РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 25.07.1991 n 810-р (с изм. от 29.10.1992) <О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ АГАРОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ РСФСР НА РЕСУРСНОЙ БАЗЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА>


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 1991 г. N 810-р
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 29.10.1992 N 838)
1. Принять предложение Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР о проведении работ по Государственной инновационной программе "Организация крупномасштабных агаровых производств РСФСР на ресурсной базе Дальневосточного региона" (прилагается), разработанной акционерным обществом "ИНВЕСТПУЛ" совместно с Московским институтом народного хозяйства имени Г.В. Плеханова и согласованной с Минздравом РСФСР, Минсельхозпродом РСФСР, МВЭСом РСФСР и Госкомимуществом РСФСР. Установить срок выполнения Программы январь 1992 - декабрь 1996 года.
2. Государственному комитету РСФСР по управлению государственным имуществом и Республиканскому инновационному фонду до начала реализации Программы решить вопросы, связанные с переходом в юрисдикцию органов государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР и участвующих в реализации указанной Программы.
3. Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ предусматривать в приоритетном порядке выделение по договорным ценам (тарифам) материально-технических ресурсов для реализации Государственной инновационной программы "Организация крупномасштабных агаровых производств РСФСР на ресурсной базе Дальневосточного региона". Абзац первый пункта 4 признан утратившим силу в части действия абзаца четвертого пункта 2 и пункта 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1990 г. N 531 "О деятельности Российского инновационного концерна и акционерного общества "Инновационный центр России" по реализации государственных инновационных программ" (Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 N 838). 4. Распространить на предприятия, учреждения и организации, участвующие в реализации Программы, действие пунктов 2, 3 и 4 Постановления Совета Министров РСФСР от 19 ноября 1990 г. N 531.
Список предприятий, учреждений и организаций, включаемых в состав исполнителей указанной Программы, определяется Республиканским инновационным фондом.
Зам. Председателя
Совета Министров РСФСР
О.ЛОБОВ



Утверждена
распоряжением
Совета Министров РСФСР
от 25 июля 1991 г. N 810-р
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ АГАРОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ РСФСР
НА РЕСУРСНОЙ БАЗЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА"
(срок выполнения Программы - 1992 - 1996 гг.)
Цель Программы
Разработка и освоение в 1992 - 1996 гг. новейшей технологии и технологического оборудования для производства агар-агара и продуктов его переработки для обеспечения народного хозяйства России агар-агаром и продуктами его глубокой переработки.
Сущность проблемы
В СССР постоянно ощущается острый дефицит агара и продуктов его глубокой переработки. Дефицит в последнее время стал катастрофическим, что связано как с уменьшением его производства внутри страны, так и сокращением импорта.
Производство агара в СССР ограничено отсутствием значительных естественных запасов красных водорослей-агароносов, истощением запасов, нерациональным использованием ресурсов на базе устаревших технологий добычи и переработки, несовершенством процессов управления и заурядным расточительством (при добыче, переработке, транспортировке и хранении нередки потери качества суховоздушной массы до 60 - 70%, а соответственно снижаются качественные характеристики агара и его количественный выход).
Запасы агароносов в нашей стране за последние 20 лет сократились в шесть раз и продолжают сокращаться. Это связано с загрязнением Черного и Балтийского морей, нерациональной, научно необоснованной эксплуатацией естественных полей агароносов в Белом море и Дальневосточных морях.
В настоящее время в СССР около 65 - 70% агара получают за счет эксплуатации естественных зарослей водоросли анфельции тобучинской в морях Дальнего Востока, основная биомасса которой находится в заливе Измены Южно-Курильской гряды. Однако запасы этой водоросли невелики, всего около 160 - 200 тыс. тонн, и продолжают уменьшаться.
Область применения агар-агара в народном хозяйстве страны ограничений не имеет. Только для пищевой промышленности его потребность составляет 2 грамма на душу населения в день или примерно 2,4 тыс. тонн в год.
Сегодня, при самых лучших условиях эксплуатации имеющихся у нас естественных полей анфельции, можно получить в год не более 400 - 500 тонн агара, что составляло бы незначительную часть потребности страны, а по сравнению с рынком Японии составило бы лишь одну двадцатую часть.
