ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 02.04.1993 n 6-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ, СОВМЕСТНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА ОБ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДЕЛЕНИИ ГОРОДА МОСКВЫ, УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСКОРЕННОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В Г. МОСКВЕ, СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 МАРТА 1992 ГОДА О КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 1993 г. N 6-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ
1991 ГОДА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ РАДИКАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ", СОВМЕСТНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ЯНВАРЯ
1992 ГОДА "ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДЕЛЕНИИ
ГОРОДА МОСКВЫ", УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 ЯНВАРЯ 1992 ГОДА "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСКОРЕННОЙ
ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В Г. МОСКВЕ",
СТАТЬИ 10 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 МАРТА
1992 ГОДА "О КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ И КРАЕВОЙ, ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председателя В.Д. Зорькина, заместителя председателя Н.В. Витрука, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева
с участием народных депутатов Российской Федерации С.Н. Бабурина, А.Л. Головина, В.П. Миронова, И.В. Муравьева, В.Н. Подопригоры, направивших ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации, а также представителей ходатайствующих сторон - С.Е. Донцова, А.-Х.С. Кулбужева, А.Е. Постникова - кандидатов юридических наук; представителей Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации как сторон, издавших соответствующие нормативные акты, - А.Я. Сливы - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и И.В. Муравьева - заместителя председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления,
руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 части второй статьи 1, пунктами 2 и 3 части первой и частью второй статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 334 "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы", совместного Постановления Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 3 января 1992 г. N 7 "Об административно - территориальном делении города Москвы", Указа Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 16 "Об обеспечении ускоренной приватизации муниципальной собственности в г. Москве", статьи 10 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".
Поводом к рассмотрению дела согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явились ходатайства народных депутатов Российской Федерации, в которых содержится требование признать названные нормативные акты не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Основанием к рассмотрению дела согласно части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти нормативные акты в целом или в отдельных их частях Конституции Российской Федерации по содержанию норм, характеру затронутых в них вопросов, по форме, по порядку принятия, а также с точки зрения установленного в Российской Федерации разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, закрепленного Конституцией разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением.
Необходимость проверки конституционности названных нормативных актов в одном производстве обусловлена их неразрывной связью: они имеют сходный предмет регулирования, затрагивают единый комплекс отношений, связанных с функционированием органов представительной и исполнительной власти города Москвы.
Исходя из этого и руководствуясь частью четвертной статьи 41 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд соединил указанные ходатайства народных депутатов Российской Федерации в одно производство.
Заслушав выступление судьи - докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения сторон, показания экспертов и изучив представленные заключения и другие документы, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, установил:
1. Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 334 "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы", изданный в целях обеспечения благоприятных условий для проведения экономической реформы в столице, ускорения приватизации муниципальной собственности, предусматривает значительное расширение полномочий мэра и других органов управления Москвы.
Абзацем вторым пункта 2 Указа мэру Москвы предоставлено право проводить в Москве ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанным правилам и графику. Данное положение Указа противоречит части пятой статьи 3 Закона РСФСР от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", в котором закрепляется право Советов народных депутатов принимать местные программы приватизации и нормативные акты, регулирующие порядок их выполнения, в развитие Государственной программы приватизации.
Названным Указом Президента Российской Федерации (абзац пятый пункта 2) мэр Москвы наделяется правом самостоятельно образовывать и распоряжаться внебюджетными фондами, суммами текущего превышения доходов над расходами и свободными остатками бюджетных средств. Данное положение Указа не согласуется с частью третьей статьи 17 Закона РСФСР от 10 октября 1991 года "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", в котором определено, что суммы превышения доходов над расходами зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются по усмотрению соответствующего Совета народных депутатов.
В соответствии со статьями 136.2 и 136.5 Конституции Российской Федерации полномочия Совета народных депутатов и администрации города Москвы определяются только Конституцией и законами Российской Федерации, а также уставом города.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года мэру Москвы поручено разработать и представить на утверждение Президенту Российской Федерации проект положения об ускорении приватизации муниципальных предприятий и организаций. Указ в этой части не соответствует пункту "в" части первой и части второй статьи 84.11, части первой статьи 84.12, пунктам 6 и 9 части первой статьи 109, части первой статьи 121.1, статье 121.5, части второй статьи 121.8 Конституции Российской Федерации, закрепляющим принципы разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также разграничения предметов ведения между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "О правовом обеспечении экономической реформы" установлено, что проекты указов Президента по вопросам банковской, валютно-финансовой деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности и некоторым другим, издаваемым в целях оперативного регулирования хода экономической реформы, находящиеся в противоречии с действующими законами Российской Федерации, представляются Президентом в Верховный Совет Российской Федерации, а в период между сессиями - в Президиум Верховного Совета Российской Федерации. Особый механизм предварительного контроля со стороны законодательного органа за соответствием проектов указов Президента законам Российской Федерации, представлявший собой элемент системы сдержек и противовесов, присущий принципу разделения властей, закрепленному в части первой статьи 3 и в других статьях Конституции, не был использован.
