: по вопросам содействия занятости населения - на Минтруд России, по вопросам структурной перестройки - на Госкомпром России, по вопросам вовлечения региона в мировое хозяйство через страны Азиатско - Тихоокеанского региона - на МВЭС России. Заказчиком - координатором Программы определено Минэкономики России.
Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением Дальнего Востока и Забайкалья, масштабностью и остротой социально - экономических проблем региона, решение которых необходимо для обеспечения целостности и экономической безопасности России и ее геополитических интересов.
На протяжении всей истории Дальний Восток и Забайкалье развивались на основе государственной поддержки. С одной стороны, это определялось природно - географическими особенностями условий освоения территории, с другой - интересами государства, которые в зависимости от исторического периода отличались по целям, задачам и способам их достижения.
Первый опыт функционирования экономики региона в условиях кардинальных рыночных реформ показал, что в старой системе взглядов на цели, масштабы, средства, способы и механизмы развития он не способен преодолеть кризисные явления.
В представленной Программе применен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен развиваться как особая социально- и экономико - географическая зо-на, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосу-дарственной политики.
Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем.
Достижение указанной цели требует решения срочных и неотложных проблем в 1996 - 1997 гг., направленных на достижение социально - экономической стабилизации, задач среднесрочного периода до 2000 года, формирующих новую структуру экономики, и задач 2001 - 2005 гг., закрепляющих новые экономические отношения и создающих условия для последующего роста социально - экономического потенциала Дальнего Востока и Забайкалья.
Программа включает три основных блока: содействие занятости и закреплению населения на Дальнем Востоке, структурная перестройка экономики, интеграция регионального хозяйства в АТР.
При определении ресурсной базы реализации Программы учтены прежде всего собственные возможности региона. Для финансирования Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в этом регионе, внебюджетные источники финансирования, привлечь зарубежные инвестиции.
В соответствии с "Порядком разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация" в Программе содержатся разделы, включающие комплекс мер по управлению Программой и контролю за ходом ее реализации.
Программа разработана с учетом положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 гг.", действующих целевых федеральных программ и намеченных к реализации в 1996 - 2005 годах, предложений министерств и ведомств, всех субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Головной разработчик Программы: Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству Минэкономики России с участием Межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", Госкомпрома России, МВЭС России, Минтруда России, других заинтересованных министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации региона, ряда научных организаций.
Материалы Программы неоднократно рассматривались на совещаниях у руководства Минэкономики России, в других министерствах и ведомствах Российской Федерации, в администрациях регионов, на заседаниях Совета межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье". В целях проработки важнейших проблем и согласования подготовленных материалов Программы с администрациями заинтересованных регионов были осуществлены командировки руководителей и специалистов в регионы Дальнего Востока и Забайкалья.
Проект Программы рассматривался в экспертной комиссии Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации. В данном проекте учтены замечания и предложения, содержащиеся в заключении экспертной комиссии указанного Совета.
Проект Программы рассмотрен на заседании Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации и одобрен им. Предложения и рекомендации Совета учтены в Программе.
1. КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ
1.1. Анализ сложившейся социально - экономической ситуации на Дальнем Востоке и Забайкалье и основные проблемы
Территория, занимаемая Дальневосточным экономическим районом, Читинской областью и Республикой Бурятия, составляет почти 40% площади России с населением около 7% и объемом промышленного производства до 6%.
Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Транссибирская и Байкало - Амурская железнодорожные магистрали формируют базу для международных транзитных перевозок.
Регион располагает крупными ресурсами. В его недрах сосредоточены значительные запасы алмазов, золота, серебра, олова, борного сырья, вольфрама, сурьмы, цинка, свинца, редкоземельных элементов и др. Имеются крупные запасы железной руды, угля (более 15 млрд. тонн), нефти (9,6 млрд. т), природного газа (14 трлн. куб. м), древесины и гидротехнических ресурсов. В пределах 200-мильной зоны регион располагает морской и океанической акваторией площадью 1,5 млн. кв. км. По прогнозным оценкам, недра шельфа дальневосточных морей содержат 29 млрд. т углеводородов. На Дальнем Востоке добывается свыше 60% рыбы и морепродуктов России.
Условия хозяйствования и проживания населения резко дифференцированы. В южных районах большее развитие получила промышленность, в частности, обрабатывающая, ядро которой составляют предприятия ВПК. Здесь более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Северные и северо - восточные территории специализируются на развитии сырьевых, главным образом, горнодобывающих отраслей.
Вдоль БАМа созданы предпосылки для формирования новой промышленной зоны, хозяйственное освоение которой имеет важное значение как для прилегающих к ней территорий, так и для всей страны.
Наряду с перечисленными благоприятными экономико - географическими условиями, Дальний Восток и Забайкалье испытывают давление и негативных факторов. Это, прежде всего, сложные, в том числе и экстремальные, природно - климатические условия, слабая освоенность и отдаленность региона от промышленно развитых районов страны, труднодоступность большей части территории, бездорожье, нестабильность и отток населения.
Одним из главных сдерживающих факторов является сложившаяся структура народного хозяйства. Неэффективная отраслевая структура экономики, в которой доля добывающих отраслей в объеме продукции составляет 30%, а отраслей специализации (рыбной, цветной металлургии, лесной) с отсталыми технологиями и техникой - более 50%, обусловливает крайне неблагоприятную ситуацию именно сейчас, в период перехода к рыночным отношениям в экономике.
В период реформ, несмотря на некоторые положительные моменты, проявившиеся в последнее время, радикальных изменений в кризисном состоянии экономики Дальнего Востока не произошло.
Не удалось стабилизировать обстановку в топливно - энергетическом комплексе. Значительное число предприятий Забайкалья и Дальнего Востока работало в режиме жестких ограничений поставок энергоресурсов из-за дефицита финансовых средств для их оплаты.
Крайне сложная ситуация сложилась в горнорудной промышленности, которая усугубляется отставанием прироста разведанных запасов минерального сырья, резким снижением темпов геологоразведочных работ. По существу нарушен процесс воспроизводства минерально - ресурсного потенциала региона.
В кризисном состоянии находятся лесной и рыбопромышленный комплексы.
Спад производства, хроническая неплатежеспособность, инфляционные процессы катастрофически отразились на финансовом положении предприятий. В течение 1994 и 1-й половины 1995 годов промышленность Дальнего Востока имела наиболее высокие сравнительные показатели убыточности в сопоставлении с объемом промышленного производства.