Дважды в год после весенних и осенних штормов на побережье в заливе Измены, а также в других местах Дальневосточного региона выбрасывается огромное количество сорванных штормом водорослей. Даже по самым скромным подсчетам специалистов Дальневосточного отделения АН СССР, биомасса штормовых выбросов анфельции составляет 60 - 70 тыс. тонн, которые гниют на берегу из года в год. А это превышает по своим размерам квоту ежегодной активной добычи из ресурсов почти в пять раз.
Других запасов агароносов в СССР практически уже не существует. Плантационное или интенсивное культивирование анфельции тобучинской неэффективно из-за физиологических особенностей этой одноклеточной водоросли - слабых репродуктивных возможностей. Возможно только экстенсивное культивирование анфельции, т.е. расширение ее естественных полей при рациональной научно обоснованной эксплуатации.
Таким образом, существуют проблемы сбора, первичной переработки штормовых выбросов, скорейшее решение которых позволит создать ресурсную базу для производства 1200 - 1600 тонн агар-агара и продуктов его переработки в год. Также существует и проблема научной организации эксплуатации существующих естественных полей анфельции с целью их сохранения и расширенного воспроизводства. Эту проблему полноценно может решить только самая заинтересованная в сырье организация-агаропроизводитель.
Другим источником сырья для производства агар-агара могло бы быть культивирование быстрорастущих водорослей, таких, как грацилярия, еухиема, геледиум. Однако в настоящее время в СССР нет практически внедренной биотехнологии по эффективному выращиванию этих водорослей. В Дальневосточном отделении АН СССР имеются научные наработки по практическому культивированию грацилярии с возможным средним за год урожаем ее с одного га до 5 тонн суховоздушного веса, что позволило бы получить до 1,5 тонн агара.
Таким образом, другая группа проблем связана с внедрением разработанных новейших технологий культивирования грацилярии, с закладкой и развитием плантаций марикультур в промышленных масштабах с целью развития сырьевой базы агарового производства, накопления опыта возделывания марикультур, сохранения естественных полей агароносов.
Низкий уровень технологий производства агара на существующих агаровых предприятиях и использование устаревшего технологического оборудования является причиной значительных потерь и низкого качества конечного продукта. В настоящее время на Дальнем Востоке производится менее 150 тонн агара низкого качества. Анфельция является уникальным агароносом, в котором около 95% всех полисахаридов является агарозой. Это дает возможность организовать промышленное производство высококачественных сортов агара и агарозы. Уже разработаны и освоены в маломасштабном производстве соответствующие технологии, позволяющие получать продукцию на уровне мировых стандартов.
Третья группа проблем связана с внедрением новейших технологий производства агара и продуктов его глубокой переработки, с совершенствованием существующего оборудования и реконструкцией действующих предприятий и, наконец, с разработкой новейшего отечественного высокопроизводительного оборудования и созданием новейших агаровых производств в местах сосредоточения природных ресурсов и штормовых выбросов.
Объективные основания Программы
Как указывалось выше, имеющиеся запасы сырья в Дальневосточных морях РСФСР могут обеспечивать производство агара в объеме не менее 500 тонн в год. Штормовые выбросы и развитие марикультуры увеличивают эту цифру в три - пять раз. При организации заготовки всего возможного объема сырья и его первичной обработки в соответствии с современной технологией возможно получение сырья для производства 1500 и более тонн агара в год.
Разработаны и освоены экологически чистые технологии производства высококачественных сортов агара и агарозы с низким уровнем энерго- и ресурсопотребления. Технологии содержат "ноу-хау". Получаемая по этим технологиям продукция соответствует по качеству уровню мировых стандартов. Проработан коммерческий рынок и установлен уровень цен, который позволяет оценить стоимость произведенной продукции объемом в 100 тонн в сумме не менее 100 - 150 млн. рублей. Разработаны технологическая линия производства агара производительностью 25 тонн агара в год, технические задания на проектирование оригинального специализированного оборудования. Определены предприятия, которые могут изготовить это оборудование, и организация по проектированию и привязке предприятий по производству агара, места строительства их в Приморье и на о. Кунашир Курильской гряды.
Расчеты показывают, что реализация этой Программы по агару позволит получить продукцию общей стоимостью не менее 600 - 700 млн. руб. в год.
