ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД (Заключено 02.03.1993)


ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРОФСОЮЗОМ РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ
КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ
И СТРОИТЕЛЬСТВА И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993 ГОД
Общие положения
Настоящее Соглашение заключено между Центральным комитетом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов, выступающего от имени членов профсоюза - работников организаций и предприятий отрасли, Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерством труда Российской Федерации.
Соглашение заключено с целью регулирования трудовых отношений в коллективах организаций и предприятий строительного комплекса, ведения единой согласованной политики в области социально-экономического развития отрасли в условиях углубления экономических реформ.
В нем отражены новые положения, вытекающие из принятых решений по углублению экономической реформы и структурной перестройке экономики: предусмотрен раздел по приватизации организаций и предприятий и особенностям ее проведения в строительстве, расширен комплекс мер по социальной защите, охране труда и здоровья работников, уточнены гарантии их занятости в свете разработанной бывшим Минстроем России и ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации Отраслевой программы занятости на 1992 - 1993 годы.
Соглашение в соответствии с Законом "О коллективных договорах и соглашениях" является правовым документом, содержащим обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников отрасли.
Условия, определенные настоящим Соглашением, являются обязательными при заключении коллективных договоров. Администрация (предприниматели) предприятий не вправе ухудшать нормы и положения соглашения.
Дополнительные по сравнению с законодательством экономические и социальные льготы устанавливаются организациями и предприятиями за счет собственных средств.
Стороны определили состав отраслевой комиссии для ведения переговоров, заключения соглашения и урегулирования трудовых споров (конфликтов), осуществления контроля за ходом выполнения соглашения.
Соглашение заключено на 1993 год, вступает в силу с 1 января 1993 года и его действие заканчивается с момента вступления в действие нового соглашения на следующий период.
Решение о продлении срока действия или о принятии нового соглашения принимается сторонами за 2 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.
Стороны договорились довести настоящее Соглашение до сведения организаций и предприятий, соответствующих отраслевых комитетов профсоюза, используя для этих целей средства массовой информации, отраслевую и многотиражную печать.
Обязательства сторон
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства осуществляет:
- проведение государственной политики в области архитектуры, строительства, промышленности строительных материалов, градостроительства, развитие и углубление экономической реформы в строительном комплексе;
- разработку в установленном порядке проектов правительственных решений, законодательных и нормативных актов по вопросам правового и экономического механизма в области архитектуры, строительства, промышленности строительных материалов, градостроительства, по стимулированию развития приоритетных направлений и отдельных видов производств в строительном комплексе;
- разработку, утверждение и издание государственных стандартов, норм и правил в области строительства, промышленности строительных материалов, архитектуры, градостроительства, направленных на обеспечение безопасности и сохранения здоровья граждан, надежности и долговечности зданий и сооружений, охрану окружающей среды, а также контроль за их применением на территории Российской Федерации всеми организациями и предприятиями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- методологическое руководство и организацию лицензирования и сертификации в области строительства, промышленности строительных материалов, проектирования, инженерных изысканий; привлечение работников ЦК профсоюза к работе экспертных комиссий при подготовке к выдаче лицензий;
- государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, выпуском строительной продукции, материалов, конструкций и изделий;
- содействие развитию конкуренции организаций и предприятий строительного комплекса, демонополизации производства, приватизации имущества организаций и предприятий строительства;
- проведение политики ценообразования в капитальном строительстве и ремонте с ее правовым регулированием, разработкой основных положений по определению сметной стоимости строительства, формирования договорных цен строек всех отраслей народного хозяйства и сметных нормативов;
- совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф в установленном порядке решать вопросы по предоставлению льгот и компенсаций работникам, проводящим работы в местностях радиоактивного загрязнения и участвующим в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- решение других вопросов, предусмотренных Положением о Комитете.
ЦК профсоюза:
- проводит работу по защите экономических и профессиональных интересов членов профсоюза, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, жилищно-бытовым обслуживанием работников;
- осуществляет в необходимых случаях защиту законных прав и интересов трудящихся отрасли в судебных, государственных и других органах за счет средств профсоюза;
- вносит предложения в правительственные органы по вопросам экономической и социальной защиты трудящихся организаций и предприятий, а также другим вопросам, направленным на повышение эффективности работы строительного комплекса;
- вносит предложения по совершенствованию законодательства о труде и социальных гарантий трудящихся отрасли;
- создает фонд социальной защиты трудящихся для оказания единовременной помощи членам отраслевого профсоюза, уволенным в связи с ликвидацией (реорганизацией) организаций и предприятий, ветеранам труда, инвалидам, получившим увечье на производстве, и другим;
- учреждает 20 премий для награждения работников организаций и предприятий за высокие достижения в труде. Лицам, получившим премию отраслевого профсоюза, присваивается звание "Лауреат премии ЦК профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации", вручаются диплом, почетный знак и денежная премия;
- для поощрения студентов средних специальных учебных заведений (техникумов, колледжей) строительного комплекса учреждает 50 стипендий профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации;
- содействует через Акционерное страховое общество "Здоровье" и его отраслевые филиалы оказанию застрахованным работникам отрасли медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях в соответствии с заключенными договорами по медицинскому страхованию;
- участвует в разработке и согласовании норм и правил по охране труда, технике безопасности, промышленной санитарии, принимает участие в разработке программ по охране труда, быта и здоровья трудящихся;
- осуществляет учет и анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях и предприятиях отрасли, разработку рекомендаций и мероприятий по их снижению;
- участвует в работе государственных комиссий по приемке в эксплуатацию средств производства, объектов производственного назначения, жилья и соцкультбыта;
- обобщает и распространяет передовой опыт работы трудовых коллективов и профсоюзных комитетов в новых экономических условиях.