Углублению кризиса способствует чрезвычайная ситуация, сложившаяся в топливно - энергетическом комплексе Дальнего Востока. Из-за резкого сокращения собственной добычи угля и срывов поставок топлива из Сибири непокрываемый дефицит энергомощностей создает угрозу остановки большинства предприятий. Проблема отопительного сезона для всех администраций ДВЭР стала хронической.
Основой стабилизации положения в угледобывающей отрасли на Дальнем Востоке является безусловное выполнение ранее принятых постановлений Правительства Российской Федерации. Однако меры по стабилизации положения выполняются не в полном объеме. На угольных разрезах и шахтах продолжается сокращение объемов вскрышных работ и проходки вскрышных и подготавливающих выработок, что уже в ближайшее время отрицательно повлияет на уровень добычи угля.
Вследствие неплатежей потребителей ухудшается финансовое состояние отраслей топливно - энергетического комплекса. Долги энергосистем Дальнего Востока за отгруженное топливо в 1995 году составили свыше 1 трлн. рублей. Абонементная задолженность потребителей электро- и теплоэнергии превысила 2,5 трлн. рублей.
В 1995 г. обеспеченность региона за счет собственного производства составит: угольным топливом - 75%, нефтью - 8%, дизтопливом - 50%, мазутом - 50%.
На развитие экономики Дальнего Востока и Забайкалья решающее влияние оказывают высокие транспортные издержки. Субъекты Федерации, входящие в состав региона, удалены от рынков Восточной Сибири в среднем на 4,8 тыс. км, Западной Сибири - на 6,5 тыс. км, Урала - на 7,3 тыс. км, европейской части России - на 9,7 тыс. км. Велики средние расстояния перевозок и внутри региона, самого крупного по территории из экономических районов России. Средние расстояния межобластного обмена превышают 3,1 тыс. км, что гораздо выше, чем в европейской части России.
Из-за высоких тарифов на перевозки цена товаров у потребителя существенно возрастает. Особенно это отражается на массовых видах продукции - угле, нефтепродуктах, минеральных удобрениях, хлебных грузах. Стоимость при перевозках угля на расстояние 1000 км увеличивается более чем на треть.
В результате непрерывного роста железнодорожных тарифов транспортная составляющая в себестоимости металлопродукции при примерно тех же транспортных "плечах" грузоперевозок, что и ранее, увеличилась с 2 - 4% до 18 - 22%.
На повышении транспортной составляющей издержек производства сказывается и слаборазвитость всей транспортной системы региона, особенно изношенность железнодорожных путей, парка вагонов и судов, почти полное отсутствие хороших автодорог.
Хроническое отставание производственной инфраструктуры, прежде всего транспорта и энергетики, отразилось и дополнилось тяжелым положением в отраслях специализации.
В депрессивном состоянии находится золотодобывающая отрасль, где из-за резкого сокращения ассигнований свертываются геологоразведочные работы, наблюдаются массовый уход работников с предприятий и значительное падение добычи в основных ее районах - Магаданской области и Якутии с соответствующими тяжелыми внешнеторговыми и бюджетными последствиями.
Сократился улов рыбы вследствие нехватки рыболовных судов, топлива, финансовых трудностей.
Продукция важнейшей отрасли специализации - лесной промышленности сократилась более чем на две трети от уровня 1990 года.
Кризисные явления в экономике Дальнего Востока особенно проявились в инвестиционной сфере. В 1994 г. общий объем капитальных вложений составил 26% к уровню 1990 г., в 1995 году эта тенденция продолжилась.
Главными причинами спада инвестиционной активности являются:
- резкое снижение доли фонда накопления (до 10%) в используемом национальном доходе;
- спад производства, сузивший инвестиционные возможности за счет использования собственных средств предприятий;
- многократное сокращение государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых из средств федерального бюджета;
- утрата стимулов к инвестированию в условиях высокой инфляции и связанные с этим сокращение доли прибыли, направляемой в фонды развития производства (с 65 до 25%), и переток прибыли в фонды потребления предприятий;
- пониженные рентабельность и инвестиционная отдача в связи с действием удорожающих факторов;
- катастрофическое падение доли фонда возмещения в составе источников финансирования капиталовложений, связанное с длительным запаздыванием введения практики индексации балансовой стоимости основных фондов, которое привело к сокращению доли амортизации в капитальных вложениях, осуществляемых за счет собственных средств предприятий, до 10%.
Условия жизни населения в восточных регионах сегодня настолько тяжелы, что создают реальную угрозу социального взрыва. В настоящее время уже невозможно стимулировать проживание и работу в суровых климатических и плохих социально - бытовых условиях более высокими заработками, которые практически сравнялись с заработками в центральных районах России, ликвидированы многие из социальных льгот.
Соотношение между денежными доходами населения и величиной прожиточного минимума в регионе значительно ниже среднероссийского.
В условиях самостоятельности производителей и неналаженной практики договорных отношений недопоставки продовольствия на Дальний Восток приобрели хронический характер. При этом доля местного производства продовольствия не превышает 30% потребностей.
Снижение уровня жизни населения, общая обстановка нестабильности существенно сказались на демографической ситуации. Начиная с 1993 г. складывается неудовлетворительное положение в естественном приросте населения. В 1993 г. на Дальнем Востоке умерших было больше, чем родившихся на 17,6 тыс. человек, в 1994 г. - на 20,8 тыс. человек и за первое полугодие 1995 г. - на 11,2 тыс. человек.
В миграционном обмене с другими территориями России и странами - членами СНГ Дальневосточный экономический район за 1991 - 1994 гг. потерял более 400 тыс. человек, в основном трудоспособного возраста.
Остается нерешенной проблема поддержания социальных стандартов жизни коренного населения.
Одной из серьезных проблем как в ресурсодобывающем регионе остается некомплексное использование природных ресурсов, которое выражается в том, что разрабатываются только наиболее доступные и качественные месторождения полезных ископаемых, требующие наименьших затрат по добыче и переработке. Однако в итоге это приводит к повышению затрат на дальнейшую эксплуатацию. По разным объектам такое превышение составляет от 35 до 85%.
Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, т.е. нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.
Обострение социально - экономического положения на Дальнем Востоке вызвано как факторами, общими для других регионов России, так и специфическими причинами. Во многих отраслях Дальнего Востока уровень издержек превышает мировой уровень. Главное влияние на этот процесс оказали рост затрат на топливно - энергетические ресурсы, стоимость электрической и тепловой энергии, а также транспортной работы, превысившие в структуре себестоимости 50%.
