ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 16.03.1993 n НИ-6-14/114 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО АВТОВАЗ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 1993 г. N НИ-6-14/114
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ПРОИЗВОДСТВА ПО "АВТОВАЗ"
В соответствии с указанием Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14.10.92 N ИЛ-6-14/350 территориальными налоговыми инспекциями 29 регионов страны произведена проверка правильности учета доходов и исчисления налогов юридическими и физическими лицами по операциям, связанным с приобретением и реализацией легковых автомобилей, выпускаемых производственным объединением "АвтоВАЗ".
Проверкой установлены многочисленные факты, когда акционерные общества, товарищества, другие коммерческие структуры и предприятия заключали договора с ПО "АвтоВАЗ" на покупку автомобилей с целью их перепродажи и перечисляли объединению в фонд развития производства сверх стоимости автомобилей по действующим ценам денежные средства в виде спонсорского взноса, а при реализации автомобилей, в свою очередь, также получали от покупателей в свои фонды развития производства денежные средства сверх стоимости автомобилей. При этом многие предприятия - перепродавцы полученные денежные средства не учитывали как внереализационные доходы, а зачисляли их непосредственно в специальные фонды. В ряде случаев налогооблагаемую прибыль увеличивали не на всю сумму средств, поступивших в эти фонды, а только на сумму, оставшуюся после перечисления части ее в фонд развития производственного объединения "АвтоВАЗ".
Отдельные предприятия денежные средства сверх стоимости автомобилей, перечисленные АвтоВАЗу, относили на издержки производства, приобретенные автомобили передавали своим работникам бесплатно или продавали с представлением значительной скидки с цены приобретения, не вносили в бюджет налог за перепродажу автомобилей.
В результате в расчетах налога на прибыль объем налогооблагаемой прибыли занижался и в бюджет недопоступали крупные суммы денежных средств. Всего проверками по данному вопросу налоговыми инспекциями дополнительно начислено платежей в бюджет 457,8 млн. рублей, в том числе финансовых санкций 193,0 млн. рублей.
Государственной налоговой инспекцией по Волгоградской области в результате проверки только 3 предприятий - акционерного общества "Волгоград-Лада", производственно-коммерческих фирм "Смежник-Лада" и "Спутник-Лада" в бюджет было дополнительно исчислено 109,0 млн. руб. налоговых платежей и финансовых санкций.
Крупные суммы налоговых платежей и финансовых санкций дополнительно исчислены налоговыми органами Республики Башкортостан. При проверке акционерного общества "Агидель-Лада" установлено, что с января по сентябрь 1992 г. в специальные фонды общества от покупателей автомобилей поступило 50,8 млн. рублей, из которых 21,5 млн. руб. были перечислены ПО "АвтоВАЗ". В ходе проверки с указанных сумм начислены платежи в бюджет в сумме 7,7 млн. рублей.
При проверке малого предприятия "Атлант" установлено, что оно реализовало автомашины своим работникам по ценам значительно ниже цен приобретения, а разницу отнесло на издержки производства, в связи с чем прибыль, подлежащая налогообложению, была занижена на 1943,6 тыс. рублей. Аналогичное нарушение выявлено и при проверке фирмы "Рейд", которой прибыль, подлежащая налогообложению, была занижена на 192,8 тыс. рублей.
Налоговой инспекцией по Кировскому району г. Санкт-Петербурга установлено, что арендным предприятием "Электромедоборудование" на основании решения трудового коллектива 16 работникам проданы машины по цене, которая в несколько раз ниже покупной стоимости, в том числе 4 работникам они были переданы в собственность бесплатно. Разница между расходами по приобретению автомашин и взносами, уплаченными работниками, а также стоимость машин, переданных бесплатно, отнесена за счет прибыли предприятия. При этом, при исчислении подоходного налога указанная разница в совокупный облагаемый доход работников не включалась.
Согласно решению Малого совета Челябинского городского Совета народных депутатов предприятия - перепродавцы обязаны уплачивать в бюджет налог в размере 1% от суммы выручки от реализации товаров, в том числе автомобилей. В связи с этим налоговыми органами г. Челябинска при проверке акционерного общества "Челябинск-Лада" дополнительно исчислен налог в сумме 3093,2 тыс. рублей и пеня за несвоевременную его уплату в бюджет в сумме 618,1 тыс. рублей.
Вместе с тем, поступившие в Госналогслужбу Российской Федерации информация и материалы проверок свидетельствуют о том, что многие территориальные налоговые инспекции проверки по данному вопросу осуществляли не полностью. Большинством налоговых инспекций не закончена проверка предприятий - перепродавцев, т.е. не отслежена вся цепочка купли - продажи и перепродажи автомашин, а, следовательно, и не проверена полнота учета доходов от этих операций и исчисления с них предусмотренных законодательством налогов.
В ряде случаев налоговыми органами при установлении фактов получения от покупателей денежных средств сверх стоимости реализованных им автомашин и зачисления их в специальные фонды неправильно определены суммы заниженной в связи с этим налогооблагаемой прибыли.
Так, Государственная налоговая инспекция по Саратовской области, установив при проверке, что за 9 месяцев 1992 года в фонд развития производства акционерного общества "Саратов-Лада" от предприятий - покупателей автомашин поступило 138,3 млн. рублей, из которых перечислено ПО "АвтоВАЗ" и другим поставщикам 74,0 млн. руб., сумму, подлежащую налогообложению, определила в размере 64,3 млн. руб., тогда как налог на прибыль должен быть исчислен с общей суммы поступивших средств. При этом с сумм, поступивших в первом полугодии 1992 г., необходимо было исчислить налог на прибыль в размере 32%, а с сумм, полученных от покупателей в третьем квартале, следовало исчислить налог на добавленную стоимость в размере 21,88%, а оставшуюся сумму рассматривать как сокрытую прибыль, подлежащую изъятию в бюджет с применением штрафных санкций в этом же размере.
Учитывая вышеизложенное, а так же то, что произведенными проверками доначислены крупные суммы налогов и финансовых санкций, Государственная налоговая служба поручает организовать в текущем году массовую проверку предприятий, учреждений и организаций, занимающихся перепродажей легковых автомобилей, по вопросу правильности учета ими доходов от этих операций и полноты исчисления и уплаты предусмотренных законодательством налогов, а там, где они начаты, довести их до полного завершения.
При проведении проверок необходимо руководствоваться п. 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" в редакции Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 года "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", в соответствии с которыми суммы средств, зачисленные начиная со второго полугодия 1992 года в специальные фонды и не отраженные по учету как внереализационные доходы и с которых не уплачены налоги, следует считать заниженной прибылью и взыскивать бюджет в установленном законом порядке с применением финансовых санкций. При этом финансовые санкции по налогу на добавленную стоимость следует применять с 1 октября 1992 года.
Результаты проверки и принятые по ним меры необходимо отразить в пояснительной записке к отчету о результатах контрольной работы налоговых инспекций по форме N 2-Н за I и II полугодие 1993 года.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России
Н.В.ИВАНОВ

<ПИСЬМО> Роскоммунхоза от 16.03.1993 n 01-08-35 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также