Гарантии занятости
Стороны исходят из того, что переход к рынку повышает требования к профессиональному уровню работников отрасли, способности эффективно работать в новых экономических условиях. С целью сохранения кадрового потенциала Госстрой России и ЦК профсоюза договорились положить в основу этой работы реализацию отраслевой программы занятости, принятой на совместном заседании коллегии и президиума 23.09.92 N 19/9-60а.
Рекомендовать концернам, ассоциациям, акционерным обществам и другим объединениям оказывать организациям и предприятиям строительного комплекса организационно-методическую помощь в работе по обеспечению занятости работников.
Республиканские, краевые, областные и приравненные к ним органы отраслевого профсоюза выступают с инициативой по разработке совместно с территориальными органами федеральной службы занятости России республиканских и региональных (краевых, областных, городских) программ по обеспечению занятости работников отрасли.
Администрация организаций и предприятий строительного комплекса и соответствующие выборные профсоюзные органы, основываясь на отраслевой программе занятости, разрабатывают и осуществляют меры по сохранению социально-кадрового потенциала, имея в виду:
- массовое высвобождение работников по инициативе администрации (работодателя) может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих выборных профсоюзных органов;
- при массовом сокращении рабочих мест воздерживаться от увольнения следующих категорий работников: женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет; родителей, имеющих 3-х и более детей; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; одиноких родителей, воспитывающих детей до 16 лет; работающих инвалидов;
- сохранить с использованием всех доступных методов количество рабочих мест на уровне 1992 года, допуская при этом, в порядке исключения, возможность введения неполной занятости рабочего времени;
- в случае потери рабочего места, вследствие сокращения численности или штата работников организаций и предприятий, при отсутствии возможности предоставления работы им по прежней специальности, в коллективных договорах может быть предусмотрено пособие за потерю рабочего места сверх установленных законодательством выплат, в пределах имеющихся собственных средств;
- при необходимости переквалификации работников строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов с отрывом от производства в связи с изменением структуры работ за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- при высвобождении работников строительных организаций гарантировать им приоритетное предоставление рабочих мест на предприятиях строительной индустрии и промышленности строительных материалов, при условии их наличия;
- молодым специалистам, направленным в отрасль в соответствии с заявками организаций и предприятий, а также лицам, закончившим профтехучилища, трудоустройство гарантируется;
- работники, трудоустроенные на другие предприятия на период реконструкции или технического перевооружения, имеют право преимущественного поступления на работу на реконструируемое предприятие;
- при высвобождении работника предпенсионного возраста ему может быть назначена пенсия за счет средств предприятия за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию.
Организации и предприятия по решению трудовых коллективов отчисляют комитетам профсоюза 0,1 процента прибыли, остающейся в распоряжении организаций и предприятий, на образование и развитие регионального фонда солидарности, а комитеты профсоюза перечисляют ЦК профсоюза 1 процент средств регионального фонда на реализацию мер социальной поддержки трудящихся отрасли.
Приватизация
Учитывая возможность возникновения различных конфликтных ситуаций в ходе осуществления приватизации объектов строительного комплекса, стороны договорились проводить эту работу на основе "Рекомендаций по учету особенностей предприятий и организаций строительства и промышленности строительных материалов при их приватизации и осуществлении полномочий собственников", утвержденных Госкомимуществом России и Минстроем России от 23 сентября 1992 г. N АЧ-10/6568 и N БФ-816/26, руководствуясь следующими основными принципами:
- прогнозная оценка социально-экономических последствий реализации программы с учетом объемов и структуры инвестиций, а также имеющихся мощностей организаций и предприятий. В программе предусматривается обеспечение защиты прав и гарантий трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- осуществление приватизации структурных подразделений предприятия, составляющих единый производственно-технологический комплекс, в составе предприятий (треста, завода и др.);
- перераспределение акций между организациями и предприятиями, входящими в состав территориальных объединений, в целях сохранения технологических связей, увязки экономических интересов строительных специализированных и других предприятий и обеспечение социальной справедливости при приватизации;
- обеспечение управляемости на уровне регионального строительного комплекса путем создания холдинговых компаний;
- создание сложных производственных комплексов для реализации крупных инвестиционных программ в базовых отраслях народного хозяйства с организацией консорциумов или головных холдинговых компаний, объединяющих территориальные и отраслевые холдинги, отдельные предприятия и организации;
- при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества целесообразно включать находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) с обязательным сохранением их профиля, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Оплата труда
Стороны исходят из того, что в соответствии с действующим законодательством установление размеров тарифных ставок и окладов, форм и систем оплаты труда является правом организаций и предприятий и закрепляется в коллективных договорах.
Стороны пришли к соглашению, что при наличии у предприятий денежных средств на оплату труда при заключении коллективных договоров они могут устанавливать минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях на строительно-монтажных работах в размере 9000 рублей, с последующей индексацией или пересмотром в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.
В организациях и на предприятиях,

ПИСЬМО ПФ РФ от 02.03.1993 n ЮИ-12/747-ИН О НАЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПФР НА ПРЕМИИ ИЗ ФОНДА МАСТЕРА (вместе с ПИСЬМОМ Минтруда РФ от 15.02.1993 n 8-19)  »
Постановления и Указы »
Читайте также