Наряду с общероссийскими причинами экономического кризиса, связанными с искажениями финансово - стоимостной структуры производства и разрывом хозяйственных связей, на Дальнем Востоке и в Забайкалье действуют и другие мощные дестабилизирующие факторы, обусловленные характером реализации его геостратегических и общеэкономических функций.
Если в прошлом оборонная, внешнеэкономическая функция, задачи, связанные с обеспечением районов Крайнего Севера, и ряд других в силу поддержки и финансирования из централизованных государственных средств способствовали экономическому развитию региона, то в настоящее время выполнение этих функций превратилось в усугубляющий фактор его тяжелого социально - экономического положения.
Происходящие как в стране, так и на Дальнем Востоке и в Забайкалье процессы сказались на изменении структуры экономики региона в целом и в промышленном секторе.
В структуре промышленного производства произошел рост электроэнергетики (с 3,5% в 1991 г. до 14% в 1994 г.) и цветной металлургии (с 19,4% до 30% соответственно). Эта тенденция отмечается на фоне более резкого падения других отраслей. Но если увеличение доли цветной металлургии следует считать положительным явлением, то рост доли электроэнергетики свидетельствует о повышении энергоемкости производства. К сожалению, эта тенденция продолжает сохраняться.
Анализ социально - экономической ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье выявил ключевую проблему, суть которой выражается в том, что сырьевая направленность экономики, высокая капиталоемкость хозяйственного освоения территории и повышенные транспортные затраты вследствие ее географической удаленности в современных, резко изменившихся условиях ставят регион в заведомо невыгодное положение. При этом низкая конкурентоспособность местного производства и стремительное изменение соотношений цен в российской экономике не в пользу продукции, производимой в регионе, приводят к пассивному платежному сальдо в межрегиональных отношениях, крайне ограничивают возможности саморазвития.
Переход на рыночные принципы экономических отношений повлек за собой качественные изменения во взаимоотношениях Центра с регионами. Во-первых, это децентрализация экономики, проявившаяся в том, что перестала существовать традиционная схема обеспечения финансовыми и материальными ресурсами под централизованно утвержденные планы, а получившие экономическую самостоятельность регионы и предприятия перешли на самообеспечение в рамках местного бюджета и финансового баланса предприятий. Во-вторых, дерегионализация экономической политики, выраженная в более унифицированном подходе к регионам при установлении параметров экономического регулирования (отсутствие различий в нормативах поступлений доходов в местные бюджеты и экономических льготах, особенно в сфере инвестиций).
Такое положение особенно болезненно сказывается на дальневосточных территориях с ресурсной специализацией, где из-за слабых инвестиционных возможностей предприятий основная тяжесть финансирования производственных, инфраструктурных и социальных программ ложится на федеральный и региональный бюджеты. А децентрализация и дерегионализация экономической политики государства не только не сглаживают, но и усугубляют объективное неравенство дальневосточных территорий относительно других территорий России в стартовых условиях формирования рыночной экономики.
К положительной тенденции следует отнести формирование в структуре экономики элементов рыночной инфраструктуры, которые при соответствующих условиях могут стать основой для становления современного регионального рынка.
По состоянию на 1 января 1995 г. в целом по региону было зарегистрировано 19780 крестьянских (фермерских) хозяйств, что на 32% больше, чем их имелось на начало 1993 г. Вместе с тем по причине недостатка финансовых ресурсов, трудностей в обеспечении техникой, горюче - смазочными и строительными материалами из них уже распалось свыше 1000 хозяйств. В общем объеме производства сельхозпродукции доля фермерских хозяйств пока не превышает 2%. В целом же объемы производства сельхозпродукции в регионе продолжают падать и в 1994 г. по сравнению с 1991 г. составили 56%.
В настоящее время по Дальневосточному экономическому району приватизировано более 5600 предприятий, из них 1160 - в 1994 г. От приватизации, включая предприятия, приватизированные в 1993 г., получено более 53 млрд. рублей, из которых 23,6 млрд. рублей перечислено в местные бюджеты, 12,4 млрд. рублей - в федеральный бюджет, 7,3 млрд. рублей - в федеральный фонд поддержки предпринимательства.
Формирование предприятий рыночной среды в регионе обусловлено, прежде всего, разгосударствлением собственности и приватизацией малых производств, особенно в сфере обслуживания. Однако подавляющее количество этих производств (до 90%) занято в сфере товарооборота, в частности, в торговле, а почти 70% из зарегистрированных совместных предприятий пока не приступили к работе.
По данным на 01.01.1995 на территории Дальнего Востока действовало свыше 200 банков и около 300 филиалов банков, однако суммарная концентрация их капиталов невелика. Положение усугубляется также структурой выдаваемых кредитов, из которых 96,2% приходится на сверх- и краткосрочные кредиты.
Сравнивая становление банковской системы на Дальнем Востоке с тенденциями общероссийского уровня, следует отметить две отличительные черты. Первая - в регионе замедлился темп создания новых банковских структур, вторая - по величине уставного капитала на Дальнем Востоке значительное количество составляют мелкие банки (87%) и полностью отсутствуют суперкрупные банки.
Среди процессов, оказывающих в последние годы дестабилизирующее влияние на экономику и социальную сферу региона, особого внимания заслуживает иммиграция китайского населения в приграничные районы Дальнего Востока. Численность его здесь возросла с 2 тыс. человек в 1989 году до 100 тыс. человек в 1993 году, а в настоящее время, по некоторым оценкам, достигает уже 1 млн. человек. В ряде приграничных районов (особенно в Приморском крае) происходит интенсивное формирование значительных по численности китайских общин, которые начинают превалировать над русским населением.
Фактически на Дальнем Востоке идет активный процесс формирования китайской диаспоры. Этому способствуют неотрегулированность пограничных вопросов между двумя странами, несовершенство российского законодательства, особенно миграционного, возможность легальной эксплуатации природных ресурсов в связи с отсутствием жесткой регламентации получения лицензий, разрешений на предпринимательскую деятельность.
Системы таможенной, миграционной и других служб России оказались неподготовленными к контролю за массовым передвижением китайцев по территории России, их регистрацией в конечных пунктах поездки. Отсутствуют режим регистрации лиц, не имеющих российского гражданства, и система санкций за незаконное проживание и передвижение по Российской территории.
Большой резонанс на Дальнем Востоке получили российско - японские переговоры по проблеме "северных территорий" - Южно - Курильских островов, на юрисдикцию над которыми претендует Япония.