2. Совместное Постановление Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 3 января 1992 г. N 7 "Об административно-территориальном делении города Москвы" представляет собой совместный правовой акт высшего должностного лица Российской Федерации и главы исполнительной власти в Российской Федерации и высшего должностного лица Верховного Совета Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 121.8 Конституции Российской Федерации Президент издает указы и распоряжения, а в соответствии с частью пятой статьи 115 Председатель Верховного Совета издает распоряжения. Таким образом, совместное Постановление как произвольно избранная высшими должностными лицами форма правового регулирования противоречит Конституции Российской Федерации. Издание таких совместных актов противоречит также принципу разделения властей.
Кроме того, совместное Постановление принято по вопросам, выходящим за пределы компетенции издавших его должностных лиц.
В пункте 1 данного Постановления устанавливается новая схема административно-территориального деления города, в основу которой положено деление на муниципальные округа (районы). Пункт 3 Постановления содержит предписание "переориентировать" работу народных депутатов районных Советов города Москвы на работу в Советах муниципальных округов, на территории которых они избраны.
Между тем, к числу принципов, лежащих в основе системы государственной власти в Российской Федерации, наряду с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей относится разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.
На момент принятия совместного Постановления Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 3 января 1992 г. N 7 данные принципы были отражены в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, и в Конституции РСФСР, в частности в статьях 72, 89, 104, 109, 121.5, в разделе VII.
В дальнейшем Федеративные договоры от 31 марта 1992 года, Конституция Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года в более развернутом виде зафиксировали разграничение предметов ведения и полномочий, определили гарантии укрепления конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" части первой статьи 84.11 Конституции Российской Федерации к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга относятся изменение границ краев и областей, установление общих принципов территориального деления в краях и областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Согласно части второй той же статьи по вопросам, отнесенным к совместному ведению, издаются Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.
Согласно части третьей статьи 84.11 Конституции до принятия Основ законодательства собственное правовое регулирование по этим вопросам вправе осуществлять краевые, областные, Московский и Санкт-Петербургский городские Советы народных депутатов. Вместе с тем, статьей 66 Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" установлено, что до принятия Основ законодательства по вопросам совместного ведения действуют соответствующие законы Российской Федерации.
Из сопоставления указанных норм вытекает, что в условиях отсутствия Основ законодательства законы Российской Федерации по указанным вопросам действуют в части, устанавливающей общие принципы территориального деления. В соответствии с частью первой статьи 84.15 Конституции федеральные органы государственной власти не вправе принимать решения, определяющие конкретное территориальное деление города Москвы, подлежащее собственному правовому регулированию городскими органами власти.
Пункт 4 части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации определение порядка решения вопросов административно - территориального устройства относит к исключительному ведению Съезда народных депутатов. Однако полномочие Съезда народных депутатов определять порядок решения вопросов административно - территориального устройства Российской Федерации следует рассматривать в совокупности с указанными выше нормами Конституции, имея в виду как содержание, так и форму правового акта, который может быть издан Съездом по данному вопросу.
Исходя из содержания пункта 11 части первой статьи 109, статей 115 и 121.5 Конституции, Президент Российской Федерации и Председатель Верховного Совета Российской Федерации не могут направлять деятельность Советов народных депутатов (а именно такое предписание содержит пункт 3 совместного Постановления), поскольку это входит в сферу полномочий Верховного Совета Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 62 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее ходатайство в части пунктов 2 и 4 совместного Постановления не может быть рассмотрено, поскольку по своему характеру и значению эти вопросы не относятся к числу конституционных.
3. Указом Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 16 "Об обеспечении ускоренной приватизации муниципальной собственности в г. Москве" в числе других актов утверждено Положение "Об ускорении приватизации муниципальных предприятий и организаций г. Москвы", которым установлен порядок приватизации, отличный от предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации, изменена финансово-бюджетная направленность процесса приватизации.
Согласно Закону Российской Федерации от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" комитеты по управлению имуществом осуществляют главным образом функции организации проведения приватизации, методического руководства этим процессом и контроля за ходом приватизации, а фонды имущества осуществляют функции представителя государства либо иного собственника имущества, подлежащего приватизации. Между тем, названным

ПИСЬМО ГТК РФ от 02.04.1993 n 01-13/2816 ОБ ЭКСПОРТЕ КРАХМАЛА КАРТОФЕЛЬНОГО И ИНУЛИНА ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также