Важным элементом, определяющим возможность реализации любой программы, является проблема кадров. На Дальнем Востоке основные квалифицированные кадры, владеющие технологиями производства полисахаридов и искусственного воспроизводства морских растений, сосредоточены во Владивостоке в системе Дальневосточного отделения Академии наук СССР, ряде ведомственных НИИ, в высших учебных заведениях. Научный и научно-технический потенциал в указанной области достаточно высок и соответствует современному состоянию науки. Предварительная научная проработка данной Программы показала готовность специалистов участвовать в ее практической реализации.
Благоприятными предпосылками для практической реализации Программы является и развитость инфраструктуры Южного Приморья, а также готовность руководителей предприятий соответствующего профиля предоставить имеющиеся в их распоряжении возможности для организации производства полисахаридов и продукции, содержащей полисахариды. Наконец, новые органы власти на уровне городов и областей (края) понимают всю важность развития новых производств и готовы оказывать необходимую поддержку по их организации.
Все перечисленные обстоятельства позволяют достаточно энергично организовать сеть производств полисахаридов и содержащих полисахариды продуктов, крайне необходимых как России, так и стране в целом. Учитывая достаточно высокую суммарную стоимость производимой продукции, организация этих производств позволила бы существенно продвинуть вперед социально-экономическое развитие Дальневосточного региона в целом.
Технико-экономическое обоснование
Для реализации Программы имеются ресурсная база активной добычи штормовых выбросов, трудовые ресурсы по месту организации производства, а также научный потенциал. Определены объем и формы финансирования. Анализ потребностей народного хозяйства в конечном продукте показал по существу невозможность полного его обеспечения. Рынок сбыта ограничений не имеет.
В настоящее время отечественного оборудования для производства агар-агара не существует. Действующее импортное оборудование на Корсаковском агаровом заводе не позволяет получать высококачественный агар и агарозу. Разработано ТЭО экспериментально-промышленного производства с выпуском 400 тонн конечного продукта в год. Определены необходимые размеры первоначального финансирования строительства экспериментального опытно-промышленного модульного цеха на 25 тонн продукта в год. Финансирование Программы предполагается производить через банковские структуры акционерного общества "ИНВЕСТПУЛ" на основе кредитования. Срок возврата кредитов - по окончании реализации Программы.
Существует возможность экспорта конечного продукта, продуктов последующей переработки, а также оборудования для производства. Планируемые производственные мощности размещаются в местах сосредоточения ресурсов анфельции:
а) в поселке Головнино Южно-Курильского района Сахалинской области;
б) в проливе Старка между островами Попова и Русским (г. Владивосток) в Приморском крае.
В реализации Программы планируется участие ученых и специалистов Дальневосточного отделения АН СССР, проектных и строительных организаций Сахалинской области и Приморского края, научных коллективов Москвы.
Затраты и доходы
------------T-------------------------T--------------------------¬
¦ Год ¦ Затраты, млн. руб. ¦ Доход, млн. руб. ¦
+-----------+-------------------------+--------------------------+
¦ 1992 ¦ 11,5 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1993 ¦ 90,1 ¦ 60 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1994 ¦ 78,4 ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1995 ¦ 57,7 ¦ 400 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1996 ¦ 43,5 ¦ 740 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ Итого: ¦ 281,2 ¦ 1400 ¦
L-----------+-------------------------+---------------------------
С 01.01.96 при объеме производства 400 тонн в год конечного продукта прибыль должна составить не менее 700 млн. рублей.
Участники Государственной инновационной программы
1. Акционерное общество "ИНВЕСТПУЛ"
2. Научно-экспертное предприятие "ТЕХНОДИНАМИКА"
3. Сахалинский облисполком
4. Приморский крайисполком
5. Южно-Курильский райисполком
Генеральным исполнителем практической реализации Государственной инновационной программы является Дирекция Программы.
Источниками финансирования Программы станут средства участников Программы, а также средства, полученные от поэтапной реализации самой Программы.
Республиканский
инновационный фонд
Акционерное общество
"ИНВЕСТПУЛ"



Приложение
к Государственной
инновационной программе,
утвержденной распоряжением
Совета Министров РСФСР
от 25 июля 1991 г. N 810-р
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
"ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРИКАЗ ГТК РФ от 28.10.1992 n 497 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГТК РОССИИ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 1992 Г. n 466  »
Постановления и Указы »
Читайте также