Курилы располагают многообразным комплексом полезных ископаемых. Здесь найдены золото, серебро, полиметаллы, титано - магнетитовые руды, включающие редкоземельные элементы. Шельф островов является потенциальным источником нефти и газа, других минеральных ископаемых. Район между Малой Курильской грядой и о. Кунашир имеет уникальные гидробиологические условия для воспроизводства рыбы, беспозвоночных и водорослей, в том числе наиболее короткие нерестовые пути и интенсивную продуктивность лососевых, не используемые пока в полной мере. Уникальны и рекреационные ресурсы Южно - Курильских островов.
По предварительным оценкам, стоимость всего комплекса природных богатств южнокурильского субрегиона составляет не менее 2,5 трлн. долл. США, и по мере истощения мировых ресурсов она будет только возрастать.
С целью стабилизации социально - экономического положения на Дальнем Востоке и в Забайкалье, создания условий для будущего экономического роста региона в ближайшее время необходимо решить следующий комплекс задач, имеющих межтерриториальное и общероссийское значение:
1. Выравнивание условий функционирования экономики Дальнего Востока и Забайкалья с общероссийскими условиями за счет внедрения различных форм регулирования экономики в условиях рыночного пространства Российской Федерации, в том числе в области транспорта и энергетики и других сфер и отраслей народного хозяйства.
2. Разработать целевые федеральные программы развития регионов - участников настоящей Программы, по которым они не подготовлены.
3. При проведении структурной политики исходить из того, что рыбная, лесная и горнорудная отрасли промышленности останутся специализирующими в экономике Дальнего Востока.
4. Определить перспективу оборонных предприятий, переводя часть из них в казенные, или конверсировать их на выпуск гражданской продукции с ориентацией на удовлетворение прежде всего нужд отраслей специализации. Проводить переориентацию части оборонки на АТР и мировой рынок в целом.
5. Действующие промышленные предприятия по выпуску гражданской продукции (главным образом, гражданского машиностроения) необходимо с помощью экономических льгот сориентировать на удовлетворение нужд российских и зарубежных партнеров. В итоге, вместе с конверсируемыми оборонными предприятиями на Дальнем Востоке и в Забайкалье может быть образован промышленно - технологический комплекс по обеспечению переработки сырьевых ресурсов в конкурентоспособную на мировом рынке товарную продукцию.
В качестве опытного полигона может быть осуществлена реализация проекта создания техноэкополиса "Комсомольск - Амурск - Солнечный".
6. Освоение богатых ресурсов Севера должно быть подкреплено созданием тыловых производственных баз и постоянного жилья в южной зоне региона для работников северных предприятий.
7. В добыче топлива для нужд промышленности и населения в ближайшие годы должны быть направлены усилия в трех направлениях: шельф о. Сахалин, освоение нефтегазовых месторождений Республики Саха (Якутия) и окончание строительства крупных угольных разрезов (Ургальский, Ерковецкий, Лучегорский и др.), строительство относительно недорогих угольных разрезов на небольших месторождениях.
8. Завершение строительства Бурейской ГЭС как одного из основных условий стабилизации объединенной энергосистемы "Восток" и сокращения завоза в регион твердого топлива.
9. В энергетике необходимо направить усилия на завершение строительства энергетических мощностей, модернизацию и ремонт установленного оборудования и энергосетей в целях стабилизации и устойчивости работы энергосистем.
10. Необходимо решить проблему создания, функционирования оптового рынка электроэнергии на Дальнем Востоке и в Забайкалье и включении его в общероссийский рынок.
11. В настоящее время около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают нормативный срок эксплуатации. Рыбной отрасли необходима государственная поддержка в части льготного налогообложения и льготного кредитования.
12. Постоянно растущие железнодорожные тарифы отрезали рыбную отрасль Дальнего Востока от традиционных рынков сбыта своей продукции в центральных районах России. В результате чего среднедушевое потребление рыбной продукции в стране снизилось с 20 кг в 1990 г. до 10,2 кг в 1994 г.
Необходимо разработать предложения об упорядочении транспортных тарифов на вывоз рыбной продукции с Дальнего Востока в другие районы Российской Федерации.
13. Байкало - Амурская железнодорожная магистраль, строительство которой потребовало огромных государственных капитальных вложений и осуществлялось всеми республиками бывшего СССР, загружена в настоящее время менее чем наполовину своих провозных мощностей. Многие гражданские сооружения на дороге разрушаются, жилье приходит в негодность, население станций резко сокращается. Необходимо подготовить программу по хозяйственному освоению зоны БАМа, имея в виду обеспечение комплекса мер по включению зоны БАМа в народнохозяйственный оборот и повышению эффективности ее использования.
14. Решение проблемы подъема дальневосточного сельскохозяйственного производства должно учитывать достижение следующих целей: обеспечение населения цельномолочной продукцией, картофелем, овощами местного ассортимента, парной свининой и говядиной, мясом птицы, яйцами. Необходимы государственная поддержка и льготы фермерам и товариществам, работающим на этих направлениях.
15. Подготовить предложения о повышении эффективности таможенного регулирования поставок продовольственных товаров на Дальний Восток.
16. Практически все крупные города Дальнего Востока находятся в сейсмической и потенциально сейсмической зоне. Необходимо резко изменить градостроительную политику, включая защиту зданий от сейсмики, понижение этажности в жилищном строительстве, применение автономных источников теплоснабжения и водоснабжения.
17. Предусмотреть мероприятия по ослаблению социальной напряженности, в том числе по обеспечению оплаты за выполненный государственный заказ оборонным предприятиям Дальнего Востока.
18. Более полно использовать мощности предприятий оборонной промышленности и особенно в монофункциональных городах и поселках, предусматривать материальное обеспечение сохранения необходимых мощностей.
19. В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных различных морских судов. В устаревших и переполненных базах флота хранится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов. Выведенные из состава флота обычные суда и атомные подводные лодки из-за отсутствия финансирования не утилизируются.
Во избежание экологической катастрофы и ликвидации постоянной угрозы радиоактивного заражения местности необходимо определить мероприятия по созданию мощностей по разделке судов и утилизации радиоактивных отходов.
20. Разработать мероприятия по экономическому и социальному развитию приграничных регионов, подготовить предложения о придании особого статуса дальневосточным и забайкальским приграничным административным образованиям в части организации приграничной торговли, создания экономических зон и упрощения процедур пограничного, таможенного и миграционного контроля, регулирования экспорта и импорта для защиты внутренних товаропроизводителей.
21. В целях развития инвестиционного процесса предусмотреть обеспечение законодательного решения вопроса о праве субъектов Федерации региона использовать часть суммы таможенных пошлин, о создании региональных залоговых фондов с использованием природных ресурсов, о концессионных договорах, о государственных гарантиях иностранным инвесторам.
22. Необходимо принять законодательные акты в области сохранения культуры и самобытности малочисленных народов, проживающих на Дальнем Востоке.
23. Следует обеспечить государственную гарантию и поддержку повышенных нормативов воспроизводства человека, его образовательных и духовных потребностей, соответствующих специфике Дальнего Востока и Забайкалья.
1.2. Возможные сценарии развития
Противоречивость современного положения Дальнего Востока заключается в том, что регион, обладая повышенной экономической и стратегической значимостью для России, в сложившихся условиях экономической реформы не имеет столь мощной, как прежде, государственной поддержки.
При сохранении к региону унифицированного подхода в экономической политике наиболее вероятен сценарий инерционного развития, связанный в основном с внутрирегиональными резервами и инерционностью происходящих процессов. Длительный и болезненный выход региона из кризиса со стабилизацией положения не ранее 2000 года и достижением максимальных параметров докризисного периода за пределами 2005 года приведет к невосполнимым социальным потерям на Дальнем Востоке и в Забайкалье, огромному экономическому ущербу для России, подрыву ее национальной безопасности.
В данном сценарии социально - экономического развития следует ожидать, что уже в ближайшие годы произойдет:
- деградация экономики региона и усиление ее сырьевой направленности;
- безвозвратные потери промышленного потенциала горнорудных предприятий, обеспечивающих экономическую независимость страны от внешних поставщиков (особенно по цветным металлам);
- осложнение круглогодичной транспортной доступности районов Крайнего Севера, "закрытие" многих городов и поселков;
- массовый выезд населения из региона, негативные изменения в возрастной структуре остающегося населения, острая нехватка квалифицированных кадров на промышленных объектах федерального значения;
- развал гидрометеорологической сети, сужение возможностей прогнозирования гидрометеорологической и сейсмической обстановки, стихийных бедствий;
- ухудшение условий функционирования военной, пограничной и таможенной инфраструктур в регионе;
- экономическая экспансия зарубежных предпринимателей с целью незаконной эксплуатации природных ресурсов региона;
- резкое ухудшение геополитического положения России в бурно развивающемся Азиатско - Тихоокеанском регионе, отведение Дальнему Востоку роли сырьевого придатка этого региона;
- продолжение практики прямых территориальных претензий к России со стороны Японии и Китая.
Результатом инерционного развития станет еще большее отставание региона к 2005 г. от среднероссийских макроэкономических показателей, обусловленное глубочайшей его депрессией в сравнении с другими регионами и худшими стартовыми условиями. В частности, в лучшем случае сохранится отставание в долевых показателях валового внутреннего продукта и продукции промышленности на уровне соответственно 87% и 80% от общероссийского. Но более вероятно, что этот разрыв увеличится, как и разрыв по многим другим показателям, особенно в демографии и социальной сфере.
Альтернативным приведенному выше является сценарий регулируемого развития Дальнего Востока и Забайкалья, который исходит из концептуального положения о том, что природно - сырьевые, внешнеэкономические, политические и военно - стратегические интересы России в данном регионе не позволяют применять к нему унифицированный региональный подход. Государственная экономическая политика в отношении Дальнего Востока и Забайкалья должна строиться на отличных от других территорий принципах, а именно на таких, в соответствии с которыми рыночные преобразования в экономике и децентрализация управления не означают отказа в государственной поддержке наиболее кризисному, но исключительно важному региону.
Данный сценарий предполагает ускоренную разработку и последующую реализацию на федеральном уровне комплексных мероприятий по преодолению дезинтегрирующих процессов и выводу экономики региона из кризиса. Эти мероприятия должны стать отражением такой государственной региональной политики, которая минимизировала бы негативное воздействие рыночных механизмов на развитие региона.
Ряд мер по регулированию социально - экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья или их поддержке уже приняты, однако в целом они не носят системного характера, учитывающего в комплексе все особенности "врастания" экономики региона в рынок. Это станет задачей настоящей Федеральной программы долгосрочного социально - экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Результатом реализации Программы должны стать: экономическая стабилизация, а затем существенное улучшение социально - экономической ситуации к 2000 г.; устойчивое развитие в 2001 - 2005 гг.; сокращение отставания в основных макроэкономических показателях от среднероссийского уровня к 2005 г. Темпы роста валового внутреннего продукта на протяжении всего периода реализации Программы будут выше общероссийских - 157% по региону в пересчете на душу населения в сравнении со 149% по России.
Произведенный годовой национальный доход увеличится за 10-летие на 64%.
1.3. Стратегия и этапы Программы
Стратегия социально - экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья исходит из следующих главных предпосылок:
1. Дальний Восток и Забайкалье как в настоящее время, так и в перспективе, остаются крупнейшей природно - сырьевой базой России. Природно - ресурсный потенциал региона способен на протяжении обозримого времени обеспечивать потребности экономики страны и значительные поступления доходов от экспорта в государственный и региональный бюджеты.
2. Экономико - географическое положение, в том числе пригранично - приморское расположение, благоприятствует развитию внешнеэкономических связей со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Этот же фактор может стать компенсирующим в ситуации удаленности от российских рынков и повышенных транспортных затрат.
Генеральная цель данной Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем.
В условиях глубокого кризиса, охватившего экономику региона, не приходится рассчитывать на скорое решение задач по структурно - отраслевой перестройке экономики. В ближайшие годы (1996 - 2000) целью будет стабилизация и выход из кризиса, в связи с чем первоочередными задачами станут:
- снижение топливно - энергетического дефицита;
- ликвидация последствий стихийных бедствий;
- преодоление депрессии в отраслях специализации.
С последующим улучшением экономической ситуации (в 2001 - 2005 годах) откроется возможность сконцентрировать усилия на решении задач, непосредственно вытекающих из необходимости структурной перестройки:
- комплексное решение энергетической проблемы и ослабление зависимости экономики региона от ввоза топлива;
- развитие транспортной инфраструктуры и снижение влияния транспортной составляющей на региональное производство;
- обеспечение потребности России в важнейших, в том числе стратегических, видах минеральных ресурсов;
- улучшение снабжения населения Дальнего Востока, Забайкалья и страны в целом рыбными продуктами;
- расширение экспортного потенциала отраслей специализации региона - горнорудной, лесной и рыбной промышленности за счет повышения эффективности использования природно - ресурсного потенциала и привлечения зарубежных инвестиций;
- формирование надежной продовольственной базы в сельскохозяйственных районах Дальнего Востока и Забайкалья;
- организация машиностроительных производств, ориентированных на выпуск оборудования для горнодобывающей, лесной, пищевой, в том числе рыбоперерабатывающей промышленности, перепрофилирование машиностроительных и оборонных предприятий на удовлетворение потребностей региона.
Экономическая политика в последующие годы (2006 - 2010 годы) должна исходить уже из необходимости преодоления сырьевой направленности региона, диверсификации экономики и значительного усиления собственных возможностей финансирования. В связи с этим актуальными задачами станут организация новых обрабатывающих производств на основе глубокой переработки минерального сырья и рационального использования возобновляемых природных ресурсов (цветная металлургия полного цикла, тонкая химия, целлюлозно - бумажная, рыбоперерабатывающая, медико - биологическая промышленность, меховое, кожевенное, алмазо - гранильное производства) и дальнейшее наращивание экспортного потенциала региона, но уже преимущественно за счет обрабатывающих производств.
Кроме указанных выше, будут решаться с самого начала реализация Программы и оставаться актуальными на всех ее этапах следующие задачи:
- предотвращение оттока населения и закрепление квалифицированных кадров посредством государственного содействия занятости и социальной защиты населения Дальнего Востока и Забайкалья;
- вовлечение Дальнего Востока и Забайкалья в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество со странами АТР;
- охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
В соответствии с отмеченными этапами и поставленными задачами построена структура Программы.
Основными стратегическими проблемами региональной экономической политики, учитываемыми при разработке Программы, являются:
а) противоречие задачи либерализации внешнеэкономической деятельности и повышения степени "открытости" региона, логически вытекающей из политики реформ, определенным экономическим и военно - стратегическим интересам России;
б) временной и масштабный аспекты сырьевой специализации региона с учетом тяжести современного экономического положения и долгосрочных целей региональной политики.
Решение первого вопроса в Программе предусматривается путем максимально возможной в данной ситуации взаимоувязки интересов федеральной и региональной сторон. Логика Программы такова, что приоритетность целей государственной безопасности в ряде программных мероприятий и, как следствие, понижение степени "открытости" региона компенсируются региону рядом исключительных экономических льгот, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, если те не несут ущерба государственной безопасности.
В отношении сырьевой специализации региона Концепция Программы исходит из того, что хотя путь экстенсивного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов исчерпал себя и дальнейшая моноспециализация на базе их эксплуатации ведет к еще большей экономической зависимости, в обозримом будущем (до 2005 - 2010 гг.) лишь три сырьевые отрасли - рыбная, лесная и горнорудная промышленность имеют реальные перспективы выйти на уровень мировых технологий.
Преодоление сырьевой направленности экономики Дальнего Востока в перспективе видится в создании на его территории производственного потенциала комплексного характера с экспортной направленностью на базе ускоренного развития перерабатывающих отраслей. Для этого потребуется создание высокотехнологичных производств и современных средств коммуникаций. Но реально оценивая существующие возможности, ясно, что по крайней мере в среднесрочной перспективе до 2005 г. значительные структурные преобразования недостижимы. Дефицит местных и федеральных финансовых ресурсов служит тому непреодолимым препятствием, а возможность привлечения средств российских и иностранных предпринимателей ограничена слаборазвитостью инфраструктуры и отсутствием гибких условий привлечения.
Следовательно, наиболее прямой путь через немедленную структурную перестройку экономики и ускоренное развитие перерабатывающих отраслей в современных условиях невозможен и в ближайшие годы предстоит ориентироваться в основном на имеющиеся природно - ресурсные и экономико - географические предпосылки развития. Государственная поддержка развития природоэксплуатирующих отраслей будет залогом получения эффекта от них как для регионов, так и для России в целом. Исходя из этой установки, следует проводить соответствующую структурную политику в диверсификации экономики Дальнего Востока и демографическую политику в расселении населения, с тем чтобы в итоге на Дальнем Востоке образовать промышленно - технологический комплекс по обеспечению переработки сырьевых ресурсов в конкурентоспособную на мировом рынке товарную продукцию с максимально возможно высокой степенью обработки.
Таким образом, в период до 2005 г. отраслевая структура экономики региона не претерпит серьезных изменений в своих соотношениях. Дальний Восток сохранит свою ресурсную специализацию и высокую долю добывающих отраслей. Признавая необходимость структурной перестройки экономики и преодоления ее сырьевой направленности, необходимо отметить, что сырьевой сектор может стать базой для стабилизации экономической ситуации, поддержания устойчивости во внешнеэкономических операциях и платежах и, несмотря на длительный период нерационального использования ресурсов обладает богатым потенциалом роста. При условии повышения эффективности использования природноресурсный потенциал может стать действительно фундаментальным фактором развития региона и подготовить почву для значительных структурных преобразований в более отдаленной перспективе. В частности, сырьевой сектор должен стать опорой для формирования впоследствии производств, обладающих высокой нормой прибыли и коротким периодом окупаемости (легкая и пищевая промышленность, сервисные отрасли, туризм, торговля).
Решение задач экономического и социального развития Дальнего Востока потребует концентрации ограниченных в настоящей период финансовых ресурсов на осуществлении важнейших мероприятий, проектов и программ. В связи с этим приоритет в Программе получают мероприятия общефедерального значения. Данная Программа учитывает существующие федеральные региональные программы в составе рассматриваемого макрорегиона с целью увязать в комплексе региональные и федеральные интересы.
При этом основными инструментами Программы станут следующие формы государственной поддержки:
- государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах отчислений в бюджет, порядке внешнеэкономической деятельности;
- государственный заказ для загрузки производственных мощностей федерального значения;
- меры по социальной защите населения;
- защита рынка от монополий;
- государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе;
- создание и поддержка свободных экономических зон;
- прямые государственные инвестиции в программные проекты.
1.4. Содержание Программы
1.4.1. Система неотложных мер по выводу экономики Дальнего Востока и Забайкалья из кризиса и улучшению социально - экономической ситуации
Комплекс первоочередных мер государственной поддержки экономики региона включает следующие приоритетные направления: обеспечение потребности региона в топливно - энергетических ресурсах и регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию; регулирование транспортных тарифов; ликвидация последствий стихийных бедствий; урегулирование неплатежей, правовое обеспечение взаимоотношений между региональными и федеральными бюджетами и др.
Необходимо сохранить дотации предприятиям угольной промышленности, а также государственную поддержку потребителей электроэнергии региона в соответствии с изменяющейся динамикой цен.
Для погашения топливного дефицита в 1996 - 1997 гг. предстоит увеличить поставки нефти и угля из Сибири.
В Программе реализуются следующие подходы к решению проблемы государственного регулирования транспортных тарифов и снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции на Дальнем Востоке и в Забайкалье:
1. Учитывая возрастание значения транспортного фактора в экономике региона, осуществить вариантные расчеты ресурсного и продовольственного обеспечения региона, в которых учесть собственные возможности сокращения расстояний поставок внутри России, рационализацию взаимодействия видов транспорта и, наконец, эффективность импортных поставок из стран Юго - Восточной Азии и Китая.
2. Рассмотреть возможность и внести соответствующий проект закона о поправках к действующему законодательству о снижении уровня налога на добавленную стоимость на транспортные расходы, связанные с доставкой грузов потребителям Дальневосточного региона и Забайкалья.
В целях снижения себестоимости транспортной работы рассмотреть возможность применения для предприятий региона льготного режима налогообложения, в том числе и муниципальными налогами, и подготовить проекты соответствующих законодательных актов по этому вопросу.
Предоставить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке и Забайкалье право регулировать тарифы на перевозку пассажиров морским транспортным флотом в зависимости от платежеспособности населения и возможности местных бюджетов.
Разработать меры финансовой поддержки малообеспеченных групп населения Севера, Сибири и Дальнего Востока за счет их адресной поддержки из специальных федеральных и региональных фондов, в т.ч. по компенсации им части транспортных расходов при их поездках в центральные районы Российской Федерации.
Для стабилизации социально - экономического положения необходимо срочно выполнить весь комплекс мер по ликвидации последствий стихийных бедствий, а также выполнить комплекс мер долгосрочного характера, направленных на укрепление фундаментальных исследований и создание необходимой материально - технической базы по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий.
1.4.2. Структурная перестройка экономики
Система программных мероприятий по структурной перестройке экономики Дальнего Востока и Забайкалья должна быть направлена на создание хозяйственного комплекса с более высоким самовоспроизводственным потенциалом, обеспечивающим формирование постоянного населения в оптимальной половозрастной структуре. При достижении этой цели должны быть решены прежде всего следующие задачи:
- стабилизация финансового положения;
- обеспечение стабильной занятости и эффективного рынка труда;
- развитие экспортных производств;
- модернизация сырьевого сектора экономики;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- конверсия оборонной промышленности и развитие гражданского машиностроения;
- стабилизация энергообеспечения.
Они должны быть дополнены также комплексом правовых условий и гарантий, обеспечивающих такую перестройку.
Структурная политика должна осуществляться на двух уровнях. Первый - проекты и условия, необходимые для всех территорий, в том числе касающиеся развития экспортных производств, финансовой стабилизации производителей, модернизации сырьевого сектора экономики, поддержания занятости и т.п. Второй уровень включает проекты, характерные для данной территории, в том числе создание технополисов и технопарков, развитие морских портов, конверсия, создание экономических зон и др.
Среди приоритетов региональной структурной политики следует выделить:
1. Изменение структуры рынка - поддержание возможностей региона в целом и отдельных территорий вести эффективный и стабильный экономический обмен с другими регионами и внешним рынком для формирования фондов потребления и накопления.
2. Поддержание уровня занятости населения и доходов.
3. Создание инфраструктурной специализации.
Топливно - энергетический комплекс
Решение энергетической проблемы прежде всего будет зависеть от увеличения добычи углеводородного сырья, освоения нефтегазовых месторождений на шельфе, создания газоперерабатывающих комплексов на о. Сахалин и в Якутии, прокладки газопроводов в энергодефицитные районы.
Добычу углеводородного сырья предусматривается увеличить за счет освоения шельфа о. Сахалин с участием иностранных инвесторов, окончания строительства крупных угольных разрезов (Ургальский, Ерковецкий, Лучегорский и др.) и строительства относительно недорогих угольных разрезов на небольших месторождениях. За счет реконструкции угледобывающих предприятий, строительства и расширения разрезов, в том числе по Программе "Малые разрезы", добыча угля возрастет к 2005 году в 1,7 раза, что позволит в основном обеспечить регион твердым топливом местного производства. Несмотря на некоторое снижение удельного веса угля в балансе котельно - печного топлива (с 60% в 1995 г. до 50 - 55% в 2005 г.), он по-прежнему будет играть доминирующую роль в обеспечении потребителей региона топливом.
Вовлечение в топливный баланс региона газа с шельфа о. Сахалин и месторождений Республики Саха (Якутия) повысит долю этого вида топлива с 8% в настоящее время до 20 - 25% в 2005 году. Всего добыча газа возрастет в 6,7 раза и составит в 2005 году 22 млрд. куб. м. Сахалинский газ намечено использовать для местных нужд (около 9 млрд. куб. м в Сахалинской области и Хабаровском крае) и 10 млрд. куб. м направить на экспорт. Поставки якутского газа на экспорт не предусматриваются. Начнется добыча газа в Камчатской области.
Намечается также расширить использование геотермальной энергии на Камчатке и Курильских островах.
Добыча нефти за счет освоения шельфа о. Сахалин увеличится в 10,9 раза и составит в 2005 году 20,8 млн. т, что создаст условия для перевода на ее переработку Комсомольского и частично Хабаровского нефтеперерабатывающих заводов. Намечается начать в более широких масштабах переработку нефти в Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).
Доля обеспечения Дальнего Востока и Забайкалья нефтетопливом местной добычи вырастет в несколько раз.
В электроэнергетике предусмотрено выполнить работы по реконструкции и расширению действующих ТЭЦ, в том числе завершить строительство ранее начатых электростанций и линий электропередачи, ввести на полную мощность Бурейскую ГЭС, что позволит повысить надежность и значительно улучшить обеспечение населения и народного хозяйства электроэнергией и теплом.
В целях стабилизации положения в ТЭКе региона в 1996 - 1997 годах и его дальнейшего развития необходимо шире использовать возможности рынка электроэнергии Дальнего Востока, Забайкалья, восточных и других районов Российской Федерации.
Отрасли специализации
Для преодоления депрессии в отраслях специализации предстоит осуществить ряд мер, направленных на модернизацию сырьевого сектора экономики региона.
В горнорудной промышленности в самые ближайшие годы необходимо увеличить ассигнования на геологоразведочные работы с целью расширения и качественного улучшения сырьевой базы по золоту, олову и полиметаллам, начать разведку Куранахского месторождения золота, наметить мероприятия по подходам к организации строительства Удоканского ГОКа, создать новые и реконструировать действующие мощности по выплавке олова на базе Хрустальненского и Солнечного ГОКов, свинца и цинка - на "Дальполиметалле".
В лесопромышленном комплексе выход из кризиса не следует связывать с обязательным достижением максимальных объемов лесозаготовок уровня 1989 года, учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения мировой конъюнктуры на лес и необходимость рационализации лесопользования в новых экономических условиях. Главной задачей должно стать повышение доли продукции глубокой переработки древесины, что позволит увеличить экспорт пиломатериалов и продукции целлюлозно - бумажной промышленности.
Серьезным тормозом развития лесопромышленного комплекса региона станет отсутствие новых технологий и высокопроизводительных и экологически безопасных отечественных машин и механизмов для заготовки и всесторонней переработки древесного сырья в товары с высокими потребительскими свойствами.
В дальнейшем развитие и структурную перестройку лесопромышленного комплекса региона необходимо строить на основе приоритетного использования техники отечественного производства. Для этого предлагается направить бюджетные инвестиции на развитие российского лесного машиностроения. Его создание и развитие можно осуществить на основе использования научно - технического и производственного потенциала предприятий военно - промышленного комплекса, переводимых на производство продукции гражданского назначения. Средства на эти цели первоначально можно получать от экспорта круглых лесоматериалов.
Главной целью подпрограммы "Рыбохозяйственный комплекс" является стабилизация и дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, осуществление на основе современных технологий глубоких качественных преобразований в добывающем и рыбообрабатывающем производствах для укрепления продовольственной безопасности, обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения страны в рыботоварах, а также различных отраслей промышленности и сельского хозяйства в сырье, технической и кормовой продукции для расширения экспортных возможностей.
Реализация Программы потребует решения следующих задач:
- развитие отраслевой науки, укрепление ее научно - технического потенциала;
- обновление промыслового флота судами, оснащенными промысловым и технологическим оборудованием на мировом уровне;
- проведение на основе новейшей техники и передовых безотходных и малоотходных технологий технического перевооружения и реконструкции береговых обрабатывающих предприятий для обеспечения выпуска продукции, соответствующей по качеству требованиям внутреннего и мирового, прежде всего Азиатско - Тихоокеанского рынка;
- наращивание экспортного потенциала отрасли за счет коренного изменения структуры продукции, организации производства биологически активных веществ, лекарственных препаратов;
- создание новых социально значимых и экономически эффективных рабочих мест, предотвращение на этой основе безработицы и снижение социальной напряженности в отрасли;
- обеспечение охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- содействие развитию предприятий и организаций всех форм собственности;
- разработка и внедрение современных схем привлечения частного отечественного и иностранного капитала для развития рыбохозяйственного комплекса.
Федеральная значимость подпрограммы заключается в:
- увеличении вклада рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья в решение общероссийской проблемы продовольственного обеспечения населения для доведения среднедушевого потребления рыбы до норм, рекомендованных АМН России;
- усилении поддержки сельскохозяйственного производства страны за счет увеличения поставок кормовой продукции для животноводства и звероводства;
- расширении экспортного потенциала отрасли и укреплении позиции продукции российских товаропроизводителей на рынках Азиатско - Тихоокеанского региона;
- расширении межрегиональных поставок технической продукции для различных отраслей промышленности страны.
Развитие рыбного хозяйства на Дальнем Востоке и в Забайкалье условно подразделяется на два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа.
Первый этап - 1996 - 2000 годы - будет определять стабилизацию отраслевой экономики. В этот период все основные усилия предполагается направлять на формирование условий для выхода из депрессии и создание надежной стартовой площадки для вхождения в полосу стабильного развития после 2000 года.
В основу прогноза развития рыбного хозяйства закладываются условия, складывающиеся в экономике страны в целом и в отрасли, а также тенденции, которые будут определять развитие отраслевой экономики в последующие годы.
Второй этап - 2001 - 2005 годы - должен характеризоваться стабильным ростом производства. Успехи в этот период будут зависеть от результатов функционирования производственных структур комплекса на первом этапе, от той материальной и научно - технической базы, которую удастся заложить в течение этого этапа.
Анализ сложившейся экономической ситуации в отрасли, тенденции возможного развития в будущем показывают, что развитие рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока и Забайкалья в зависимости от различных условий в период до 2005 года может осуществляться по двум сценариям. Основное различие их будет состоять в направлениях и масштабах участия государства в управлении рыбным хозяйством и будет реализовываться в виде создания благоприятных условий в области кредитной, налоговой и таможенной политики.
Инвестиционная деятельность в регионе как по первому, так и по второму сценарию будет осуществляться в основном за счет собственных средств, направленных на простое воспроизводство основных производственных фондов, на поддержание их в эксплуатационном состоянии. Бюджетные средства будут направляться главным образом на финансирование мероприятий по воспроизводству и охране рыбных ресурсов, поддержание отраслевой науки.
Развитие рыбопромыслового флота намечается осуществлять по следующим основным направлениям:
- предпочтение отдается развитию среднего и малого добывающего флота;
- крупнотоннажный добывающий флот будет представлен в основном судами, находящимися в эксплуатации; пополнение возможно только за счет единичных судов новых типов;
- обрабатывающий флот практически не получит дальнейшего развития; для обслуживания остающихся в эксплуатации судов - ловцов в случае необходимости могут быть использованы крупные и большие добывающие суда.
Сельскохозяйственное производство
Решение проблемы подъема дальневосточного сельскохозяйственного производства должно учитывать достижение следующих целей: обеспечение населения цельномолочной продукцией, картофелем, овощами местного ассортимента, свининой и говядиной, мясом птицы, яйцами.
Необходимо до 1998 г. обеспечить местное производство сельхозпродукции в объеме не ниже уровня 1991 г., создать условия для функционирования многоукладности сельского хозяйства. С учетом имеющегося производственного потенциала, сложившейся за последние годы специализации основным направлением структурной перестройки сельского хозяйства южной зоны Дальнего Востока (Амурская область, Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край - частично) должно стать формирование н

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.07.1997 n 854 (ред. от 14.02.2002, с изм. от 07.07.2005) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ БАЗЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ НА 1997 - 2006 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также